Зарисовка о весне
Вам нравится весна? А мне очень!
Больше всех времен года я люблю весну. И это не удивительно. Едва ли найдется такой человек, который равнодушен к возрождению природы.
Весна дарит всем чувство радости, грядущих перемен, особое весеннее настроение. Первые лучи весеннего солнца светят по-особому, как-то веселее, игривее.
Наконец ушла долгая и трудная зима, нет сильных морозов, метелей, настало новое удивительное и радостное время – таяние снега, и появление первых цветов. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает спящую природу к новой жизни.
В воздухе морозно-чистом
Пахнет новою весной.
Даль сыра и очень мглиста,
И волнует синевой.
Все теплее день весенний,
Даже ветки у сосны,
Зеленеют от волненья,
Пережив морозы, сны.
Ярче светит солнце с неба,
Греет землю от души,
Россыпь белую из снега,
Откидать ты поспеши.
Проснешься с первыми лучами солнца — такими чистыми, ярчайшими и бросаешь взгляд на улицу — что там? Смотришь, как сверкают свисающие с крыш сосульки, искрится снег, словно чьей-то щедрой рукой рассыпаны бриллианты. От этого вида на душе поднимается волна радости, весеннего настроения. Хочется сделать что-то особенное, интересное.
. Искрится снег под солнцем,
Сосульки опадают с крыш,
И воробей стучится в оконце,
А я, ему, проказник: «Кыш!».
И небо весной по-особенному голубое, как чистый осенний пруд. Изредка белоснежные облака, громадные, как корабли, важно проплывают, гонимые теплым весенним ветром. Взгляд невольно устремляется вдаль, к заснеженным горам, полям, уже освободившимся от снега, ручьям, сбегающим в Чумыш.
. Красота в ельцовском поле,
Озимь видится вдали.
Свищут птицы на приволье,
И облака, как корабли.
С каждым днём чувствуем весну всё сильнее. Солнце припекает, пригревает. С крыш падают последние сосульки, нарушая хрустальным звоном деревенскую тишину. Снег становится рассыпчатым, как крупная соль, искрится всеми цветами радуги.
На пригорках появляются проталины, украшенные первыми цветами.
. Испарился снежок в перелесках,
И подснежники,как голубки,
Показались из кустиков низких,
И невзрачны еще, и легки…
Ранняя весна непостоянна, так, что радоваться можно только ее мгновениям. Все еще будет: грязь, ветер, снег и дождь. Но все же это самое прекрасное время года!
Выйдешь ранним утром на улицу, пока еще солнце не обогрело землю, воздух и наслаждаешься пением скворцов, умиляешься дракам воробьев под застрехой.
. Воробьи под застрехой резвятся,
И щебечет какая-то птица,
А весною пора восхищаться,
Ведь она ни с чем не сравнится.
Все теплее становится в марте,
Хоть и солнце встает еще поздно.
А скворцы распевают в азарте,
Наполняют руладами воздух.
Ушел переменчивый март, наступает апрель — время окончательного пробуждения природы. Весна все больше вступает в свои права. Все меньше становится снега, остается лишь в глубоких логах и балках. Птицы поют и звонко щебечут, приветствуя весну. Деревья тоже просыпаются от зимнего сна. Вы видели, как на ветвях набухают почки, раскрывая свои чешуйки и готовы показаться первые листочки? Удивительная картина — рождение нового мира!
Весенний ветер совсем не похож на зимний. Он, хотя еще холодный, но ласковый и пахнет весной. Для всей природы наступает пора обновления.
Растаявший снег наполняет землю влагой, излишки ее стремительно скатываются в ручьи речки, наполняя водой Чумыш.
. Зима прошла и, как всегда,
Повсюду пахнет гарью.
Шумит чумышская вода,
Сверкает чистой сталью.
Река шумит на виражах,
Камыш засохший чахнет.
Водой наполнена, свежа,
Немного рыбой пахнет.
Над нею даль голубеет,
Вода отдает холодком.
Весенний ветер веет,
И пахнет холодным снежком…
Наступает не менее интересное время — ледоход. Едва ли кто равнодушен к этому природному явлению! С каким-то волнением в груди смотришь, как движутся по реке громадные поля льда, удивляешься и восхищаешься мощью реки, когда при заторах льдины начинают с шумом и треском ползти на берег, круша всё и вся на своем пути.
. Водой насытились ручьи,
И наш Чумыш несет,
Траву и сено, и сучки,
И вместе с ними лед.
Да, весна — самое удивительное время года. Она наступает так стремительно, что перемены в природе происходят буквально на глазах. Каждый весенний день приближает самое теплое и любимое время года — лето. Наступление весны создает ощущение прихода чего-то нового, удивительного и радостного, поэтому все люди рады весне.
Мир вокруг становится ярким и лучезарным. Дни становятся заметно длиннее. Количество пасмурных дней уменьшается. Почти каждый весенний день светлый и солнечный, даже облака становятся крупнее, гуще, иногда превращаются в кучевые, предрекая грозу и ливень. Пора бы! Давно не было!
…Синее стали небеса,
Позеленели ветви елей,
И первая весной гроза,
Прошла у нас в конце апреля.
Со старых крыш смывая пыль,
Пролился дождь и град потоком,
А ведь недавно был же штиль —
Опять стучит по окнам.
Шумит по улицам поток,
Со щепками волна играет,
Ручьи несутся вдоль дорог,
А дождь идет, не утихает.
И гром гремит над головой,
Дрожит мой дом и даже крыша.
Земля напитана водой,
Лежит, от солнца паром дышит…
И наконец, наступает месяц-май, последний весенний месяц — время плавного перехода в лето.
. Пришла в село весна шальная,
Цветет любимый, милый край.
Ельцовка, ты моя, родная,
Красива стала, словно рай.
Весна – хорошенькое время,
В березах сладкий, чистый сок,
И лед ушел в конце апреля —
Ему весной приходит срок.
Со снегом, вьюгой и ветрами,
Теперь зима ушла в былье.
Весна чудесная, с цветами,
Вошла с утра в село мое.
Источник
Занятие в старшей группе по развитию речи «Весна»
Вера Пермякова
Занятие в старшей группе по развитию речи «Весна»
Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
— активизировать и расширять словарь по теме;
— формировать представления о признаках весны;
— закреплять согласование прилагательных с существительными в И. п. единственного и множественного числа;
— упражнять в подборе в подборе слов-антонимов;
— учить составлять рассказ по вопросам с опорой на картинно-графический план;
— развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением весны; мяч;
Компьютерные средства обучения: презентация «Весна».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Упражнение «Когда это бывает?»
Солнце пригревает, снег повсюду тает.
День прибывает, ночь убывает.
Почки набухают, подснежники расцветают,
Птицы с юга прилетают.
Когда это бывает?
— Ребята, как вы думаете, в какое время года это бывает? (Это бывает весной)
— О чём мы будем говорить сегодня? (О весне)
II. Основная часть.
1. Упражнение «Послушай, подумай и ответь».
Прочитать детям стихотворение Г. Ладонщикова «Весна»:
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая И ручьями слёзы льёт.
— Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне).
— После какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)
— Какие признаки весны были названы в стихотворении?
— Какие признаки весны вы ещё знаете?
— Как весной пригревает солнце? Что происходит со снегом?
— Что появляется на земле, когда растаял снег? (На земле появляются проталины) Что вырастает на проталинах?
— Что происходит с сосульками? Как называется это явление? (Капель)
— Что происходит со льдом на реках? (Лёд на реках трескается, ломается и плывёт по течению) Как называется это явление? (Ледоход)
— Что набухает на деревьях?
— Кто возвращается из тёплых краёв? Что птицы вьют (гнезда? Для чего они вьют гнезда? (Чтобы отложить яйца и вывести птенцов)
— Как люди могут помочь прилетающим птицам? (Люди строят для птиц скворечники)
— Что делают животные весной? (Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь, барсук и ёж просыпаются от зимней спячки).
— Что надевают люди? Что обувают?
2. Упражнение «Скажи наоборот».
Игра с мячом. Воспитатель называет признак зимы и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, называет признак весны с противоположным значение и возвращает мяч воспитателю Игра продолжается.
— Ребята, скажите, а зима и весна похожи друг на друга? Давайте про это расскажем — сыграем в игру «Скажи наоборот».
— Зимой снег чистый, а весной. грязный.
— Зимой дни холодные, а весной. тёплые. 😐
— Зимой дни короткие, а весной. длинные.
— Зимой солнце тусклое, а весной. яркое.
— Зимой небо серое, а весной. голубое.
— Зимой ветер холодный, а весной. тёплый.
— Зимой солнце низко, а весной. высоко.
— Зимой похолодало, а весной. потеплело.
3. Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».
— Ребята, а теперь я прочитаю вам предложения о весне, а вы послушаете внимательно, подумаете и скажите, правильно я их сказала или нет.
— После наступает зимы весна. Правильно? А как правильно? (После зимы наступает весна / Весна наступает после зимы)
— ПОЯВЛЯЮТСЯ весной цветы первые. Правильно? А как сказать правильно? (Первые цветы появляются весной / Весной появляются первые цветы)
— Деревьях распускаются на почки. Правильно? А как правильно? (На деревьях распускаются почки/ почки распускаются на деревьях) И т. д.
4. Физминутка «Весеннее солнце».
Солнце, солнце, выходи И всю землю освети!
Чтоб весна скорей настала,
Чтобы нам теплее стало,
Чтоб капели звонко пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтоб цветочки распускались,
С юга птицы возвращались.
Солнце, солнце землю грей!
Пусть весна придёт быстрей!
5. Упражнение «Расскажи-ка».
Прочитать детям рассказ, получившийся из ответов на задание «Послушай, подумай и ответь», попросить придумать ему название. Предложить детям пересказать текст сначала по цепочке, а затем полностью (2—3 ребёнка) с опорой на картиннографический план-схему.
Примерный вариант рассказ «Долгожданная весна»
После зимы наступила долгожданная весна. Солнце пригревает, становится тепло. Начинает таять снег. На земле появляются проталины. На проталинах вырастает молодая зелёная травка. С крыш капают сосульки — это звенит весенняя капель. На реках трескается и ломается лед. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы. Люди делают для птиц скворечники. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь, барсук и ёж просыпаются от зимней спячки. Люди надевают пальто, куртки, береты, обувают сапоги и ботинки. Так к нам приходит весна.
III. Итог занятия.
Повторить, О чём говорили, что учились делать. Оценка работы детей.
Зима в природе. Занятие по развитию речи в старшей группе Занятие по развитию речи детей старшей группы комбинированной направленности № 12 по теме «Зима в природе». Составила воспитатель Павлова.
Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Четыре желания» Образовательная область: Чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество. Детская деятельность: Игровая.
Конспект итоговой обязательной образовательной деятельности по развитию речи «Весна» в старшей группе Конспект итоговой обязательной образовательной деятельности по развитию речи «Весна» в старшей группе. Основная образовательная область.
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Весна идет» Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Весна идет» Программное содержание. — учить понимать смысл образных.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Весна-красна» Конспект открытого занятия по развитию речи В старшей группе Тема: «Весна — красна» Цель: развитие связной речи у детей.
Занятие по развитию речи в старшей группе «КВН» Расширять и активизировать словарь детей. Продолжать использовать в речи детей антонимы. Совершенствовать фонематический слух: называть.
Занятие по развитию речи в старшей группе «Спасти заколдованную принцессу» ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СПАСТИ ЗАКОЛДОВАННУЮ ПРИНЦЕССУ» Игнатьева Раиса Богдановна Абайский район, с. Жартас, Коммунальное Государственное.
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в космос» Тема: «Путешествие в космос» Цель: Расширить представления детей о космосе. Задачи: • Содействовать развитию устной речи, памяти, мышления,.
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Весна пришла» с применением технологии ТРИЗ Задачи: Образовательные: • Расширить словарь по теме «Весна»; • Совершенствовать грамматический строй речи • Упражнять детей в умении рассказывать.
Занятие в старшей логопедической группе по художественно-эстетическому развитию «Ранняя весна» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Ранняя весна». Цель: создание картины ранней весны в смешанной.
Источник
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс
по русскому языку 6 класс
2016-2017 учебный год
Составила учитель русского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ Труслейская СШ
Контрольный диктант № 1
по теме « Повторение изученного в 5 классе» ( входной контроль)
Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котёнок. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть цветным карандашиком.
Потом Рыжик нашёл клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котёнок! Я взял его на руки. Носик у котика был влажный.
Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котёнок огляделся вокруг, сжался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так заигрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.
Разобрать синтаксически и указать части речи
1 в. Он быстро спрыгнул,…..
2 в. Потом Рыжик нашёл……
Подберите однокоренные слова к следующим словам:
1в. Держала; 2в нашёл
Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении
Контрольный диктант № 2
по теме « Словообразование. Орфография»
Ранней весной земля одевается в пышный зелёный наряд. Одним из первых пробивается к свету невысокое растеньице. Увидишь его и не обратишь внимания. Потом коснётся солнечный луч зелёной травки, и на конце стебля начнёт распускаться цветок.
Растение преображается. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный жёлтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом.
Древние греки называли его адонисом. Адонис – полезное растение. С давних времён сельские знахари из листьев горицвета готовили лекарство от сердечных болезней.
Выписать все слова с чередующимися гласными в корне и объяснить их правописание.
Разобрать синтаксически и определить части речи
1в : 1-ое предложение
2в: 2-ое предложение
Контрольный диктант № 3
по теме « Словообразование. Орфография»
Солнце стало пригревать. В полях тает, а в лесу снег лежит на земле, на ветках деревьев. Деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут часа освобождения.
Вот пришёл это час. Снег подтаивает, а в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. А под ёлкой спит заяц. В страхе привстаёт он и прислушивается. Потом побежит, приостановится, прислушивается и опять побежит. Весна!
До прилёта кукушки проходит вся красота нашей весны. За это время растает снег, умчаться воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими нам цветами земля, потрескаются смолистые почки на деревьях, раскроются ароматные клейкие зелёные листики.
Выписать все слова с приставками пре- и при-и объяснить их правописание.
Составить словообразовательную цепочку
Контрольный диктант № 4
по теме « Словообразование. Орфография»
Вы пригласили гостей.
Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям в его доме было хорошо?
Прежде всего хозяин должен быть приветливым, радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять и развлечь его.
Надо заранее подумать не только о том, чем угостить друзей, но и как занять их. Не следует жалеть для гостей книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы принять их хорошо.
Надо быть тактичным. Хозяин должен не замечать случайных промахов гостя, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость – неумехой.
Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать плохого настроения или недовольства чем-нибудь.
Разобрать по морфемам и произвести словообразовательный разбор:
1в: пригласили, игрушек, тактичным
2в: затратили, развлечений, неумехой
Фонетический разбор: 1в: себя; 2в: гостям
Контрольный диктант № 5
по теме « Имя прилагательное»
Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки.
В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц, хрустнет ветка, зашуршат опавшие листья.
Я присел и смотрю. Вдруг прямо на меня катится возок с листьями. «Ежик! – догадался я. – Тащит сухие листья в нору на подстилку.»
Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их много, растопырит иголки и катится, с боку на бок переваливается. Встанет на лапки еж, а его под листьями не видно. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – (к) лесному (озеру);
2 вариант – мягкий (ковер).
3) Произведите фонетический анализ слов:
1 вариант – озеру;
2 вариант – возок.
4) Произведите пунктуационный разбор 10 (1 вариант) и 13 (2 вариант) предложений.
Контрольный диктант №6
по теме « Имя прилагательное»
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.
Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.
1) Озаглавьте текст.
2) Произведите морфологический анализ слов:
1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);
2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – серебряные.
Контрольный диктант № 7
по теме « Местоимение»
Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она услышала в лесу странный шум. Раздавались чьи-то голоса, слышался какой-то гул. С треском упало дерево, а за ним еще несколько деревьев.
Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К ее дереву подошли два человека. В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево задрожало, закачалось и стало падать.
А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться? Начало смеркаться. Белочка приуныла, но вдруг заметила у лесной сторожки птичий домик. Никаких жильцов в нем не было. Лучшей квартиры искать нечего. Белочка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостиком и уснула.
1. Сделать синтаксический разбор предложения под знаком * (1-й вариант) и под знаком ** (2-й вариант).
2. Сделать морфологический разбор слов ним, (1-й вариант), чьи-то, (2-й вариант).
3. Сделать фонетический разбор слова её.
Контрольный диктант №8
по теме « Глагол»
Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.
Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором.
Разобрать синтаксически и указать части речи
1в: Кто не заслушивался…..
2в: Широко стелется поле,….
Произвести словообразовательный разбор слов:
выслушать, радостно, стебелёк.
Контрольный диктант №9
по теме « Глагол»
После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже несколько ночей я недосыпал, а до места надо было добираться еще долго. Мне нездоровилось, и я решил отдохнуть.
Я расположился на берегу озера. Мне удалось кое-как постлать себе под бок сухого камыша и прилечь. И вдруг мне чудится, что я в родных местах лежу в душистом сене, мне дремлется, а надо мной щебечет, заливается жаворонок. Я опомнился. Что же это – бред? Этого еще недоставало! Я приоткрыл глаза и обозрел невеселую местность. Запаха сена как не бывало, но пенье жаворонка не прекращалось.
Мне все еще не верилось, что это был наш степной певун, но потом я мог в этом убедиться много раз, потому что еще долго пришлось пребывать у озера.
Примечание. Учитель говорит классу о постановке тире.
Выписать по 2 глагола сов. и несов. вида; по 2 глагола 1 и 2 спряжения.
Итоговый контрольный диктант
за курс 6 класса
Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.
Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь
Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела незнакомого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.
Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.
Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.
1. Разобрать слова по составу:
Пушистыми, оловянными (1-й вариант ) кожаном, известном (2-й вариант)
2. Выписать из своего предложения имя существительное и сделать морфологический разбор.
3. Сделать синтаксический разбор предложения:
1-й вариант. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода.
2-й вариант. Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой.
Источник