Меню

Станция алмаз космос боевая космическая

Станция алмаз космос боевая космическая

Военная программа «Алмаз»

В период с 1966 по 1970 гг. в Центре подготовки космонавтов в рамках программы «Алмаз» космонавты в основном занимались теоретическим изучением конструкции и бортовых систем ОПС, ТКС и его возвращаемого аппарата (ВА). К 1970 г. были созданы первые макеты и отдельные системы как самой ОПС, так и ВА. Экипажи проводили испытания ВА в условиях кратковременной невесомости во время полетов на летающей лаборатории Ту-104ЛЛ с аэродрома Чкаловский. В салоне самолета была установлена пилотская кабина от ВА, в которой размещались центральное кресло командира экипажа и приборные панели управления. Космонавты отрабатывали действия, имитируя различные этапы полета, в т.ч. и при нештатных и аварийных ситуациях.

В 1974 г. в Центре подготовки космонавтов начался монтаж тренажера ВА — ТДК-Ф74, а в 1975 г. — тренажера ФГБ (ТДК-Ф77). В августе 1979 г. в ЦПК был сдан в эксплуатацию тренажер ТДК-Ф74, и на нем начались ознакомительные тренировки космонавтов. В том же году были сформированы три условных экипажа. В 1981 г. на Байконуре были отработаны операции по посадке и эвакуации космонавтов из ВА на 81-й стартовой площадке. В феврале 1982 г. начались и были проведены в несколько этапов морские испытания ВА на Черном море в районе г.Феодосия с использованием специального судна «Севан». В них участвовали космонавты и инженеры-испытатели ЦПК и ЦКБМ, которые отработали действия экипажа в случае приводнения ВА.

Эскизный проект ракетно-космического комплекса «Алмаз» был разработан в ОКБ-52 (ныне НПО Машиностроения) под руководством Главного конструктора В.Н. Челомея и утвержден в 1967 году. Комплекс «Алмаз» включал в себя орбитальную пилотируемую станцию (ОПС) «Алмаз» и пилотируемый транспортный корабль снабжения (ТКС), который должен был доставлять на ОПС экипаж из 3-х космонавтов, оборудование, расходуемые материалы и спускаемые капсулы.

ОПС «Алмаз» создавалась как орбитальная станция военного назначения и являлась космическим наблюдательным и разведывательным пунктом, оснащенным аппаратурой наблюдения и фотографирования и точной системой ее наведения. ОПС «Алмаз», получившая обозначение 11Ф71, имела массу 18,9 тонны, общую длину 11,61 метра и максимальный диаметр 4,15 метра. ОПС укомплектовывалась одной спускаемой капсулой 11Ф76, которая позволяла доставить на Землю до 100 кг груза. ОПС «Алмаз» выводились на орбиту Земли трехступенчатой РН «Протон» (УР-500К).

  • 3 апреля 1973 года была запущена ОПС-1 «Алмаз». После выведения на орбиту станция получила название «Салют-2». Но на 13-е сутки полета произошла внезапная разгерметизация отсеков станции. Эксплуатировать ОПС в пилотируемом режиме было невозможно. Станция прекратила существование 28 мая 1973 года.
  • ОПС-2 «Алмаз» была выведена на орбиту 25 июня 1974 года и получила название «Салют-3». На ней работала одна экспедиция.
  • ОПС-3 «Алмаз» под названием «Салют-5» была запущена на орбиту 22 июня 1976 года. На ней побывало 2 экспедиции. Экипажи, состоявшие только из космонавтов ВВС, на ОПС доставлялись с помощью кораблей «Союз» (7К-Т).

На этом первый этап программы «Алмаз» был завершен. В 1978 году планировалось вывести на орбиту следующую, четвертую по счету, станцию «Алмаз». ОПС-4 в отличие от предыдущих станций имела два стыковочных узла, к которым могли пристыковываться как корабли «Союз», так и ТКС. Однако в конце 1978 года было принято решение о приостановке работ по пилотируемым станциям «Алмаз». ОПС-4 была законсервирована и до сих пор находится в НПО Машиностроения.

Конструкция ОПС «Алмаз»

1 — антенны системы стыковки «Игла»; 2 — датчики солнечной ориентации; 3 — двигатели стабилизации; 4 — вакуумная емкость «Ветер»; 5 — массметр; 6 — запасы воды «Колос-5Д»; 7 — антенны системы связи «Аврора»; 8 — звездный фотоаппарат СА-ЗЗР; 9 — научная аппаратура; 10 — регенерационные патроны; 11 — манипулятор для обслуживания капсулы специнформации; 12 — передатчик системы ручной стыковки; 13 — стыковочный узел; 14 — двигатель коррекции; 15 — капсула спуска информации; 16 — антенна передачи информации «Бирюза»; 17 — топливные баки; 18 — комплексный физтренажер; 19 — фототелевизионная система «Печора»; 20 — длинно¬фокусный фотоаппарат «Агат-1»; 21 — топографический фотоаппарат СА-34Р; 22 — оптический визир ОД-4; 23 — уголковый лазерный отражатель; 24 — панорамное обзорное устройство ПОУ-II; 25 — телекамера; 26 — инфракрасный датчик вертикали; 27 — электромеханическая система стабилизации и поворота

После этого на базе ОПС «Алмаз» началось изготовление трех автоматических станций «Алмаз Т», которые оснащались усовершенствованной фото- и телеаппаратурой наблюдения и радиолокационной аппаратурой. Станции «Алмаз Т» создавались с учетом возможности посещения их космонавтами для проведения профилактических и ремонтно-восстановительных работ с целью продления срока эксплуатации станций. Для этого станцию «Алмаз Т» предполагалось оснастить стыковочным узлом, чтобы к ней мог пристыковаться пилотируемый ТКС. Впоследствии от такого варианта эксплуатации автоматических станций отказались, и стыковочные узлы на них не устанавливались.

ТКС (11Ф72) был создан в 1970-х годах в филиале ОКБ-52 (ныне КБ «Салют»). ТКС проектировался и создавался как пилотируемый транспортный корабль для доставки на ОПС «Алмаз» экипажей из трех космонавтов, топлива, расходуемых материалов, оборудования и семи спускаемых капсул 11Ф76.

Конструктивно ТКС массой 20 тонн состоял из функционально-грузового блока (ФГБ), имевшего обозначение 11Ф77, и возвращаемого аппарата (ВА) — 11Ф74. Космонавты должны были летать в скафандрах «Сокол-КВ».

По программе беспилотных испытаний ТКС были проведены отдельно испытания ВА (5 запусков сразу по 2 ВА) и испытания полномасштабного ТКС. ВА и ТКС выводились на орбиту трехступенчатой РН «Протон». После двух беспилотных испытательных полетов ТКС в декабре 1981 года было решено отказаться от использования ТКС в качестве пилотируемого транспортного корабля. Два последующих корабля запускались уже в качестве автоматических транспортных грузовых кораблей. Полетом ТКС-4 «Космос-1686» эксплуатация этого корабля была завершена. ФГБ двух других изготовленных к тому времени кораблей были использованы в качестве двигательного отсека КА «Скиф-ДМ», запущенного 15 мая 1987 года РН «Энергия», и в качестве разгонного блока модуля «Квант», который был выведен на орбиту 31 марта 1987 года РН «Протон». В середине 1980-х годов на базе ТКС началось создание модулей для орбитальной станции «Мир».

Источник

Боевая космическая станция «Алмаз»: История одного из самых закрытых космических проектов СССР

Хотя в мире было принято немало международных соглашений, включая Договор 1967 года, об ограничении милитаризации космического пространства, полностью отказываться от военного использования космоса ведущие державы совершенно не собирались. Многим жителям СНГ известно, что во времена президентства Рональда Рейгана была развернута программа СОИ — система активной противоракетной обороны, имевшая элементы активного ударного воздействия. Американцы столкнулись с большой стоимостью и неразрешимыми техническими проблемами, так что стратегическая оборонная инициатива была в итоге свернута. Но и Советский Союз планировал перевести боевые действия в космос.

В 1964 году Министерство обороны СССР выдало заказ конструкторскому бюро Челомея на проектирование орбитальной пилотируемой станции «Алмаз». Правда, хотя пилотируемые станции этой серии и слетали в космос, но они получили названия «Салют-2» «3» и «5» соответственно. Подобное переименование было предпринято в рамках секретности. Именно под названием «Салют» в космос отправлялись советские научные станции.

Пилотируемый комплекс, к разработке которого приступили в 1964 году, для своего времени был поистине революционным прорывом. Заокеанский вероятный противник не мог создать нечто подобное даже в далекой перспективе. Размеры станции даже сейчас внушают уважение — 100 кубометров жилого объема, 17,8 тонны его масса. Длина станции предполагалась в 14,6 м при диаметре в 4.6 м. Полезная нагрузка в начальном варианте составляла 5 т. Солнечные батареи площадью 52 кв. м должны были вырабатывать в среднем 3,12 кВт энергии.

Постоянный экипаж комплекса «Алмаз» должен был составлять 3 человека, но еще 3 могли находиться в пристыкованном космическом транспортном корабле, который имел массу 18 тонн и 2 принципиально новых стыковочных узла. Для возвращения на Землю предусматривалось наличие на станции 2 многоразовых спускаемых аппаратов, каждый из которых мог забрать по 3 космонавта и 100 кг груза. Расчетное время полета экипажа составляло 410 суток, на пристыкованном корабле еще 3 космонавта могли находиться до 200 дней. Для экипажа в бытовой части станции были предусмотрены краны с горячей и холодной водой, стол с системой подогрева пищи и 2 спальных места — одно откидное, второе стационарное. Для досуга предназначались магнитофон и радиоприемники. Там же находились пылесос, различное медицинское и научное оборудование.

Основной целью станции «Алмаз» была разведка территории противника. Для этого для будущих космонавтов создавался мощный космический бинокль (телескоп-фотоаппарат «Агат-1»), через который можно было рассматривать территорию вероятного противника как в инфракрасном, так и видимом диапазонах. Только согласование технической документации этого чуда техники заняло полтора месяца, а его зеркало после отливки должно было застывать около полутора лет. Если космонавт обнаруживал что-либо интересное, он должен был подать сигнал на длиннофокусные фотоаппараты, которые начинали в быстром темпе снимать интересующие объекты. Фотопленку можно было проявить прямо на «Алмазе», но можно было переправить на Землю с помощью одного из спускаемых аппаратов. А еще проявленные в космосе снимки можно было передавать на Землю с помощью специальных телеканалов. Хотя станция и планировалась обитаемой, но разведывательную деятельность она могла вести и в автоматическом режиме, благодаря командам, поступающим и командного центра.

Читайте также:  Какого цвета планета земля с космоса

Однако боевые возможности будущей станции не должны были ограничиваться наблюдением за интересующей территорией. Поскольку в США на тот момент разрабатывались проекты спутников-перехватчиков, а также не исключалась возможность применения космических челноков для похищения с орбиты советских спутников, то «Алмаз» должен был получить космическую защиту.

Поначалу это была система «Щит-1» представлявшая собой модифицированную для космических условий авиационную пушку Нудельмана-Рихтера НР-23 калибром 23 мм.

Но этого создателям показалось мало, и была разработана система «Щит-2», которая состояла из 2 ракет класса «космос-космос».

Поскольку для ведения разведки из космоса требовалось, чтобы станция «Алмаз» была постоянно повернута к Земле, да еще разворачиваться относительно ее в разные стороны, чтобы нацеливать фотоаппаратуру на разные интересующие объекты. Для этого на станции реализовывалась трехосная система ориентации, которая обеспечивалась 2 ракетными двигателями. Плавность поворотов планировалась обеспечить за счет сложной системы маховиков. Самым оригинальным техническим решением был-шар-маховик подвешенный в электромагнитном поле. Необычной являлась система управления аппаратурой станции, за это отвечала мощная для своего времени ЭВМ «Аргон 16».

Хотя проект и модель были завершены в 1968 году, постоянно вносились какие-то коррективы. Правда, набрали космонавтов, которые должны были летать на «Алмазе», их группу возглавил Павел Беляев, командир Алексея Леонова во время первого выхода в открытый космос. Но подготовка космонавтов была чисто теоретической. Запланированный космический объект оказался слишком масштабным для экономики Советского Союза, изнемогающей в холодной войне. А тут еще многие вложения потребовались в Олимпиаду-80. Так что в 1978 году пилотируемый проект станции прекратили разрабатывать.

А беспилотный вариант ОПС «Алмаз» был выведен на орбиту в июле 1987 года ракетой «Протон», правда, под названием «Космос-1870». Работы над беспилотным проектом продолжались, и весной 1991 года на орбите оказался улучшенный вариант орбитальной станции уже под названием «Алмаз-1». Однако это сюжет другой истории.

Источник

Советский «Алмаз» — уникальная космическая боевая станция

Боевая орбитальная станция «Алмаз» была разработана ещё в 60-е годы прошлого столетия. Противостояние с США находилось в острой фазе, и специалисты конструкторского бюро приступили к созданию серии пилотируемых орбитальных станций. Возглавлял Особое бюро С. Королёв. Он отмечал, что на станции будет изучаться влияние невесомости на людей, развернутся медико-биологические исследования, будет проверена работа механических средств тяготения. Помимо научных задач стоял вопрос об усилении обороноспособности страны. Поэтому предполагалось использовать станцию как космический боевой аппарат.

Уникальным для того времени стало оборудование для проекта «Алмаз». Фотоаппарат «Агат» по техническим характеристикам не уступает современным орбитальным телескопам.

Вооружение «Алмаза» оказалось под пристальным вниманием иностранных военных экспертов. Они отметили систему защиты «Щит-2». Эта система состоит из двух ракет, которые относятся к классу «космос-космос» и защищает орбитальную станцию от спутников и перехватчиков противника.

Как отмечает издание The Drive, «Щит-2» — модернизированная система обороны, которая пришла на смену советскому комплексу под названием «Щит-1». Прежний комплекс защищал орбиту авиационной пушкой, дальность стрельбы которой 3000 м. Скорострельность космической пушки —950 выстрелов в минуту.

Автор статьи рассмотрел особенности ракеты класса «космос-космос». Он предположил, что гранатоподобные заряды при активации снаряда поразят объект как шрапнель. Однако, принцип действия заряда схож с работой перехватчика, всё, что они поражают, будет уничтожено.

Дальность действия ракеты составляет 100 километров. Самонаводящееся оружие не обладало большой маневренностью. Его основным предназначением было предотвратить повреждение или похищение орбитальной станции.

Источник

Первая орбитальная станция: как «Алмаз» стал «Салютом»

19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон» вывела в космос первую в истории долговременную орбитальную станцию «Салют». С этого дня началась беспримерная программа освоения околоземного пространства, ставшая подлинной гордостью советской ракетно-космической отрасли. Однако в то время мало кто знал, что орбитальные станции создавались прежде всего для решения военных задач.

Фантастическая идея

Идея создания орбитальных станций принадлежит основоположникам космонавтики. О том, что перед полётами к другим планетам необходимо создавать такие станции, писали многие, включая Константина Циолковского. Орбитальные станции должны были служить в качестве верфей, научных лабораторий, обсерваторий и заводов. Кроме того, на их борту космонавты могли бы осваивать быт в принципиально новых условиях жизни: при невесомости, под воздействием космического излучения, в искусственной атмосфере.

Рассматривались и варианты военного применения. Например, учёный Герман Оберт, заложивший основы немецкого ракетостроения, утверждал в своей книге «Ракета в космическое пространство» (Die Rakete zu den Planetenräumen, 1923), что будущую станцию можно использовать для разведки, управления войсками и флотами, а также как оружие массового поражения. Для этого он предлагал построить рядом с ней гигантское зеркало диаметром 100 км, которое могло бы фокусировать солнечные лучи, влияя на климат и при необходимости нанося урон противнику. Оберт писал:

«Поскольку подобное зеркало, к сожалению, могло бы иметь также и очень важное стратегическое значение (взрывать военные заводы, вызывать вихри и грозы, уничтожать марширующие войска и их обозы, сжигать целые города и, вообще, производить большие разрушения), то не исключено, что одна из культурных стран уже в обозримом времени могла бы приступить к осуществлению этого проекта — тем более что и в мирное время большая часть вложенного капитала окупила бы себя».

Разумеется, все эти идеи были прекрасно известны советским конструкторам ракетно-космической техники. В то же время они рассматривали орбитальную станцию прежде всего как «промежуточную площадку» для межпланетных полётов. Например, Сергей Королёв, возглавлявший Особое конструкторское бюро №1 Государственного комитета по оборонной технике (ОКБ-1 ГКОТ), в начале 60-х годов приступил к проработке концепций Тяжёлого межпланетного корабля (ТМК) и Тяжёлой орбитальной станции (ТОС).

В сохранившейся записной книжке Королёва есть соответствующие соображения на этот счёт, датированные 14 сентября 1962 года:

«Вопросы, связанные с невесомостью — основные!

Видимо, здесь опыты на «Союзе» и на ТОС дадут возможность получить большие и очень большие длительности (до 1 года) пребывания в условиях невесомости (что при 1 годе решает проблему полёта к ближним планетам, так как сроки 3-5 лет будут уже примерно того же порядка).

В условиях длительного космического полёта можно будет основательно проверить:

влияние невесомости на разных людях и на достаточно большом числе людей,

разные медико-биологические средства,

разные механические средства временного и постоянного искусственного тяготения.

Можно будет впервые развернуть в космическом пространстве настоящие медико-биологические исследования и наблюдения в действительных условиях и т.д.

Тут же будет проверяться и вся вообще техника для более длительных полётов.

Видимо, создание ТОС есть необходимый этап для длительных полётов в космическом пространстве, так как здесь будет отрабатываться у Земли (т.е. легко доступны с Земли) люди и вся техника.

Это важный методический шаг!, без которого не пройти…»

В то же время, работая на военных, Королёв отдавал себе отчёт, что от него ждут прежде всего проектов, которые помогут укреплению обороноспособности страны. Поэтому наряду с общими соображениями он предлагал вполне конкретные идеи по использованию станции в качестве боевого космического аппарата.

Начало проекту военного варианта ТОС было положено с появлением Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР №715-296 от 23 июня 1960 года «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах».

Отдел №9 ОКБ-1 завершил проработку концепции станции в мае 1961 года, причём в пояснительной записке указывалось, что помимо решения научно-технических задач ТОС можно будет использовать для радио- и фоторазведки, борьбы со спутниками и бомбометания. Станция должна была вращаться вокруг собственной оси, создавая искусственную силу тяжести для большего комфорта экипажа.

В течение четырёх лет проект, получивший неофициальное название «Звезда» (в честь романа Александра Беляева «Звезда КЭЦ»), многократно модифицировался. В 1965 году эскизный вариант боевой ТОС был вчерне готов, но концепция снова поменялась. Теперь от ОКБ-1 требовали спроектировать Многоцелевую космическую базу-станцию (МКБС) которая должна была служить «космическим портом»: в неё при необходимости заходили бы другие орбитальные аппараты (главным образом разведчики) для сдачи фотоматериалов, перезарядки, заправки топливом, профилактики и ремонта.

В январе 1966 года Королёв скончался, а его место в ОКБ-1, преобразованном в ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения), занял Василий Мишин. Тот поручил работу над МКБС баллистику Виталию Безвербому. Согласно новому варианту, станция, состоявшая из двух больших блоков массой свыше 80 т каждый, должна была вмещать экипажи численностью 6-10 человек. МКБС собирались оснастить различными видами противоракетного и противокосмического оружия, в том числе лучевого.

Разработку проекта остановили в начале 70-х годов в пользу создания долговременной орбитальной станции (ДОС) 17К, получившей название «Салют».

Читайте также:  Гагаринский урок космос это мы 2021 для 1 класса

Проект «Алмаз»

12 октября 1964 года в Опытно-конструкторском бюро №52 Государственного комитета по авиационной технике (ОКБ-52 ГКАТ), находящемся в подмосковном Реутово, состоялось совещание руководства предприятия. На нём генеральный конструктор Владимир Челомей предложил концепцию орбитальной станции для решения «оборонных, научных и народнохозяйственных задач». Челомей, много лет отдавший конструированию передовой военной техники, видел в такой станции средство оперативной космической разведки, превосходящее по своим возможностям любые аналоги, созданные к тому времени.

Работы над ней начались по приказу министра общего машиностроения от 27 октября 1965 года. Эскизный проект станции под названием «Алмаз» был выпущен в 1966 году. Станцию предполагалось выводить на орбиту ракетой-носителем «Протон» (УР-500К) грузоподъёмностью 20 т, которая также создавалась в ОКБ-52.

Изначально космонавтов собирались запускать вместе со станцией — в возвращаемом аппарате, размещённом в её передней части. При более подробном анализе выяснилось, что такая схема имеет серьёзные недостатки. Наличие тяжёлого возвращаемого аппарата заметно влияло на массу целевого оборудования в сторону уменьшения, что само по себе снижало потенциал станции. В конце концов от этой идеи отказались, решив отработать процесс стыковки на маневрирующих кораблях «Союз», которые в то время разрабатывались в ЦКБЭМ.

Проект ракетно-космического комплекса «Алмаз», включавший в себя базовый блок и транспортный корабль снабжения ТКС, был утверждён в августе 1967 года. Он должен был стать более совершенным орбитальным разведчиком, чем автоматические «Зениты», давая очевидное преимущество по оперативности получения и обработки информации.

Космонавты могли разглядывать Землю в видимом и инфракрасном диапазонах спектра через мощный «космический бинокль». Увидев что-либо интересное, они давали бы команду на производство серии снимков. Фотоплёнка проявлялась на борту под контролем экипажа. Достойные внимания фрагменты полученных изображений передавались на Землю по телевизионному каналу. Те же участки планеты можно было просматривать с помощью радиолокатора бокового обзора.

Аппаратура, которую создали для станции, по меркам того времени была самой передовой, очень сложной и дорогостоящей. В частности, основным средством наблюдения с орбиты должен был стать уникальный фотоаппарат «Агат» с фокусным расстоянием до 10 м и диаметром основного зеркала 1,9 м, сравнимый по разрешающей способности с современными орбитальными телескопами. Только на согласование технических характеристик фотоаппарата сотрудники Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ; такое название было присвоено ОКБ-52 в 1966 году) и Красногорского механического завода (КМЗ), взявшего на себя «Агат», потратили три месяца. При этом заготовка для производства зеркала должна была остывать в форме полтора года!

В 1968 году появились первые макеты «Алмаза». Конструктивно станция разделялась на две части, которые можно условно назвать отсеками малого и большого диаметров. Внутренний объём станции включал бытовую, рабочую, приборную и переходную зоны.

Бытовая зона с несколькими обзорными иллюминаторами размещалась в отсеке малого диаметра и предназначалась для отдыха космонавтов, приёма пищи и проведения медицинских экспериментов. У одного борта были закреплены кресла, стол с подогревателями консервов, ёмкости с водой и контейнеры с продуктами питания. Над столом смонтировали пульт управления системой жизнеобеспечения. У другого борта — шкафы с медицинским оборудованием, комплектами белья, предметами быта и личными вещами, магнитофон с фонотекой и радиоприёмник. Торец бытовой зоны был отдан под спальные места.

За бытовой следовала рабочая зона. Её заднюю часть занимали аппаратура «Агат-1» и система управления станцией. Большой оптический телескоп с переменным фокусным расстоянием был совмещён с широкоплёночным фотоаппаратом АСА-34Р и занимал герметичную нишу от пола до потолка. В рабочей зоне стояли проявочная машина для обработки фотоплёнки и световой стол, на котором можно было детально, с увеличением, рассмотреть проявленные кадры. Самые интересные и важные фрагменты считывались, кодировались и передавались на Землю по радиоканалу.

В рабочей зоне отсека большого диаметра располагались пульты управления и контроля станции, пульт пилота с индикатором положения станции, ручкой управления ориентацией, оптическим визором ОД-4М (позволявшим «останавливать» бег земной поверхности и наблюдать отдельные районы с разрешением 7-8 м), панорамно-обзорным устройством ПОУ-11 для широкого обозрения земной поверхности и перископом кругового обзора «Сокол» для контроля за космическим пространством.

Кроме того, в рабочей зоне разместили телевизионную аппаратуру «Печора» и информационно-поисковую систему для оперативного получения данных по работе оборудования. Там же устанавливался комплексный тренажёр с бегущей дорожкой и измеритель массы (массметр). Конечно же, были предусмотрены и шлюз для удаления контейнеров с отходами, и туалет, и шкаф с предметами личной гигиены.

В приборной зоне размещалась аппаратура и агрегаты бортовых систем станции: ориентации и управления движением, жизнеобеспечения, электропитания, радиосвязи, телеметрии, командной радиолинии и других систем. Всем этим комплексом управляла цифровая вычислительная машина «Аргон-16А». Снаружи гермоотсека монтировались панели теплообменников, датчики системы ориентации, антенны телеметрии и радиосвязи.

Переходная зона была сферической формы и жёстко соединялась с рабочей зоной большого диаметра. Между переходной и рабочей зонами размещался гермолюк. Снаружи на торце переходной зоны располагался пассивный стыковочный узел типа «Конус» с лазом для космонавтов. В верхней части зоны сделали люк для выходов в открытый космос; здесь же находился контейнер укладки скафандров.

Конструкторы «Алмаза» знали, что в США ведутся работы над проектами спутников-инспекторов и кораблей-перехватчиков. Чтобы защитить станцию от врага, её оснастили авиационной пушкой Нудельмана-Рихтера НР-23, модифицировав готовое хвостовое орудие реактивного бомбардировщика Ту-22. Дальность стрельбы по орбитальным целям должна была составлять не менее 3000 м.

Космическая пушка делала 950 выстрелов в минуту, причём снаряд массой 200 г летел со скоростью 690 м/с. В наземных испытаниях на дальности более километра залп из пушки перерезал пополам металлическую бочку из-под бензина. Пушка устанавливалась под «брюхом» станции — её можно было наводить на вражеский объект через специальный прицел, поворачивая всю станцию вручную. Отдача при стрельбе в пустоте компенсировалась включением двигателей стабилизации или маршевых двигателей.

Понятно, что нападать на кого-либо сам «Алмаз» не мог: какой смысл использовать в качестве космического истребителя наблюдательный пункт массой 20 т, снабжённый гигантским фотоаппаратом и прочим ценным оборудованием? В то же время противостоять нападению станция вполне сумела бы. К счастью для всех, американцы ни разу не рискнули приблизиться к «Алмазам», работавшим на орбитах.

«Салют» на орбите

Тем временем в ракетно-космической отрасли изменилась общая ситуация. Инициатива по разработке долговременной орбитальной станции перешла к Мишину. Очередному пересмотру проектов способствовало и заявление NASA о намерении запустить в середине 1972 года большую исследовательскую станцию Skylab. Советский Союз оказался перед угрозой потери ещё одного важного исторического приоритета. Чтобы догнать и перегнать США, сотрудники Мишина предложили использовать готовые корпуса «Алмазов» и агрегаты нового корабля «Союз» (7К-Т) для быстрого создания исследовательского орбитального комплекса.

Их поддержали в ЦК КПСС, и в январе 1970 года начались предварительные проработки проекта станции, получившей название «комплекс ДОС-7К». Ведущим конструктором назначили Юрия Семёнова. Согласно техническому заданию, комплекс предназначался для орбитальных полётов двух-трёх сменяемых экипажей из трёх космонавтов, проведения научных экспериментов, медицинских и астрофизических исследований. Полётный ресурс станции в пилотируемом режиме составлял три месяца.

9 февраля 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №105-41 по разработке ДОС-7К, а в марте состоялась первая рабочая встреча специалистов двух бюро — ЦКБЭМ и ЦКБМ.

Разумеется, Челомей негативно отнёсся к проекту новой орбитальной станции, усмотрев в ней конкурента «Алмазу», однако был вынужден подчиниться правительственному решению. Вскоре после этого в ЦКБЭМ были переданы четыре готовых корпуса. Их использовали для создания первой лётной станции (заводской №121) и экспериментальных макетов. ДОС-7К отличалась от «Алмаза» переходным отсеком в передней части зоны малого диаметра, к которому производилась стыковка кораблей «Союз». Кроме того, на «гибридной» станции были установлены приборно-агрегатный отсек и солнечные батареи «Союза».

Орбитальную станцию собирались построить в течение года, поэтому работы велись круглосуточно и без выходных. Несмотря на аврал, сроки выдержать не удалось, и старт несколько раз переносили.

Интересно, что станцию сначала хотели назвать «Заря», и это слово крупными буквами было написано на её борту. Но уже на Байконуре выяснилось, что так же назывался первый китайский спутник, запущенный в 1970 году, и станцию решили переименовать в «Салют», а потом красивое название «унаследовали» и другие станции.

19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» (УР-500К), которая вывела в космос первую в мире орбитальную станцию ДОС-1 («Салют»). 23 апреля был запущен космический корабль «Союз-10» с экипажем из командира Владимира Шаталова, бортинженера Алексея Елисеева и инженера-испытателя Николая Рукавишникова.

На следующий день корабль пристыковался к станции, но, как сразу выяснилось, не полностью: не возникло герметичного стыка, и не соединились электрические цепи. Шаталов попытался «дожать» корабль с помощью двигателей — безрезультатно. С командного пункта в Евпатории экипажу передали команду на расстыковку, но теперь корабль «не захотел» отделяться от станции. Возникла сложная аварийная ситуация. Можно было «отстрелить» бытовой отсек «Союза», но тогда единственный стыковочный узел станции был бы занят, и её дальнейшая эксплуатация стала бы невозможна.

Читайте также:  Инструкция для фонарика космос

«Салют» спасли Всеволод Живоглотов (один из разработчиков стыковочного агрегата) и Николай Рукавишников, который по его инструкции вскрыл блок электроники и поставил перемычку на определённые штыри. «Союз-10» благополучно отделился от станции, и 25 апреля его экипаж досрочно вернулся на Землю. По результатам разбора полёта была проведена доработка стыковочного агрегата корабля 7К-Т и системы управления.

Трагедия «Союза-11»

Несмотря на фиаско «Союза-10», Мишин предложил придерживаться первоначального плана и отправить на станцию ещё две экспедиции.

6 июня 1971 года стартовал корабль «Союз-11» с Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым на борту. На следующий день он успешно состыковался с «Салютом», и космонавты перешли на станцию, сразу приступив к выполнению программы, рассчитанной на 25 суток.

Полёт проходил непросто: впервые дала о себе знать проблема психологической совместимости — руководителям полёта, работавшим в Евпатории, приходилось проявлять изобретательность в общении с космонавтами, чтобы сгладить острые углы. 16 июня на станции произошло возгорание проводки — экипажу была дана команда готовить корабль к эвакуации. С проблемой удалось оперативно справиться, и космонавты продолжили работу на «Салюте». Участие в спасении станции сплотило их, а натянутость в отношениях исчезла.

Находясь на «Салюте», космонавты занимались различными экспериментами и наблюдениями. Например, в их распоряжении находился ультрафиолетовый телескоп «Орион», разработанный Бюраканской астрофизической обсерваторией. Космонавты использовали его для получения спектрограмм Веги и Агены (беты Центавра), благодаря которым позднее была уточнена теоретическая модель фотосферы высокотемпературных звёзд.

24 июня был перекрыт рекорд длительности полёта, установленный в 1970 году Андрияном Николаевым и Виталием Севастьяновым на «Союзе-9». К тому времени экипаж «Салюта» вымотался и сильно устал, что было видно по сеансам связи. Врачей также беспокоил отказ космонавтов полностью выполнять программу физических тренировок, поэтому было решено сократить план полёта на сутки.

Вечером 29 июня космонавты заняли свои места в спускаемом аппарате корабля и закрыли люк, но транспарант «Люк открыт» продолжал гореть. Центр управления полётом дал указание повторить манипуляции с люком — транспарант не погас. Затем ещё раз — транспарант продолжал гореть. Экипаж начал нервничать: негерметичный люк спускаемого аппарата означал верную смерть. Дело в том, что скафандры на кораблях серии 7К-Т не были предусмотрены: система автономного жизнеобеспечения для трёх человек просто не вписывалась в этот корабль, и от неё на одном из этапов конструирования отказались.

В ЦУПе всё же нашли причину: барахлил контакт датчика на обрезе люка. Георгий Добровольский подложил кусочек пластыря под концевик датчика и вновь закрыл люк — транспарант погас. Герметичность проверили сбросом давления в бытовом отсеке. Когда выяснилось, что всё в норме, ЦУП отдал команду на расстыковку и спуск. После полуночи, 30 июня, двигатель корабля был включен на торможение. В Евпатории с нетерпением ждали докладов с борта «Союза-11», но связи не было.

Около двух часов ночи поисковая служба обнаружила спускаемый аппарат в расчётном районе. Рядом сел вертолёт. К аппарату подбежали поисковики и всего за минуту открыли люк. Космонавты не подавали признаков жизни. Врачи пытались тут же, на месте, реанимировать их, но оказалось, что поздно: Добровольский, Волков и Пацаев погибли от удушья.

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате начало быстро падать и в течение 115 секунд снизилось почти до нуля. Технический осмотр выявил и причину столь резкой декомпрессии: при разделении отсеков преждевременно открылся вентиляционный клапан, предназначенный для выравнивания давлений внутри и снаружи спускаемого аппарата перед приземлением. Георгий Добровольский пытался спасти экипаж, отвязавшись от кресла и перекрыв клапан, но ему не хватило времени.

Первый опыт работы с орбитальной станцией закончился трагедией. Советским конструкторам и испытателям космической техники предстояло учесть этот мрачный урок.

Несчастливый «Салют-2»

По результатам расследования конструкторы ещё раз глубоко доработали корабль 7К-Т: фактически была создана новая модификация «Союза».

Разумеется, в первую очередь был заменён вентиляционный клапан: его сделали более устойчивым к ударам и снабдили ручной заглушкой. Но главное, наконец-то было принято принципиальное решение использовать скафандры: в качестве прототипа взяли высотный авиационный скафандр «Сокол», получивший после переделки название «Сокол-К». С учётом массы скафандров и системы обеспечения для них разместить в корабле трёх космонавтов было невозможно, поэтому в дальнейшем на станции летали экипажи из двух человек: командира и бортинженера.

29 июля 1972 года на космодроме Байконур ракета-носитель «Протон» запустила станцию ДОС-2, аналогичную предшествующей по конструкции и составу научной аппаратуры. Предполагалось, что к ней отправится экипаж в составе Алексея Леонова и Валерия Кубасова. Однако на 182-й секунде полёта произошло выключение двигательной установки второй ступени ракеты-носителя — станция погибла, а её существование надолго засекретили.

К тому времени сотрудники ЦКБМ завершили работу над первой военной станцией «Алмаз». Её подготовка на технической позиции космодрома Байконур началась в январе 1973 года и продолжалась три месяца, несмотря на сильнейшие морозы и метели.

Старт состоялся 3 апреля 1973 года. «Алмаз» вышел на орбиту, и агентство ТАСС распространило официальное сообщение о запуске «Салюта-2». Работники из бюро Челомея роптали по поводу названия: они по-прежнему предпочитали именовать своё детище «Алмазом». Демонстрируя протест, они нанесли надпись «Салют-2» на проставку, соединяющую основной блок с последней ступенью ракеты: после выхода на орбиту станция отделилась от проставки и ушла в полёт без «чужого» и, как считали многие, «несчастливого» названия. Впрочем, эта хитроумная акция успеха не имела.

В соответствии с программой были задействованы все системы «Алмаза» и раскрыты солнечные батареи. В отсеках поддерживался нормальный режим атмосферы. Радиоуправление и телеметрия обеспечивали постоянный контроль.

4 и 8 апреля были проведены коррекции, и «Салют-2» поднялся с орбиты выведения (215 x 260 км) на рабочую (261 x 296 км). 14 апреля станция ушла на «глухие» витки, которые не могли контролировать советские средства управления. И при выходе с них в ночь на 15 апреля был зафиксирован отказ основной системы телеметрии. Дополнительная телеметрия показала резкое падение давления в гермоотсеке станции. В интервале между 177-м (14 апреля) и 193-м витками (15 апреля) было отмечено «изменение параметров орбиты, объясняемое действием внешних сил».

Государственная комиссия пришла к выводу, что «наиболее вероятной причиной аварии явился производственный дефект в двигательной установке», однако у разработчиков станции остались сомнения в достоверности предложенной версии. 30 апреля в американской прессе появилось сообщение, что 14 апреля (то есть на «глухих» витках) «Салют-2» испытал «катастрофическое разрушение», причём от станции отделились два десятка фрагментов, многие из которых быстро сошли с орбиты.

Дальнейшее изучение вопроса привело конструкторов станции к заключению, что после выхода на орбиту взорвались остатки топлива в третьей ступени ракеты-носителя — в результате образовалось облако обломков, в которое вошёл «Салют-2» и где он, скорее всего, получил повреждение. Понятно, что спасти искалеченную станцию в то время не было возможности.

Первый успешный запуск военной станции «Алмаз» под названием «Салют-3» состоялся только в следующем году — в ночь с 24 на 25 июня 1974 года. Через несколько дней к нему пристыковался «Союз-14». Многолетняя орбитальная эпопея началась.

Источники и литература:

  1. Афанасьев И. Космическая техника НПО Машиностроения // Новости космонавтики. 2006. №11
  2. Афанасьев И. Неизвестные корабли. – М.: Знание, 1991
  3. Афанасьев И., Глушко А., Желтоногин Ю. Возвращение из космоса. Хронология посадок пилотируемых кораблей. 1961-2001: [альбом]. – М.: Фонд «Русские Витязи», 2012
  4. Афанасьев И., Воронцов Д. Золотой век космонавтики: мечты и реальность. – М.: Фонд «Русские Витязи», 2015
  5. Афанасьев И., Маринин И., Шамсутдинов С. Четверть века «Алмазу» // Новости космонавтики. 1999. №8
  6. Бодрихин Н. Челомей. – М.: Молодая гвардия, 2014
  7. Космос. Время московское. Сб. документов. / Сост. Т. Головкина и А. Чернобаев. – М.: РГГУ, 2011
  8. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. / Под ред. Ю. Батурина. – М.: Изд-во «РТСофт», 2005
  9. Оберт Г. Ракета в космическое пространство // Пионеры ракетной техники. Избранные труды. 1891-1938. – М.: Наука, 1977
  10. Первушин А. Битва за звёзды: Космическое противостояние. – М.: АСТ, 2004
  11. Письма читателей: В. Поляченко [о проекте станции «Алмаз»] // Новости космонавтики. 2001. №2
  12. Письма читателей: Э. Жафяров, В. Петровский [о разрушении станции «Салют-2»] // Новости космонавтики. 2000. №1
  13. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва. 1946-1996. / Гл. ред. Ю. Семёнов. – М.: Менонсовполиграф, 1996
  14. «Салют» на орбите. Колл. авт. – М.: Машиностроение, 1973
  15. Творческое наследие академика Сергея Павловича Королёва. Избранные труды и документы. – М.: Наука, 1980
  16. Шамсутдинов С. Легендарный корабль «Союз» [часть 1] // Новости космонавтики. 2002. №4

Источник

Adblock
detector