«Полёт в космос» конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Продолжаем обучать звуковому анализу и синтезу слов. Учим детей образовывать имена прилагательные от имён существительных. Закрепляем умение детей делить слова на слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polyot_v_kosmos.zip | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №118 общеразвивающего вида
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Подготовила воспитатель: Рудакова Е.Ю.
Образовательные – продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных;
Развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материал и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад, звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки с буквами; учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, какое у нас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, весёлое.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Беседа о времени года.
Воспитатель: Ребята, какое время года наступило?
Дети: Наступила весна.
Воспитатель: Весна какая?
Дети: Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Дети: Сейчас идёт месяц апрель.
Постановка учебной задачи.
Воспитатель: Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
Дети: Вся страна отмечала день Космонавтики.
Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем её вернуть? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание жители планеты будут присылать нам звёзды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица,
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это,
Дети хором: Ракета.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие
ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды –ды – ды , долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Игра «Образуй прилагательные от существительных»
Воспитатель: Нам надо знать свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звёздный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето –летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать предложение.
Дети читают хором: В добрый путь!
Воспитатель: Молодцы. За это задание, жители планеты прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт (звук запуска ракеты).
Деление слов на слоги.
Воспитатель: На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Пираты смешали все картинки. Надо помочь жителям этой планеты. У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Карточки нужно разложить на больших картинках таким образом: где вагончик с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя окошками – из двух слогов, с тремя – из трёх слогов.
Дети: Кот, слон, кит, волк, тигр, ёж — эти слова состоят из одного слога.
Дети: Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза — эти слова состоят из двух слогов.
Дети: Курица, колобок, корова, лошадь — эти слова состоят из трёх слогов.
Воспитатель: Молодцы, помогли словам вернуться домой, за это жители планеты прислали нам вторую звезду (З).
Воспитатель: А мы отправляемся дальше. На нашем пути… отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит в космосе нора –
Дети хором: Дыра.
Звуковой анализ слов.
Воспитатель: Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
Воспитатель: Сколько слогов в слове дыра?
Дети: В слове дыра два слога ды – ра.
Воспитатель: На какой слог падает ударение?
Дети: Ударение падает на второй слог.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку [д].
Дети: Звук [д] согласный, твёрдый звонкий.
Воспитатель: Охарактеризуйте звук [ы].
Дети: Звук [ы] гласный, безударный.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку [р].
Дети: Звук [р] согласный, твёрдый, звонкий.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку [а].
Дети: Звук [а] гласный, ударный.
Воспитатель: Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете (наклоны в стороны).
А в низу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля (дети разводят руки в стороны).
Воспитатель: На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
Дети хором: Комета.
Определение звука на слух .
Воспитатель: на хвосте кометы разместились слова. В этих словах, вы должны поймать звук [з]: телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочёт, астроном, космонавт, полёт, земля, космос, звёздочка, луна, звездопад, планета (если в слове есть звук [з] дети хлопают руками).
Воспитатель: Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно, глянули утром – нет ничего.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам.
Воспитатель: Подберите родственные слова к слову звезда.
Дети: Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочёт, звездолёт, звездопад.
Воспитатель: Что такое родственные слова?
Дети: Слова родные друг другу.
Воспитатель: Как понимаете слово звездопад?
Дети: Явление, когда падают звёзды.
Воспитатель: Какое это слово простое или сложное?
Дети: Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).
Игра «Составь слова из букв».
Воспитатель: Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а с буквами. Прочитайте их, придумайте с ними слова: С, О, Л, Н. Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов (дети придумывают с ними слова: сон, слон, он, но, нос, а потом придумывают с этими словами предложения).
Воспитатель: Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).
Воспитатель : Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
Воспитатель: Это нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Дети хором: Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
( звучит запуск ракеты)
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
Воспитатель: На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями, а жители планеты прислали вам подарки (рисунки с изображением космических планет, ракет и т.д.), их надо вам раскрасить.
Список используемой литературы:
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — Москва: ТЦ Сфера, 2004.
Кулешова Л.А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. — Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. — Москва: Просвещение, 2006.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. — СПб: издательство КАРО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте с использованием технологии ТРИЗ и РТВ в старшей группе детского сада. Непосредственная образовательная деятельность проводилась на Городско.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять ко.
Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, .
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук.
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы детского сада Цель: знакомство со звуком [Ш].Задачи:1. Коррекционно — обучающие:- уточнить.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи ».
Источник
Конспект занятия по обучению детей грамоте Тема: «Полет в космос» Тема: «Полет в космос»
Людмила Усова
Конспект занятия по обучению детей грамоте Тема: «Полет в космос» Тема: «Полет в космос»
Возраст детей: от 6 до 7 лет
Интеграция ОО: коммуникация, социализация, познание, труд.
Цель: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; умения образовывать имена прилагательные от имен существительных. Закрепления умения делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданными словом, развиваем навык чтения слогов и слов, мышления, внимания, память.
Воспитываем доброту, чувство товарищества, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: изображения косметических объектов: комета, черная дыра, звездопад, космические карты.
Ход нод.
I. — Ребята, посмотрите, какое у вас сегодня настроение.
— Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение :
«Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II. Беседа о времени года.
— Ребята, какое время года наступило?
— Солнечная, теплая, ясная, красивая, веселая, долгожданная.
— Какие весенние месяцы вы знаете?
— Какой сейчас месяц?
— Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
— А вы хотите быть космонавтами,
Давайте полетим в космос, потому что жители планеты
Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи
Космические пираты похители у них одну лучшую книгу. Помогите вернуть ее.
— Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили нам много разных заданий.
За каждое выполняемое задание грамотейцы нам будут присылать звезды, и в конце путешествия мы узнаем, какую книгу похитили.
— чтобы узнать на чем мы полетим, отгадайте загадку.
«До Луны не может птица
Долететь и прилупиться
На зато землю умеет это делаем быстрое…» (ракета)
— Да, полетели на ракете.
-Чтобы давать четкие ответы нам надо потренировать язычки
— Чу-чу-чу, в космос полететь хочу,
Им – им-им, на ракете полетим,
Ди-ди-ди, долетим мы до звезды
Ой-ой-ой, затем вернемся мы домой.
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительного»
— Чтобы заняли наши места в ракете, для этого нам надо образовывать от слов отвечающих на вопрос что? Слова, отвечающие на вопрос какой?
Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман — туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото- золотой, серебро – серебряный, соль – соленный, холод – холодный, лес – лесной, холод – холодный, снег – снежный, книга – книжный.
— Молодцы справились с заданием. Приготовились к старту, Что такое?
Наша ракета не взлетает, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить нам надо составить предложение из слов.
— Прочитайте, что получилось?
— Получите первую звезду.
(звук, записка ракеты)
Прилетели карту чтобы на затеряться в космическом пространстве, по которой мы будем ориентироваться.
На нашем пути 3 планеты «Слогознайки»
На 1 планете – живут слова состоящие из одного слова,
На 2 – из двух, на 3 – из трех.
Космические пираты научили всех жителей и они встали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой.
— Карточки на столах, прочитайте их и определите количество слов.
1. Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь.
2. Небо, космос, земля, звезда, луна.
3. Планета, ракета, комета, космонавт, астроном.
— Молодцы, помогли вернуться домой.
За это грамотейцы прислали вторую звезду.
— Отправляйтесь дальше на нашем пути – отгадайте что?
«Все комета облетала
Все на небе осмотрела.
Выйдит в космос пора –
Это черная …. (дыра)
— Чтобы нас на не затянуло в эту дыру,
Давайте сделаем звуковой анализ слова.
Откройте вами бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра).
— Благополучно прилетели мимо черной дыры, получили третью звезду.
— Получили прилетели, пора немного отдохнуть.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт лежит в ракете,
А внизу леса, поля –
— На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу летит ледяной объект.
Хвост его – полоска света,
А звук объект — (комета)
— На хвосте кометы различались слова, по космическим пираты стерли некоторые буквы.
Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова:
Теле… он, солн. е, созв…дие, Гагар. н
Почему слово Гагарин написано с большой буквой?
Составьте предложения с этими словами.
— Ну что ж, и с этим заданием справились, получили еще одну звезду.
— А на нашем пути следующее написание.
«Рассыпалось к ноге зерно,
Глянули утром – нет ничего.»
(Гимнастика для глаз)
-Давайте нарисуем глазами звезду.
— Подбирайте родственные слова к слову звезда.
— Звездочка, звездный, звездопад, звездочет, созвездие.
— Что такое родственные слова?
_слова родственные друг – другу, имеют общий смысл.
Как понимаете слово «звездопад»
— Какое это слово простое или сложное?
— Справились, получили звезду.
Игра «Составь слова из слов»
— Посмотрите с неба упали звуки, но не простые, а со слогами.
— Прочитайте слоги и придумайте к ним слова
МА, КА, РО, БУ, и т. д.
— Молодцы, и за это задние получили звезду.
Вот и долетели мы до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можно узнать какую книгу они похитили.
— Это очень нужная и важная книга, по ней вы будите учиться читать и писать. Мы помогли вернуть АЗБУКУ на планету Грамотейка, теперь пора возвращаться домой.
— Возьмитесь за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова.
«Чу полете возвратили
И на землю приземлились»
Итог: чем занимались? Какое задание понравилось? Какое было самым трудным.
— За помощь в поиске книги – грамотейка хочет наградить нас, своими фотографиями – раскрасками.
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: — уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты» — сформировать обобщающее понятие «Фрукты» — сформировать умение образовывать.
Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе Распределение видов деятельности в течение дня в первой младшей группе «Звёздочка» утро Образовательные области (интеграция обр. областей).
Источник