Летний дождь в степи
(1)Вдруг рванул ветер. (2)Да с такой силой, что, встрепенувшись, рванулся во все стороны и захлопал по листве деревьев. (3)Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. (4)Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. (5)Лунный свет затуманился, стал как будто грознее, звезды еще больше нахмурились. (6)Видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (7)Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль и сухую траву и перья, поднимались под самое небо. (8)Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.
(9)Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем. (10)Тотчас же загремел гром. (11)Едва он умолк, как молния блеснула широко и ярко.
(12)Дождь почему-то долго не начинался. (13)Было страшно темно. (14)Где была недавно луна, чернела такая же тьма, как и везде. (15)А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.
(16)Но вот, наконец, ветер в последний раз рванул и убежал куда-то. (17)Послышался ровный, спокойный шум. (18)Упала большая холодная капля дождя. (19)И в это время что-то посыпалось и застучало по дороге. (20)Это был дождь. (21)Он заговорил о чем-то быстро, весело и препротивно.
(22)Вдруг со страшным, оглушительным треском разломалось небо. (23)На земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно едкий свет. (24)Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. (25)Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие звуки, похожие на треск сухого дерева.
В1. Из предложений 24-25 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется З, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный».
В2. Из предложений 4-5 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом « НН пишутся в прилагательных, образованных от имени существительного с основой на Н».
В3. Из предложения 19-20 выпишите все местоимения.
В4. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
В5. Из предложения 18 выпишите слово, которое образовано суффиксальным способом.
В6. Среди предложений 9-11 найдите сложное предложение. Укажите номер этого предложения.
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые, выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при одиночном деепричастии..
Да с такой силой,1 что,2 встрепенувшись,3 рванулся во все стороны и захлопал по листве деревьев.
В8. Из предложения 16 выпишите грамматическую основу.
Источник
§ 28. Предложение —
141. Прочитайте. Укажите вначале предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов ( подлежащего и сказуемого ), затем — из одного.
Предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов ( подлежащего и сказуемого ): на траве и кустах заблестела роса . Я выше л из палатки и направился к реке. Послышалось пение птиц. Прибрежные камыши изредка шуршат .
Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена: Утро . Рассвело незаметно. Иду , любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река .
Заблестела — глагол, 2 сп., п. в., жен. р., ед. ч.
142. Установите границы предложений. Укажите предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена ( подлежащего и сказуемого ). Выпишите отдельно, которые соответствовали бы схемам:
1. Вечер . К акая тишина ! Н а небе зажигаются первые звезды . О т чего розовеет горизонт на востоке ? Э то восходит луна.
2. Светает . З апели в роще птицы . О т зари разливается яркий свет . П одул свежий ветерок . В зошло солнышко . Н а траве и кустах заблестели капельки росы . К ак красив на рассвете лес !
Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена ( подлежащего и сказуемого ): Вечер . Какая тишина ! Светает .
Предложение, которое соответствует: 1. На небе зажигаются первые звезды. Вечер. Это восходит луна. Светает. Запели в роще птицы. От зари разливается яркий свет. Подул свежий ветерок. Взошло солнышко. На траве и кустах капельки росы. 2. От чего розовеет горизонт на востоке? 3. Как красив на рассвете лес! Какая тишина!
Разливается — глагол, 1 спр., н. вр., 3-е л., ед. ч.
143. Почему эту запись трудно понять с первого прочтения? Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания.
См е ркалось (м е ркнет) . Н а закате догорала заря . З а лесом ей не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тьмой . Но чные (н о чь) тени успели прокрасться в лес и з а кутали (приставка за-, неизм.) в сумр а к (сумра ки ) высокие кроны деревьев . М ежду в е твями (в е тка) деревьев в и днелись (в и д) звёзды и острые рога полумесяца.
Св е тло (св е т) . Ко стер (слов.) догорал . Н ад р е кой (р е чка) повис густой туман . С квозь него не ясно были видны горы . В еселый гол веселые голоса, шутки, смех разносились далеко по долине. ( В Арсеньев )
Эту запись трудно понять с первого прочтения, потому что в ней нет знаков препинания, которые помогают определить границы предложений.
Зазнавшийся в пень
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, клонились пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и стал требовать от деревьев, чтобы они тоже ему уклонились.Но деревья стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте. Рассердился старый пень и стал кричать на деревья.
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка и рассказал пню, что люди просто-напросто ищут возле него опенки, а не склоняются ему.
Источник
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Источник