Меню

Средство иносказательной выразительности солнце пронизывало светом лепестки

Тест по литературе Живое пламя 7 класс

Тест по литературе Живое пламя (Е.И. Носов) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 4 задания с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
— Не помешает?
— Что вы!
— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цвет­ков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым арома­том, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знако­мых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветоч­ной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. Распустились они на другой день…
Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колы­хал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, от­чего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались гус­тым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят!
Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепе­сток и расправил его на ладони.
— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бом­бардировщика…

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите изобразительное средство:

Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом.

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

…солнце пронизывало светом … лепестки.

3. Как называется прием?

… вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля …

4. Герой-рассказчик обменивается репликами с тетей Олей. Как на­зывается такая форма речевого взаимодействия?

Задания с развернутым ответом

1. Какие особенности личности героини проявились в данном фраг­менте?

2. Объясните смысл названия рассказа.

3. Сопоставьте фрагмент из рассказов Е.И. Носова «Живое пламя» и А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Чем похож аллегори­ческий смысл образа цветка в этих произведениях?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите изобразительное средство:

А в центре клумбы … поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

2. Как называется средство иносказательной выразительности?

маки… вспыхивали… огнем

3. Как называется прием?

«вспыхивали — потускнели»;
«пламенели — погасли».

4. Как называется развернутое высказывание героя в литературном произведении («Да, сгорел…»)?

Задания с развернутым ответом

1. Какие особенности личности героини проявились в данном фраг­менте?

2. Объясните смысл названия рассказа.

3. Сопоставьте фрагмент из рассказов Е.И. Носова «Живое пламя» и А.П. Платонова «Неизвестный цветок». Чем похож аллегори­ческий смысл образа цветка в этих произведениях?

Фрагмент из рассказа А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Даша никогда еще не видела такого цветка — ни в поле, ни в ле­су, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде…
— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?
— Не знаю, — ответил цветок.
Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.
На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она ве­лела всем вздохнуть и сказала:
— Слышите, как хорошо пахнет? Это он так дышит.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его ша­гами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину…
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский ла­герь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка­-труженика.
Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немно­го лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стес­нившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к се­бе безмолвным голосом своего благоухания.

Читайте также:  Чем солярий лучше чем солнце

Ответы на тест по литературе Живое пламя (Е.И. Носов)
1 вариант
1. эпитет
2. метафора (олицетворение)
3. сравнение
4. диалог
2 вариант
1. эпитет
2. метафора
3. антитеза (контраст)
4. монолог

Источник

Средство иносказательной выразительности солнце пронизывало светом лепестки

Меню сайта

Тест по литературе 7 класс с ответами. Е.И. НОСОВ «ЖИВОЕ ПЛАМЯ»

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
— Не помешает?
— Что вы!
— Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
— А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.
Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. Распустились они на другой день.
Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят!
Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
— Вот и все, — сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел. — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика. ..

Задания с кратким ответом

1 вариант

1. Укажите изобразительное средство:
Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом.

2. . солнце пронизывало светом . лепестки.

3. Как называется прием?
. вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля.

4. Герой-рассказчик обменивается репликами с тетей Олей. Как называется такая форма речевого взаимодействия?

2 вариант

1. Укажите изобразительное средство:
А в центре клумбы . поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

2. Как называется средство иносказательной выразительности? маки. вспыхивали. огнем

3. Как называется прием?
«вспыхивали» — «потускнели»; «пламенели» — «погасли».

4. Как называется развернутое высказывание героя в литературном произведении («Да, сгорел. »)?

Читайте также:  Рамштайн солнце по немецки

ОТВЕТЫ

1 вариант

1. эпитет
2. метафора // олицетворение
3. сравнение
4. диалог

2 вариант

1. эпитет
2. метафора
3. антитеза // контраст
4. монолог

Источник

Средство иносказательной выразительности солнце пронизывало светом лепестки

Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности, использованное автором для передачи чувства героини (строка «Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце»)?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя — и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

— Вы опасный человек! — сказала она мне, — я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок. Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам не будет очень трудно.

— Разве я похож на убийцу.

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый

— Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак!

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Источник

Средство иносказательной выразительности солнце пронизывало светом лепестки

Как называется средство иносказательной выразительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении (например: «Сегодня сидишь вот — сердце в железе»)?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Дым табачный воздух выел.

глава в крученыховском аде.

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

тело в улицу брошу я.

давай простимся сейчас.

тяжкая гиря ведь —

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

любимую на деньги б и славу выменял,

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

Читайте также:  Когда начнет солнце припекать

и курок не смогу над виском нажать.

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек.

Слов моих сухие листья ли

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

В. В. Маяковский, 1916

Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В. В. Маяковский.

Маяковский был представителем футуризма. Футуризм — литературное течение начала XX века, характеризующееся отказом от идеалов и приемов прошлого и декларирующее новые приемы и идеалы. От латинского Футурум — будущее.

Как называется прием, позволяющий выделить наиболее значимый поэтический образ: «а мне ни один не радостен звон, // кроме звона твоего любимого имени»?

Такой прием называется повтор. Дадим определение.

Повторение — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении одних и тех же слов, иногда фраз, в повторении однородных синтаксических оборотов речи, в звуковых повторениях разных видов. Повторение как приём поэтической речи усиливает её выразительность, придаёт интонации характер нарастания, снижения и т. п.

Ответ: повтор|лексический повтор.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в заключительных строках данного стихотворения — начиная со слов «Завтра забудешь. » (цифры укажите в порядке возрастания).

Инверсия («слов моих», «душу цветущую») — нарушенный порядок слов;

эпитеты (суетные, уходящие, взметенные, цветущие);

метафора («душу цветущую», «любовью выжег», «дней взметенный карнавал», «слов сухие листья», «нежностью выстелить шаг»).

Как называется система стихосложения, в которой написано стихотворение?

Стихотворение написано в тонической системе стихосложения. Дадим определение.

Тоническая система — система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.

Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?

Стихотворение Маяковского адресовано Лиле Брик, роковой любви поэта.

Лирический герой стихотворения страдает от неразделенной любви, он просит, кричит, молит не оставлять его. И уже в первых строках можно почувствовать напряженное состояние автора. Состояние героя показано на контрасте: он то нежный, беззащитный, то

Он орёт ей о своих муках, но она остаётся равнодушна к этому: «Сегодня сидишь вот, сердце в железе». Поэт сравнивает себя с быком, который трудится до смертельной усталости и хочет отдохнуть в холодных водах. Метафоры (например, «душу любовью выжег») и эпитеты («душу цветущую») передают ранимость, неординарность героя, силу его чувства, а многосоюзие помогает усилить динамику произведения, чтобы понять, как сильно любовь овладела душой лирического героя:

И в пролет не брошусь,

и курок не смогу над виском нажать.

Таким образом, использованные Маяковским поэтические приемы помогают наиболее полно и ярко изобразить лирического героя, который способен искренне и сильно любить, жертвовать собой ради любви и любимой.

В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

Новаторство Владимира Маяковского в стихотворении «Лиличка» очевидно. Для передачи своих чувств поэт использует антитезу, элементы параллелизма и особый прием хронотопа – обыгрывание времени при помощи чередования глаголов прошлого, будущего и настоящего. Поэт «гладил руки» любимой в прошлом, сегодня ее «сердце в железе», а завтра «выгонишь». Игра с временными формами глаголов создает впечатление настоящего калейдоскопа событий, чувств, страданий и переживаний. Антитеза проявляется в противопоставлении внутреннего мира поэта и чувств к любимой женщине. Тяжесть страдания сменяет временное просветление, от «любимого взгляда», который через строчку поэт сравнивает с «лезвием ножа». Анализ стиха Маяковского «Лиличка» усложняется для любого читателя собственными эмоциями. Трудно прочитать эту исповедь поэта и остаться равнодушным. Монотонные строки чередуются с внезапными порывами обращения, нежными словами и просьбами к любимой.

Противоречивыми чувствами пронизана и любовная лирика Лермонтова. Страдание стало обычным состоянием для Лермонтова, так как человеком он был чувствительным. Будучи идеалистом, поэт часто разочаровывался. Об этом стихотворение «Измученный тоскою и недугом..»:

Измученный тоскою и недугом

И угасая в полном цвете лет,

Проститься я с тобой желал как с другом,

Но хладен был прощальный твой привет.

Для любовной лирики Некрасова характерен автобиографичный характер. Так, в стихотворении «Поражена потерей невозвратной» поэт повествует о том, как по воле судьбы гибнет любовь:

Ей все равно – холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь

−Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь.

Таким образом, в раскрытии любовной темы В.В. Маяковский становится продолжателем традиций М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. Любовная лирика этих поэтов отличается автобиографичностью, противоречивостью чувств: от ненависти до благоговейного преклонения перед возлюбленной.

Источник

Adblock
detector