Сын солнца царь среди людей
Владимир Тихонович Пономарев
Тайны Царских Династий Мира. Фараоны — сыновья Солнца
«Древние египтяне создали уникальное для ранней древности централизованное государство — его превзошла по уровню организации только Римская империя. Они сумели так ввести искусство в повседневную жизнь, как ни один народ… Они оставили столько памятников искусства, что их превзошел только эллинизм. Обуздав наводнения Нила, египтяне трудом многих поколений осушили сплошные болота, поросшие тростником и кишащие ядовитыми тварями и крокодилами, очистили сам воздух от вредных испарений, впервые приручили массу диких животных (в том числе антилоп, козерогов, пытались приручить гиен) и вывели новые породы мясного и молочного скота, сумели сделать пригодными для пчеловодства и скотоводства топи дельты Нила. Они сами воздвигли себе памятники, перед которыми время оказалось бессильным.
И сделали это не титаны и сверхчеловеки, а обычные люди, имевшие достоинства и недостатки, сочетавшие силу со слабостью, героизм и мудрость с практицизмом и глупостью, верность и чистоту помыслов — с неблагодарностью и пороками. Это были люди, которые в быту и морали не так уж отличались от нас, но которые видели мир иначе. И свой вклад в историю они сделали не с помощью чудовищного напряжения сил и сверхэксплуатации, а повседневным трудом многих поколений».
Так писал о Древнем Египте известный русский ученый-египтолог Е. С. Богословский (1942–1990 гг.).
Движущий центр всего древнеегипетского общества, его предводитель и владыка — фараон.
Само слово «фараон» — от древнеегипетского словосочетания «пиро-он», означающего «великий дом». Поначалу эти слова применялись для обозначения царского дворца. Имеется версия, что истинное значение этих слов — «великий в доме».
Фараон — любимый сын Бога. Все, что делает царь, он делает по воле Бога и при его постоянной поддержке. «Государство — это я» — принцип, звучавший из уст французских королей, — на самом деле изобретение египетских фараонов.
Считалось, что фараон, поставленный богами властвовать над страной, божественная плоть небесных владык, обеспечит стране мир и процветание. Обильные разливы Нила помогут вырастить щедрый урожай. Выросшая на лугах сочная трава будет способствовать росту многочисленного поголовья скота.
Слоновая кость, неисчислимые товары, благовония, золото, диковинные животные и растения будут прибывать из всех стран света.
Все это при одном условии — должна соблюдаться божественность фараона. Если не будет соблюдаться, то страна придет в упадок.
Главная обязанность царствующего властителя — постоянное выражение признательности богам, которые представляют собой суть всего сущего на Земле.
Только в таком случае фараон представлялся жрецами в храмовых религиозных церемониях как «царь благодетельный», ибо он «совершает работы для всех богов…».
Фараон принимал личное участие в торжественных ритуалах. Например, на великом празднике Опет царь появлялся на священной ладье длиной более ста локтей, которую вели на буксире от Карнака до Луксора.
Своим участием в религиозных праздниках фараон показывал простому люду, что он так же, как они, набожен, так же почитает древние обычаи. Таким способом фараон постоянно старался поддерживать спокойствие в стране. Пока его почитали как любимого сына бога, до тех пор и трудовой народ покорялся властителю, мирился со своей горькой судьбой. Мало кто совершал попытки нарушить установленный богами порядок. Мало кто осмеливался ссориться с самими богами.
Власть фараонов и жрецов составляла практически единое целое.
Чарльз Уильям Гекерторн в книге «Тайные общества всех веков и всех стран» пишет: «Жреческая каста (Древнего Египта — В. П.), которая одна владела ученостью, сперва властвовала безраздельно; для собственной защиты жрецы вооружили часть населения, другую они держали в страхе суеверием или обезоруживали и ослабляли ее развратом. Платону, который судил со стороны, это правление казалось изумительным; он видел в нем идеал, „град Господень“, образец республики. Тем не менее, что было неизбежно, сила возмутилась против учения, воинство свергло власть духовенства, и рядом с первосвященниками возникли цари; лучше сказать, ряд тех и других шел параллельно; жрецов не отстраняли, они имели вдоль берегов Нила свои дворцы, храмы, сильные, как крепости, которые в то же время были роскошные жилища, земледельческие учреждения, торговые склады и станции для караванов. Члены этой касты управляли самими царями, распоряжаясь до мелочей всеми их действиями в течение дня; они занимали высшие должности и в качестве ученых, судей и врачей пользовались высшими почестями. Главные школы их находились в Фивах, Мемфисе, Гелиополе и Саисе; им принадлежала большая часть земли, которую они заставляли обрабатывать; податей они не платили, но собирали десятину. Они на самом деле были избранная, привилегированная и единственно свободная часть нации».
Фараоны старались принять на себя сан великого жреца Амона. Жреческие обязанности выполняли почти все царевичи.
Служители солнечного Амона обладали огромными знаниями. Они не смогли бы властвовать, если бы другие знали столько же, сколько они. Греческий ученый Страбон (ок. 64–63 гг. до н. э. — ок. 20 г. н. э.) сообщает, что «эти жрецы обладают большими знаниями в науке о небесных явлениях; это были люди скрытные и не склонные передавать свои знания другим, поэтому Платон и Эвдокл, только с течением времени снискав расположение жрецов, сумели убедить этих последних сообщить им некоторые положения своих учений; тем не менее варвары скрыли большую часть своих знаний».
Многие исследователи истории Древнего Египта отмечают, что именно назначение верховного жреца Амона являлось очень важной процедурой. Верховный жрец сосредоточивал в своих руках управление официальной государственной пропагандой.
Прежде чем поставить кого-то на этот высокий пост, фараон держал совет с самим Богом.
«Будь благодарен ему, ибо он тебя призвал» (Бог — В. П.), — говорил фараон вновь назначенному жрецу после проведения длительной консультации с богом Амоном.
Коллегия Тридцати (верховная судебная палата) во весь голос славила решение Его Величества, преклоняясь перед милостивыми богами. После похвал фараон вручал новому верховному жрецу два золотых кольца и посох из позолоченного серебра. Об этом решении оповещался весь Египет.
Фараон вручал награды военнослужащим и гражданским лицам. Только по милости фараона они становились людьми золота. Фараон выходил на балкон и оттуда бросал награжденным золотые чаши и ожерелья. Все аккуратно записывали придворные писцы. Если награждаемый был очень уж важной персоной, то мог получить награду на личном приеме фараона в беседке.
Фараоны достаточно высоко ценили своих близких соратников — знающих, практичных, умудренных жизненным опытом людей.
В кругу друзей по охоте и войне фараон развлекался их красочными рассказами.
Сильным было и влияние придворного гарема. Например, именно там могли изменить порядок естественного наследования престола.
Любящий отец, фараон в своих ежедневных обращениях к богам старался, чтобы они услышали его молитвы и возвели на трон его сына, зачатого его семенем, сына Амона, вышедшего из его плоти.
Человек, пусть он даже Его величество фараон, остается всегда человеком, полным тревог и забот о своей семье, ее многолетнем благополучии. Естественным было желание фараона, чтобы боги отвели от его родных катастрофы, беды, несчастья.
В этой книге рассказывается о фараонах Древнего Египта как о высших правителях страны и как о простых людях со всеми их заботами и тревогами.
Книга пророка Иеремии гласит: «…Вот Я посещу Аммона, который в Но, и фараона в Египте, и богов его и царей его, фараона, и надеющихся на него; и предам их в руки ищущих душ их…».
Источник
Сын солнца царь среди людей
«Рамзес, величайший из победителей, Король-Солнце, хранитель Истины», — такими словами Жан-Франсуа Шампольон, который, расшифровав иероглифы, открыл нам Египет, описывает фараона Рамзеса II, которому поклонялись, как божеству.
Имя Рамзеса прошло через века и одержало победу над временем; он один воплощает величие и мощь Египта эпохи фараонов, духовного отца западных цивилизаций.
За 67 лет царствования, с 1279 г. до н. э., Рамзес, «сын Света», приведет свою страну на вершину славы и будет способствовать расцвету ее мудрости.
На египетской земле путешественник встречает Рамзеса на каждом шагу. Он остался в бесчисленном множестве памятников либо построенных его мастерами, либо восстановленных при его царствовании. Прежде всего это храм в Абу-Симбеле, где царит бессмертная пара — обожествленный Рамзес и Нефертари, Великая Супруга Фараона, а также громадный зал с колоннами храма Карнака и улыбающийся колосс храма Луксора.
Рамзес — герой не одного, а нескольких романов, настоящей эпопеи, начинающейся с его возведения на престол отцом Сети, столь же могучим правителем, ведущей читателя через множество испытаний к последним дням царствования. В пяти томах перед вами предстанет судьба человека необычайного масштаба. На страницах цикла оживут незабываемые персонажи, такие, как Сети, его супруга Туйя, великолепная Нефертари, Красавица Изэт, поэт Гомер, заклинатель змей Сетау, еврей Моисей и многие другие.
Мумия Рамзеса сохранилась. Черты великого старца производят внушительное впечатление. Множеству посетителей зала мумий в музее Каира кажется, что он вот-вот очнется от своего сна. То, что физическая смерть мешает сделать Рамзесу, может предоставить ему магия романа. Благодаря науке и вымыслу мы можем разделить с ним его тревоги и надежды, пережить его успехи и поражения, встретить женщин, которых он любил, испытать предательство одних и нерушимую дружбу других, вступить в борьбу с силами зла и начать поиск Света, из которого все вышло и к которому все вернется.
Великий Рамзес… Какой великолепный типаж для романиста! От первого боя с диким быком до умиротворяющей тени акации Запада — страны мертвых — разыгрывается судьба величайшего из Фараонов, связанная с судьбой Египта — страны, любимой богами. Земля воды и солнца, где слова справедливость, правосудие и красота имели смысл и воплощались в повседневной жизни. Страна, где земное и потустороннее без конца соприкасаются, где жизнь возрождается из смерти, где ощутимо присутствие неведомого, где любовь к жизни и к нетленному наполняет сердца живущих, услаждая их.
Эта земля — Египет Рамзеса.
Дикий бык, застыв, пристально смотрел на юного Рамзеса.
Животное было чудовищно: толстые, как колонны, ноги, длинные свисающие уши, жесткая борода на нижней челюсти, черно-коричневые лоснящиеся бока. Он только что почуял присутствие юноши.
Рамзес не сводил глаз с его рогов, близко посаженных, утолщенных у оснований, загибающихся назад, а затем — кверху. Они образовывали что-то вроде шлема с заостренными концами, способными пронзить любого противника.
Юноша никогда раньше не видел такого огромного животного.
Это был бык опасной породы, с которой не могли совладать лучшие охотники. Вожак своего стада, приходящий на помощь раненым или больным сородичам, следящий за воспитанием молодых, этот самец превращался в опаснейшего бойца, когда кто-либо нарушал его спокойствие. Взбешенный малейшим движением, он стремительно атаковал и не покидал поля боя, пока противник не будет повержен.
Рамзес отступил на шаг.
Хвост дикого быка хлестнул воздух; он бросил свирепый взгляд на чужака, осмелившегося ступить на его земли. Эти луга, граничащие с топями, где росли высокие тростники, он считал своей территорией. Здесь неподалеку телилась его корова, окруженная своими подругами. Здесь, на берегу Нила, гордый и могучий бык царил над своим стадом. Он не потерпит присутствия постороннего!
Юноша сначала надеялся, что его скроет трава, но взгляд глубоко посаженных карих глаз быка не отрывался от него. Рамзес понял, что поединка не избежать.
Смертельно побледнев, он медленно повернулся к отцу.
Сети, египетский фараон, которого называли «победоносный бык», находился в десяти шагах от сына. Говорили, что одно его присутствие парализовывало врагов. Его ум, острый, как клюв сокола, проникал повсюду, и не было ничего такого, чего он бы не знал. С утонченным, но суровым лицом, высоким лбом, носом с горбинкой, выступающими скулами, Сети был воплощением властности. Ему поклонялись и его боялись. Этот правитель вернул Египту былую славу.
В четырнадцать лет Рамзес, своей осанкой уже походивший на взрослого, в первый раз встретил своего отца.
До этого он воспитывался во дворце наставником, в обязанности которого входило подготовить царского сына к будущей жизни на высоком посту. Сети забрал его сегодня прямо с урока, не дав дописать иероглифов, и увел в открытое поле, далеко от поселений. По дороге не было сказано ни слова.
Когда трава стала слишком густой, фараон и его сын оставили колесницу, запряженную двумя лошадьми, и вошли в высокие заросли. Вот тут-то, пройдя через эти заросли, они и вступили на территорию быка.
Кто из них был страшнее — дикое животное или Фараон? От обоих исходила сила, управлять которой юный Рамзес был не в состоянии. Разве легенды не утверждали, что бык был священным животным, вместилищем огня другого мира, а Фараон — братом богов? Несмотря на свой высокий рост, крепкое сложение и полное отсутствие страха, юноша чувствовал себя зажатым между двумя энергиями, объединившимися против него.
— Он меня заметил, — признался он голосом, которому пытался придать уверенность.
Первые два слова, произнесенные отцом, прозвучали как приговор.
Вопрос застал Рамзеса врасплох. Бык левой передней ногой ударил землю, комья полетели в разные стороны. Цапли торопливо поднялись в воздух, как будто покидая поле битвы.
— Ты трус или Сын Фараона?
Взгляд Сети пронзал юношу насквозь.
— Я люблю сражаться, но…
— Настоящий мужчина использует свои силы до предела, Фараон переходит этот предел; если ты на это не способен, ты не станешь царем и мы больше никогда не увидимся снова. Никакое испытание не должно поколебать тебя. Или уходи, или победи его.
Рамзес осмелился поднять глаза и сумел выдержать взгляд отца.
— Вы посылаете меня на смерть.
— «Будь мощным быком, вечно юным, с твердым сердцем и острыми рогами, и пусть никакой враг не совладает с тобой», — говорил мне мой отец. Ты, Рамзес, вышел из чрева своей матери, как настоящий бык, и ты призван стать сияющим солнцем, посылающим лучи на благо твоего народа. Я держал тебя на ладони, как звезду. Сегодня я открываю свою ладонь: сияй или исчезни.
Бык заревел: разговор незнакомых людей раздражал его. Все кругом затихло: полевые обитатели, от грызуна до птицы, казалось, понимали неизбежность битвы.
Рамзес принял вызов.
В рукопашной битве ему уже случалось побеждать более тяжелых и более сильных противников благодаря приемам, которым его научил наставник. Но какую стратегию избрать в бою с таким огромным чудовищем?
Сети передал сыну длинную веревку с подвижным узлом.
— Его сила в голове. Поймай его за рога — тогда ты победил.
Источник