Язык и литература. 1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и
раскрывая скобки. Определите, какие
слова употреблены в переносном значении. Докажите, что в этих примерах
использована метафора. 2.Из любого художественного произведения выпишите
два-три предложения, в которых есть метафора. Укажите, какие слова использованы
в переносном значении.
Сам текст:
1)Ель рукавом мне тропинку завесила. 2) Лазурь небесная смеется, ночной омытая грозой. 3) Оркестр духовой раздувает огромные медные рты. 4) Вокруг белеющих прудов — кусты в пушистых полу-шубках. 5)Тихо над городом нашим зажглась звездная россыпь. 6)Юность останется в нас навсегда ранним рассветом, тихой улыбкою, дымкой костра, песней поэта. 7) Слышится эхом из дальних годов снежная вьюга. Не потерять бы серебряных слов > и >.
Сделайте пожалуйста а то меня убьют,
1)Ель рукавом мне тропинку завесила. 2) Лазурь небесная смеется, ночной омытая грозой. 3) Оркестр духовой раздувает огромные медные рты. 4) Вокруг белеющих прудов — кусты в пушистых полу-шубках. 5)Тихо над городом нашим зажглась звездная россыпь. 6)Юность останется в нас навсегда ранним рассветом, тихой улыбкою, дымкой костра, песней поэта. 7) Слышится эхом из дальних годов снежная вьюга. Не потерять бы серебряных слов «друг» и «подруга».
Выделенные слова использованы в переносном значении. Они выступают в роли сравнения, то есть:
медные рты — трубы из меди
в пушистых полушубках — хвоя напоминает полушубок
зажглась звёздная россыпь — звёзды ярко горят,напоминая россыпь и т.д.
Примеры из художественного текста:
Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)
Метафора: золотая пора. Пора не из золота, а по своей ценности может сравниться с драгоценным металлом.
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна.(М.Ю.лермонтов)
Метафора: душа полна огнём. То есть душа будто бы пылает, чувствуется жар в груди.
Источник
Афанасий Фет — Ель рукавом мне тропинку завесила: Стих
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета
Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета. В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви.
Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами. Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.
К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет. Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира. Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания. Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.
Источник
Ель рукавом мне тропинку завесила…
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.4 ноября 1891
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник
«Ель рукавом мне тропинку завесила» — анализ стихотворения А.А. Фета
История создания
Это стихотворение относится к позднему творчеству Фета: оно было написано в ноябре 1891 года, за год до его смерти. На момент написания поэту было уже 70 лет, но всё же произведение пронизано свежестью и силой эмоциональных переживаний.
Может показаться, что оно относится только к пейзажной лирике, но всё же многие исследователи включают его в цикл любовных стихотворений к Марии Лазич — польской красавице, в которую Фет был влюблён в молодости. История любви закончилась трагически: поэт сам решил расстаться с ней из-за проблем с материальным положением, а через некоторое время узнал, что возлюбленная погибла в пожаре. Он винил себя в прерывании отношений и её смерти, считая, что, если бы он женился на Марии, их судьбы сложились бы иначе.
После гибели Лазич Фет посвятил ей немало стихотворений, пронеся любовь к её образу и тёплые воспоминания о ней через годы, но все эти произведения не были опубликованы при его жизни. Однако стих «Ель рукавом мне тропинку завесила» всё же был напечатан в сборнике «Вечерние огни», когда автор был ещё жив. Это объясняется тем, что в тексте не так просто разглядеть намёк на образ возлюбленной: об этом говорится только в последних строчках: «Кажется, издали странника бедного нежно приветствуешь ты».
Жанр и стихотворный размер
Стихотворение написано в жанре элегии: это эмоциональный результат философского размышления над серьёзными проблемами жизни. Ранние стихи Фета отличаются лёгкостью, наивностью и восторженностью, поздние же, наоборот, затрагивают вопросы философии, а образ его погибшей возлюбленной незримо присутствует даже в пейзажной лирике.
Произведение также можно отнести к излюбленной Фетом поэтической миниатюре: это небольшая зарисовка пейзажа, словно запечатлённая в картине художника. Яркие образы природы только добавляют сходства с творением живописи: кажется, что при чтении читатель так и видит, как рукав ели завешивает человеку тропинку.
Стихотворный размер — четырёх- и двустопный дактиль. Рифмовка — перекрёстная АВАВ, присутствуют мужские и женские рифмы. Поэт использует разностопные строки и чередует их. Именно благодаря чередованию коротких и длинных строк создаётся удивительная рваная и порывистая ритмика произведения, за счёт которой можно провести ассоциацию с порывами ветра, сбившимся шагом путника в лесу и его прерывистым от волнения дыханием. Как и другие стихотворения Фета, этот стих очень музыкален и имеет свою особую мелодию, передающую взаимодействие человека с природой.
Тема произведения
В стихотворении автор затрагивает традиционные для русской литературы темы:
- природа в лесу;
- взаимозависимость человека и природы;
- одиночество и поиск себя.
В центре событий находится лирический герой, который один идёт по осеннему лесу: его глазами читатель видит окружающую природу. Из-за одиночества он пребывает в сложных и неоднозначных чувствах, которые ему и самому трудно интерпретировать: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — я ничего не пойму». Сам он называет себя «странником бедным». Настроение природы тонко перекликается с его собственными внутренними переживаниями: шквалы ветра отражают его внутренние душевные порывы.
Как показывает анализ стихотворения, лес Фета — это ещё один самостоятельный «герой», который обладает собственным характером и особенностями. Осенний лес мрачный и жуткий, старающийся напугать странника или вогнать его в тяжкие думы. Он встречает человека недобрым шумом и гулом. Ещё одним «персонажем» произведения является ветер: чтобы усилить впечатления, автор использует повторы односоставного предложения, состоящего из одного только слова «Ветер» в первом и втором четверостишии. Не уточняется, сильный ветер или слабый, но о его силе можно догадаться по тому, что он кружит мёртвые листья у ног, а всё вокруг «гудет и колышется».
Но описание природы и блуждание лирического героя резко прерывается, когда вдали он слышит тонкий звук рога, мгновенно вырвавший его из раздумий. Он понимает, что он больше не один в лесу, а «мёртвые листы» под ногами больше не угнетают его дух. Когда же ему кажется, что издалека его нежно приветствует возлюбленная, он спешит на встречу с ней.
Основная мысль и композиция
Композиционно произведение делится на 3 четверостишия, которые связаны между собой по содержанию и продолжают друг друга:
- В первом ощущается чувство безысходности и смятения, лес окружает человека, он путается в своих эмоциях так же, как и в лесных тропах, будучи заблудившимся путником.
- Во втором это состояние продолжается, ветер бушует, но лирический герой, не веря своим ушам, неожиданно улавливает звук рога.
- В третьем настроение резко меняется, что выражается большим количеством восклицательных предложений. Эта часть — радостная и жизнеутверждающая. Настрой героя улучшается, он видит надежду, а прежние страхи и переживания теперь кажутся беспочвенными: «Мёртвые что мне листы!»
По смыслу стихотворение сюжетно делится на 2 части. В первой описывается природа, блуждание человека и его внутренний мир, во второй — рассказывается о звуке рога и об эмоциях, которые он вызвал. Эти две сюжетные части одинаковы по объёму и не переплетаются между собой. Такое разделение очень удобно и позволяет автору уделить внимание и пейзажной зарисовке, и состоянию души лирического героя.
Идеей произведения может стать мысль, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации, не стоит опускать руки. Всегда есть надежда и выход из сложившегося положения. Звук рожка в стихотворении — как свет в конце туннеля, на который заплутавший странник идёт, чтобы выйти на нужную лесную тропинку и вернуться к жизни.
Однако, зная биографию автора и историю о его трагически ушедшей любви, можно интерпретировать смысл произведения по-другому. Долгий жизненный путь представляется ему как бесцельное блуждание по лесу, не принесшее ему долгожданного счастья. На склоне лет он устал от этого пути и окончательно запутался. «Зов глашатая медного» — это призыв его любимой из иного мира, которая ждёт его, приветствует и хочет скорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боится смерти, верит в реальность загробного мира и надеется, что там сможет увидеть ту, кто изначально была предназначена ему судьбой, и искупить свою вину перед ней.
Тропы и образы
Красивый пейзаж и внутреннее состояние лирического героя автор описывает при помощи многочисленных средств художественной выразительности. Фет был настоящим мастером слова: в его произведениях природа оживает и ярко предстаёт перед глазами читателя.
Художественные средства в тексте:
- Метафоры: «рукавом ель мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мёртвые листы».
- Эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь».
- Олицетворения природы: «ель рукавом тропинку завесила».
Сравнения автор не использует.
Интересна и интонация в стихотворении. Одинокое путешествие по лесной глуши описывается меланхолично, лишь образ ветра демонстрируется как нечто шумное и бушующее: к примеру, для этого Фет применяет нетипичное слово «гудет» вместо более привычного «гудит», а также два раза использует назывное односоставное предложение «Ветер», из-за чего читатель может ощутить его порывы, настигающие героя раз за разом. Шум ветра можно почувствовать благодаря большому количеству шипящих и свистящих звуков в предложении: «колышется, листья кружатся у ног».
Мёртвые листья на земле символизируют гибель увядающей осенью природы, конец всему, и навевают тревогу. Радость же от звучащего вдали звука рожка показывается при помощи восклицательных знаков в конце предложений, а также благодаря словам с позитивной окраской: «сладостен», «нежно» — в них уже нет ничего мрачного. Благодаря этим приёмам и читателю тоже хочется радоваться вместе с лирическим героем.
Источник