Средневековое солнце с лицом
к. ф. н., филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
В мировоззрении средневекового книжника, ученого человека, видимый мир был лишь поучительной иллюстрацией для постижения невидимого, вечного. Все окружающие вещи имели аллегорический подтекст, подразумевали дидактический комментарий. Все явления природы: небо и земля, солнце и звёзды, великий океан и пустыня — понимались как персонажи притчи, послания, которые нужно расшифровать.
Расшифровкой знаков, являемых человечеству в небе, занимались астрономы или звездочтецы, звездозаконники. Нередко именно их упрекали в излишнем мудрствовании и даже приверженности к еретическим учениям. В популярной шуточной интермедии, созданной на исходе русского Средневековья, изображается астролог (он же астроном), всё время смотрящий «в трубку» и не замечающий ничего вокруг себя, в то время как с ним происходят различные комические неприятности, например, у него похищают одежду. В довершении всего астролог заявляет, что небо пророчит ему счастливый путь, и падает в яму [5, с. 461—462]. Сюжет о непутёвом астрономе неоднократно воспроизводился в стихах и прозе, однако наряду с этой традицией в Средневековье существовало и весьма уважительное отношение к людям, сведущим «окружной премудрости». «Звездозрение» было одной из наук, которой занимались и образованные царские придворные:
планет обычно включают краткие экскурсы в античную мифологию, выглядящие в свете средневековой христианской парадигмы (обличения древних «ересей») довольно забавно.
Выше планет размещали пояс неподвижных звёзд, которые мы видим с Земли. Они неисчислимы, как морской песок. Средневековым авторам представлялись особые дырочки, «гнезда», в которых располагались эти светила, а удачная рифма «звезды»-«гнезды» обеспечила этому пониманию долгую жизнь в стихотворных текстах. Карион Истомин пишет, что небо пестро звездами и внутри «зело дупленато» [2, с. 455] — всё в отверстиях для звезд.
Но упоминания о движущихся звёздах тоже встречаются в Средневековье. Прежде всего, к ним относится Рождественская звезда, которая вела за собой мудрых волхвов. Её характеризовали как чудо и нередко олицетворяли, описывая как живое существо: «А что ты звезда, / Ступила с гнезда, // По аеру ходишь, / Что днесь в диво водишь» [там же, с. 460]. Зодиакальные созвездия тоже пребывали в радостном движении:
| | | |
Аллегорических толкований, связанных с этими яркими образами, было очень много. Говоря о созвездии Льва, авторы вспоминали притчу из «Физиолога» о мертворожденных детенышах или поверье о том, что царственный зверь боится петуха; созвездие Весов символизировало справедливость и напоминало о царе Соломоне; созвездие Рыб вызывало ассоциативные связи с крещением, Ионе и ките, апостолах и др.
В наиболее традиционном понимании небо сопоставлялось с шатром (Пс. 103: 2), который держится «ни на чём», с помощью Божественной силы, подобно тому как металлический предмет может балансировать в воздухе, удерживаемый магнитом [9, с. 149].
Существует множество апокалиптических изображений, на которых ангелы сворачивают небо, словно свиток (Откр. 6: 14). Другая традиция, существовавшая на Руси с XVI в. (но не вытеснившая окончательно первую), описывала сферическое многослойное небо: эмпирейское, кристальное и твердь, включающую два пояса: планет и звёзд [3, с. 232]. Иные источники выделяли два слоя воздуха: ефир (эфир) — высший, лучший, — и аер, но иногда эти понятия смешивались и означали просто воздушное пространство.
В XVII в. русские авторы писали, что Солнце гораздо больше Земли, Симеон Полоцкий указал даже конкретнее: в 166 раз. Гелиоцентрическая модель мира тоже была известна книжным людям этого времени, но ещё не завоевала популярности.
Средневековое солнце — величайшее из светил, оно озаряет весь мир и является метафорой всего лучшего и совершенного: любви как высшей добродетели, щедрости (неиссякаемого света), истины. В панегириках с ним сравнивают царя, благодетеля и даже Бога.
В древнерусской культуре солнце является ключевым образом многих константных оппозиций: свет — тьма (ночь, побеждаемая солнечным днём или облако, закрывающее солнце, ад и рай); тепло — холод (зима, во время которой солнце «удаляется»); восток — запад (обозначаемые в том числе движением солнца). Кроме того, солнцу противостоят звёзды, свет которых описывается блёклым по сравнению с ним (интересно, что антитезой звезды иногда называют уголь) и луна, свет которой не только бледен, но и вторичен: авторы XVII в. пишут, что она лишь отражает солнечные лучи, не создавая собственных. Иногда луна закрывает солнце, подобно облаку (видимо, имеется в виду затмение) или земле, которая ночами «прячет» солнце под собой.
Луна являлась не только контрастным, но и парным образом для солнца: «и Лунное тело, // Бегает скоро / по аеру смело» [2, с. 251]. Она тоже описывалась «сильнее» звезд. Если солнце символизировало Христа, то луна — Богородицу: солнце превосходит все звёзды, а Матерь Божия — все ангельские чины. На иконах, как правило, солнце и луна изображались симметрично, чаще всего двумя ликами анфас в сюжетах Распятия, Апокалипсиса (сворачивания неба) и на иконе «Всех скорбящих радость». Толкования их появления в основном связаны с идеей единства пространства и времени, на которые простираются изображаемые события, полноты Вселенной, которая вмещает происходящее.
Богословы и поэты русского Средневековья твердо заявляют: солнце, звёзды и луна при всей их светлости не являются богами, хотя метафорически воплощают Божественное. Люди, поклоняющиеся небесным светилам, строго осуждаются. Но при этом небо в средневековых текстах называется Божественным Престолом, и ангельские чины размещаются где-то в эфире и на аере, соседствуя с солнцем и луной, иногда даже передвигая планеты, что отражалось и в изобразительном искусстве.
Новгородская икона «Прославление Креста» (втор. пол. XII в.) особенно интересна тем, что среди шестикрылых херувимов и многооких серафимов, между ними и архангелами, солнце с луной изображены в профиль. Они визуально уподоблены антропоморфным ангелам. Текстовой параллелью такого видения можно назвать стихи из 148 псалма: «Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет» (Пс. 148: 2—3).
Источник
Символ солнца
Круг появился от Солнца. И Земля наша во многом благодаря Солнцу стала такой, какой мы ее знаем. Да и люди живут на Земле благодаря Солнцу. Не удивительно, что его всегда обожествляли.
Значение символа
Символ Солнца считается одним из символов власти. Он несет в себе энергию, точно так же, как небесное светило. Еще солнце символизирует вечную молодость (ежедневно возрождается), ум, красоту, знания, мудрость, то есть, все качества, которыми может гордиться человек, и возвышаться над другими.
У некоторых народов солнце связано с женским началом, у других – с мужским.
Один из древних знаков, символизирующих солнце – крест. Его часто заключают в окружность, добавляют другие детали.
Боги солнца
У многих народов были языческие боги солнца. У славян, как известно, это Ярило. Корень этого слова «яр» – «белый», «стремительный», «быстрый», «сильный», то есть ярый. По мнению некоторых ученых имя Ярило происходит от слова «яра» — «весна».
Ярило изображают молодым и старым — так он постоянно возрождается, и возраст у него меняется.
Весной славяне празднуют Масленицу — прощание с зимой. И здесь символом солнца становятся блины — круглые, горячие и желтые.
У Египтян бог солнца – Ра, у древних греков – Гелиос (у римлян, соответственно, Сол), у инков – Инти, у ацтеков был бог Тонатиу (неба, солнца и воинов).
У шумеров – Уту (Шамаш у вавилонян и ассирийцев) – хранитель истины и справедливости, у хеттов была богиня Ариннити, а у протохеттво она называлась Вурунсему.
У народов ханты и манси есть бог Нуми-Торум – владыка неба и повелитель дневного света, во дворе его дома стоит столб, вокруг которого кружится солнце.
На гербах
На гербах тоже часто встречается солнце. Самое первое, что приходит на ум — это гербы СССР и советских социалистических республик. Почти на всех присутствует солнце, символизируя рассвет нового светлого мира, и свет коммунистической идеи.
Чаще всего солнце изображают с восемью прямыми и восемью изогнутыми лучами. Солнце с прямыми лучами — сияющее, а с изогнутыми — пламенеющее. На солнечном диске изображают черты человеческого лица. У солнца может быть также 12 лучей. Так, 12 их на эмблеме Китая — (белое солнце на синем фоне).
Герб Уругвая с изображением солнца. Это не просто солнце, а символ бога Инти (Sol de Mayo)
Еще один знаменитый и довольно древний символ солнца можно встретить на японском флаге.
Другие символические знаки солнца
Свастика – тоже символ солнца. Это слово – яркий пример того, как самое доброе и позитивное начало можно исковеркать и перевернуть в сознании. На санскритском наречии «свасти» означает пожелание удачи. Происходит слово от «су» — «добро» и «асти» — «быть». Изображение представляет собой крест с загнутыми под прямым углом концами (по часовой или против часовой стрелки).
Это довольно древний и очень распространенный символ. На протяжении многих тысячелетий этот символ ассоциировался с добром, светом, благополучием. И только после того как Гитлер в 20 веке использовал его в своих страшных целях, отношение к нему резко изменилось.
Между тем, этот древний солярный знак присутствует на многих украшениях, одежде, архитектурных сооружениях. По мнению ученых, скорее всего, это символ солнечной птицы – показывает движение солнца по небосклону.
У ацтеков диск с крестом обозначает день, а диск со свастикой – годовое движение солнца.
Этот знак также может означать связь земли с солнцем, плодородие. Такое значение берет истоки еще со времен неолита.
Символ, который называется «черное солнце», имеет оккультное значение. Многие говорят о том, что это женский символ. Концепцию этого символа активно развивала Блаватская.
Источник
Символ Солнца. Изображение его в разных культурах. Часть первая, наскальные изображения.
В мастерской мы часто делаем украшения, посвященные разным стихиям — воде и ветру, земле и огню. Еще мы делаем много штук, которые рассказывают про лес — про весеннюю звенящую листву, или про таинственные лесные тропы, или про старые мудрые деревья. Но так уж получилось, что больше всего украшений мы делаем про солнце, или даже — про солнца, потому что никогда не знаешь точно, сколько именно светил ходит по небу того мира, о котором сложится следующая история.
Люди изображали солнце с незапамятных времен, не говоря уже о том что ему поклонялись и его обожествляли — поэтому когда делаешь такие вещи, то неизменно чувствуешь себя частью длинной-длинной вереницы художников, кузнецов, ювелиров, и даже немного шаманов, которые рисовали солнечные диски на своих бубнах, рассказывающих об устройстве мира.
Поэтому нам стало интересно, с чего же все началось? Как люди разных культур, разных эпох и разных климатических поясов изображали Солнце, как этот символ менялся, усложнялся и дополнялся, как переплетался с другими символами и знаками, как превращался в орнаменты и замысловатые узоры?
Тема эта оказалась очень интересной, сложной и практически безграничной — действительно, нет такого народа в символике которого не встречалось бы солнечного символа, и в то же время удивляет единообразие этих изображений в разных культурах, отделенных друг от друга не только километрами, но и веками. Начнем с самого начала?
Часть первая, доисторическая. Наскальные изображения VII-III тысячелетий до нашей эры.
Сиволические изображения солнца — в виде диска, диска с точкой, диска с расходящимися лучами или креста заключенного в круг — встречаются еще в наскальных рисунках каменного и бронзового веков, как отдельное изображение или в комбинации с изображениями людей, животных и других символов.
Это — начало начал, одновременно и символ, и «рисунок с натуры» — тот самый диск, который мы видим над головой каждый день (если повезет), и который видели наши далекие предки тысячи лет назад.
Кстати, есть предположение, что диск с точкой внутри — это не просто символическое изображение солнца, а изображение гало — эффекта, когда вокруг солнца образуется «корона», светящееся кольцо.
Жители Северной Европы изображали солнце в виде колеса, или креста в круге — ингда в сочетании с фигурами людей или ладей,»перевозящих солнце» по небосклону. Эти наскальные рисунки — родоначальники знаменитого кельтского креста.
А это — Ирландия, «Камень Семи Солнц», один из самых красивых неолитических памятников с изображением солнечного диска — вернее, целых семи дисков! О его практическом назначении до сих пор существуют только догадки.
Тоже Ирландия — здесь и колесо, и гало, и расходящиеся лучи, и даже солнце с прямыми лучами, освещающими землю.
Очень много петроглифов — наскальных рисунков — сохранилось в южной части Северной Америки и в Мексике.
Здесь можно найти все разнообразие известных символов, и не меньше — таких, которые еще только предстоит разгадать.
Такие же точно символы встречаются в наскальных росписях на территории современных Грузии и Армении — здесь можно найти изображения, похожие на цветок, и даже несколько «солнц» в одном круге. Такие символы уже почти похожи на орнамент.
В Сибири — традиционное северное колесо-крест,»гало», и расходящиеся круги.
Отдельная история — изображение солнца с двумя или тремя лучами, направленными в сторону «земли». Такие рисунки встречаются в разных местах Европы и Азии. Что это, дорога к солнцу или что-то, или от него? Отражение солнца в воде, или солнечные лучи, выходящие из-за туч?
А вот такой петроглиф c изображением солнечного символа красуется на эмблеме Pueblo Grande Museum — музея археологии в США, штате Аризона
При работе над статьей использовались материалы из открытых источников в интернете.
Источник