Меню

Сравнивали моцарта с богом солнца с богом ветра с богом моря

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»

Содержание:

  1. Знакомство с творчеством В. А. Моцарта.
  2. Определение важнейших стилевых особенностей творчества композитора (преобладание светлых, радостных настроений, оживлённых мелодий) на примере «Маленькой ночной серенады».

Музыкальный материал:

  1. В. А. Моцарт. Маленькая ночная серенада. IV часть. Фрагмент (слушание);
  2. В. А. Моцарт, русский текст А. Лейкиной. «Волшебные колокольчики». Фрагмент хора «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» (пение, игра на детских музыкальных инструментах)

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения.
  2. Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов.
  3. Играть на детских музыкальных инструментах

Вольфганг Амадей Моцарт родился и жил в Австрии, но его музыку знает и любит весь мир. Эта музыка полна света, радости и красоты. Наверное, поэтому русский композитор Антон Рубинштейн назвал Моцарта Гелиосом – богом солнца.

Судьба Моцарта была удивительной. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Моцарт прожил всего 36 лет. Но он успел создать очень много музыкальных произведений – 50 симфоний, 19 опер, сонаты, песни и другие произведения различных жанров.

В те времена, когда ещё не было ни электричества, ни радио, ни телевидения, ни компьютеров, люди ездили на лошадях или в каретах, носили белые напудренные парики, мужчины ходили в камзолах и кружевных панталонах, а женщины – в красивых длинных платьях, именно в те далёкие времена жил и творил Вольфганг Амадей Моцарт.

Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом города Зальцбурга, давал уроки музыки.

Необычная одарённость мальчика проявилась очень рано. Уже в 3 года он обнаружил удивительный и упорный интерес к музыке: едва услышав звуки, Вольфганг бросал все забавы и устремлялся навстречу им.

Малыш мог часами слушать, как занимается на клавесине сестра Наннерль. Его трудно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши, ребёнок долго, внимательно вслушивался, шумно радуясь, когда находил понравившиеся ему созвучия, потом начал подбирать мотивы знакомых ему песенок, целые отрывки из услышанных пьес.

Однажды трёхлетний Вольф подошёл к инструменту и ударил по клавишам обеими ладошками. Послышался резкий пронзительный звук! Малыш в ужасе закрыл уши и… потерял сознание. После этого случая он относился к инструменту с великой осторожностью как к живому существу, обладающему волшебными свойствами. Он разговаривал с ним, гладил его, долго слушал каждый звук и шумно радовался, когда находил гармоничные созвучия.

Убедившись в том, что малютку-сына влечёт к музыке, отец решил потихоньку начать занятия с ним.

Когда Вольфгангу исполнилось шесть лет, всё семейство Моцартов отправилось в Мюнхен. Курфюрст Мюнхена прослушал выступление Вольфганга и его сестры Наннерль и похвалил их. После этого, вернувшись домой, юные виртуозы стали заниматься музыкой ещё прилежнее, и осенью 1862 года дети выступали в Вене перед императорским двором.

Семья Моцартов посетила все крупнейшие города Европы – Париж, Лондон, Женеву, Амстердам. Поездка продолжалась четыре года и превратилась в триумфальное шествие.

Так начался трудный творческий путь великого композитора. Уже ребёнком Моцарт много работал.

Маленький виртуозный исполнитель в белом парике с косичкой и в тяжёлом шитом золотом камзоле, подаренном мальчику при императорском дворе, выглядел забавной куклой. Ещё бы!

Ребёнок, который виртуозно владеет инструментом! Спешите видеть! Спешите слышать! Маленький музыкант сыграет на клавесине по нотам! И по памяти! С закрытыми глазами! И с закрытой платком клавиатурой! Двумя руками! Одной рукой! И одним пальцем! Угадает любую ноту, названную из публики. Сыграет с листа любые незнакомые произведения. А его музыкальные импровизации на любые темы просто неповторимы. Спешите! Спешите.

Концерты детей Моцартов продолжались по 4-5 часов и вызывали бурю удивления и восхищения. Особенно поражала своей трудностью программа Вольфганга. Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке и органе. Он импровизировал музыкальные произведения на заданную тему, с ходу играл незнакомые произведения. Ничего не скажешь – настоящий вундеркинд, т. е. одарённый ребёнок.

Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, был солнечным мальчиком. Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее солнышко. Потому что в нём жила музыка. Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла всё его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом.

Читайте также:  Во сколько раз расстояние от марса до солнца больше чем от земли до солнца

Послушайте один из самых прелестных оперных отрывков – хор из сказочной оперы «Волшебная флейта». Называется он «Послушай, как звуки хрустально чисты», вы сразу почувствуете лёгкость, естественность мелодии. Наверное, поэтому такая музыка легко запоминается и взрослыми, и детьми.

А знаете ли вы, какую ещё музыку создал композитор В. А. Моцарт? Все мы знакомы с музыкой Моцарта, даже не подозревая об этом.

Послушайте Колыбельную «Спи, моя радость, усни» (напевает):

Спи, моя радость, усни.
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду.
Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит.
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

В доме всё стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живёт.
Нет ни тревог, ни хлопот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь весёлых затей.

Всё-то добыть поспешишь,
Лишь бы не плакал малыш.
Вот бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни.

Одно время эта песенка была музыкальной заставкой телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши!». А ведь её музыку написал Моцарт. Но и это ещё не всё. Известна ли вам такая детская песенка (напевает):

Жил-был у бабушки серенький козлик,
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик.

Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила,
Вот как, вот как, очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти.

Напали на козлика серые волки,
Напали на козлика серые волки,
Вот как, вот, как серые волки,
Вот как, вот, как серые волки.

Остались от козлика рожки да ножки,
Остались от козлика рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки,
Вот как, вот как, рожки да ножки.

Эта песенка тоже музыка Моцарта. Получается, что Моцарт, который жил более 200 лет тому назад, написал музыку к песням, которые по своей популярности и долголетию побили все имеющиеся мировые музыкальные рекорды. Оказывается, каждый из нас знал их уже с младенчества.

В необычайно музыкальном городе Вене днём и ночью можно было услышать то чудесное пение, то игру на скрипке. Послушайте «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и вы поймёте, что это за музыка. Даже самая простая музыка была необыкновенно прекрасной. Ведь её написал Моцарт!

Серенада. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный тёплый вечер.
«Серено… так называли тёплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались «серенады» — вечерние песни влюблённых кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады на открытом воздухе небольшими оркестрами.

  1. Вам понравилась музыка В. А. Моцарта?
  2. Назовите, какую музыку Моцарта вы сегодня слушали?
  3. Можно ли отличить музыку В. А. Моцарта от музыки других композиторов?
  4. Что характеризует его музыку? (Радостное начало, мажорность, мелодичность, изящество.)
  5. Вспомните названия песен В. А. Моцарта.
  6. Каков был характер музыки?

Пройдёт время, но имя Моцарта по-прежнему будет на устах у благодарных слушателей. Он автор незабываемых музыкальных произведений. Моцарт был искренне убеждён, что музыка должна доставлять людям наслаждение, и всегда следовал этому своему правилу, сочиняя мелодии, на которые и сегодня отзываются наши сердца теплотой и восторгом.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Жил был у бабушки серенький козлик (потешка), mp3;
Моцарт. Волшебные колокольчики , mp3;
Моцарт. Маленькая ночная серенада, mp3;
Моцарт. Спи, моя радость, усни , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…»

Цель:— развивать интерес к музыке как к предмету; — воспитывать чувство прекрасного;- расширять кругозор учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…»

«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…»

«Вечный, солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт! »

«Моцарт – это истинное чудо!»

— развивать интерес к музыке как к предмету;

— воспитывать чувство прекрасного;

— расширять кругозор учащихся.

Оборудование: запись музыки: «Лакримоза», «Симфония № 40», «Фантазия»; кроссворд, презентация о жизни В.Моцарта, свечи, подсвечники, плакат, мультимедиапроектор.

Ведущий: — Этот вечер мы посвящаем великому австрийскому композитору В.А. Моцарту. А.С. Пушкин сказал: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

Итак, мы в 18 веке.

(Звучит музыка – Третья часть Симфонии № 40. «Менуэт»)

— Моцарт родился в 1756 году в маленьком австрийском городке Зальцбурге (изображение Зальцбурга). Разбросанный по склонам высоких холмов, с его чудесными улицами, садами, великолепными по архитектуре дворцами и соборами, город был одним из живописнейших уголков Австрии.

Его отец – Леопольд Моцарт, был композитором, скрипачом. Организатором при дворе архиепископа (демонстрируется картина Моцарта с отцом).

Талант мальчика проявился очень рано – в трехлетнем возрасте. Из воспоминаний отца, Леопольда Моцарта: Ему было 4 года, когда я понял: он сочиняет музыку… Однажды я застал его с пером: — Что ты делаешь? И четырёхлетний ребёнок ответил: — Я сочиняю концерт для клавесина… Я расхохотался… Это была пачкотня из клякс, поверх которых были написаны ноты… По детскому неразумению он макал перо в чернильницу до дна. И как только подносил перо к бумаге – падала клякса. Но когда я рассмотрел этот узор из клякс, я понял: ноты четырёхлетнего мальчика составили сложнейшую музыку. Из глаз моих полились слёзы – я возблагодарил Творца. И сказал себе: должен жизнь этому Божьему Чуду…»

В шесть лет он сочиняет музыку, записанную отцом, а в 7 лет уже публично выступает, исполняя свои сочинения. О нем пишут: «Семилетний мальчик – это чудо, превосходящее все, что когда было раньше и существует в наше время»

Отец считает, что пора показать Европе своих талантливых детей. В течение нескольких лет, попросив отпуск у архиепископа, Моцарт (отец, дочь, сын) разъезжают по городам Европы: Вена, Париж, Лондон рукоплещут чудо детям. В 13 лет в жизни юного музыканта происходит поистине удивительные события. Отец везёт музыканта в концертную поездку по Италии. Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо – мальчика, решает избрать его академиком. 13 – летний академик! Так счастливо начинается творческая жизнь Моцарта. Его принимают при всех дворах. Его осыпают почестями. Однако, триумф, сопутствующий чудо-ребёнку со временем поблек. Интерес к нему угас. Но он пишет непрерывно и много, пробуя свои силы во всех музыкальных жанрах: практически не было ни одного музыкального жанра, к которому не прикоснулся Моцарт. Он автор 20 опер, около 50 симфоний, 35 сонат для фортепиано и скрипки. 19 месс, многочисленных серенад. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения, созданные и собранные в полные собрания оказались в 70 томах.

Давайте и мы с вами будем композиторами и отгадаем, какие музыкальные инструменты мы бы взяли для своей симфонии.

(Отгадывается кроссворд. Демонстрируется слайд из жизни Моцарта)

Осознав свое место в эпохе, Моцарт понял, что не может жить и работать лишь для того, чтобы угождать ограниченным вкусам аристократии, но, чтобы мало-мальски существовать и кормить свою семью, вынужден был состоять на службе у какого-нибудь князя, герцога, архиепископа, в качестве придворного или церковного музыканта.

Моцарт в своей жизни испытал множество влияний. Сначала влияние отца, затем композиторов – современников: И.С. Баха, И.Гайдна. Многочисленные творческие влияния, которым он легко поддавался и бесконечная тяга к свободе, отсутствие услужливости, эти противоречивые качества сформировали его натуру.

Моцарт, вслед за Бахом, но более решительно, попытался разрушить эту тягостную и унизительную зависимость. Он порвал с отцом, первым своим учителем, которого так безгранично любил. Старый Леопольд Моцарт оказался не в состоянии понять его новых устремлений. Моцарт был обречен на скитание и нищету.

(Звучит Фантазия ре-минор).

Постепенно Моцарт становится одиноким. Те, кто ещё недавно восхищался им – чудо – мальчиком, перестают понимать его. Но не угождать вкусам «сильных мира сего», сочиняя музыку, а обращаться к обыкновенным людям, таким же, как и он сам, воплощая в музыке их радости и печали – вот чем Моцарт видит смысл жизни человека, становится темой его творчества. Развивая традиции великолепного И.С. Бах, Моцарт становится проивоизвестником могучего гения Бетховена.

Итак, мы назвали трех великих композиторов. А каких ещё композиторов вы знаете?

( Ребята называют композиторов).

Нищета намертво вцепилась в горло. Но и в этот, один из самых тяжелых периодов своей жизни, Моцарт создал величайшие творения. Одно из них – 40 симфония. Которая была создана летом 1788 года.

В ней, как и положено, в классических симфониях той поры, четыре части: быстрая, медленная, традиционно-танцевальная и стремительный финал.

Музыка её торжественно славит бытие, воспевает самое драгоценное, из того, что дано человеку – жизнь.

Слишком много красоты! Слишком много богатства! Это было непонятно тем, кто искал в музыке лишь легкого, безудержного развлечения. Моцарта не только перестали понимать, его начали забывать.

(Звучит Симфония № 40)

Один критик писал: «В его музыке слишком много богатства и красоты для того. Чтобы их можно было бы воспринимать» (Демонстрируется слайд о жизни Моцарта)

За несколько месяцев до смерти к Моцарту, уже больному, сломленному трудом, пришел таинственный незнакомец в черном и, пожелав остаться неизвестным. Предложил написать «Реквием» — заупокойную мессу. Этот незнакомец потряс воображение больного композитора: ему кажется, что он сочиняет «Реквием» для самого себя. Он спешит закончить работу. Рождаются гениальные страницы «Реквиема» — трагические и суровые, нежные и печальные, потрясающие поэмы о жизни и смерти.

Композитору не удалось закончить «Реквием» — используя оставшиеся эскизы и черновики, это гениальное произведение закончил ученик Моцарта Зюсмайер. За сутки до смерти Моцарта, его друзья, собравшись около постели, исполнили по черновым листкам отрывки из «Реквиема».

Мы послушаем «Лакримозу» (слезная). Эта часть – лирико – драматическая кульминация всего произведения. Тихо плачут скрипки, это фон, на котором возникает полная печали минорная мелодия.

(Звучит «Лакримоза вместе со стихотворением Н.Рубцова»)

В минуты музыки печальной,

Я представляю желтый плес.

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей.

И путь без солнца, путь без веры,

Гонимых снегом журавлей,

Давно блуждать душа устала,

В былой любви, в былом хмелю.

Давно пора понять настала,

Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких –

Попробуй их останови!-

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время не причем…

В минуты музыки печальной

Не говорится ни о чем.

В день похорон великого, но всеми забытого музыканта, жена Констанца была больна и не могла выйти из дома. Провожать в последний путь пошли несколько друзей, но и они не дошли до самого кладбища: у городских ворот все повернули обратно.

(Демонстрируется слайд о жизни Моцарта)

Через несколько лет молва обвинила Сальери, известного музыканта, учителя Моцарта в том, что он отравил своего гениального собрата. Слухи эти упорно держались. Они и послужили толчком к созданию трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» и причастность Сальери к гибели Моцарта: до сих пор является предметом споров и рассуждений.

(Исполняется сцена из трагедии «Моцарт и Сальери» в исполнении учащихся)

Тело Моцарта без отпевания в простом сосновом гробу было отвезено на кладбище св. Марка и опущено в одну из общих могил для венских бедняков. До сегодняшнего дня никто не знает, где похоронен Моцарт. Лишь на кладбище в Вене, рядом с могилами Бетховена, Шуберта, Брамса, Штрауса и др. великих музыкантов, стоит небольшой обелиск, на белом камне которого можно прочитать В.А. Моцарт. Но это не могила – только памятник.

Вспыхнув на музыкальном небосклоне подобно ярчайшей комете, гений Моцарта рано угас, сгорел лихорадочно в пламени творческого перенапряжения.

П.И. Чайковский говорил: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Но никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он»

Источник

Adblock
detector