Страной Восходящего Солнца Назвали соседи её. Встает из-за моря там солнце, За горы садится оно. Ход урок
Муниципальное образовательное учреждение
«Бобылевская средняя общеобразовательная школа
с. Бобылевка Романовского района Саратовской области»
План – конспект урока на тему:
Учитель высшей категории :
Щербакова Марина Борисовна
Сформировать у учащихся расширенное представление о Японии.
Развивающая: Развивать умение составлять экономико-географическую характеристику страны.
Воспитательная : Формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: заочное путешествие по Японии.
Метод обучения: проблемный, частично-поисковый.
— Политическая и экономическая карты Японии, атласы, контурные карты.
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалась она:
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
Что люди гибли в тот же час.
Там развивалась культура,
Веками строились дома.
И что рождалось там впервые –
Не умирало никогда.
Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встает из-за моря там солнце,
За горы садится оно.
I . Организация начала урока:
1. Определение темы урока (формулируют учащиеся)
2. Мотивация – подготовка к активному, осознанному восприятию темы.
— Сегодня мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «страна – наоборот». И для этого есть все основания. В этой стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
В этой удивительной стране, люди наперекор природе, отказавшей им в достатке полезных ископаемых, земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.
— Кто же они, японцы?
— В чем же состоит «экономическое чудо» Японии?
На этот вопрос нам необходимо ответить сегодня.
II . Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Задание 1 (индивидуальная работа) Выполните тест для определения исходного уровня знаний (проверка по ключу)
III . Изучение нового материала.
1. Название страны. Состав территории.
1) Рассказ учителя . Слайд №3
Древнее название страны – Ямато. Японцы называют её Ниппон, т.е. Страна восходящего солнца.
Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – Солнцем в середине.
Национальный цветок Японии – круглая хризантема.
Япония – страна архипелаг, расположенная на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.
Япония – конституционная монархия. В настоящее время император страны Акихито – символ государства и единства нации, так как вся законодательная и исполнительная власть принадлежат парламенту и кабинету министров.
Столица Японии с 1868 года является – Токио. Раньше город назывался Эдо, что означает «вход в залив». Эдо, построенный как крепость в середине 15 века, являлся резиденцией сегунов – правителей Японии.
2. Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии.
1) Япония – древнее государство. Однако длительный период её изоляции привел к тому, что вплоть до 20 века она была «спрятана» от глаз европейцев.
Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на Курильские острова.
Япония входит в «большую восьмерку», что говорит о её экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что её удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.
2) Самостоятельная работа учащихся с планом-картой (проверка результатов по ключу и взаимопроверка) Слайды №4-5
3. Характеристика природы и природных ресурсов .
1) Рассказ учителя . Слайд №6
Япония – гористая страна. Низменности, наиболее удобные для размещения населения и хозяйства, расположены вдоль морских побережий. Страна бедна полезными ископаемыми. Поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы. Обилие тепла и влаги позволяет снимать по два урожая в год. Особую ценность представляют леса. Многочисленные реки из-за порожистости и малой длины непригодны для судоходства, но являются источником гидроэнергии и воды для орошения.
Природа на Японских островах жестока. Часто случаются землетрясения. Ощутимый вред приносят тайфуны.
Особый интерес у японце в вызывает вишня – сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра. Розовые соцветия волнуют и восхищают японцев своим множеством и недолговечностью.
4. Особенности населения
1) Вступительное слово учителя. Слайд №7
Население Японии – 127 млн. человек. Это восьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана. Территория – 372 тыс.км 2 .
Средняя плотность населения – 336чел./км 2 Но фактически плотность выше, поскольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.
— Какой тип воспроизводства характерен для Японии?
— Какую демографическую политику проводит государство?
Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000, США – 8 на 1000, Россия – 18 на 1000); с самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года).
Вопрос: Почему японцы живут долго?
Японцы — очень верующая нация. Храмом в Японии является Пагода. Это необычное для европейцев многоярусное сооружение, с крышей причудливой загнутой вверх на углах.
Японцы свято почитают старинные обряды и традиции.
2) Краткие сообщения учащихся о традициях в Японии (икебана, бансай, кимано, «кабуки»).Слайды №8-10
5. «Японское чудо» — высокие темпы экономического развития.
Вы помните из уроков истории, что Япония после второй мировой войны вышла побежденной.
— Каким же образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира?
Рассмотрим по отдельности ситуацию в тогдашней Японии по трем важнейшим видам ресурсов – людским (рабочая сила), материальным (сырьё, оборудование) и финансовым (капитал).
Относительно природных ресурсов ситуация была следующей. Из числа энергоносителей нефть в Японии практически отсутствовала, уголь добывался в небольшом объеме и с высокими издержками. Гидроэлектростанции вырабатывали электроэнергию в недостаточных количествах, в результате чего периодически случались её отключения, а на городских улицах можно было видеть автомобили, работавшие на древесном угле. Почти все виды промышленного сырья страна могла только импортировать.
Финансов в стране было недостаточно и это в — первую очередь было связано с отсутствием экспортных товаров.
Чем же тогда обладала японская экономика того времени? Это были людские ресурсы. Система образования способствовала формированию рабочей силы, наделенной высокой мотивацией к труду.
Обобщая можно сказать, что люди были единственным ресурсом, которым обладала Япония. Из этого вытекает и главная задача, стоявшая в тот момент перед японской экономикой: как, используя имеющиеся людские ресурсы, обеспечить себя необходимыми финансовыми и материальными ресурсами?
Японцы не стали изобретать «вечный двигатель», они заимствовали научно-технические разработки на западе и быстро внедряли их в производство. Низкая заработная плата рабочих позволяла японским монополиям успешно конкурировать на мировом рынке.
Вопрос: Так в чем же состоит «экономическое чудо» Японии?
(учащиеся самостоятельно делают вывод)
IV . Обобщение и систематизация знаний
1. Ответьте на вопросы кроссворда:
— Ключевое слово: Страна, в которую мы сегодня совершили путешествие.
— Древнее название Японии
— Как называется храм в Японии.
V . Подведение итогов
«3» — давал правильные и неправильные ответы, был малоактивен.
«4» — активно участвовал в работе, но иногда давал неправильные ответы.
«5» — очень активно участвовал в работе, в основном давал четкие и правильные ответы.
VI . Домашнее задание
Используя текст учебника и рисунок 97 , дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Японии. С помощью экономической карты Японии в атласе конкретизируйте следующие положения учебника:
1) здесь находится большинство ТЭС и АЭС, металлургических нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов;
2) в его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства, и главные транспортные магистрали и важнейшие порты.
§ 38, ответить на вопросы, проработать задания маршрутного листа.
Источник
Страной Восходящего Солнца Назвали соседи её
Страной Восходящего Солнца Назвали соседи её. Встаёт из-за моря здесь Солнце Садится за горы оно.
Слайд 1 из презентации «Страной Восходящего Солнца Назвали соседи её»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Страной Восходящего Солнца Назвали соседи её.ppt» можно в zip-архиве размером 758 КБ.
Япония
«Землетрясение и цунами в Японии» — Мартти — Ларни. Цунами атомный взрыв и землетрясение в Японии. Боженька сделай так чтобы не было атомного взрыва. Давайте вместе против атомного взрыва. Видео вовремя землетрясения и цунами в Японии. Что нужно сделать чтобы не было атомного взрыва? Поэтому мы хотим, чтоб вы немножко посмеялись. Если так и будет продолжаться, то вы все станете как Я.
«Экономика Японии» — Экономическая модель. Интенсивный инвестиционный процесс. Экспорт Японии. Феномен японской экономики. Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии. Факторы экономики Японии. Развитие технологий. США. Особенность Японии. Импорт Японии. Япония обладает крупными производственными мощностями.
«Япония» — Чай был завезён в Японию с материка. Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Культура Японии. Кинематограф. История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Слово «Япония», записанное с помощью кандзи. Столы низкие, сидят японцы обычно на коленях, на подушечках.
«Страна восходящего солнца Япония» — Крупнейшие города Японии. Япония Страна восходящего солнца. ЭГП Японии. Вопросы урока. Население Японии. Природные ресурсы и природные условия История развития Японии Население страны. Культура и традиции Экономика Японии Основные центры Японии. Меглополис Токайдо. Экономика Японии – 3я экономика мира.
«Страна восходящего солнца» — Знаменитую японскую улыбку положено сохранять при любых, даже самых тяжелых обстоятельствах. На национальном флаге страны изображен красный шар на белом полотнище, символизирующий восходящее солнце. Горы Японии. Японцы составляют 99% населения страны 1%-айны-коренные жители о.Хоккайдо Корейцы, китайцы.
«Япония на пути модернизации» — Реставрация Мэйдзи. Реформы в Японии. Завоевательные действия. Япония на пути модернизации. Япония в середине 19 века. Модернизация в социально-экономической сфере.
Источник
Урок «Япония — Страна восходящего солнца»
Разделы: География
Цели:
- Сформулировать представление о географическом положении, природе, населении Японии.
- Рассмотреть вопрос, волнующий человеческое сообщество: почему японцы долго живут? З. На образе жизни, традициях других народов воспитывать чувство интернационализма.
Оборудование: карты атласов, экономическая карта Японии, политическая карта мира, статистические справочники.
Тип урока: комбинированный урок.
План:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Подведение итога.
- Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент
Сообщить тему урока и сформулировать цели.
II. Изучение нового материала
Учитель предлагает самостоятельно выполнить характеристику ЭГП. Особое внимание просит обратить на благоприятные и не благоприятные черты ЭГП Японии. По заранее данному плану учащиеся готовятся к уроку.
План:
- Рельеф
- Климат
- Природные зоны
- Немного истории
- Общая характеристика населения
- Почему японцы долго живут?
1) Рельеф.
Япония — это страна гор. Много действующих и потухших вулканов. Страной восходящего Солнца называли ее соседи. Островное государство.
2) Климат.
Климат субтропический, муссонный, на севере — умеренный, на юге — тропический. Средние температуры января от — 5 С, июля от 22 до 28 С. Осадков на севере 17 00-2000, на юге до 4000 мм в год, осенью — тайфуны.
3) Природные зоны.
Свыше 2/3 территории занято лесами (хвойные, субтропические вечнозеленые леса) и кустарники.
4) Немного истории.
Япония древнее государство. Длительный период была изолирована от внешнего мира.
В современное время Япония один из лидеров в мировой экономике. Занимает ведущие позиции в мире по автомобилестроению, судостроению, вычислительной технике, промышленных роботов.
5) Общая характеристика населения.
Население 127млн. человек (2000 г). Японцев — 99%, 1% — айны. Государственный язык— японский. Вероисповедание — буддизм, синтоизм.
6) Почему японцы долго живут?
(Этому вопросу уделяем особое внимание).
Среднестатистический японец живет на 10 лет дольше, чем мы с вами, и дольше чем жители наиболее благополучных, экономически развитых стран Запада. Мировое лидерство по средней продолжительности жизни Страна восходящего Солнца удерживает уже более 10 лет. Эти данные Всемирной организации здравоохранения, не очень-то соотносятся со стереотипным представлением о Японии—стране перенаселенной, исчерпавшей все резервы жизненного пространства, да еще славящейся суперинтенсивным трудом ее жителей.
- Высокоразвитая медицина, квалифицированное, общедоступное обслуживание. Самая низкая в мире детская смертность. Среди новорожденных на каждую тысячу умирают лишь пять. А в США, скажем, — 10, во Франции—7,6, в Великобритании—9,4. Особое значение придается условиям в родильных домах.
- Здоровый образ жизни и массовый спорт, 64% японцев регулярно занимаются физкультурой. Большое количество муниципальных спортивных центров, частных спортивных залов, спортивных площадок. Очень большое значение уделяют отдыху. Большинство предпочитают делить отпуск на три части, приурочивая их к праздникам.
- Дом, семья для большинства японцев — святое дело. Среднестатистический японец жениться сравнительно поздно — 28, 29 лет, женщины — 25-26 лет (брак по расчету). Стабильные семейные узы, не омраченные излишними конфликтами или борьбой с трудным бытом, дают
японцам дополнительные душевные и физические силы. Что также влияет на продолжительность жизни. - Рациональное питание. Населению рекомендуют увеличить потребление пищи, содержащей магний и витамин Е. Хроническая нехватка магния, способствует возникновению заболевания сердца, а витамин Е — предотвращает процессы старения.
- Япония — страна достаточно благополучная, здесь нет уличного бандитизма. Всем известные «якудза»- гангстеры не грабят квартир, не нападают на прохожих, это не их профиль. Относительно спокойную жизнь японцам обеспечивает хорошо оснащенная и подготовленная
полиция. - Вежливость, обходительность — черта национального характера. Улыбка в Стране восходящего Солнца — это и маска, и образ жизни. И то, что помогает ее продлить.
III. Итог:
Мы рассмотрели интересующие и запланированные нами вопросы. Надеюсь, что полученная вами информация заинтересовала вас. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Спасибо!
Источник