Меню

Сверху жарко палило солнце

Русский

1)За окном брезжил рассвет, и кричали петухи. — 2) Изредка пропоет комар, да ветерок качнет вершину. Асфальт уже высох, и только на цветах газонов блЕстели чистые крупные капли. 4)Сверху жарко пАлило солнце, и до раскАленной кабинки невозможно было дотронуться. 5) В ветер леса шумят великим океанским шумом, и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком. 6) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возмутит. 7) Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка, и запели два нежных женских голоса. 8) На строительной площадке работал башенНый кран, и забивали в землю бетонНые сваи.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ: тут все сложносочиненные

Пунктуация (Расстановка знаков препинания) : 1)За окном брезжил рассвет и кричали петухи.
2) Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. Асфальт уже высох и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли.
4)Сверху жарко палило солнце и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться.
5) В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком.
6) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит.
7) Вдруг в нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса.
8) На строительной площадке работал башенный кран и забивали в землю бетонные сваи.

Примечание: букву Ё пишу как она есть, а не как принято сечас (Е) . Ну а указать придаточные не могу, попробуй прочитать предложение, может отыщется

Источник

Сверху жарко палило солнце

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 454
  • КНИГИ 642 134
  • СЕРИИ 24 460
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 576

В горячее время уборки день в совхозе «Солнечный отличается от ночи только расцветкой, а больше ничем.

Днем и ночью ходят по квадратам лафетки, трактора и комбайны, гудят на глубинных токах зернопульты и тугой прозрачной параболой взвивается в воздух зерно; круглые сутки опрокидываются над кузовами ковши зернопогрузчиков и щелкают в местах соединений бесконечные ремни.

Одна за другой наполняются степным золотом машины, и чумазые шоферы, проверив, не заснул ли кто-нибудь случайно под колесом, садятся за баранку и включают ладонью первую скорость.

Днем и ночью на главной усадьбе дышат электрические лампочки, днем и ночью стучит движок электростанции, стучит громко и до того привычно, что его уже никто не слышит.

По степи длинными эшелонами несутся грузовики, слепя фарами встречный порожняк, и, вспыхивая в ночной темноте, бьют в черное небо столбы автомобильного света, и усталые, сиплые сигналы машин изредка прорываются сквозь деловой рокот тракторов и комбайнов, и ни на минуту не оседает над степными дорогами легкая пыль.

Вот в такое-то горячее время, часа в два ночи, в коротком, на восемь домов, совхозном поселке у фонаря стояла грузовая машина с надписью «Уборочная».

Подкрашенный бортовой номер, отчетливо белеющий в темноте, железная бочка с горючим, мешки и чемоданы, ожидающие погрузки, — все говорило о том, что машина отправляется в дальний рейс.

Несмотря на поздний час, возле машины толпились женщины и ребятишки. Были здесь и отъезжающие и провожающие, подходили и просто любопытствующие и, прислушавшись к разговору, довольно быстро узнавали, что машина поедет за четыреста километров— до станции Арык.

Пассажиров было не много; они ждали шофера и тихо беседовали. Только болезненно рыхлая Василиса Петровна, уезжающая в родной город Рыбинск, уже успела вспотеть и запыхаться от хлопот и волнения. Машина стояла пустая, шофер ушел на склад — просить, чтобы поменяли резину, а Василиса Петровна была вся во власти пассажирской горячки; она толкалась среди людей, пересчитывала вещи, щупала зашитые в подкладке деньги и волновалась так, будто возле нее стоял поезд, который вот-вот тронется и навеки оставит ее «в этом степу».

На станцию Арык, а оттуда поездом в Рыбинск уезжала и Настя Тарасова. Туго спеленутый ребенок тихонько плакал на ее руках. Тихонько плакала и сама Настя Тарасова — ей было всего восемнадцать лет. Приехала она сюда, на пустое место, одной из первых по комсомольской путевке, работала замечательно. Ей дали почетную грамоту, сняли на кино. Как только лицо Насти появилось на экране, местные трактористы, словно по команде, влюбились в нее. Она вышла замуж, скорей чтобы отвязаться от докучливых ухажеров, чем по любви, и, сделавшись мамашей, механически выбыла из комсомола. Совхоз существовал всего полтора года — яслей еще не было. Настя подумала-подумала и решила отвезти сыночка к родителям, вернуться обратно и восстанавливать былую славу. А то и муж уважать перестал. Даже проводить не вышел — спит… Поговаривают — гуляет от нее…

Читайте также:  Безопасная детская защита от солнца

— Вы напишите, если что, тетя Груня, — по-детски шмыгая носом, говорила Настя пожилой простоволосой женщине, вышедшей в белом докторском халате поглядеть, как поедут. Это была заведующая местным медпунктом Аграфена Васильевна.

— Напишите, напишите… — ворчала она, насильно нагибая голову маленькой мамы и утирая ей нос— За ними разве уследишь? Их каждый омет на мысли наводит. Сдавай ребенка — и назад. Пулей!

— Я приеду… — всхлипывала Настя. — Вы только поглядите, чтобы мой-то с Ефимом не ходил. Его Ефим с пути сбивает…

— Смотри ребенка не застуди. И скорей назад! Ты должна при законном муже непрерывно находиться. Как часы, должна на нем висеть.

— Я приеду… Ребенка сдам и приеду… А вы напишите, ладно? Все как есть напишите, ничего не таите. Чтобы я знала, что сама с собой делать… Конверты я оставила с марками, с адресом… Только в ящик кинуть… Сосновый лес Шишкина. На конвертах. Такая красота.

— Красота, красота, — проворчала Аграфена Васильевна и снова утерла Насте нос. — Вперед думай сперва, а потом детей рожай.

— Ничего, тетя Груня. До годика, говорят, дорастет дальше легче будет… Конверты у тети Лиды, под патефоном.

Молодая черноглазая волжанка Лида с мускулистыми, как у мужчины, руками стояла тут же. Пользуясь оказией, она отправляла к бабушке девятилетнюю дочь Аленку.

Большинство рабочих и служащих совхоза «Солнечный» набиралось в городе Рыбинске, там же жила Алеикина бабушка, там училась и Аленка.

— Ты за ней гляди, Василиса Петровна, — говорила Лида. — Сама знаешь, какая она ракета. Только и толку, что пятерки приносит, а так вовсе еще глупенькая. Мигнешь— и нету ее.

— Не бойся, Лидушка, и не сомневайся, — бормотала Василиса Петровна, бросаясь то туда, то сюда и ощупывая обеими руками вещи. — Все сделаю, все исполню… Узелок— вот он… Сонькина посылка — вот она… Чемодан — вот он… А где кошелка. Куда кошелка девалась.

— Ты ее с вагона не спускай, — говорила Лида. — А то соскочит и убежит. С нее хватит.

— Куда же кошелку-то. Ой, батюшки. — металась Василиса Петровна.

Спокойнее всех относилась к предстоящей поездке Аленка. Она была полностью готова к отъезду — в красных ботиночках, обшарпанных до белого цвета, и в коротеньком бархатном пальтишке. Поверх одежки заботливая мама упаковала дочку в оренбургский платок; голова девочки вместе с беретом была плотно обмотана, спина и плечи закрыты, тонкая поясница опоясана в два оборота. Одного пухового платка не только хватило на все это, но еще и осталось на свисающий чуть не до земли хвост. Аленка была мала ростом даже для своих девяти лет.

Она сидела в стороне, на стопке учебников, перевязанных электрическим проводом. На коленях у нее лежала зеленая корзинка подсолнушка-уголька. Внимательно прислушиваясь к разговору взрослых, Аленка выковыривала из плотных ячеек сырые семечки и забрасывала их в рот.

Вдали, в темноте, послышались шаги.

— Никак, товарищ Гулько! — всполошилась Василиса Петровна. — Да где же кошелка. Завсегда так — чужое под рукой, а своего не доищешься…

— Если Аленке попадется верхняя полка, привяжи полотенцем, — печально говорила Лида. — А то свалится… Сюда весной ехала — два раза падала.

— И не думай даже об этом, — бормотала Василиса Петровна, торопливо подтаскивая к машине узлы и кошелки. — И не переживай… Глаз на сведу… Вот она, зараза! Ну, прощайте, бабоньки… Счастливо вам тут…

— Куру ей всю не давай, а то всю и съест. Или отдаст кому. Глупенькая еще.

— Батюшки! А чемодан где? — закричала вдруг Василиса Петровна. — Ох, вот он! Аж сердце захолонуло…

Чемодан был большущий, фанерный, запертый висячим замком.

— Да что же вы, Настя, Лида! — шумела Василиса Петровна, пытаясь забросить чемодан на борт. — Языки чесать — все они тут, а помочь больному человеку — нет никого… Встали и стоят!

Читайте также:  Когда восход солнца сегодня во владивостоке

— Чего ты туда, кирпичей, что ли, наложила. — проворчала Аграфена Васильевна.

Действительно, чемодан был тяжеленный. Пока его поднимали, он сопротивлялся всеми своими выступами и уголками, сопротивлялся молча и упрямо, будто ему очень не хотелось уезжать из целинного совхоза.

— Замок как на госбанке.

— Небось полкило тянет, — говорили женщины. Аленка хотела было помочь; на нее закричали:

— Не толкись под ногами!

— Замком вдарит — сразу ляжешь!

— Пришибет, как лягушонка!

Она отошла и увидела Димитрия Прокофьевича Гулько.

Димитрий Прокофьевич был полный мужчина с рыжеватым лицом и рыжеватыми руками. Под мышкой он держал желтый, тисненой кожи, портфель с кармашками, с пояском и с хромированными застежками, от которых в солнечный день во все стороны прыгали зайчики. Вот бы Аленке прийти с таким портфелем в школу!

— Ты кто? — спросил Аленку Гулько.

— Муратова, — глядя на портфель, ответила она.

‘— А-а, Муратова! Что же это ты, Муратова, от отца-матери бежишь?

Источник

1. Найдите сложные предложения.
A. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
Б. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам.
B. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
Г. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Д. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
Е. Учитель, проверив тетради, раздал их ученикам.
2. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
A. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
Б. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
B. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
Г. В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.
Д. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
Е. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
Ж. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

3. Найдите, в каких примерах части ССП связывает соединитель¬ный союз.
А. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
Б. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
В. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
Г. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
Д. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
Е. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
Ж. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

4. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
А. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся весенняя гроза.
Б. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. За телегой шёл солдат и бежали густые толпы народа.
Д. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре.
Е. Отец любил порядок и порядок любил его.
Ж. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

5. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

А. Сыплет дождик большие горошины, рвётся ветер, и даль нечиста.
Б. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
В. Тяжёлые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Г. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.
Д. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжёлых орудий раскат.
Е. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

6. Укажите предложение, которое соответствует схеме [ ] и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины.
Б. Год проходит и Фёдор возвращается домой.
В. Остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням.
Г. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

7.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
рез…денция е и е и
пр…тензия е е и е
пр…оритет и и е е
пр…вилегия е и е и
9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
А. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
Б. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
В. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
Г. На конференции состоялся обмен мнений.
Д. Большая сила воли была характерна для этого героя.
Е. От него не было ни слуха ни духа.
Ж. Его вклад в работу был существен.

Читайте также:  Хоровод солнышко для малышей гори солнце ярче

Источник

1. Найдите сложные предложения. A. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
Б. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам.
B. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
Г. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Д. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
Е. Учитель, проверив тетради, раздал их ученикам.
2. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
A. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
Б. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
B. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
Г. В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.
Д. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
Е. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
Ж. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

3. Найдите, в каких примерах части ССП связывает соединитель¬ный союз.
А. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
Б. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
В. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
Г. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
Д. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
Е. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
Ж. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

4. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
А. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся весенняя гроза.
Б. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. За телегой шёл солдат и бежали густые толпы народа.
Д. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре.
Е. Отец любил порядок и порядок любил его.
Ж. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

5. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

А. Сыплет дождик большие горошины, рвётся ветер, и даль нечиста.
Б. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
В. Тяжёлые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Г. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.
Д. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжёлых орудий раскат.
Е. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

6. Укажите предложение, которое соответствует схеме [ ] и [ ] (знаки препинания не расставлены).

А. По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины.
Б. Год проходит и Фёдор возвращается домой.
В. Остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням.
Г. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

7.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
рез…денция е и е и
пр…тензия е е и е
пр…оритет и и е е
пр…вилегия е и е и
9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
А. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
Б. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
В. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
Г. На конференции состоялся обмен мнений.
Д. Большая сила воли была характерна для этого героя.
Е. От него не было ни слуха ни духа.
Ж. Его вклад в работу был существен.

Источник

Adblock
detector