Причастный и деепричастный обороты
Причастный и деепричастный оборот образуют причастие и деепричастие с зависимыми словами. Рассмотрим, что такое причастный и деепричастный оборот в русской грамматике, особенности постановки знаков препинания и приведем примеры.
Что такое причастный оборот?
Чтобы понять, что такое причастный оборот, вспомним, какое слово называется причастием в русском языке.
- ехать — едущий на поезде;
- лежать — лежащий на столе;
- написать — написавший письмо;
- смывать — смываемый дождем;
- опустить — опущенные шторы.
В предложении одиночное причастие употребляется как определение.
На футбольном поле играющие дети бегали за мячом.
У причастия могут быть зависимые слова, которые вместе с ним образуют синтаксическую конструкцию — причастный оборот.
На вокзале мы встречаем родственников , (каких?) приехавших к нам .
В предложении причастный оборот является определением и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший?
Эта синтаксическая конструкция чаще всего является обособленным определением.
Рассмотрим, в каких случаях причастный оборот выделяется знаками препинания.
Причастный оборот и знаки препинания
1. Причастный оборот выделяется запятыми, если находится непосредственно за определяемым словом:
Солнце, спускавшееся за лес , бросало последние лучи на деревню, поле и дорогу.
2. Знаками препинания необходимо выделить оборот с причастием, если он отделён от определяемого существительного другими членами предложения:
Ветер налетел на деревья и, з апутавшийся в их густой кроне , покорно затих.
3. Причастный оборот является обособленным членом предложения независимо от его местоположения, если поясняет личное местоимение:
Мы, радующиеся неожиданной передышке, побежали к речке, чтобы искупаться.
Надвигалась гроза. Быстро затянувшая небо серыми тучами, она грозила яркими всполохами молний и громким ворчанием грома.
4. Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом выделяется только тогда, когда имеет добавочный оттенок обстоятельственного значение причины, условия и пр.
Уставшие к концу дня, вечером они не стали ничего обсуждать.
Рассерженная на Алексея, мать молчала весь вечер.
В остальных случаях этот оборот, расположенный перед определяемым словом, не выделяется запятыми.
Нарастающее с каждой минутой грохотание грома стремительно приближается.
Предложения осложняет не только обособленное определение, выраженное причастным оборотом, но и обстоятельство, обозначенное деепричастным оборотом.
Что такое деепричастный оборот?
Основу деепричастного оборота, как можно понять из названия этой синтаксической конструкции, составляет деепричастие.
Девочка рассматривала цветущий клевер, наблюдая за пчелами.
Рассматривала, (что делая?) наблюдая.
Девочка рассматривала (основное действие) и наблюдала (добавочное действие).
В этом предложении укажем у деепричастия зависимые слова:
В предложении деепричастный оборот является обстоятельством, которое обособляется независимо от его местоположения в предложении.
Не выделяются деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические сочетания, а также оборот, соединенный союзом «и» с другим однородным обстоятельством.
Примеры
Услышав стук колес подъезжающей телеги, дедушка Евсей открыл ворота настежь.
Как-то летом, набрав полные корзинки земляники, мы возвращались в деревню.
Дети улеглись на печи, быстро уснув под тихий разговор взрослых.
Сказки бабушки Авдотьи ребятишки слушали раскрыв рот.
Весь день строители споро работали засучив рукава.
Как ни спеши голову сломя, все равно не успеешь засветло вернуться.
Лектор говорил четко и особо выделяя тоном голоса важные понятия .
Видеоурок «Причастие и деепричастие: в чем разница?»
Источник
Причастный и деепричастный оборот
Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
- Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? и в предложении относится к определяемому слову. Синтаксическая роль – обособленное либо необособленное определение.
Обособление причастных оборотов
В предложении обособление (выделение запятыми) причастного оборота в предложении зависит от его позиции по отношению к определяемому слову:
- Перед определяемым словом причастный оборот не обособляется.
Также причастный оборот обособляется, если относится к личному местоимению или выражает дополнительное обстоятельственное значение.
Обособление деепричастных оборотов
У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.
Деепричастный оборот не выделяется запятыми:
- Если входит в состав фразеологического выражения (Люди слушали гостя развесив уши);
- Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно)).
- Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).
Источник
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Теоретические основы изучения причастного оборота
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы: