Тест «Тропы речи»
тест по русскому языку (11 класс) по теме
Может быть использован при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_tropy_rechi.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовые задания «Тропы»
1. В каком случае дано неправильное определение тропа?
A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?
A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?
A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».
А) метафора Б) перифраза В) гипербола Г) литота
5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».
А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия
6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».
А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота
7. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).
А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение
8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».
А) метафора Б) метонимия В) перифраза Г) гипербола
9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза
10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».
А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон
11. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?»
А) градация Б) оксюморон В) синтаксический параллелизм Г) антитеза
12. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. ».
А) анафора Б) эпифора В) инверсия Г) оксюморон
13. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами. Глаза у нее синие, а лицо румяное. Днем на ней искрится изморозь, а ночью отражаются далекие звезды. Когда люди встречаются с ней в погожую пору, она добрая и ласковая. Но случается, что рассердится, и давай хлестать по щекам, сыпать за ворот колючие снежинки.
Завьюжит так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому. Ведь это своя, родная зима-чародейка. (По С. Ларину)
Какой вариант правильно отражает имеющиеся в тексте лексические средства изобразительности?
А) метафора, олицетворение, сравнение, синекдоха
Б) метафора, олицетворение, эпитеты, антонимы
В) метафора, эпитеты, литота, перифраз
Г) сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы
14. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) метонимия Д) оксюморон Е) перифраз
Ж) сравнение З) инверсия
15. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) сравнение Д) риторический вопрос Е) анафора
Ж) метонимия З) оксюморон И) перифраз К) парцелляция Л) стилистически окрашенная лексика М) экспрессивный повтор
16. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте К. Г. Паустовского:
Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза. Пар хрипло рвался из пароходной трубы. Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) метонимия Д) оксюморон Е) перифраз
Ж) сравнение З) инверсия
17. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Все небо было усыпано ясными холодными звездами, светился, как серебро, Млечный Путь. (А. К. Толстой)
А) эпитет Б) метафора В) оксюморон Г) перифраз Д) олицетворение Е) метонимия
Ж) сравнение
18. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
A) эпитет Б) метафора В) метонимия Г) антитеза Д) оксюморон Е) перифраз Ж) сравнение
З) парцелляция
19. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте:
Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. (К. Г. Паустовский)
A) эпитет Б) метафора В) метонимия Г) сравнение Д) парцелляция Е) повтор
Ж) именительный темы З) ряды однородных членов
20. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
А) эпитет Б) метонимия В) метафора Г) сравнение Д) синекдоха Е) гипербола Ж) параллелизм
З) экспрессивный повтор
21. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. (А. П. Гайдар)
A) эпитет Б) метафора В) сравнение Г) метонимия Д) олицетворение Е) неполные предложения Ж) антонимы З) инверсия И) ряды однородных членов
22. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
A) эпитет Б) метафора B) сравнение Г) авторский неологизм Д) фразеологизм
Е) синтаксический параллелизм Ж) эллипсис З) анафора
23. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства. »?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).
Список терминов : 1) метафора 2) фразеологизм 3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм 5) риторический вопрос 6) цитация 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
24. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец.
(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду. (Б. А. Пильняк)
Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.
Список терминов : 1) метафора 2) фразеологизм 3) эпитет 4) синтаксический параллелизм
5) градация 6) метонимия 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки 12) глаголы 13) однородные члены 14) неполные предложения 15) конструкции разговорного синтаксиса
Источник
Таблицы средств выразительности.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)
Собрала воедино с помощью чего осуществляется выразительность речи. Поможет материал как учителю, так и ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablicy_sredstv_vyrazitelnosti.docx | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Выразительность русской речи.
– Перифраз (или перифраза)
– Слова в переносном значении
– Слова с суффиксами эмоциональной оценки
– Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
– Прямое и переносное употребление форм времени глагола
– Экспрессивное использование слов разных частей речи
–Использование междометий, звукоподражательных слов
– Ряды однородных членов предложения
– Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами
– Экспрессивное использование предложений разного типа
– Бессоюзие или асиндетон
– Многосоюзие или полисиндетон
– Вопросно-ответная форма изложения
– Анафора (или единоначатие)
– Риторический вопрос, восклицание
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой
Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.
Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть
Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков
Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен.
(А. Пушкин)
Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток.
(П. Антокольский, в этом отрывке автор воспроизводит звук вагонных колёс)
Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы
Когда гремел мазурки гром. (А. Пушкин)
Лексические средства выразительности
ТРОПЫ – употребление слова в переносном значении.
Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка
Средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер
Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)
Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)
Иногда всё стихотворение/текст представляет собой развёрнутый поэтический образ
Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады (Горький).
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения
Когда же берег ада
Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада. (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветр
О чём так сетуешь безумно?
Перифраз (или перифраза)
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи
Царь зверей (вместо лев)
Страна Восходящего Солнца (вместо Япония)
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.);
Швед, русский колет, рубит, режет.
Мы все глядим в Напoлеоны.
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком.
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Изобразительные возможности лексики
Слова, противоположные по значению
Жизнь – смерть; Подниматься – опускаться.
Контекстные антонимы – именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. (А. Пушкин.)
Таланты и поклонники
Слова, близкие по значению
Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать
Контекстные синонимы – именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется
«День был августовский, знойный, томительно скучный» (А. П. Чехов) ;
«Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою» (Ф. М. Достоевский)
Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения
Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению
Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
Близкие по звучанию, но различные по значению слова
Геройский – героический, двойной – двойственный, действенный – действительный
Слова в переносном значении
В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное – образное, стилистически окрашенное
Меч правосудия, море света
Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности
Драники, шанежки, буряки
Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий
Голова – арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква.
Слова, употребляющиеся людьми одной профессии
Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие
Грамматика, хирургический, оптика
Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску
Бессмертие, стимул, превалировать.
Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера
Болван, вертихвостка, вихлять
Неологизмы (новые слова)
Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы
Будет буря – мы поспорим И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы)
Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия
Изрядный – отличный, рачительный – заботливый, чужестранец – иностранец
Слова, перенесённые из слова других языков
Парламент, сенат, депутат, консенсус
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц
Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро
Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные
Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова
Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок
Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки
Слова с суффиксами эмоциональной оценки
Миленький, зайчонок, умишко, детище
Изобразительные возможности морфологии
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.
Что-то воздуху мне мало,
ветер пью, туман глотаю. (В. Высоцкий.)
Мы отдыхаем в Сочах.
Сколько Плюшкиных развелось!
Прямое и переносное употребление форм времени глагола
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
Экспрессивное использование слов разных частей речи
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.
Использование междометий, звукоподражательных слов
Вот ближе! Скачут. и на двор Евгений! «Ах!» – и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
Изобразительные возможности синтаксиса
Ряды однородных членов предложения
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев)
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами
Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт)
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.)
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности.
(К. Бальмонт)
– Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
– Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку.
– Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
– Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
– С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин)
Парцелляция – стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда.
Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал
Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность
Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить
Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду
Вопросно-ответная форма изложения. При ней чередуются вопросы и ответы
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно
Стилистические приёмы, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Это конструкции, придающие речи выразительность.
Анафора (или единоначатие)
Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов
А новое так отрицает старое. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы
Постепенность – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии
А) Средства выразительности представлены с постепенным возрастанием
Б) Средства выразительности представлены с постепенным убыванием
Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым
А) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени (Л.Толстой)
Б) Все грани чувств, все грани правды
Стерты в мирах, городах, часах (А.Белый)
Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом
Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина
Риторический вопрос, восклицание
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.
Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам
Люди мира, бережно относитесь к природе!
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете! (С.Есенин)
Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что?
Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
Мы сёла — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания
Источник