Технология урока
Вы здесь
Диктант. Русский язык 10 класс.1 полугодие
Рубрика:
Административная контрольная работа в 10 классе за 1 полугодие
Цель: проверить ЗУН за 1 полугодие
Степь
1)Весною степь как зелёное море. 2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. 3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. 4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. 5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. 6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
7)На восходе ковыли словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. 8)В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.
9)Но чудо чудное − степь на закате! 10)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. 11)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. 12)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем. 13)Хороша степь и днём, и ночью! (По Н. Сладкову.) (156слов)
Задания
I вариант
1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
2. Среди предложений 1−5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
3. Среди предложений 3–6 найдите простое нераспространенное. Укажите его номер.
4. Из предложения 8 выпишите возвратный глагол.
5. Укажите способ образования слова всплывет (предложение 12).
6. Среди предложений 1–10 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
7. Из предложений 1–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
8. Выпишите словосочетание (предложение 6), построенное на основе примыкания.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
II вариант
1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
2. Среди предложений 9−11 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
3. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с простой нераспространенной частью. Укажите его номер.
4. Из предложений 9–13 выпишите производный предлог.
5. Укажите способ образования слова льдистые (предложение 11).
6. Среди предложений 11–13 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
7. Из предложений 6–8 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
8. Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе согласования.
9. Выпишите грамматические основы предложения 11.
Источник
Даю 50 баллов.
комплексный анализ текста.
1) Весною степь как зелёное море. 2) А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. 3) Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь.
4) Ковыли клонятся, стелются, шелестят. 5) А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо.
6) А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
7) На восходе ковыли словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. 8) В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.
9) Но чудо чудное − степь на закате! 10) Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. 11) И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. 12) Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем. 13) Хороша степь и днём, и ночью! (По Н. Сладкову.)
1) Определите тему и основную мысль текста.
2) Определите стиль текста.
3) Укажите тип речи.
4) Из предложений 1-6 выпишите метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты.
5) К слову «чудное» подберите синонимы и антонимы.
6) Выполните морфемный разбор выделенных слов .
7) Выпишите из текста предложение № 3. Укажите части речи, подчеркните члены предложения.
8) Выпишите из текста предложение № 11. Выполните синтаксический разбор, составьте схему предложения.
Источник
Я вас умоляююююююююююююююююююююююююююююююююююююю! Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым.
(3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. (4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. (5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. (6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
(7)На восходе ковыли, словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает.
(8)Но чудо-чудное − степь на закате! (9)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. (10)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки.
(11)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем.
(12)Хороша степь и днём, и ночью!
(По Н.Сладкову)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что степь напоминает море? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 8-10 найдите слово со значением «Мягкий, лёгкий». Выпишите это слово.
12. В предложениях 8-10 найдите антоним к слову «горячий» и выпишите его.
Источник
1)Весною степь как зелёное море. 2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. 3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. 4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. 5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. 6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
7)На восходе ковыли словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. 8)В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.
9)Но чудо чудное − степь на закате! 10)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. 11)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. 12)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем. 13)Хороша степь и днём, и ночью! (По Н. Сладкову)
В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
В2. Среди предложений 1−5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 3–6 найдите простое нераспространенное. Укажите его номер.
В4. Из предложения 8 выпишите возвратный глагол.
В5. Укажите способ образования слова всплывет (предложение 12).
В6. Среди предложений 1–10 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
В7. Из предложений 1–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В8. Выпишите словосочетание (предложение 6), построенное на основе примыкания.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Источник
(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белоснежные ковыли,
(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белоснежные ковыли, станет степь морем белоснежным. (3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. (4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. (5)А ветер, как беркут, падает на раскрытых крыльях, посвистывая раздольно и зло. (6)А то вдруг покажется степь нагой снежной равниной, и словно позёмка по ней метёт, завивает и стелется. (7)На восходе ковыли, будто лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. (8)Но волшебство-дивное степь на закате! (9)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки прохладного призрачного огня. (10)И пока не утопнет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и блистать эти льдистые вспышки. (11)Позже над мрачной степью всплывёт луна точно пузырь воздуха из воды! и стога ковыльного сена словно покроются инеем. (12)Хороша степь и днём, и ночкой! (По Н.Сладкову) 8. Обусловьте и запишите главную мысль текста. 9. Какой факт, по мнению творца, свидетельствует о том, что степь напоминает море? Запишите ответ. 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста. Запишите ответ. 11. В предложениях 8-10 найдите слово со значением Мягенький, лёгкий. Выпишите это слово. 12. В предложениях 8-10 найдите антоним к слову жаркий и выпишите его.
Ответы на вопросы
Основная мысль текста — восхваление красы степи в различное время года и суток.
Какой факт, по воззрению творца, свидетельствует о том, что степь подсказывает море?
По цвету: . белоснежные ковыли, станет степь морем белоснежным.
По форме и цвету: покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь.
По движению: на восходе ковыли, будто лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста.
Тип речи — описание. Описание степи на закате.
В предложениях 8-10 найдите слово со значением Мягенький, лёгкий.
Лохматы й — мягкий, лёгкий.
В предложениях 8-10 найдите антоним к слову жаркий.
Горячий — прохладный (антонимы, слова с противоположным значением).
Источник