Меню

Спектакль робера лепажа обратная сторона луны

Спектакль робера лепажа обратная сторона луны

Фрагмент пьесы. Вступление А. Лешневской

Обратная стороны Луны[1].

Спектакль РобераЛепажа «Обратная сторона Луны» стал главным событием прошлогоднего, VII Международного театрального фестиваля имени Чехова в Москве. Мало того что ему достался главный приз в номинации «Лучший зарубежный спектакль, показанный в России», еще и критики наперебой восторгались увиденным. С кем только не сравнивали квебекского драматурга, режиссера, сценариста и актера. С титанами Возрождения — ведь в его творчестве сплавлены почти все жанры (от цирка до кино). С Вуди Алленом — находя тексты Лепажа не менее ироничными. С рижским режиссером АлвисомХерманисом, «маленький человек» которого, потрясенный масштабом научно-технических открытий, также остро чувствует свое одиночество в мире. С Евгением Гришковцом, наконец, — из-за полюбившейся многим сентиментальной интимности монологов. Чем же РоберЛепаж так привлекает и даже, наверное, завораживает зрителей, если они готовы сидеть в зале три, а то и шесть часов кряду?

В театр Лепажа не зайдешь вечерком часа на два, в нем придется пожить: спектакли, нередко длящиеся полдня и не отличающиеся динамичностью, полностью выходят за рамки привычных систем, техник и методов. «Обратная сторона Луны» — не исключение. Если попытаться пересказать содержание пьесы, то получится примерно следующее: похоронив мать, главный герой Филипп осознал, насколько он одинок и неприспособлен к жизни — даже с родным братом никак не может наладить отношения. Он перебивается случайными заработками, а в перерывах пишет диссертацию о влиянии научных открытий (в области космонавтики, которой увлечен с детства) на культуру. Защиту Филипп проваливает, а когда его приглашают выступить с докладом о Циолковском на московской конференции, забывает перевести часы и безнадежно опаздывает… Единственное дело, успешно доведенное героем до конца, — послание внеземным цивилизациям. На любительскую камеру он записывает все, что составляет будни простого землянина, и даже выкладывает из разноцветных камней и апельсина на гладильной доске модель Солнечной системы, дабы объяснить дружественным обитателям галактики, где находится наша планета. Рыхлая событийная канва пьесы перемежается фантазиями героя — воспоминаниями о матери, мечтами о встрече с русским космонавтом. Вот, собственно, и все.

А теперь о главном. По сравнению с другими проектами возглавляемого Лепажем театра «ExMachina» этот спектакль сыграл в жизни автора особенную роль. Идея моноспектакля возникла и была реализована в 2000 году после смерти матери, потрясшей Лепажа. В театральной постановке все роли — Филиппа, брата и матери — Лепаж исполняет сам. От Филиппа следовало бы ждать филиппик, но вместо них в спектакле один за другим звучат остроумные и пронзительные, почти исповедальные монологи, один из которых приведен ниже. Устами своих героев Лепаж говорит обо всем: о детских мечтах и о смерти, о героях и неудачниках, о бытовых ссорах и о космосе, о любви и зависти, о философии и деньгах. Самое удивительное, что все эти идеи и смыслы, облеченные в многослойные лепажевские слова, каким-то причудливым образом не противоречат друг другу, но сливаются в одну трагикомическую тему — «Человек», со всеми потаенными и оборотными сторонами его сущности.

Источник

Спектакль робера лепажа обратная сторона луны

Государственный Театр наций представляет программу
ЛЕПАЖЕМАНИЯ
к премьере спектакля «Гамлет Коллаж»

9 декабря
Художественный фильм «Обратная сторона луны», режиссер — Робер Лепаж
(продолжительность — 1 час 45 мин.)

10 декабря
Фильм-опера «Соловей» И.Стравинского, режиссер — Робер Лепаж (российская премьера)
(продолжительность — 1 час 37 мин.)

11 декабря
Документальный фильм «Ex Machina в России», производство «Сине-Сцен» (российская премьера)
(продолжительность 52 мин.)
Документальный фильм «Мечта Вагнера» (российская премьера)

14 декабря
Творческая встреча с Робером Лепажем

с 9-14 декабря в фойе малой сцены состоится выставка плакатов к фильмам и спектаклям Робера Лепажа.

Регистрация на показы 10 и 11 декабря вновь открыта! Присылайте Ваши заявки на почту lepage@tofnations.ru

Просим в письме указывать ваши Ф.И.О., выбранную Вами дату, количество мест и контактный телефон.

«Обратная сторона луны» (2003)

Читайте также:  Солнечное затмение это когда луна отбрасывает тень

В основе художественного фильма Робера Лепажа — его же пьеса, написанная в 2000 году. Сюжет построен на конфликте двух братьев — гея-телеведущего Андре и начинающего ученого Филиппа, — обоих сыграл сам Лепаж. История их примирения разыгрывается в начале 2000-х и 1970-х, в Канаде и России, в разговорах о покорении космоса и о приземленности жизни. По этой же пьесе Лепаж двумя годами ранее поставил одноименный спектакль (фактически — моноспектакль, где сам сыграл все роли), несколько лет назад показанный в Москве на Чеховском фестивале. Эффектная кинокартина канадского мастера получила сразу несколько престижных призов, от премии Джини за лучший сценарий до награды фестиваля в Намюре за «Лучший франкоязычный фильм».

Автор сценария и режиссер — Робер Лепаж

Продюсеры — Боб Крупински, Марио Сен-Лоран

Оператор — Рональд ПлантМонтаж — Филипп Ганьон

Композитор — Бенуа Жютра

В ролях: Робер Лепаж — Филипп/Андре, Анн-Мари Кадьё — мать Филиппа и Андре, Марко Пулен — Карл, Селин Бонье — Натали, Лорен Коте — Мари-Мадлен Бонсекур, Ришар Фрешетт — доктор, Григорий Гладий — переводчик, Сергей Приселков — Алексей Леонов, Эрика Ганьон — начальница Филиппа, Софи Фоше — ведущая

Французский язык, синхронный перевод, продолжительность: 1 час 45 мин

«Соловей и другие небылицы» (2010)

Оперное представление на основе ряда сочинений Игоря Стравинского — от «Соловья» и «Байки про Лису, Петуха и Барана» до малоизвестных вокальных миниатюр на стихи Константина Бальмонта — разыгрывается над водой, при помощи кукол и теневого театра. В спектаклях канадского мастера обычно встречаются два мира, они словно смотрятся друг в друга, друг друга отражают. Видимо, сюжет сказки Андерсена заставил Робера Лепажа обратить свои взоры к Китаю (он уже это делал несколько раз — достаточно вспомнить «Трилогию драконов»), а потом «пойти» на юг — во Вьетнам. Основным источником вдохновения для создания «русского» спектакля Лепажу послужил традиционный вьетнамский кукольный театр, в котором действие происходит на поверхности воды, в которой сидят актеры.

Музыка Игоря Стравинского

Либретто по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

Постановка: Канадская оперная компания (Торонто);

Оперный фестиваль в Экс-ан-Прованс; Лионская Национальная опера; Нидерладнская опера (Амстердам); совместно с театром Ex Machina

Режиссер — Робер Лепаж

Ассистент режиссера — Сибилла Уилсон

Сценография — Карл Фийон

Художник по куклам — Майкл Карри

Хореография кукол — Мартин Генест

Костюмы, парики и грим — Мара Готтлер

Свет — Этьен Боше

Артистический и музыкальный консультант — Ребекка Бланкеншип

Дирижер — Джонатан Дарлингтон

Солисты: Светлана Шилова, Елена Семенова, Марат Гали, Илья Банник, Ольга Перетятько

Исполнители теневого и кукольного театров: Энни Барри, Женевьев Берубе, Гай Лассар, Францис Роберже, Андреа Кьяччи, Каролина Тангай, Дэвид Боневилль, Ноам Маркус, Мартин Вайлланкурт, Син Робертсон (дублер)

В создании спектакля учавствовали: Хореография — Мозес Пендльтон и Синтия Куин (Момикс, США),Теневой театр — Филипп Бо (Франция)

Производство: Сценическая конструкция — «Сцен Этикью» (Вареннес, Квебек)

Изготовление кукол — «Майкл Карри Дизайн» (Орегон, США)

Изготовление костюмов — «Метаморфозы» (Квебек)

Изготовление реквизита — «Акмэ» (Белойл, Квебек)

Технический директор — Майкл Госселин

Ассистент технического директора — Эрик Готрон

Производственный директор — Бирнард Гилберт

Производственный ассистент — Вивиан Пэрадайз

Продюсер — Майкл Бернатчез

Ассистент продюсера — Ванесса Ландри-Клавер

Продолжительность: 1 час 37 мин

«Ex Machina в России» (2007)

Документальный фильм о московских гастролях театра Ex Machina интересен нашей публике не только потому, что он и про нее тоже; главным образом же это история закулисной жизни одного из самых знаменитых театров мира, гастроли которого всегда становятся культурным событием номер один. В фильме зафиксированы эмоции команды театра от самых первых гастролей в России: в июле 2007 года в рамках Чеховского фестиваля было показано сразу четыре спектакля Робера Лепажа: «Обратная сторона Луны», «Проект Андерсен», «Опера нищих» и «Трилогия драконов». Чувствующие себя бегущими марафон, герои фильма на ходу и в перерывах рассуждают о людях, о сцене, о городе, о визах, о компьютерном оснащении площадки, о звуковых дорожках и отсутствии времени — а мимо пробегают остроумные титры на кириллице.

Читайте также:  Леша свик луна ноты для фортепиано

Режиссер — Николя Леже

Композитор — Жан-Себастьян Коте

Камера — Джоселин Ланглуа

Операторы — Екатерина Аллард, Жан Ларошель

Звукорежиссер — Жан Роберт DEROO

Графический редактор — Джоселин Ланглуа

Монтаж звука — Жан-Себастьян Коте

В фильме принимают участие:Робер Лепаж, Валерий Шадрин, Елена Наумова, Патрик Дурнин, Луиза Руссель, Пол Бурк , Мартин Жено, Кевин Маккой

Французский язык, синхронный перевод, продолжительность: 52 мин

«Мечта Вагнера» (2012)

Наполненный драматическими коллизиями документальный фильм рассказывает историю сложнейшего процесса постановки Робером Лепажем тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» в Метрополитен опера. 45 тонн декораций приезжают из Квебека в тот момент, когда становится известен лимит грузоподъемности машинерии — 25 тонн. Кто-то из артистов вдруг уходит за три дня до премьеры, тогда как Лепаж, не слушая постоянное «невозможно» репетирует номер с пением вверх ногами. Режиссер Сюзанна Фроемке, много снимавшая оперные постановки, признается, что в этот раз впервые чувствовала полное отсутствие каких-либо ограничений со стороны администрации театра. История в конечном счете получилась о преодолении невозможного, о бескомпромиссном идеализме и, даже при впечатляющем результате, постоянном недовольстве собой.

Режиссер — Сюзан Фроемке

Продюсеры — Сюзан Фроемке и Дуглас Грэвес

В фильме принимают участие:Робер Лепаж, Петер Гелб, Дебора Войт

Редактор — Боб Эйзенхардт

Английский язык, синхронный перевод, продолжительность: 1 час 54 мин

с 9-14 декабря 2013 г. на Малой сцене Театра Наций
начало в 20.00

Источник

«Обратная стороны Луны», РОБЕР ЛЕПАЖ. Чеховфест.

В течение нескольких секунд зрительный зал встал и рукоплескал стоя. Сквозь ливень оваций с трудом прорывались хоровые и сольные громогласные «Браво!». Человек на сцене, принимая на себя эти волны восторга вперемежку с цветами, устало улыбнулся и приложил руку к сердцу..

Робер Лепаж. Моноспектакль «Обратная сторона луны»..

Космос как идентификация..

Сначала о том, что потрясло с технической точки зрения. В спектакле нет никаких замысловатых механизмов, мудрёных трюков и навороченных спецэффектов, но Лепаж при помощи вполне тривиальных «подручных» предметов и приёмов (видеопроектором на спектакле уже никого не удивишь) выстраивает совершенно гениальные картинки, опутывая сюжет причудливой сетью ассоциативных нитей и пронзительных аллегорий. И хотя удивляться нечему: «всё гениальное — просто», но.. не удивляться невозможно. И всякий раз, внимая очередной гениальной находке, зал делает восхищённый вздох.

И ещё. Один из персонажей пьесы, среди прочих трудов, написал работу о влиянии научных открытий на развитие мировой культуры.. Спектакль «Обратная сторона Луны» вполне мог бы послужить наглядным пособием для этой работы. Лепаж спроецировал как нельзя более научную тему исследования космоса двумя космическими державами — США и СССР — на внутреннее пространство человека, на его внутренний космос и создал удивительное произведение, которое, на мой взгляд, можно назвать событием Чеховского Фестиваля.

К слову сказать, уровень научной составляющей спектакля говорит о том, что Лепаж — многогранная личность, круг интересов которой не только не ограничивается, но и простирается далеко за — театральную область..

И ещё одно. Светлый и добрый, но по сути своей — печальный, как грим Пьерро, спектакль изобилует чудесным французским юмором, который, как известно, очень близок по своей природе русскому юмору..

Сценография: две подвижных стены на всю длину сцены. Дальняя, с возможностью скольжения только в горизонтальном направлении — с одним круглым застеклённым отверстием (которое оказывается то дверцей стиральной машинки, то иллюминатором космического корабля, то окном самолёта, то циферблатом часов, то «катушкой» томографического аппарата, то аквариумом.. — все эти «живые картинки» создаёт видеопроектор) и с разъезжающимися в разные стороны «дверями», которые оборачиваются то дверями лифта, то дверцей шкафа-купе.. И ещё одна дополнительная «стена» — с одной стороны зеркальная, с другой — снабжённая ярко горящими лампами плоскость, которая в зависимости от положения над полом и углом наклона по отношению к залу тоже выполняет различные функции (ширма, барная стойка и проч..), и благодаря которой возможна последняя поистине грандиозная сцена..

Читайте также:  Что означает огромная луна

Робер Лепаж един в нескольких лицах. Братья Анри и Филипп, их мать, врачи.. Впрочем, в спектакле у Лепажа есть один партнёр (вернее, их двое, как и братьев) — это кукла-космонавт.. Лепаж созерцателен, флегматичен, негромок.. Его персонажи за весь спектакль не сделают ни одного резкого движения, не взорвутся ни одной яркой эмоцией, но поведанная таким образом история пробирает до мозга костей.. С его умением проникать в зону душевной уязвимости человека, апеллировать к памяти детства, обострять чувствительность, etc, Лепажа, пожалуй, можно было бы назвать зарубежным Гришковцом (технически более совершенным), если бы не одно существенное различие между ними: в моноспектаклях Гришковца зритель — участник действия, поскольку монологи Гришковца обращены непосредственно в зал. Лепаж не общается со зрителем. Он существует автономно в своём удивительном пространстве за стеклом, проницаемым для вИдения только в одну сторону..

Что покорило с содержательной точки зрения.. Лепаж очень щемяще, до горлового спазма — рассказал об одиночестве.. Даже об — Одиночестве. С большой «О».. Три самых близких друг другу человека живут порознь и практически не контактируют друг с другом. Анри и Филипп — катастрофические неудачники — ведут каждый свою — одинокую — жизнь, в то время как в доме престарелых медленно умирает от тяжёлой болезни их мать.. На самых близких людей почему-то остаётся меньше всего времени..

Лепаж выстраивает замечательный ассоциативный ряд: мать (ещё молодая и здоровая), вынимая из стиральной машинки вещи, через её открытую дверцу-иллюминатор вытянет в комнату маленького космонавта на «пуповине», а затем отрывает эту «пуповину». Человек родился. Перерезана физическая пуповина — человек вышел в открытый космос жизни. Но обычно остаётся некая незримая пуповина, соединяющая его с близкими — она даёт ощущение тыла.. дома.. она не даёт потеряться в бесконечном пространстве жизни. А если разорвана и эта незримая нить. Космос — вакуум. Человек в открытом космосе — самый пронзительный символ Одиночества: ни извне, ни вовне он не получает и не отдаёт ни тепла, ни любви, никаких других человеческих чувств.. В семье Анри и Филиппа все связующие нити оказались утрачены..

Впрочем, можно вывести проблему и за рамки одной семьи в социум в целом. В астрономии есть понятие — «разбегающиеся галактики». Галактики разбегаются вследствие расширения Вселенной. Точно так же накапливающиеся заботы, бытовые, служебные, личные, etc проблемы и прочая суета — заполняя до отказа жизнь, превращают людей в разбегающиеся галактики..

Цитата из спектакля:

«Когда-то в этой комнате по вечерам собирались люди, чтобы рассказать о том, как прошёл их день. А теперь телевизор вечерами рассказывает о том, как прошёл его день..»

Сюжет выстроен так хитроумно (или это я не успевала совмещать бегущую строку с действием), что жизни братьев словно перемешиваются, и уже невозможно понять, кто именно из них фанатично занимается изучением космоса, штудирует работы Циолковского, грезит о встрече со своим кумиром Алексеем Леоновым, летит в Москву на конференцию, посвящённую проблемам космоса.. Кто, услышав по телевизору о конкурсе на лучшее домашнее видео для отправки в космос в качестве послания инопланетному разуму, записывает своеобразную «экскурсию» по своей текущей жизни.. Кто надоедает бармену долгими жалобами на брата.. У кого из двоих была опухоль мозга.. Кто после смерти матери забирает к себе золотую рыбку Бетховена.. Кто вяло занимается на тренажерах в спортзале.. Кто подрабатывает в выходные «рекламой по телефону».. Кто звонит любовнику Филиппа, всякий раз начиная свою речь словами: «Извини, я знаю, что ты не любишь, когда я звоню тебе в офис, но…» Хотя мы знаем, что братьев двое, создаётся ощущение, что это один человек.. Он сам и его альтер эго, «обратная сторона Луны»..

Источник

Adblock
detector