Страна восходящего солнца что за троп
m.ukaneeva@mail.ru 89857876273 ukaneeva
Средства художественной выразительности B8
Очень часто задание B8, в котором требуется знание средств художественной выразительности, представляет для выпускников существенную сложность, потому что, как правило, в школе эта тема подробно не проходится и недостаточно времени уделяется прорешиванию типовых заданий под этим номером. Предлагаю воспользоваться этим материалом для ликвидации пробелов.
Первоначально важно понять, что средства художественной выразительности — это собирательное понятие, т.е. под ними понимаются все те приемы, которые делают нашу речь, как устную, так и письменную, выразительной. Средства художественной выразительности делятся на несколько групп: фигуры речи, тропы, синтаксические средства выразительности, лексические средства выразительности, звуковые средства выразительности . Это важно знать, потому что, как правило, в задании, когда требуется найти какое-то из средств выразительности, уже дается его видовая принадлежность. Например, «Создавая образ замечательного учителя, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как . (в предложениях 15, 29). » — и сразу понятно, что нужно определить, какой же особенностью строения обладают указанные предложения. Нужно искать не слова переносного значения (как в случае с тропами), не слова специального значения (как в случае с лексическими средствами выразительности), а именно общую характерную черту строения предложения, потому что синтаксис — не что иное, как строение предложения , соответственно, синтаксические средства выразительности — средства, основанные на особенности строения предложения.
Итак, подробнее о средствах выразительности.
Анафора — «единоначатие» — это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступления
И вечной правды торжеством…
(М. Ю. Лермонтов)
Эпифора — повторение слов или выражений в конце смежных отрывков:
…Когда подымет океан
Вокруг мня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман…
(А. С. Пушкин)
Многосоюзие — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи:
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр (Н. В. Гоголь).
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Г. К. Короленко).
Бессоюзие — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске союзов между членами предложения или предложениями. Придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины:
Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, ржанье, топот, стон…(А. С. Пушкин).
Параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:
Туча по небу идет, бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин)
Парцелляция — фигура речи, связанная с разделением высказывания:
Это была «Волга». Пепельная. С московским номером (В. Ф. Козлов)
Тропы — способ показать явление с новой, неожиданной стороны. В основе всех тропов лежит перенос значения
Эпитет — чаще всего выражен прилагательным или наречием в переносном значении, в предложении выступает образным определением, реже — обстоятельством.
На севере дико стоит одиноко на горном вершине сосна. (М. Ю. Лермонтов.
Золотая осень, лучистый взгляд.
Сравнение – оборот с использованием сравнительных слов типа как, будто, словно, похоже и т.п.…
Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на смежности различных явлений, сравнение без сравнительных слов.
Костер рябины красной (М. А. Цветаева)
Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав. (Развернутая метафора)
Метонимия – (переименование, пропуск слова) способ переноса значения слова, основанный на смежности, связи предметов во времени и пространстве.
Все флаги в гости будут к нам (А. С.Пушкин) Комментарий: в гостях будут вовсе не флаги, а представители государств, у которых есть свои флаги.
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита. (А. С. Пушкин) Комментарий: читал Онегин, разумеется, не самого Адама Смита, а его книги.
Синекдоха — способ переноса значения слова, когда название части служит для обозначения целого.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Ю. Лермонтов) Комментарий: конечно, ликовал в поле не один-единственный француз, а все французское войско.
Швед, русский колет, рубит, режет. (А. С. Пушкин)
Гипербола — явное и намеренное преувеличение.
Я говорил это тысячу раз.
Во сто сорок солнц закат пылал. (В. В. Маяковский)
Литота -явное и намеренное преуменьшение.
Мальчик-с-пальчик. (Ш. Перро)
Мужичок с ноготок. (Н. А. Некрасов)
Ирония — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
Где уж нам, дуракам, чай пить. (П. П. Каверин)
Пролетарий умственного труда.(И. Ильф и Е. Петров)
Аллегория — иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Общеизвестные аллегории: весы — правосудие, крест — вера, якорь — надежда, сердце — любовь, голубь — мир, заяц — трусость, лиса — хитрость. В отличие от символа, аллегория однозначна, она выражает строго определенный предмет или понятие. Часто аллегории используются в баснях и классицистических пьесах («говорящие» фамилии и имена персонажей, использование в качестве героев животных, обладающих определенными чертами).
Олицетворение — передача неодушевленному предмету полного образа живого существа.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя. (М. Ю. Лермонтов). Комментарий: отрывок, да и все стихотворение является одним большим олицетворением, ибо утес и тучка — понятия неодушевленные, а ведут себя, как живые.
Перифраза — описательное выражение, иносказание.
Англия=Туманный Альбион
Япония=Страна Восходящего солнца
Пушкин=солнце русской поэзии.
Синтаксические средства выразительности — это, как уже было сказано выше, средства выразительности, основанных особенностях строения предложения.
Инверсия – обратный порядок слов, нарушение общепринятой грамматической последовательности.
Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами? (В. А.Жуковский)
Ряды однородных членов предложения конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину.
Вводные и вставные конструкции вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.
Параллелизм сопоставляет или противопоставляет явления.
Парцелляция сообщает речи интонацию размышления, делает акцент на отделенном слове (-ах), подчеркивает его. Выше, в разделе «фигуры речи» были даны их характеристики, они подходят как для первой категории, так и для второй. Аналогично для риторических вопроса, восклицания, обращения.
Вопросно-ответная форма изложения — способ показать ход размышлений, приглашение подумать о явлении вместе с автором.
Лексические средства выразительности — средства выразительности, основанные на включении в текст слов со специфическим значением.
Типы слов по лексическому значению
Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению
шашка – сабля. шашка – фигура в игре.
Существуют еще офофоны, офографы и омоформы, но на экзамене они не спрашиваются.
Синонимы – слова, близкие по значению.
лингвистика-языкознание, опыт-эксперимент, встать рано — подняться ни сет ни заря
Антонимы – слова, противоположные по значению.
радость-горе, любить-ненавидеть, добрый-злой.
Существуют также контекстные синонимы и антонимы . От обычных(прямых) они отличаются тем, что сходятся или противопоставляются не всегда, а в каком-то определенном смысловом случае (в данном тексте, предложении и т.п.)
Диалектизмы – слова, которые употребляются жителями той или иной местности.
кубыть – может быть, гутарить — говорить.
Термины – слова, употребляемые в той или иной области науки.
дифракция, флексия, инфинитив
Профессионализмы – слова, употребляемые лицами одной профессии.
рубк, трап, швартов, кок
Жаргонизмы – слова, употребляемые определенным кругом лиц, связанным общностью интересов.
юзер, аська, чат, бан
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, имеющие одно целостное лексическое значение.
очертя голову – не раздумывая,закадычный друг – близкий, задушевный, приказать долго жить – умереть.
Источник
Тест «Тропы речи»
тест по русскому языку (11 класс) по теме
Может быть использован при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_tropy_rechi.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестовые задания «Тропы»
1. В каком случае дано неправильное определение тропа?
A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
2. В каком случае дано неправильное определение фигуры?
A) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б) Анафора — это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г) Градация — это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?
A) Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.
4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».
А) метафора Б) перифраза В) гипербола Г) литота
5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади».
А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия
6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».
А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота
7. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия).
А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение
8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».
А) метафора Б) метонимия В) перифраза Г) гипербола
9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза
10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».
А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон
11. Укажите, какая фигура речи используется в строках М. Ю. Лермонтова «Что ищет он в краю далеком? Что кинул он в краю родном?»
А) градация Б) оксюморон В) синтаксический параллелизм Г) антитеза
12. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. ».
А) анафора Б) эпифора В) инверсия Г) оксюморон
13. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами. Глаза у нее синие, а лицо румяное. Днем на ней искрится изморозь, а ночью отражаются далекие звезды. Когда люди встречаются с ней в погожую пору, она добрая и ласковая. Но случается, что рассердится, и давай хлестать по щекам, сыпать за ворот колючие снежинки.
Завьюжит так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому. Ведь это своя, родная зима-чародейка. (По С. Ларину)
Какой вариант правильно отражает имеющиеся в тексте лексические средства изобразительности?
А) метафора, олицетворение, сравнение, синекдоха
Б) метафора, олицетворение, эпитеты, антонимы
В) метафора, эпитеты, литота, перифраз
Г) сравнение, эпитеты, синонимы, антонимы
14. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Все в таинственном молчанье;
Холм оделся темнотой;
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) метонимия Д) оксюморон Е) перифраз
Ж) сравнение З) инверсия
15. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующих строках А. С. Пушкина:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) сравнение Д) риторический вопрос Е) анафора
Ж) метонимия З) оксюморон И) перифраз К) парцелляция Л) стилистически окрашенная лексика М) экспрессивный повтор
16. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте К. Г. Паустовского:
Ночью сквозь шорох дождя пароход прокричал четыре раза. Пар хрипло рвался из пароходной трубы. Утром из заспанных и бесконечных вод встало воспаленное солнце, мрачно загорелись под ним стекла капитанской рубки.
A) эпитет Б) метафора В) олицетворение Г) метонимия Д) оксюморон Е) перифраз
Ж) сравнение З) инверсия
17. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Все небо было усыпано ясными холодными звездами, светился, как серебро, Млечный Путь. (А. К. Толстой)
А) эпитет Б) метафора В) оксюморон Г) перифраз Д) олицетворение Е) метонимия
Ж) сравнение
18. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Речь старика течет ровно и плавно, в голосе его звучит холодная энергия, и под мохнатыми бровями сверкают острые, как гвозди, серые глаза. (М. Горький)
A) эпитет Б) метафора В) метонимия Г) антитеза Д) оксюморон Е) перифраз Ж) сравнение
З) парцелляция
19. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем тексте:
Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. (К. Г. Паустовский)
A) эпитет Б) метафора В) метонимия Г) сравнение Д) парцелляция Е) повтор
Ж) именительный темы З) ряды однородных членов
20. Отметьте все средства выразительности, которые используются в следующем предложении:
Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. (М. Горький)
А) эпитет Б) метонимия В) метафора Г) сравнение Д) синекдоха Е) гипербола Ж) параллелизм
З) экспрессивный повтор
21. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец, вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче. (А. П. Гайдар)
A) эпитет Б) метафора В) сравнение Г) метонимия Д) олицетворение Е) неполные предложения Ж) антонимы З) инверсия И) ряды однородных членов
22. Отметьте все средства выразительности, которые используются в тексте:
Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой. (И. Г. Эренбург)
A) эпитет Б) метафора B) сравнение Г) авторский неологизм Д) фразеологизм
Е) синтаксический параллелизм Ж) эллипсис З) анафора
23. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства. »?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)
Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).
Список терминов : 1) метафора 2) фразеологизм 3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм 5) риторический вопрос 6) цитация 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
24. Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. В данных фрагментах рассматриваются языковые особенности текстов. Некоторые термины, использованные в рецензиях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец.
(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду. (Б. А. Пильняк)
Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.
Список терминов : 1) метафора 2) фразеологизм 3) эпитет 4) синтаксический параллелизм
5) градация 6) метонимия 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки 12) глаголы 13) однородные члены 14) неполные предложения 15) конструкции разговорного синтаксиса
Источник