Доминирование США в космосе: объективная реальность или преувеличение
За радостью поклонников Илона Маска и пессимистичными высказываниями чиновников и руководства Роскосмоса упускается уже свершившееся. Запуск космического аппарата, разработанного компанией SpaceX, означал конец эпохи интернационализма в освоении космоса и начало нового этапа доминирования США в космосе. Попытаемся разобраться, это доминирование — объективная реальность и всё же преувеличение.
Наряду с вновь появившейся возможностью отправки в космос экипажей американской ракетой произошли также и другие важные события. Компания Blue Origin разработала новый многоразовый метановый двигатель ВЕ-4, не отстала от нее и всем известная SpaceX, разработав жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла Raptor. Что касается последнего, то в основе его создания лежит довольно уникальная концепция, до сих пор никому не удавалось ее на практике реализовать, но подробный рассказ о ней выходит за рамки данной статьи.
Имея в своем арсенале данные разработки, США стали более независимыми от России в области разработки ракетных двигателей. Дальнейшие планы американцев в области освоения космического пространства касаются перспективной разработки орбитальной платформы как места пребывания своих экипажей в космосе, а продолжение программ, похожих на МКС на околоземной орбите, со всеми финансовыми затратами и техническими проблемами уже не является приоритетной задачей. Таким образом, фактически, США являются единственной страной, готовой реально построить платформу на Лунной орбите.
45-й президент США Дональд Трамп подписал указ, закрепляющий право США на добычу ресурсов в космосе, этот документ продемонстрировал подход американских элит к решению глобальных вопросов. В разработанном Вашингтоном указе закрепляется право США на использование природных ресурсов в космическом пространстве исключительно в своих интересах, и подчеркивается, что они не могут быть общим достоянием.
На сегодняшний день США в освоении космоса имеют ограниченный круг конкурентов, при этом не собираются считаться не только с международным сообществом, но и со своими союзниками. Также очевидно и технологическое превосходство США в космосе. Сложно представить, что в ближайшем будущем их конкуренты смогут встать на один уровень и составить им конкуренцию в этой области.
Российская космическая программа, к сожалению, выглядит бледной тенью программы Советского Союза. За все время после распада СССР не было разработано никаких прорывных технологий, не создано новой космической техники, пожалуй, за исключением ракеты «Ангара», которой ещё предстоит нарабатывать авторитет. Причиной увядания космической индустрии является слабость российской экономики, утечка мозгов, недостаточный уровень системы технического образования, действующие международные санкции и ограничения экспорта, государственная монополия космической отрасли и отсутствие полномасштабных частных инвестиций.
Сейчас многие вспомнят о включении в космическую гонку Китая, но не стоит переоценивать возможности китайской космической программы. Конечно, они добились определенных успехов, но при этом их программа во многом является «лайтовой» версией советской. Пока что они используют добытые всеми правдами и неправдами старые советские технологии, а в уровне развитии ракетных технологий и тем более, в создании надежных, технологичных космических аппаратов, здесь, в этой области, отставание Китая исчисляется десятками лет. А если учесть мощный импульс последних лет, обеспеченный американскими частными инвестициями и участием, то это отставание будет только расти. Но это моё мнение. Полагаю, что необходимо учитывать и тот факт, что США выстраивают новые торговые барьеры, вводят запрет на экспорт двойных технологий, запретили обучение китайских студентов в американских вузах, заморожены программы научного обмена, вводятся новые санкции в отношении китайских компаний, что оказывает заметное влияние на темпы развития экономики Китая, всё это практически сводит на нет шансы Китая стать достойным конкурентом США в освоении космоса.
Само человечество на данном историческом этапе изменило мотивацию для освоения космоса. Имевшее место соревнование систем в космос, во второй половине 20 века, с элементами романтики и духом интернационализма в этой области, в нынешней реальности уступили место прагматике и экономическим расчетам. До настоящего времени космическая отрасль имела относительно небольшой оборот в денежном выражении, особенно в сравнении с другими отраслями экономики. Сейчас становится очевидно, что возможности освоение космоса сулят огромные экономические перспективы и будут обеспечивать лидирующее положение стран и развитие экономик.
Например, огромное количество солнечной энергии в космическом пространстве позволит ее использовать не только в космосе, но и для передачи и использованию на Земле, открываются большие перспективы по добыче редкоземельных металлов.
Именно перспективы развития частного бизнеса являются локомотивом стратегии развития космической программы США. Там не президент и не управление по исследованию космического пространства являются инициаторами и дирижерами всего процесса, именно частные предприниматели и поддерживающие их инвесторы являются основной движущей силой всей космической отрасли. Практически все отраслевые американские компании являются потенциальными игроками в космосе.
Amazon, Blue Origin планируют в рамках проекта связи Kuiper запустить 3236 низкоорбитальных спутников связи с целью покрытия сигналом большей части планеты. В феврале 2021 года компания SpaceX вывела на орбиту еще 60 спутников для интернета Starlink (спутниковая сеть нового поколения для широкополосного доступа в интернет). Спутники будут работать на орбите высотой в 290 километров. Apple и Facebook ведут разработку своих секретных космических проектов.
Поскольку речь идет об огромных возможностях и очень больших деньгах, США совершенно не заинтересованы в согласовании своих планов с Европой и другими государствами, лишь оставляя им возможность присоединиться на своих условиях, либо остаться не у дел.
Сможет ли выдержать конкуренцию российская космическая отрасль в ближайшем будущем, — пока открытый вопрос.
Источник
«Деление стран на союзников и противников»: на что направлена новая космическая стратегия США
Из-за стремления «соперников бросить вызов интересам США и их союзников в космосе» эта область «стала зоной военных действий», отмечается в новой национальной космической стратегии США, опубликованной на сайте Белого дома.
Как отмечается в релизе, предваряющем документ, стратегия призвана стать планом продвижения интересов США в космосе на благо американского народа. Стратегия также подтверждает статус США в качестве передовой космической державы.
«В соответствии с новой стратегией Соединённые Штаты будут продвигать свои национальные интересы в космосе и станут лидером в новой эре постоянного человеческого присутствия в космосе — на Луне, Марсе — и за его пределами», — утверждают в Белом доме.
«Зона военных действий»
В тексте доктрины говорится, что США «стремятся обеспечить безопасность, стабильность и доступность космической сферы».
«Сила и безопасность в космосе содействуют безопасности и стабильности Соединённых Штатов и всего мира», — подчеркнули авторы стратегии.
Поэтому необходимо, чтобы в сфере национальной безопасности США «модифицировали свои учреждения, методы, стратегии, доктрину, основы классификации безопасности, а также потенциалы в целях сдерживания военных действий, пресечения агрессии и защиты» американских интересов.
В числе способов достижения этих целей авторы документа называют получение сведений обо всех действиях в космосе с возможностью определять потенциально опасные. Кроме того, важно информировать всех конкурентов, какую именно активность в межзвёздном пространстве Вашингтон рассматривает как нежелательную.
«Космическая сфера — приоритетная для Соединённых Штатов область с точки зрения разведывательной и военной деятельности», — подчёркивается в стратегии.
При этом предписывается использовать одновременно дипломатические, информационные, экономические и военные методы.
Какие именно страны Белый дом рассматривает как космических соперников, в доктрине не уточняется.
Однако ранее этот аспект затронул вице-президент США Майк Пенс во время заседания Национального космического совета. Он отметил американские достижения в этой сфере, добавив также, что в данной области есть и свои вызовы.
По словам Пенса, космическая гонка, стартовавшая в 1950-х годах, продолжается по сей день.
«Мы лидируем, но мы не единственные (кто участвует в космической гонке. — RT). Сегодня в Национальном космическом совете вы узнаете от директора Национальной разведки и других докладчиков, что Китай и Россия продолжают разрабатывать космические вооружения», — заявил Пенс.
По его словам, ранее в текущем году Россия якобы продемонстрировала противоспутниковое оружие, а Китай разрабатывает новую пилотируемую космическую станцию.
Напомним, в июле американские и британские военные обвинили Россию в испытании космического аппарата, у которого, как утверждают на Западе, есть боевые возможности. В МИД РФ эти заявления опровергли, назвав их «очередным антироссийским выпадом» и частью информационной кампании по «дискредитации российской космической деятельности».
Как отметил в комментарии RT начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков, основная мысль новой космической стратегии США сводится к важности американского доминирования в этой сфере.
«В документе есть и благие пункты, например о планах высадки на Луну. Но красной нитью проходит мысль о том, что США должны доминировать и лидировать. К тому же присутствует явное деление стран на союзников и противников», — констатирует Ермаков.
По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, в обновлённой стратегии власти США фактически подтвердили свои планы по милитаризации космоса.
«Ещё раньше США обозначили космос как потенциальный театр военных действий. Новая стратегия продолжает этот курс», — пояснил эксперт в беседе с RT.
Партийный консенсус
Напомним, Россия и Китай назывались главными угрозами национальным интересам США в межзвёздном пространстве и в космической стратегии Пентагона, которая была опубликована в июне 2020-го. В документе говорилось, что Россия и КНР якобы превращают космос в арену противостояния.
«Китай и Россия используют космос в качестве оружия, чтобы снизить военную эффективность США и их союзников, а также бросить вызов нашей свободе действий в космическом пространстве», — утверждали авторы доктрины.
Власти США обозначили тему космоса как одну из приоритетных для государства после того, как к власти пришёл Дональд Трамп. Как ранее отмечали эксперты, таким образом республиканец отчасти копировал политику одного из своих предшественников на президентском посту — Рональда Рейгана.
Так, в марте 2019 года указом Трампа было создано Агентство космического развития (Space Development Agency, SDA). Как сообщается на сайте этой структуры, она призвана сохранять американское лидерство на фоне возобновления конкуренции держав.
В июле прошлого года SDA представило план укрепления космической архитектуры в каждом из «слоёв» космоса. Как говорилось в документе, космос необходим не только для обеспечения национальной безопасности, но и для применения современных «методов военных действий». В качестве ключевых конкурентов США в этой области снова были названы Россия и Китай.
В августе 2019-го начало работу Космическое командование (SPACECOM) в составе ВС США. Как заявил Трамп во время церемонии, посвящённой старту работы командования, SPACECOM поможет Вашингтону сохранить космическое превосходство.
В декабре минувшего года был также основан новый вид Вооружённых сил США — Космические силы.
Однако эксперты отмечают, что, хотя ажиотаж вокруг темы освоения космоса подняла администрация Трампа, в действительности 45-й президент США лишь продолжил курс своего предшественника.
«Похожие доктрины готовились ещё при Обаме, и этот курс мало изменился при Трампе. Поэтому можно ожидать, что он будет продолжен и при Байдене. США давно рассматривают Россию и Китай как своих соперников. Скорее всего, со временем Вашингтон постарается сплотить вокруг темы космоса своих союзников и создать какую-то единую систему обязательств, направленную против России и КНР», — прогнозирует Ермаков.
Мирные инициативы
Между тем Москва предлагает ограничить милитаризацию космоса. Выступая в сентябре нынешнего года на Генассамблее ООН, президент РФ Владимир Путин призвал все космические державы принять договор о запрете размещения вооружений в межзвёздном пространстве.
Кроме того, российский лидер предложил запретить применение силы и угроз по отношению к космическим объектам.
Согласно действующему Договору от 1966 года, космическое пространство «не подлежит национальному присвоению ни путём провозглашения на него суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми другими средствами». Соглашение было одобрено Генассамблеей ООН, к нему присоединились более 100 стран, включая СССР и США.
Однако другой международный документ, принятый ГА ООН в 1979 году, ратифицировали только 18 стран, среди которых не было ни США, ни СССР. Этот документ запрещает создание на Луне военных объектов.
Как отметил Алексей Леонков, Россия давно предлагала США подписать договор о запрете милитаризации космоса.
«Но все инициативы Москвы остаются без ответа. Вашингтон избегает подобной дискуссии, ссылаясь на свои национальные интересы. США готовят концепцию глобального удара с орбиты, который нельзя будет отразить с поверхности Земли», — пояснил эксперт.
Похожей точки зрения придерживается Сергей Ермаков.
«Вашингтон не согласится подписать договор против милитаризации космоса. Из обновлённой космической стратегии ясно следует, что США намерены руководствоваться только своими интересами в этой области. Но если американское руководство продолжит развивать милитаризацию космоса, это может привести к дополнительному росту напряжённости в мире. Военное освоение этого пространства неизбежно снизит порог применения оружия и, следовательно, развязывания глобального конфликта», — подытожил Ермаков.
Источник
Окончательная победа США: как Россия безнадежно отстала от Америки в космической гонке
Восстановление возможности доставки человека в космос американской ракетой с американской земли стоит в ряду других важных технических, практических и законодательных событий. Разработка многоразовых метановых ракетных двигателей нового поколения — BE-4 компанией Blue Origin и Raptor компанией SpaceX — сделала США полностью независимой от России в области двигателестроения. Выбор Лунной орбитальной платформы как следующего места постоянного пребывания человека в космосе, а не продолжение программы аналогичной МКС на околоземной орбите, и связанные с этим финансовые затраты и технологические сложности делают США практически единственным оператором Лунной платформы. Подписание президентом США указа в поддержку международного участия в освоения ресурсов на Луне и других небесных телах по факту дезавуирует Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принятое резолюцией Генассамблеи ООН в декабре 1979 года, определяет примат американского права в коммерческом освоении лунных и астероидных ресурсов. В освоении космоса США сегодня не только не имеют текущих или потенциальных конкурентов, но и не желают больше действовать в интересах международного сообщества или даже стран союзников.
Степень технологического превосходства США в космосе настолько всеобъемлюща, что никакие потенциальные противники/конкуренты в обозримом будущем не смогут даже приблизиться к разогнанному локомотиву американских частных инноваций в космосе. Российская космическая программа выглядит бледной тенью технологической мощи Советского Союза. За все постсоветское время не создано ни одного по-настоящему прорывного продукта или технологии. Незаметность размера российской экономики, продолжающаяся утечка мозгов, деградация технического образования, изолированность космической индустрии международными санкциями и экспортными ограничениями, а самое главное — монополистическое квазигосударственное устройство космической индустрии при полном отсутствии предпринимательской инициативы, — все это является залогом гарантированного увядания былого могущества.
Не надо также преувеличивать возможности и перспективы Китайской космической программы. При всех ее внешних успехах она является слаборазвитой калькой советской программы, с использованием купленных или украденных технологий на постсоветском пространстве. Технологии ракетостроения, создание надежных и высокопроизводительных космических аппаратов, — во всем этом отставание Китая от США исчисляется десятилетиями, и после мощнейшего рывка, обеспеченного американской частной инициативой последних десяти-пятнадцати лет, это отставание только нарастает. А возводимые США и союзниками торговые и технологические барьеры, такие как запрет на экспорт и расширение перечня двойных технологий, запрет на обучение китайских студентов в американских университетах, остановка научного обмена, помноженные на начинающиеся экономические трудности Китая и на архаичную космическую отрасль (хотя более конкурентную, чем в России), не оставляют никаких шансов Китаю стать заметным конкурентом США в космосе.
При этом мы находимся на водоразделе изменения мотивации освоения космоса человеком. Кипевшее в космосе соревнование систем в 50-60-е годы и романтические научные и интернациональные сентименты уступают место экономическому расчету. До последнего момента размер космической экономики, составляющей чуть больше $100 млрд в год, был фактически незаметен на фоне других индустрий. И логика партнерства, научного развития, противостояния внешним врагам преобладала. Сейчас же уже понятно, что колоссальные экономические возможности освоения космоса в 21 веке будут определять лидирующее положение стран, рост экономик и будущее человечества. Использование космических систем для подключения автономных машин к интернету и превращение их в гаджеты-поставщиков контента для пассажиров создаст триллионный рынок. Безграничная солнечная энергия, доступная 24/7 в космосе, откроет возможности как для использования ее в космосе, например для обработки данных, или производства материалов для использования на орбите, так и для передачи энергии на Землю. Лунные и астероидные ресурсы, такие как вода, которую можно использовать как ракетное топливо, редкоземельные, драгоценные и конструкционные металлы смогут создать независимую космическую экономику и в ближайшие 25-50 лет обеспечить продвижение человека за тонкую скорлупку земной атмосферы в стихию космоса. Это настолько грандиозное событие для человечества как биологического вида, сравнимое только с выходом земноводных 400 млн лет назад из океанов на сушу.
Сама диалектика развития частного бизнеса и возможности, открываемые в космосе, являются двигателем стратегии США. Неправильно думать, что Трамп или глава НАСА являются основными акторами разыгрываемой пьесы. Настоящими режиссерами являются американские предприниматели (своего рода бароны-разбойники) и стоящие за ними инвесторы. Почти все крупнейшие американские компании являются игроками в космосе. Amazon и Blue Origin развивают вместе связной проект Kuiper, SpaceX с со-инвестициями Google и будущим клиентом Tesla запускает систему Starlink. Apple в своем обычном стиле ведет секретный космический проект, также как и Facebook. Когда речь идет о таких возможностях и деньгах, пушки замолкают, а дипломаты становятся выразителями интересов бизнеса. Поэтому США не заинтересованы в какой-либо координации как с бюрократической и неповоротливой Европой, так и с другими союзниками, оставляя им только возможность либо присоединиться под знамена Pax Americana, либо остаться на обочине эволюции. Именно поэтому вчерашнее событие и триумф Илона Маска (подробнее) являются гораздо более важными факторами будущего, чем это может показаться.
У любой истории есть свое начало и свои прародители. Наша история началась в 2001 году. На заседании Марсианского общества 30-летний мультимиллионер Илон Маск познакомился с Майклом Гриффиным — блестящим и феноменально образованным инженером, бывшим руководителем многих миссий по исследованию дальнего космоса, также стоявшим за разработкой технологий «звездных войн». В феврале 2002 года они уже вместе летели в Москву, чтобы договориться о покупке трех конверсионных ракет для доставки частной миссии на Марс. Как гласит история, они не смогли договориться о цене, и уже во время обратного полета Илон сказал Майклу, что он собирается построить ракету сам. В 2005 году Майкл Гриффин был приведен к присяге как 11-тый администратор НАСА. Именно Майкл Гриффин стал автором смены парадигмы взаимодействия государства (НАСА) и частных компаний. Вместо классической схемы, когда государство выступало заказчиком разработки и последующим собственником дизайна космической системы — как это, например, было с программой Space Shuttle — он предложил новую сервисную модель. По этому подходу государство становится покупателем сервиса, а частная компания сама разрабатывает космическую систему, например ракету. В результате в 2005 году была объявлена программа Commercial Orbital Transportation Services (Коммерческого сервиса транспортировки на орбиту). Одним из ее победителей стала SpaceX. За ней последовали программы доставки грузов на Луну частными компаниями и наконец программа участия частных компаний в доставке людей на Луну (Artemis program). Последнюю выиграли как SpaceX с многоразовым кораблем Starship, так и Blue Origin c Integrated Lander Vehicle и ракетой New Glenn.
При всей очевидности и простоте схемы использования частного бизнеса для экспансии государства она гениальна. По своей управленческой эффективности это как найм пиратов Елизаветой I в 16 веке и создание Ост-Индийской компании. Френсис Дрейк фактически создал снаряженный многопушечный корабль, который стал величайшим достижением науки и техники того времени. С помощью Ост-Индской компании была осуществлена британская колонизация Индии и ряда стран Востока. Все это затем привело к победе над наполеоновской Францией и последующим Pax Britannica в 19 веке. Очевидно, что именно частные компании, такие как SpaceX, будут основной причиной и драйвером века (или веков) Pax Americana в космосе.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Источник