Меню

Сущность человека во вселенной

Тема 12. Человек во Вселенной. Природа человека и смысл его существования

Цель — рассмотреть человека как особый феномен нашего мира, определить его место в общей эволюции природы и собственную уникальность.

Задача — сформировать понимание специфики самореализации человека с учетом биологического и социального начал через осознанную деятельность.

Оглавление

12.1. Проблема человека в истории философии

В первобытном обществе человек учился отделять себя от природы и от других людей. Начали формироваться личностные качества каждого индивида, осмысление противоположностей «человек — мир», а после возникновения религии — «человек — бог».

Первые греческие философы воспринимали человека как часть природы, как микрокосм — миниатюрную копию огромного космоса. В человеке есть в миниатюре все силы и проявления макрокосма, то есть окружающей нас Вселенной. Но осмыслить мир человека оказалось не так просто. Материалистическое учение об атомах мало могло дать для понимания общественного развития и отношений между людьми. Софисты, Сократ и Платон впервые начали обсуждать специфические человеческие, социальные явления — интересы и ценности человека, логику движения мысли. Крупнейшему софисту Протагору принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей». Все события в природе и обществе можно, по его мнению, оценить в специфическом ракурсе — сопоставить их с ценностями и интересами человека. Платон и Аристотель разрабатали первые в европейской философии развернутые учения об обществе и государстве.

Античная религия признавала только одно принципиальное различие между богом и человеком — люди смертны, а боги бессмертны. Люди могут вступать в контакт со сверхъественными силами — разговаривать с богами, помогать им, вступать с ними в сговор, обманывать (как Прометей, согласно легенде укравший у богов огонь). Непреодолимой пропасти между богом и человеком нет. При желании боги даже способны наделить человека бессмертием.

Другой взгляд на человека формировался в христианстве. Как известно, в Средние века в Европе христианство превратилось в господствующую официальную идеологию. Оно рассматривала человека как слабое, греховное существо, которое должно посвятить всю жизнь спасению своей души и служению богу. Бог считался всемогущим — не может быть и речи о торге, споре или заключении с ним союза, его бесполезно пытаться обмануть. Бог все знает и все может, человек же в состоянии только умолять его и стремиться исполнять божественные предписания. До конца познать бога человек не в силах. Ислам тоже рассматривал человека как раба бога. Чего бы ни достиг человек, он всегда остается слабым и ничтожным по сравнению с богом.

В эпоху Возрождения (XIV — XVI века) в Европе сформировалась новая, раннебуржуазная идеология, получившая название гуманизм. Гуманистическое мировоззрение во многом воспроизводит античное понимание человека: он несет в себе огромные возможности, в нем есть прекрасное, возвышенное и героическое, сближающее человека с богом. Создатели гуманистической идеологии (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо и др.) считали изучение человека, его внутреннего мира, чувств и эмоций, реальных земных проблем человеческого бытия главной задачей науки и искусства. Красота и величие человека гениально воспеты в произведениях живописцев и скульпторов этой эпохи, таких как «титаны Возрождения» Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти. В эпоху Возрождения начали исследовать строение человеческого организма, что открыло путь к современному естественно-научному знанию о человеке. Появились более глубокие, постепенно освобождающиеся от религиозных догм концепции общества, был создан утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), разрабатывалась идеология тоталитарных, диктаторский режимов (Н. Макиавелли).

В Новое время (ХVII — XVIII века) развитие естествознания, медицины и некоторых наук об обществе позволили создать более широкое и свободное от религии материалистическое учение о человеке. Согласно Ф. Бэкону и Р. Декарту, человеческий разум способен понять сущность мироздания. В это время начала формироваться научная медицина, появились элементы психологических знаний, этика и эстетика, политическая экономия, возникли буржуазные концепции личности, общества и государства, теория естественного права. Специфика естествознания ХVII — ХVIII веков обусловила механистический взгляд на человеческий организм: его пытались объяснить как сложнейшее механическое приспособление, в котором по законам физики движутся атомы и молекулы. Французский материалист Ж.О. де Ламетри писал о людях в своей работе «Человек-машина»: «. гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, сколько бы они не претендовали на то, чтобы быть выше животных, в сущности являются животными и ползающими в вертикальном положении машинами. Эти машины отличаются замечательным инстинктом, из которого посредством воспитания образуется ум, всегда находящийся в мозговой ткани. ». Постепенно наука начала осознавать, что объяснить весь мир, а тем более человека и общество законами механики не удастся.

Идеалистическая философия (Беркли, Юм, Кант) выражала сомнение в бесконечных познавательных возможностях человека. С точки зрения Канта наше познание по своей природе конечно и ограниченно — мы не можем познать вещь в себе. На рубеже ХVIII — XIX веков с критикой идей Канта выступил Гегель. Он считал человеческое познание достоверным и истинным. Человек для Гегеля — необходимая, высшая ступень развития Вселенной. Однако человек — прежде всего дух. Он порожден лежащей в основе мира нематериальной силой — мировым духом.

Концепции Гегеля противостояло учение о человеке в материалистической философии XVIII — XIX веков (французских материалистов, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского). Они считали, что главное в человеке — не духовная сущность, а то, что он «материальное существо», «часть природы», подчиненная ее законам. Следующий шаг вперед сделал Карл Маркс, обосновавший понятие социальной формы материи. Общество — новая ступень развития Вселенной, опирающаяся на природу и ее законы. Но сущность общества выражена в новых, только ему свойственных материальных социальных закономерностях. Их невозможно свести ни к природным, ни к духовным. Маркс рассматривал человека как высшую ступень развития материи — существо, способное к универсальной трудовой деятельности. Человек может существовать только перестраивая, преобразуя в процессе труда более простые формы материи и тем самым постоянно воспроизводя необходимые для себя условия жизни. В этой преобразовательной деятельности формируется человеческая личность, развиваются ее способности и создаются потребительные стоимости, удовлетворяющие человеческие потребности. С точки зрения марксизма высшая ступень развития общества создаст возможности для гармоничного, всестороннего развития личности, реализации всего творческого потенциала (способностей) каждого человека. Маркс впервые подвел конкретное экономическое основание под гуманистические идеи эпохи Возрождения: новая общественно-экономическая формация должна возникнуть как закономерный результат естественно-исторического процесса развития материального производства и общества в целом.

Читайте также:  Что постоянно происходит со вселенной

На рубеже XIX — XX веков появились несколько новых конкретно-научных концепций природы человека и общества, которые вскоре получили философское осмысление. Это теория возникновения человека, русский космизм, учения З. Фрейда и И.П. Павлова о сознании и психической деятельности.

Теорию возникновения и биологической эволюции человека начал разрабатывать Ч. Дарвин. Опираясь на нее, Ф. Энгельс сформулировал трудовую теорию антропосоциогенеза — учение о социальных закономерностях развития первобытного общества (являющихся высшими, более сложными по отношению к закономерностям биологическим).

Зигмунд Фрейд построил свою концепцию человека на исследовании психической деятельности, прежде всего бессознательных слоев психики и сексуальных инстинктов. Явная переоценка австрийским ученым влияния сексуальных влечений на развитие цивилизации была скорректирована его последователями — неофрейдистами. И. П. Павлов подошел к изучению сознания и психики как бы с другой стороны — он создал учение об условных рефлексах. Русский физиолог анализировал не содержание мысли, психических процессов, как Фрейд, а механизмы функционирования материального носителя мысли и всей психической деятельности — нервной системы животных и человека. Павлов и Фрейд создали две конкурирующие научные школы, разными методами изучавшие высшую нервную деятельность и психику. В конечном счете эти два подхода смогли дополнить друг друга и внести свой специфический вклад в целостное учение о человеке.

Уникальная российская научная школа, изучавшая связь человека с окружающей его природой и Вселенной в целом, получила название русский космизм.

К русскому космизму принадлежали мыслители, имевшие разные научные интересы и мировоззренческие ориентации. Наиболее известные из них — утопист Н. Ф. Федоров (1828 — 1903), священник и религиозный философ П. А. Флоренский (1882 — 1943), Н. А. Бердяев, создатель ракетодинамики и астронавтики К. Э. Циолковский (1857 — 1935), основоположник геохимии, биогеохимии и теории биосферы В. И. Вернадский (1863 — 1945). Главная мысль, объединившая этих ученых в одно направление, — это идея активной эволюции, то есть необходимости нового, сознательного этапа развития мира.

Практически все философские концепции XIX — ХХ веков считают проблему человека, общества, человеческого познания центральной проблемой современной философии.

Природа человека, смысл его жизни издавна служили поводом для серьезных теоретических дискуссий. Человек как особый феномен давно является объектом рассмотрения многих гуманитарных наук, в частности философии, экономики, психологии, социологии и др. Однако каждый человек даже в рамках своей повседневной жизни сталкивается с необходимостью отвечать перед собой и другими на многие вопросы, связанные с глубинными основами собственного бытия. Это вопросы о самоценности, свободе и ответственности, смерти, своем месте в общественной жизни и др. Очевидно, что, приобщаясь к мировому философскому, социально-политическому и культурному опыту осмысления этих проблем, мы открываем что-то существенно важное и для своей собственной жизни.

12.2. Биологическая и социальная природа человека

Человек биологически находится на вершине «лестницы живых существ». Критерием восхождения по этой «лестнице» является не физическая мощь или быстрота движений. Биологическое строение человека имеет ряд особенностей, позволивших ему занять особое место в ряду других животных. Это и стереоскопическое зрение, и большой объем черепа, и развитые мышцы лица, и развитые мышцы гортани (послужившие одной из предпосылок формирования речи). Важно также и то, что у человека с самого начала его существования как вида слабо развиты участки мозга, отвечающие за сохранение инстинктов, и гораздо сильнее выражены области, отвечающие за развитие высших психических функций. Это обусловило способность сложной психической деятельности человека, способность к орудийной и коллективной деятельности. Биологическая эволюция явилась одной из предпосылок возникновения человека, но человек имеет ряд принципиальных отличий от животного. Это, прежде всего, способность выбора, а не только поведение на основе инстинктов, биологически заложенных природой, вариативность поведения, способность планировать последующей активности и особый статус инструментальной деятельности (включая возможность изготавливать орудия труда). Эти биологические особенности природного вида, называемого человеком, подготовили возможность его дальнейшего развития на новом уровне — социальном.

Человек строит свое поведение на биологической основе, однако социум как особая специфическая реальность имеет свои законы и привносит в данное единство биологического и социального свои характерные черты. Здесь важно подчеркнуть, что человек как существо социальное может вступать в конфликт со своей изначальной биологической природой, подавлять инстинкты и даже преодолевать наиболее важные из них. Например, воин преодолевает свой инстинктивный страх смертельной опасности и переходит в атаку. Тем не менее, социальное есть часть, хотя и особая, природного бытия, специфика социальной реальности не перечеркивает изначальные физические и биологические данности человеческого рода.

12.3. Взаимоотношение духовного и телесного, проблема души и разума

Биологические и социальные характеристики человека нашли свое отражение в ряде философских терминов, имеющих достаточно долгую историю. Речь идет о таких терминах, как духовное, телесное, душа, разум, сознание, сознательное и бессознательное и ряде других. Дух, душа и тело — это идущие из античности термины, через которые определялось место человека в мироздании. Античный космос, по определению А. Ф. Лосева, имеет два уровня в мироздании. Первый — уровень материальных разрозненных вещей, лишенных жизни и индивидуальности, он соприкасается со вторым уровнем, уровнем Абсолютного ума (Духа). Посредником между ними выступает душа, которая, являясь частичкой Абсолютного ума (Духа), придает жизнь и индивидуальность материальному телу.

Дух, душа, тело и разум — термины религиозной и философской мысли, которые традиционно служили для раскрытия природы человеческого существа. Античная мысль рассматривает космос как триаду Абсолютного ума, души и тела. Абсолютный ум — вечен, неизменен, совершенен, но он лишен жизни, поскольку он — над жизнью. Тела живых существ, в том числе и человека, принадлежат уровню космоса, который состоит из косных, материальных вещей, лишенных жизни и индивидуальности. Но посредником между этими двумя уровнями космоса (Абсолютным умом и миром материальных вещей) выступает душа — она привносит в тела жизнь и индивидуальность. Человеческая душа, в отличие от душ других существ, имеет разумную часть, позволяющую человеку действовать рассудительно и преодолевать изначальную животную природу. Христианская религиозная философия понимает душу как носительницу образа Божия. Именно совершенствуя душу, человек может приблизиться к Богу. Разум управляет человеческими страстями, помогает человеку преодолеть греховность и существовать в согласии с другими людьми, блюсти окружающий природный мир и в конце концов стать подобием Бога.

Современная научная и философская мысль прибегает к терминам дух, душа, разум в основном в ретроспективном смысле. Но большинство современных научных концепций психики, социальной жизни, философские теории сознания восходят своими истоками к древним учениям о духе, душе, теле и разуме.

Читайте также:  Как правильно писать желания для вселенной что бы они сбывались

Человек, благодаря своей духовности, выделяется из окружающего мира и с помощью разума формирует свое отношение к нему на основе собственного внутреннего мира, что приводит к возникновению мировоззрения.

Мировоззрение — совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок, которые определяют отношение к действительности отдельной личности, социальной группы и общества в целом. Основываясь на определенном мировоззрении, человек определяет свое место в мироздании.

Можно выделить три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и научное.

Мифологическое мировоззрение сформировалось на заре человечества и просуществовало достаточно долго, определяя культурное развитие античного мира. Затем, сосуществуя с религиозным мировоззрением, оно в известной степени определило средневековую культуру Европы и даже сохранилось в эпоху индустриальной цивилизации в рамках субкультур различных социальных и этнических групп.

К особенностям мифологического мировоззрения относятся:

  • восприятие мира как единого живого существа;
  • одушевление всего существующего, в том числе материальных предметов;
  • единство человека со всем природным миром.

Религиозное мировоззрение традиционно рассматривается как сопутствующее мировым монотеистическим религиям (иудаизм, христианство, ислам), так как политеистическим религиям соответствует мифологическое мировоззрение, исходящее из обожествления множественности природных сил.

Основными чертами религиозного мировоззрения являются:

  • противопоставление природному миру сверхъестественного мира и выявление сверхъестественных причин для природных явлений;
  • формирование представлений о верховном существе (Боге), творце мира и человека;
  • понимание человека как существа, наиболее близкого Богу и имеющего особый статус по отношению ко всему природному миру.

Научное мировоззрение как особый вид мировоззрения начало формироваться в Новое время в Европе. Оно преодолело и отвергла религиозный и мифологический типы мировоззрения. Становление научного мировоззрения неразрывно связано с прогрессом естественно-научного знания и кризисом религиозной картины мира.

Основными чертами научного мировоззрения являются:

  • понимание естественных причин (физических, биологических и др.) существования природных явлений;
  • отрицание верховного творящего существа;
  • понимание человека как единственного носителя сознания, способного преобразовывать окружающий мир по своему усмотрению.

Тип мировоззрения определяет культурное развитие общества, функционирование социальных институтов и духовную жизнь личности.

Мировоззрение — это одновременно и результат активного взаимодействия человека с окружающим миром, и установка для дальнейшей сознательной деятельности.

12.4. Деятельность как способ бытия человека. Виды деятельности

Деятельность является основой человеческого бытия, формой выражения его сущности. Сложность человеческой природы наиболее полно раскрывается в многообразии форм и видов деятельности человека. Деятельность человека существенно отличается от поведения животных, которое характеризуется, прежде всего, приспособлением к миру, адаптацией к уже сложившейся окружающей среде. Деятельность же всегда предполагает сознательное изменение природного мира как среды обитания человека, а также совершенствование общественной системы, которая, по сути, является главным показателем плодотворности человеческой активности. Таким образом, в отличие от животного, поведение которого обусловлено исключительно бессознательным мотивом, человеческая деятельность имеет в своем основании сознательно сформулированную цель и план, способствующий ее достижению. При этом зачастую человек использует разнообразные вспомогательные средства, способствующие более полному и быстрому достижению цели.

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов:

  • человека (или субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками;
  • операций целесообразной деятельности;
  • объектов, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.

Все усилия человека завершаются результатом или продуктом деятельности. В научной сфере — это научные знания, открытия; в искусстве — это оригинальные художественные произведения; в политической сфере — это новые политические идеи, властные полномочия и т. п.

Таким образом, необходимо выделить следующие важнейшие характеристики понятия «деятельность»:

  1. Деятельность есть специфическая человеческая форма отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя.
  2. В отличие от биологически мотивированного поведения в животном мире, деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей. Она всегда произвольна.
  3. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы не только реализуются в деятельности, но вырабатываются и изменяются в ней.
  4. Деятельность способна к неограниченному саморазвитию. В этом обнаруживается ее принципиальная открытость и универсальность.

Первой и последней целью любой деятельности является удовлетворение той или иной потребности.

Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Современные ученые выдвигают несколько классификаций потребностей: по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные); по объектам (материальные, духовные).

Удовлетворение потребностей осуществляется в рамках определенной сферы общественной жизни. Поэтому деятельность условно можно разделить на следующие виды: экономическая, социальная, политическая, духовная. Понятно, что по мере усложнения общественных отношений виды деятельности все более дифференцируются.

У первобытных людей вообще проблематично выделить виды деятельности, которые находятся в неразделенном единстве. В современном же мире спецификация деятельной активности людей достигает наивысшей степени. В плане организации их жизни это обеспечивает определенные преимущества. Принцип разделения труда, актуализирующийся в системе сотрудничества «узких» специалистов всех отраслей общественной деятельности, способствует повышению объективного качества достигаемых результатов.

Таким образом, разнообразие видов деятельности людей во многом обусловливает степень развитости общества.

От видов человеческой деятельности следует отличать ее формы. Многообразие форм деятельности обусловлено сложностью человеческой природы. В отличие от видов деятельности, каждая из которых связана с удовлетворением той или иной потребности, формы деятельности сопряжены с основными человеческими способностями. Известно много типологий способностей. Одна из таких типологий выделяет следующие способности: интеллектуальные, физические, коммуникативные, творческие. Вступая в различные соотношения, способности определяют следующие формы деятельности:

  • трудовую (труд);
  • познавательную (познание);
  • коммуникативную (общение);
  • творческую (творчество).

Трудовая деятельность (труд) является базовой формой человеческой деятельности. Все прочие ее формы обладают признаками «труда», отличающими человека от животного. Труд — процесс, в котором человек своей собственной активностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, целенаправленно воздействует на предметы природы и преобразует их. В процессе труда человек «вкладывает» в предмет свои физические и духовные силы, они переходят в предмет, превращаются в особые, порожденные трудом свойства предмета. Благодаря этому человек изменяет предмет, приспосабливает его к своим нуждам и потребностям. В то же время труду присущ и противоположный процесс: человек включает в состав своей деятельности, превращает в свои собственные знания и умения то, что до этого принадлежало предмету. А это предполагает опору на опыт предшествующих поколений, ибо природа предстает перед человеком как освоенная человеческим трудом, и он застает при включении в общественную жизнь сложившуюся систему производства, необходимые правила н приемы трудовой деятельности. Следовательно, труд носит общественный характер, т. е. является процессом, протекающим в обществе и при помощи средств, созданных обществом.

Читайте также:  Люди ангелы во вселенной

Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности идеальным образом в сознании человека. О нем более обстоятельный разговор впереди.

Общение — такая форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен информацией, передачу опыта, организацию людей для какой-либо деятельности. Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологические функции, то есть осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.

Игра — форма физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации за рамками его актуальных социальных ролей. Игра трактуется как форма существования человеческой свободы, высшая страсть, самоценная деятельность. Игра классифицируется на игры состязания, игры подражания (театр), азартные игры, обучающие и деловые игры, игры человеческого воображения. Она создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей.

Игра имеет немалую ценность как элемент творческого поиска, она способствует построению возможных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных и философских систем, спонтанному самовыражению индивида.

12.5. Творческая природа человека

Творчество — это конструктивная деятельность по созданию нового. Важнейшие виды и результаты творчества — открытие и изобретение. Творчество — неотъемлемая часть человеческой жизни. Творчество проявляется в деятельности и выражает специфическое человеческое отношение к миру.

Творческая деятельность предполагает преобразование внешнего мира в соответствии с индивидуальностью творца, а также самореализацию творца в творческом акте. Важно понимать, что творчество — не просто одна из многих форм человеческой деятельности, но и особое отношение творца к самой деятельности. Творчество — всегда создание чего-то нового. Не случайно многие мифологические и религиозные концепции происхождения космоса исходили из акта творения Высшим существом видимого мира. И человек выделился из числа всех других существ именно благодаря способности творить подобно Богу.

В результате творческой деятельности человек создает материальные и нематериальные ценности. При этом человек также преобразует и социальную действительность, творит свое окружение и себя в нем.

Творчество может присутствовать во всех видах и формах человеческой деятельности, превращая их из процесса, замкнутого в рамках простой необходимости, в процесс самораскрытия личности.

Понимание человеческой природы как творческой особенно важно сегодня, в обществе потребления. Необходимо видеть в человеке не только потребителя материальных и духовных благ, но и их создателя, вносящего в мир свою неповторимую индивидуальность.

12.6. Проблема смысла жизни

Творческая сознательная деятельность человека позволяет ему обеспечить свое существование и самореализоваться. Люди в различные исторические эпохи пытались понять высшее предназначение человеческого бытия, смысл жизни человека.

Проблема смысла жизни может быть рассмотрена двояко. Во-первых, на уровне обыденного сознания и личного житейского опыта каждого человека. В этом случае человек субъективно измеряет ценность собственной жизни, определяет основные стратегии своего существования.

Во-вторых, проблема смысла жизни может быть рассмотрена на теоретическом уровне, когда каждая особая судьба рассматривается в совокупности с судьбами других людей и судьбой человечества в целом. Кроме того, представления о смысле человеческой жизни должны быть понятны с учетом исторического типа мировоззрения каждой эпохи. Строго говоря, возможны два варианта подхода к решению проблемы смысла жизни. Первый подход предполагает, что смысл находится за пределами конкретной человеческой жизни. Второй подход состоит в том, что смысл жизни неразрывно связан с индивидуальным бытием человека.

Иллюстрацией первого подхода может служить философия Сократа и Платона, предполагавших, что подлинное существование человека лежит в мире идей, за пределами человеческой жизни. И, следовательно, стратегии пребывания на земле должны быть ориентированы на максимально успешное, совершенное вхождение в иной мир. Христианская религиозная философия также предполагает, что подлинная жизнь человека — вечная жизнь в Царстве Божием. Смысл жизни — преодоление греховной природы, уподобление Богу. Все земное имеет ценность только как подготовка к будущей небесной жизни.

Второй подход существовал еще в античности. Так, философская школа эпикурейцев указывала на ценность самой человеческой жизни, на то, что человек должен стремиться получить от жизни максимум удовольствий, а школа стоиков призывали научиться жить в согласии с природой.

К философам, сторонникам этого подхода можно отнести также немецкого философа Ф. Ницше, критиковавшего христианскую идеологию «другого мира». В XX веке философия экзистенциализма говорит о неповторимости, уникальности человеческого существования. Изучение философского наследия, посвященного решению проблемы смысла человеческого существования, во многом позволяет понять все богатство человеческой культуры.

12.7. Человеческое существование и проблема смерти

Проблема смысла жизни приобретает особую остроту с учетом осознания ее конечности, неизбежности смерти.

Важно понимать, что смерть как факт окончания человеческого существования есть не только случайное биологическое событие, но событие, имеющее важное социальное и культурное значение. Событие смерти имеет длительную традицию осмысления в рамках религиозной и философской традиции.

Античная мысль призывала людей не бояться смерти («где есть мы — там нет смерти, где есть смерть — там нет нас». Демокрит). Смело смотрели в лицо смерти и другие философы, например Сократ, стоики и др. Христианская религиозно-философская мысль рассматривает саму физическую смерть лишь как переход в другой мир, к подлинной вечной жизни. Земная жизнь — подготовка к будущей жизни. Буддийская религиозная мысль определяет смерть как освобождение от повседневных страданий (болезней, нищеты, старости и др.), но простая человеческая смерть не дает окончательного освобождения, поскольку после смерти духовная сущность человека проходит череду воплощений в телах других существ. Вот почему человек должен при жизни стремиться достичь духовного освобождения — нирваны.

Современная философия, например экзистенциализм, видит в смерти трагический факт, но этот факт придает уникальность индивидуальному человеческому существованию.

Кроме того, необходимо обратить внимание на социальную сторону явления смерти. С древних пор существует множество ритуальных практик, связанных со смертью. Событие смерти всегда имело и имеет значительный общественный резонанс. Переживание смерти другого имеет нравственное значение для любого человека, и это не только переживание непосредственно увиденной смерти, но и восприятие смерти через художественный и религиозный опыт других людей. Человек формируется в социально зрелую личность в том числе и благодаря осмыслению события смерти, раскрывая для себя ценность своей собственной жизни.

Выводы

Человек — результат природной эволюции, биосоциальное существо, обладающее сознанием как особым свойством отражения действительности идеальным образом.

Деятельность — осознанная целеполагающая активность человека, обеспечивающая его существование и развитие.

Смысл жизни — осознание человеком причин и необходимости своего существования.

Источник

Adblock
detector