I. Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
I . Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.
1. Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди .
Жди, когда наводят грусть
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера. (К. Симонов)
2. Милый друг, и в этом тихом доме,
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне место в тихом доме
Возле мирного огня. (А. Блок)
3. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет. (Лебедев — Кумач)
4. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица)
5. Изумительный наш народ. (И. Эренбург)
А. инверсия Б. анафора В. эпифора
Г. антитеза Д. параллелизм
II . Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.
1. Мужики- за топоры.
2. Нет, я хотел. .. быть может, вы . я думал,
что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)
3. Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)
4. Душа к высокому тянется.
5. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.С. Пушкин)
А. градация Б. инверсия В. умолчание Г. риторическое обращение Д. эллипсис
III . Установите соответствие между предложениями и стилистическими (риторическими) фигурами.
1. Знаете ли вы украинскую ночь? (Гоголь)
2. Офицер — из пистолета,
Теркин — в мягкое штыком (А. Твардовский)
3. Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы. (А.С.Пушкин)
4. Не вздумай бежать!
5. Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работай твоей.
А. многосоюзие Б. эллипсис В. синтаксическая анафора
Г. риторический вопрос Д. градация
IV. Установите соответствие между предложениями и тропами.
1. Быстро мелькают золотые дни беспечного, веселого детства. (Д.В. Григорович)
2. Могучий дуб стоит, как боец подле красивой липы. (И.С. Тургенев)
3. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни. (А.С. Пушкин)
4. Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
5. Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)
А. метафора Б. сравнение В. эпитет Г. гипербола Д. метонимия
V. Установите соответствие между предложениями и тропами.
1. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)
2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)
3. Отколе, умная, бредешь, ты, голова. (И.А. Крылов)
4.И вот сама идет волшебница зима. (А.С. Пушкин)
5. В груди её птицею пела радость. (М. Горький)
А. сравнение Б. литота В. эпитет Г. синекдоха Д. ирония
VI. Установите соответствие между предложениями и тропами.
1. Утешится безмолвная печаль и резвая задумается радость. (А.С. Пушкин)
2. Ты знаешь край, где все обильем дышит, где реки льются чище серебра. (А.К.Толстой)
3.На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова)
4. Пройдет — словно солнцем осветит!
Посмотрит — рублем подарит. (Н. Некрасов)
5. Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов)
А. перифраза Б. сравнение В. гипербола Г. оксюморон Д. олицетворение
V II . Какой прием использован в цитируемой строке М. Лермонтова?
«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг».
1. метонимия 2. сравнение 3. оксюморон 4.градация 5. антитеза
V II I. Какой прием использован в цитируемой строке А.Твардовского?»
«Полночь в мое городское окно входит с ночными дарами.
1. гипербола 2. литота 3. сравнение 4. олицетворение 5. синекдоха
IX. Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?
«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».
1. метафора 2. метонимия 3. эпитет 4. сравнение 5.оксюморон
X. Какой прием использован в цитируемой строке А.С. Пушкина?
«Страна восходящего солнца — мечта каждого путешественника» .
1. олицетворение 2. литота 3. перифраза 4. эпитет 5. аллегория
XI. Отметьте те средства выразительности, которые использованы в предложениях.
1. Мы все глядели в Наполеоны. (А.С. Пушкин)
2. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
3. Он бежал быстрее, чем лошадь. (А.С. Пушкин)
4. Мечты, мечты! Где ваша сладость?
5. Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
А. сравнение Б. метафора В. синекдоха Г. синтаксический параллелизм
X II . Отметьте те средства выразительности, которые использованы в предложениях.
1. Суша вздулась волдырями вулканов. (Ю. Овчинников)
2. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М.Ю. Лермонтов)
3. Кажется, какой-то великан яростно срезал лопатой и еще яростнее швырял из кратера гигантские комья глины, которые налипали друг на друга, искривлялись, корежились и твердели. (Ю. Овчинников)
4. Знакомые туи! Как вы живёте?
5. Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!»
А. метафора Б. умолчание В. эпифора Г. метонимия Д. градация
Источник
Средства выразительности русского языка
Интерактивный тест по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vyrazitelnosti_russkogo_yazyka.rar | 459.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Гипербола
– излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Раздирает рот
зевота шире
Мексиканского залива.
В.В.Маяковский
Антитеза
– резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создаётся с помощью антонимов.
Ты и
убогая
, Ты и
обильная
,
Ты и
могучая
, Ты и
бессильная
,
Матушка-Русь!
Н.А.Некрасов
Риторическое обращение
– эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым объектам.
Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете!
С.Есенин
Контекстные антонимы
– слова, которые противопоставлены по значению только в данном тексте.
Мильоны
–вас. Нас –
тьмы
,
и тьмы, и тьмы.
А .Блок
Оксюморон
– контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мёртвые души, живой труп,
грустная радость,
сладкая горечь
воспоминаний.
Аллитерация
– повторение в стихотворной речи одинаковых согласных.
Морозом выпитые лужи
хр
у
ст
ят и
хр
упки, как
хр
у
ст
аль.
И.Северянин
Тест по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
В тесте — 15 заданий.
Каждое задание имеет 4 варианта ответа.
Необходимо выбрать один правильный.
Для этого наведите курсор мыши на объект .
Если Вы правильно ответили,
то объект меняет цвет на зелёный ,
если Вы ошиблись — то на .
В любой момент Вы можете вернуться к теории,
выбрав значок .
Перейти к тесту
далее
5.
Обратный порядок слов в предложении с целью усиления выразительности речи – это…
аллегория
градация
инверсия
эпифора
далее
8.
Какой приём использован в цитируемой строке А.Твардовского?
«Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами»
олицетворение
гипербола
литота
синекдоха
далее
13. Художественное преуменьшение?
литота
сравнение
синекдоха
метафора
далее
Эпитет
— это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным.
Сквозь
волнистые
туманы пробирается луна,
На
печальные
поляны льёт печально свет она.
А.С.Пушкин
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание В8)
Автор презентации:
Батурина Ксения
Перифраза
– замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора.
Царь зверей (вместо лев).
Братья наши меньшие (вместо животные).
Автор «Героя нашего времени»
(вместо М.Ю.Лермонтов)
Градация
– расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального).
Все грани чувств, все грани правды
Стёрты
в мирах, в годах, в часах.
А.Белый
Вопросно-ответная форма изложения
– форма изложения при которой чередуются вопросы и ответы.
Что делать? Не знаю.
У кого спросить совета? Неизвестно.
Диалектизмы
– слова, употребляемые только жителями той или иной местности(диалект в переводе с греческого означает «местный говор»).
В некоторых российских деревнях
полотенце по-другому называют
рушником
, белку –
векшей
,
зайца –
ушканом
.
12.
Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?
оксюморон
антитеза
антонимы
анафора
далее
Лексические средства (тропы)
олицетворение
сравнение
метафора
метонимия
перифраза
ирония
литота
гипербола
синекдоха
эпитет
Метонимия
– иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь.
Серые шлемы с красной звездою
Белой ораве крикнули: «Стой!»
В.В.Маяковский
Эпифора
– повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций.
Мне бы хотелось знать, отчего
я
титулярный советник
? Почему именно
титулярный советник
?
Н.В.Гоголь
Звукопись
(игра звуками для усиления выразительности)
ассонанс
аллитерация
Контекстные синонимы
– слова, сходные по значению только в данном тексте (вне текста они не имеют сходства в лексическом значении).
Грузное тело его исполнено
гибкой,
звериной
грации…
М.Шолохов
Фразеологизмы
– устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле.
За тридевять земель.
Работать спустя рукава.
Как снег на голову.
3.
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это…
парцелляция
антитеза
инверсия
параллелизм
далее
11.
Какой приём использован в цитируемой строке А.С.Пушкина?
«Страна восходящего солнца – мечта каждого путешественника»
олицетворение
литота
перифраза
эпитет
далее
Изобразительно-выразительные
средства делают нашу речь
более яркой,
образной и эмоциональной!
Изобразительно-выразительные средства русского языка
звукопись
примечание
лексические
синтаксические
Ирония
– скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному.
Отколе,
умная
, бредёшь ты,
голова
?
(обращение к ослу в басне
И.А.Крылова)
Анафора
– единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.
Жди
меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди
, когда наводят грусть
Жёлтые дожди…
К.Симонов
Лексический повтор
– намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания.
Казалось, всё в природе уснуло:
спала
трава,
спали
деревья,
спали
облака!
Синонимы
– близкие по значению слова.
Мой
ласковый
и
нежный
зверь.
7.
Какой приём использован в цитируемой строке М.Ю.Лермонтова?
«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг»
метонимия
сравнение
оксюморон
антитеза
далее
15.
Какой приём использован в цитируемой строке С.Есенина?
«Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым»
градация
сравнение
оксюморон
эллипсис
далее
Метафора
— перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства.
В
основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.
Пустых небес прозрачное стекло
;
Багровый костёр заката
.
И.А.Бунин
Инверсия
– обратный порядок слов.
Досадно было, боя ждали.
М.Ю.Лермонтов
Однородные члены предложения
– перечисляемые действия, предметы признаки.
Были это
весёлые, сильные
и смелые
люди!
М.Горький
2.
Какая стилистическая фигура используется автором в данном стихотворном отрывке?
Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)
эпифора
инверсия
градация
анафора
далее
10.
Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака?
антитеза
градация
эллипсис
парцелляция
далее
Теория
Практика
(тест)
Сравнение
– сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО.
Лёд
неокрепший на речке студёной,
с
ловно как тающий сахар лежит.
Н.А.Некрасов
Литота
– чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
не более напёрстка
!
А.С. Грибоедов
Парцелляция
–намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей – две и более.
А всё Кузнецкий мост и вечные французы…
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
А.С.Грибоедов
Эллипсис
– пропуск сказуемого, придающий речи динамизм.
Мы сёла
–
в пепел, грады
–
в прах.
В.Жуковский
Синтаксический параллелизм
– одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
М.Ю.Лермонтов
В широком смысле к средствам выразительности также относятся:
синонимы
диалектизмы
контекстные синонимы
контекстные антонимы
антонимы
фразеологизмы
1.
Какая стилистическая фигура заключается в том,
что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению, для эмоционального выделения смысловых центров текста?
риторический вопрос
эллипсис
риторическое обращение
вопросно-ответная форма
изложения
далее
6.
Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение образа, понятия – это…
лексический повтор
градация
инверсия
эпифора
далее
14.
Какой приём использован в цитируемых строках А.Блока?
«Милый друг, и в этом тихом доме,
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне место в тихом доме
Возле мирного огня»
параллелизм
инверсия
анафора
эпифора
далее
Олицетворение
– приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям.
Буря
мглою небо кроет, вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет, то
заплачет
, как дитя.
А.С.Пушкин
9.
Какой приём использован в цитируемой строке А.С.Пушкина?
«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал»
метафора
метонимия
эпитет
антитеза
далее
Данная презентация поможет Вам повторить сведения по теме «Изобразительно-выразительные средства русского языка» и закрепить их, выполнив тест. Презентация состоит из двух частей: теория и практика. Вы можете выбрать любой путь для повторения. Все действия в презентации совершаются по щелчку. Наведите курсор мыши на нужный объект – и дерзайте! Вы можете сначала повторить теорию, а можете начать сразу с практики! На каждом слайде в части «Теория»есть значок , который позволит вам сразу же перейти к тесту, точно так же в части «Практика» значок позволит вам вернуться в теорию.
Удачи!
Синекдоха
– разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот.
И слышно было до рассвета,
как ликовал
француз.
Источник