Правда о стыковке Союз-Аполлон
Много лет полет Союза и Аполлона и стыковка между ними в 1975 году были вещами сами собой разумеющимися и никто не подвергал сомнению факт того, что полеты и стыковка были в реальности. Никому и в голову не могло придти, что это афера гигантского масштаба, в которую вовлечены два самых Великих государства того времени, причем враждующих между собою. Но по мере того, как все больше становилось доказательств «лунной аферы» США, доказательств того, что ни на какую Луну астронавты США не летали, так как у них не было мощного космического двигателя, они его так и не смогли создать, не было огромной ракеты, способной вывести Аполлон на траекторию полета к Луне, не было проверенного лунного модуля, опыта космических стыковок, возвращения на Землю со второй космической скоростью. Существует множество других доказательств, что американцы никогда не были на Луне, что их лунная эпопея — это афера №2 в истории человечества. Афера №1 — это то, что американцы сумели подсадить на доллары всю планету, где имеют доход в 99.8 доллара с каждой напечатанной стодолларовой бумажки.
Со временем под сомнение поставили полеты ракет Аполлон, ибо слишком короткая история оказалась у данной ракеты и она вся связана с полетами астронавтов на Луну, которых не было, и с американской орбитальной станцией «Скайлэб», чья эпопея не менее туманна, чем эпопея с Аполлонами, так как она просуществовала менее года, на которую летали только американцы, а потом навсегда канула в небытие, не оставив следа. Одновременно с ней канули бы навсегда и Аполлоны, но США решили еще раз доказать миру, что Аполлоны летали в космос и провернули с СССР аферу Союз-Аполлон или ЭПАС (экспериментальный полет Аполлон-Союз).
О том, почему советское руководство пошло на преступную сделку с США, признав факт полетов американских астронавтов на Луну, на моем канале в Дзен выложена статья: «Что получил СССР за предательство, признав факт полетов американцев на Луну, полетов, которых не было ?», — в ней все подробно написано. Тут кратко изложу главное, СССР многое получил за ту сделку, прежде всего: в начале 1970-х началось строительство мощнейших нефте- и газотрубопроводов в Европу из СССР, причем деньги и даже трубы давали сами европейцы и американцы, в результате поставки нефти и газа из СССР в Европу, в том числе в страны запада выросли в 4 раза ! В начале 1970 года началось строительство Камского автозавода — КАМАЗ ! Были подписаны: Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО); Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); два данных договора позволили сэкономить СССР колоссальные средства — десятки, сотни миллиардов рублей. Было получено и многое другое. И эти подарки шли от главного геополитического соперника ?!
По той же причине советское руководство совместно с США устроили аферу Союз-Аполлон. А теперь подробно об этом.
15 июля 1975 года с космодрома «Байконур» стартовал «Союз-19» (А. Леонов — командир и борт – инженер В. Кубасов).
Через 4 часа с космодрома им. Кеннеди (Флорида) стартовал «Аполлон» (Т. Стаффорд — командир, В. Брандт и Д. Слейтон). Корабли стыковались дважды: 17 июля и 19 июля. Астронавты и космонавты посетили друг друга. Было проведено несколько совместных экспериментов в космосе. 19 июля корабли расстыковались и вскоре возвратились на Землю в свои заданные районы («Союз-19» — 21 июля, «Аполлон» — 24 июля). Такова была официальная версия, которая широко была освещена в советской и мировой прессе.
А теперь правда:
1) Совместный полет был запланирован в 1972 году. Наши несколько лет готовились, модернизировали Союзы, испытывали их в космосе, проводили стыковки со станцией Салют. Подготовили к полету два корабля. Американцы вытащили со склада Аполлон, что у них остался, якобы, от лунной программы, прилепили к нему шлюзовую камеру длиной 3 метра и весом в две тонны (?!), когда каждый лишний центнер — это проблема, ничего не испытывали и с ходу, как только они умеют, «полетели» в совместный полет с Союзом в июле 1975 года.
2) Если совместный полет был, если Аполлон летал, то в советский экипаж надо было включить лучших специалистов, кто уже летал командиром корабля на Союзах, кто проводил стыковки, кто отлично зарекомендовал себя в полете, но СССР проигнорировал при выборе сильных и опытных космонавтов, как Филипченко, Шаталов, Губарев, Попович, а включил в состав экипажа Леонова и Кубасова. Почему ? Нужны были не лучшие, а надежные, кто будет молчать, не проболтается. Ни тот, ни другой командиром корабля до этого в космос не летали, оба были бортинженерами. Причем Леонов летал за 10 лет до этого на допотопном Восход-2. Да, он первым вышел в открытый космос, но при этом грубо нарушил несколько инструкций, в результате вначале чуть сам не погиб, а потом едва корабль не взорвал. О чем в своих мемуарах он скромно умолчал, обвинив во всем других.
3) Все совместные телерепортажи с орбиты были заготовлены ещё в 1974 году, записаны на катушечный видеомагнитофон и ждали своего часа. В 1975 году по установленному графику они шли из космоса на Землю с Союза — 19. Не со спутников, а именно с нашего корабля, так как спутники находятся на огромной высоте, а космонавты летают на низкой орбите. И с земли легко установить, что сигнал идет не с орбиты космического корабля, а с орбиты спутника. Невесомость снимали на пикирующем с высоты 10.000 метров самолете, такое падение длится чуть больше 40 секунд. И все непрерывные ролики с невесомостью не больше данного времени. А если бы стыковка была на самом деле, то ролики с парением в невесомости длились по 10-15 минут, как это обычно происходит. Кроме того, американцы специально сделали так, а снимали все в США, чтобы видео было нечетким, расплывчатым.
При этом нужен был видеопроигрыватель для данного видеомагнитофона, а весил он в те времена около 200 килограмм. Да, и такое было. Лишние килограммы Союз себе позволить не мог, он же не сказочный Аполлон, которому и две лишних тонны не проблема. Необходимо дополнительное горючее, а оно рассчитано до литра. Что сделали советские ученые ? Они закачали в баки керосин не 36 градусов, такова была температура воздуха в Байконуре, а охладили его до 8 градусов, то есть керосина вошло больше, в итоге горючего хватило. чтобы ракета взлетела со сверхлимитным весом.
Но это еще не все. В аферу не были посвящены лишние люди, почти никто не знал, что Аполлон не полетит, в том числе работники советского ЦУПа (Центр управления полетами). Поэтому незадолго до полета кто-то отключил коммутатор на корабле Союз, отчего перестало работать ТВ, А это ЧП. Но Москва приказала лететь ! Хоть возникла внештатная ситуация, началась паника, полет хотели отложить или заменить ракету, а на космодроме был готов к полету второй корабль, но он был с другим экипажем. Но Политбюро нужно было, чтобы полетела именно эта ракета с данным экипажем. А для чего отключили коммутатор ? Он управлял переключением телекамер с земли, из ЦУПа, где могли легко установить, что после «стыковки» американцев и близко на Союзе нет. ЦУП не должен был видеть то, что происходит внутри Союза. В итоге камеры в ходе полета подключили напрямую к передатчику, а заодно подключили к бортовому ТВ видеопроигрыватель, который тайно внесли офицеры КГБ, оставив его в бортовом отсеке.
На подключение видеопроигрывателя у Леонова и Кубасова после начала полета ушло 28 часов. Одновременно на Аполлоне «сломался» стыковочный узел, это была легенда, почему не произошла стыковка, если Леонов и Кубасов не смогут подключить видеопроигрыватель к бортовому ТВ. Как только в ЦУП пришло сообщение, что ТВ на Союзе заработало, то через 10 минут на Аполлоне починили стыковочный узел. Естественно, что эти «незапланированные» ремонты были запланированы перед полетом.
Орбитальный отсек при спуске отделяется от корабля и возвращению не подлежит! Американский видеопроигрыватель с переделанной системой ТВ при возвращении на Землю сгорел в верхних слоях атмосферы. Всё осталось «шито-крыто»!
4) И самое главное. При стыковке Союз-Аполлон не работали двигатели ориентации, а их работу сразу видно, при стыковке происходят частные вспышки (импульсы), то у одного, то у другого корабля, иногда несколько в секунду. Идет корректировка подлета друг к другу, стыковочные узлы кораблей должны совпасть очень точно.
Стоп-кадры стыковки «Аполлона» и «Союза» из видеоклипа НАСА 2009 года, белыми стрелками отмечено расположение двигателей ориентации «Аполлона». Ни одной вспышки. Это видно и на видео данной «стыковки», его не проблема найти в интернете.
Но без работы двигателей ориентации стыковка в космосе невозможна !
Лично для меня это стопроцентное доказательство, что стыковки не было. И иных доказательств больше не надо. А что же показали всему миру в 1975 году ? Стыковку двух макетов кораблей, снятую в студии. Для такой стыковки двигатели ориентации не нужны. В нужный момент стыковка происходит, как «по рельсам». В те годы в СССР стыковки полномасштабных макетов производили в специальном помещении с помощью тросов, отрабатывали будущие стыковки в космосе. Профессор, член-корр. РАН В.С. Сыромятников рассказывал, что такие стыковки со стороны выглядели убедительно, как настоящие.
5) То, что «Союз-19» летал в гордом одиночестве, не мог заметить ни один наблюдатель с земли. Для радаров, что один корабль, что два состыкованных корабля выглядят одинаково – одна светящаяся точка на экране. Оптические телескопы днём бессильны. Их мешает или яркое голубое небо, или облачность. Ночью же в земной тени сами корабли так же темны, как и чёрное небо вокруг них.
6) Кубасовым написана книга воспоминаний «Прикосновение космоса», в которой полету Союз-Аполлон посвящено лишь несколько абзацев. В основном речь идет про первый и последний из трех полетов космонавта. Причем, про третий полет («Союз-36») — чуть ли не поминутно, включая процесс посадки, а про самое большое достижение Кубасова в карьере космонавта — полет ЭПАС подозрительно мало. Очевидно, что человеку стыдно врать.
Нечто подобное и в книге Леонова «Жизнь среди звёзд», написанной после ЭПАСа, там нет подробного описания данного полета. А ведь это вершина космической карьеры Леонова. Вот только писать Леонову не о чем.
Есть еще несколько доказательств, но и этого достаточно, чтобы сделать вывод — Аполлон в июле 1975 года никуда не летал и никакой стыковки с Союзом не происходило. Союз летал один.
При этом совместный полет и стыковка Союз-Аполлон были нужны не только американцам, но и руководству СССР, чтобы скрыть своё преступление — соучастие в американской «лунной победе»
Поезд лунной гонки увез в прошлое не только политическую победу США над СССР, но и сам СССР. А «проект» ЭПАС сильно помог этой победе,
PS. Союзы летали и продолжают летать, космонавтов из десятков стран они доставляли и доставляют на международные космические станции, при этом непрерывно совершенствуются, Аполлоны же после июля 1975 года больше никуда не летали. Более того, они не оставили никакого наследия, словно и не было их. Нет у Аполлона потомков, потому что у импотентов потомства не бывает. Астронавты NASA используют российские корабли для полетов на МКС. В середине двадцатого века НАСА могло высадить людей на Луне, а в 21 веке не может даже вывести их на околоземную орбиту. Но так не бывает. Американцы не идиоты, чтобы забыть об отличных космических кораблях, при том что не могут создать ничего нового, а значит, что этих отличных кораблей нет и никогда не было. «Аполлон», как действующий корабль, не состоялся.
Источник
Союз аполлон космос стыковка
«Союз-Аполлон»: 45 лет встрече над Эльбой
15 июля 1975 года с разницей в несколько часов в небо взмыли пилотируемые космические корабли — советский «Союз-19» и американский «Аполлон» — чтобы провести эксперимент по стыковке и созданию первого в истории единого международного орбитального комплекса.
Спустя двое суток советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов встретились в стыковочном модуле с американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. Стыковка состоялась, когда корабли пролетали над Москвой, а рукопожатие космонавтов произошло над Эльбой, что было очень символично в год 30-летия Великой Победы.
Сегодня Госкорпорация «Роскосмос» представляет комплект документальных свидетельств о подготовке и осуществлении исторического проекта, получившего название «Экспериментальный полет «Аполлон»-«Союз» (ЭПАС).
Впервые идею международного сотрудничества в космосе высказал основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский в научно-фантастической повести «Вне Земли», опубликованной в 1920 году.
После окончания Второй мировой, когда мир погрузился в пучину Холодной войны, о международном сотрудничестве в космосе, казалось бы, можно забыть. Однако первый Главный конструктор советской ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв в своей статье, опубликованной 10 ноября 1960 года в газете «Правда», писал: «Нет сомнения в том, что не за горами и то время, когда могучие космические корабли весом во много десятков тонн, оснащенные всевозможной научной аппаратурой, с многочисленным экипажем, покинут Землю и, подобно древним аргонавтам, отправятся в далекий путь… Можно надеяться, что в этом благородном, исполинском деле будет все более расширяться международное сотрудничество ученых, проникнутых желанием трудиться на благо всего человечества, во имя мира и прогресса».
Понимание общих задач и необходимости взаимодействия при исследовании космического пространства заставило ученых СССР и США преодолеть страхи «холодной войны» даже в период нагнетания Карибского кризиса. Первое соглашение о сотрудничестве в области мирного изучения космоса Академия Наук (АН) СССР и Национальное управление США по аэронавтике и космосу (NASA) подписали 8 июня 1962 г. Но реальное развитие эти намерения получили только в 70-х годах. 21 января 1971 г. президент АН СССР академик Мстислав Всеволодович Келдыш и исполняющий обязанности администратора NASA доктор Джордж Майкл Лоу поставили свои подписи под документом о совместной деятельности в области космической физики, космической метеорологии, изучения природной среды, космической биологии и медицины. К тому же времени относятся и первые консультации о проведении эксперимента по стыковке на орбите советского и американского пилотируемых космических кораблей.
Основанием для начала работ по программе совместного полета стало «Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», подписанное 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном. Оно полностью отвечало духу разрядки, опередив на два дня подписание другого исторического документа — Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1).
За три неполных года советская промышленность создала, испытала и опробовала на орбите специальную модификацию «Союза» с андрогинно-периферийным агрегатом стыковки, совместимым с аналогичным устройством, установленным на американском «Аполлоне». Для запуска модифицированного корабля была разработана новая унифицированная ракета 11А511У (позже называлась «Союз-У»), отличающаяся от ранее применявшегося носителя 11А511 («Союз») улучшенными энергетическими характеристиками двигателей первой и второй ступени. В Подлипках (ныне — город Королёв) был развернут Центр управления полетом (ЦУП), способный работать в сложной цепочке организации ЭПАС и принимать делегации зарубежных специалистов и представителей прессы. Именно благодаря этим работам эксперимент ЭПАС завершился полным успехом.
Став вехой на пути разрядки международной напряженности, стыковка «Союза» и «Аполлона» сообщила мощный импульс развитию международного сотрудничества в исследованиях и освоении космоса. Этот проект можно считать точкой отсчета не только для проекта Международной космической станции, но и для будущих дальних космических экспедиций, которые мыслимы только в контексте активного международного сотрудничества, суммирующего в общих интересах ресурсы, интеллект и дерзновенную решимость первооткрывателей.
по программе совместного экспериментального пилотируемого полёта космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон»
из фонда № 001 (Министерство общего машиностроения СССР) отраслевого архива Ракетно-космической промышленности, Архива АО ЦНИИмаш, ФКУ Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД), МИД России
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №350
Приказ предписывает Генеральному конструктору Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ) В.Н. Челомею, главному конструктору Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) В.П. Мишину и главному конструктору Научно-исследовательского института точных приборов (НИИТП) А.С. Мнацаканяну «в двухнедельный срок рассмотреть и решить вопрос об унификации систем поиска, сближения и стыковки космических кораблей типа 7К комплекса «Союз» и орбитальной пилотируемой станции «Алмаз»». Это был первый шаг к созданию единой системы поиска и стыковки.
Итоговый документ встречи представителей АН СССР и NASA по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США
Из соображений режима секретности, установленного в то время для Министерства общего машиностроения СССР, с советской стороны переговоры по проекту ЭПАС проводились под эгидой Академии Наук. Документ представляет итоги встречи представителей АН СССР и NASA по вопросу создания совместных средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США. Участники встречи, состоявшейся с 4 по 6 апреля 1972 г. в Москве, согласились, что «в качестве предварительного условия для возможного одобрения Правительствами обеих стран такого экспериментального полета необходимо общее понимание основных принципов его организации, проектирования, планирования и осуществления».
Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях
Документ, подписанный председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным и Президентом США Р. Никсоном, фиксирует договоренность о создании «совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов». Соглашением устанавливается срок экспериментального полета — 1975 год.
Коммюнике по результатам встречи специалистов NASA и АН СССР
Документ, подписанный председателем Совета «Интеркосмос» при АН СССР академиком Б.Н.Петровым и директором Центра пилотируемых полетов NASA К.К.Крафтом. Представители АН СССР и NASA обсудили и согласовали материалы для создания совместимых средств сближения и стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон. Подчеркивается, что «разработка… имеет гуманные цели повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечение возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов».
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №259
Приказ содержит полный список советских организаций, работающих по проекту, и определяет «ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, теперь ПАО РКК «Энергия» им.С.П. Королева) … головной организацией по комплексу «Союз-М» в целом и проведению первого экспериментального совместного полета советского космического корабля «Союз-М» и американского корабля типа «Аполлон»». В документе также указано «считать эти работы первоочередными» и устанавливается личная ответственность руководителей за выполнение работ. Экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС) в этот период становится основным проектом космической отрасли, на время отодвинув в сторону работы по орбитальным станциям «Салют».
Протокол №10 совещания у Министра общего машиностроения СССР тов.Афанасьева С.А.
Документ устанавливает график проведения работ по программе «Союз-Аполлон», в том числе по подготовке штатных кораблей, а также «плана переоборудования технических и стартовых позиций [космодрома Байконур]… под ракету 11А511У». После окончания проекта ЭПАС этот носитель на долгое время займет основное место в отечественной пилотируемой космической программе.
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №394
Приказ предписывает тщательное соблюдение режима сохранности государственной тайны при создании и работе Центра управления совместным полетом (ЦУП) космических кораблей «Союз-М» и «Аполлон» на базе Координационно-вычислительного центра Центрального научно-исследовательского института машиностроения (КВЦ ЦНИИМаш), который в 1973 г. решением руководства страны был рассекречен и получил международную аккредитацию как советский ЦУП. Этим же Приказом определялся «ограниченный круг [советских] специалистов, которые в будущем будут принимать непосредственное участие вместе с американцами в проведении эксперимента…» .
Письмо директора ЦНИИМаш Мозжорина Ю.А. в Научно-технический совет Министерства общего машиностроения (НТС МОМ) с Заключением на эскизный проект ракетно-космического комплекса «Союз-М» (дело №3844 л. 106а-115)
Письмо директора ЦНИИМаш Ю.А. Мозжорина с заключением экспертной комиссии на эскизный проект ракетно-космического комплекса «Союз-М», разработанный головным предприятием и Куйбышевским филиалом ЦКБЭМ и смежными организациями. В документе подтверждается «возможность доработки… 7К-Т [транспортный корабль для доставки экипажей на борт орбитальных станций типа «Салют»] для проведения совместного советско-американского эксперимента по стыковке в орбитальном полете кораблей «Союз-М» и «Аполлон»».
Итоговый документ встречи специалистов АН СССР и NASA по совместимым средствам сближения и стыковки пилотируемых кораблей и станций
Документ, подписанный 30 марта 1973 г. техническими директорами проекта ЭПАС К.Д.Бушуевым и Г.С.Ланни, а также руководителями подготовки космонавтов и астронавтов генералами В.А.Шаталовым и Т.П.Стаффордом по итогам встречи рабочих групп в Хьюстоне 15-30 марта 1973 г. для обсуждения конкретных технических деталей проекта и подписания согласованных документов.
Протокол совещания у заместителя министра общего машиностроения Г.А. Тюлина
На совещании рассматривался вопрос «О ходе работ по изготовлению и поставке аппаратуры дальней радиосвязи (ДРС) и радиотелеметрической аппаратуры (РТА) для кораблей «Союз-М». Руководство отрасли не устроили предполагаемые темпы поставок, и Г.А. Тюлин обязал руководство предприятий разработать мероприятия, «направленные на безусловное выполнение сроков поставки… в соответствии с приказом №12 от 12 января 1973 г.» и «О результатах рассмотрения необходимых мероприятий по вхождению в установленный график… повторно доложить 8 июня с.г.» Т.е. на решение проблемы с задержкой поставки необходимого оборудования давался всего один день!
План заседания Научно-технического совета Министерства общего машиностроения СССР (НТС МОМ)
На заседании рассматривался эскизный проект комплекса «Союз-М» (по кораблю 7К-ТМ, по носителю 11А511У, по Центру управления полетами, по Наземному командно-измерительному комплексу (НКИК) и связи). Документ, составленный на стандартном типографском бланке, сопровожден припиской: «Заседание проведено 22.VI.73 под председательством т. Тюлина Г.А. Присутствовали членов НТС — 15 ч., приглашенных — 34 ч., всего 49 ч. ».
Протокол Научно-технического совета Министерства общего машиностроения СССР (НТС МОМ) по рассмотрению эскизного проекта на ракетно-космический комплекс «Союз-М» (дело № 3844 л.130-140)
На заседании НТС МОМ с докладами выступили К.Д. Бушуев (от ЦКБЭМ, по проекту корабля 7К-ТМ), А.М. Солдатенков (от Куйбышевского филиала ЦКБЭМ, по проекту ракеты-носителя 11А511У), А.В. Милицин (от ЦНИИМаш об основных принципах построения Центра управления полетом). После основных докладов приводятся детали обсуждения и выступления членов экспертной комиссии. Заключение экспертной комиссии представил заместитель председателя комиссии С.Д. Гришин.
Проект Решения №7 Научно-технического совета Министерства общего машиностроения СССР (НТС МОМ) (дело № 3844 л.120-129)
Документ, составленный по результатам работы НТС МОМ от 22 июня 1973 г. отмечает, что «Эскизный проект комплекса «Союз-М» разработан ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, теперь ПАО РКК «Энергия» им.С.П. Королева) во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 31 марта 1972 г. №655-рс и приказа Министерства общего машиностроения от 14 апреля 1972 г. №104. Космический корабль «Союз-М» является модификацией корабля «Союз» и предназначен для проведения совместного советско-американского эксперимента по осуществлению стыковки кораблей «Союз» и «Аполлон» с переходом космонавтов из одного корабля в другой».
Решение №7 Научно-технического совета Министерства общего машиностроения СССР НТС МОМ (дело № 3844 л. 166-174)
В документ, подписанный заместителем Министра общего машиностроения, заместителем председателя НТС Г.А. Тюлиным, вошли дополнительные пункты «Проекта решения НТС МОМ». В частности, отмечена необходимость «предусмотреть необходимые мероприятия по обеспечению требуемой надежности корабля, доработать и согласовать… единый план наземной и летной отработки ракетно-космического комплекса «Союз-М», дополнив его программами испытаний, содержащими сведения, необходимые для оценки полноты и достаточности отработки комплекса «Союз-М» и уровня его надежности».
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №206
Приказ о назначении руководителем автономного полета корабля «Союз-М» и совместного полета кораблей «Союз»-«Аполлон» заместителя начальника комплекса ЦКБЭМ т. Елисеева Алексея Станиславовича.
Из шести кораблей 7К-ТМ, изготовленных для эксперимента ЭПАС, два совершили автономный полет в беспилотном варианте («Космос-638» и «Космос-672»), один – в пилотируемом варианте («Союз — 16» с экипажем в составе А.В Филипченко и Н.Н. Рукавишникова) и один участвовал в пилотируемом совместном полете («Союз-19» с экипажем в составе А.А. Леонова и В.Н. Кубасова).
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №244
Приказ о назначении главным конструктором по проекту «Союз-М» — «Аполлон» директора проектов при проведении советско-американских работ по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки космических пилотируемых кораблей и станций, заместителя главного конструктора ЦКБЭМ т. Бушуева Константина Давыдовича.
Из Протокола № 25 заседания коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ) (п. IV)
В Протоколе, подписанном заместителем Министра общего машиностроения СССР Г.А. Тюлиным, рассматриваются вопросы создания корабля «Союз-М» для программы «Союз» — «Аполлон». Отмечаются «отставания по отдельным видам работ от установленных сроков». Среди прочего, товарищам Мозжорину, Милицину (ЦНИИМаш), Мишину, Бушуеву, Елисееву (ЦКБЭМ), Гусеву и Рязанскому (НИИП) предписывается «принять в сентябре с.г. необходимые совместные решения об очередности ввода технических средств и разработки документации для обеспечения готовности Центра управления [полетом] ЦНИИМаш к работе с пилотируемыми кораблями «Союз»».
Приказ Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева №292
Приказом назначается комиссия из представителей АН СССР, предприятий, институтов и организаций отрасли для подготовки доклада руководителя экспериментального полета «Союз» — «Аполлон» А.С. Елисеева о технических возможностях подмосковного Центра управления полетами, созданного на базе КВЦ ЦНИИМаш. Доклад планируется представить в ходе визита в Москву делегации американских специалистов под руководством заместителя директора NASA Джорджа Лоу.
Протокол совещания у заместителя Министра общего машиностроения М.А. Брежнева
Первым пунктом документа отмечается, что «ЦНИИМаш (т.Мозжорин), ЦКБЭМ (т.Мишин), НИИ Приборостроения (т.Гусев) совершенно неудовлетворительно выполняют работы, предусмотренные приказом Министерства от 5 июля 1973 г. №207…» Указанные товарищи обязаны принять «действенные меры к исключению создавшегося положения» и в «недельный срок согласовать и утвердить схему организации и мероприятия по обеспечению связи между центром управления полетом (ЦНИИМаш) и командно-измерительным комплексом».
Из Протокола совещания у Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева (п. II)
В документе отмечается, «что подготовка технической и стартовой позиции, а также всего полигона к проведению работ по программе «Союз» — «Аполлон» проводится совершенно неудовлетворительно». «Поручить т.Тюлину проверить состояние работ с вызовом исполнителей и взять их под постоянный контроль с целью принятия своевременных и оперативных мер». Также дается поручение «пересмотреть график пусков космических объектов с площадки 1 [Гагаринский старт] с целью их уплотнения, имея в виду ускорение начала работ по переоборудованию старта». Впечатляет строгая резолюция: «Контроль за выполнением настоящего протокола возложить на Контрольно-инспекторский отдел…».
Протокол №6 заседания Межведомственной оперативной группы при Министерстве общего машиностроения под председательством замминистра Г.А. Тюлина.
Среди рассмотренных вопросов – сообщение К.Д. Бушуева об очередной встрече рабочих групп советских и американских специалистов, в ходе которой обсуждались «баллистическая схема полета, совместная работа центров управления, операции по переходу экипажей из корабля в корабль, вопросы жизнеобеспечения, а также согласовывался перечень научных экспериментов, которые будут проводиться во время совместного полёта».
Выдержки из Протокола № 33 заседания коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ) (п. III)
Многие пункты документа вновь посвящены критике работ при подготовке к совместному полету по программе «Союз» — «Аполлон». Министр общего машиностроения С.А. Афанасьев четко контролирует график работ, направляя усилия на преодоление технических и организационных трудностей. Интересный момент: среди рассмотренных вопросов – предписание представителям руководства КБЭМ и Главного управления проектирования и капитального строительства (ГУПиКС) «в двухмесячный срок подготовить проект постановления Совета Министров СССР с необходимым технико-экономическим обоснованием по благоустройству и дальнейшему развитию г. Калининграда Московской области» (ныне г. Королев).
Приказ Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева №371
В документе рассматривается ход работ по проекту «Союз» — «Аполлон», в т.ч. подробно анализируется готовность отдельных агрегатов и систем кораблей «Союз-М», ракеты-носителя 11А511У, технической и стартовой позиции космодрома, центра управления полетом, и дается распоряжение всем руководителям головных организаций, занятых в проекте, «обратить внимание на особую государственную важность работ по комплексу «Союз-М», осуществить необходимые мероприятия по обеспечению выполнения работ в установленные генеральным графиком сроки. ».
Приказ Министра общего машиностроения СССР №417 С.А. Афанасьева
Приказ касается дооборудования технической и стартовой позиций. [космодрома Байконур] для проведения пусков по программам «Союз-Аполлон», а также [орбитальной пилотируемой станции] «Алмаз», [долговременной орбитальной станции] ДОС-7К [«Салют»] и [космического корабля] 7К-С [прототип «Союза-Т»]. Документ содержит список поручений, план-график дорабатываемых сооружений, а также программу предстоящих запусков с дооборудованных позиций спутников «Зенит-4» и «Зенит-4М», а также кораблей «Союз-М» и 7К-С. Сроки завершения работ на дооборудованных объектах указан с точностью до дня!
Выдержки из Протокола № 7 заседания коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ) под председательством замминистра Г.А. Тюлина. (п.VI)
В пункте «О ходе работ по созданию кораблей «Союз-М»» обращается внимание «на имеющееся отставание в выполнении работ». Начальники главных управлений, руководители предприятий и организаций, участвующих в создании комплекса «Союз-М» обязаны «принять меры к ликвидации [отставания] и обеспечить выполнение работ в строго установленные сроки».
Руководство отрасли четко следило за графиком выполнения работ.
Протокол совместного заседания в Хьюстоне АН СССР и NASA 8 апреля — 3 мая 1974 г.
Документ, подписанный 2 мая 1974 г. техническими директорами проекта ЭПАС К.Д.Бушуевым и Г.С.Ланни, содержит план-график совместных встреч специалистов и испытаний систем по проекту «Союз» — «Аполлон» в 1974 – 1975 гг.
Приказ Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева № 163
Эксперимент «Союз» — «Аполлон» еще не завершен, но руководство отрасли уже думает о том, чтобы предложить американской стороне провести в 1976 — 1977 гг. второй совместный полет кораблей «Союз-М» и «Аполлон» «с расширением научной программы, учитывающей результаты первого совместного полета. » К этому моменту ЦКБЭМ было уже преобразовано в Научно-производственное объединение (НПО) «Энергия», директором и главным конструктором которого был назначен В.П. Глушко. К расширению сотрудничества с США в области исследования космического пространства предполагается также привлечь Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина.
Проект протокола № 3 совещания у Министра общего машиностроения С. Афанасьева
Проект протокола № 3 совещания у Министра общего машиностроения С.А. Афанасьева от 8 июля 1974 г. На первом месте, по прежнему, вопросы подготовки к полету «Союз» — «Аполлон», но далее обсуждаются темы, не связанные с экспериментом непосредственно. Генеральная линия меняется: высадка на Луну (Н-1 — Л-3) отменена, на ее место должны прийти новые проекты, в том числе многоблочные тяжелые носители «для решения военных, народно-хозяйственных и научных задач с учетом выведения объектов на солнечно-синхронную и стационарную орбиту, а также для многоразовой космической системы» (будущая «Энергия» — «Буран»). Решается вопрос о форсировании работ по транспортному варианту корабля 7К-С (будущему «Союзу-Т» нового типа). Руководство МОМ диверсифицировало программы отрасли.
Из Протокола № 17 заседания коллегии Министерства общего машиностроения (МОМ)
Протокол №17 заседания коллегии МОМ от 11 июля 1974 г. отмечает, что «несмотря на особую важность… выполнения работ по программе «Союз-Аполлон», НПО «Энергия» допущено значительное отставание (4-5 месяцев) работ от утвержденных генеральным графиком сроков создания корабля «Союз-М». Даны поручения руководству головных предприятий проанализировать допущенные ошибки и принять меры по увеличению надежности создаваемых систем и устранению допущенного отставания. Заместителю министра общего машиностроения Г.А. Тюлину поручено «принять меры по усилению работ Межведомственной оперативной группы и установить строгий контроль за работами по комплексу «Союз-Аполлон» в целом».
Приказ №5 Замначальника 8 Главного управления Министерства общего машиностроения СССР И. Румянцева
В Приказе содержится предписание директору ЦНИИМаш Ю.А. Мозжорину «лично обеспечить выполнение мероприятий по вопросам освещения СМИ хода подготовки и проведения работ по программе «Союз» — «Аполлон»».
Директивное письмо Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева ДП-43
Данным письмом Документ, подписанный 30 июня 1975 г. Министром общего машиностроения, предлагает для обеспечения четкой связи предприятий и организаций министерства, «участвующих в подготовке и проведении совместного полета кораблей «Союз-М» и «Аполлон», с советским Центром управления полетом (СЦУП), полигоном и Министерством организовать руководителям [головных] предприятий… в период с 15 по 21 июля 1975 г. круглосуточное дежурство специалистов, ответственных за системы корабля и наземно-измерительного комплекса… для оперативного решения вопросов, которые могут возникнуть в процессе полета кораблей».
Итоговый документ встречи в августе-сентябре 1974 года специалистов АН СССР и NASA по подготовке и проведению совместного полета кораблей «Союз» и «Аполлон»
Протокол встречи рабочих групп, проведенной в Москве с 26 августа по 2 сентября 1974 г., отмечает, что «стороны согласились, что представители директоров информации общественности будут участвовать в совместных тренировках в Центрах управления полётом». Обсуждалась работа телевизионных компаний по освещению предстоящего полета кораблей «Союз» и «Аполлон».
Итоги совместной поездки персонала управления полетом
Документ, подписанный руководителями управления полетом А.С.Елисеевым и М.П.Франком по итогам совместной подготовки советско-американского персонала управления полетом 16-27 сентября 1974 г. в Москве. Персонал управления прослушал лекции по кораблю «Союз», в том числе по баллистической схеме полета, общей компоновочной схеме, системам терморегулирования и обеспечения жизнедеятельности, андрогинной периферийной системе стыковки, системам радиосвязи, телевидения, управления пространственным положением и др. Лекции были оформлены в виде видеофильмов и сопровождались ответами на вопросы.
Приказ Министра общего машиностроения №97
Приказ Министерства общего машиностроения С.А. Афанасьева №97 от 17 марта 1975 г. фиксирует факт «обнаружения негерметичности андрогинного периферийного агрегата стыковки (АПАС №16), предназначенного для установки на космический корабль «Союз-М» №75 для выполнения совместного полета с американским космическим кораблем «Аполлон»… на технической позиции полигона… Агрегат демонтирован и отправлен [на предприятие-изготовитель] НПО «Энергия». «Дефектоскопия выявила наличие в металле корпуса агрегата трещин, что и явилось причиной негерметичности. ».
Заместитель Министра общего машиностроения Г.А. Тюлин дает поручения руководству НПО «Энергия», ЦНИИ материаловедения, ЦНИИМаш, НИИ технологии машиностроения «в недельный срок провести анализ выявленной негерметичности и определить вероятность появления этого дефекта на других летных образцах АПАС» и «обеспечить в дальнейшем должный уровень контроля качества выпускаемых узлов и агрегатов».
Краткий отчет о результатах экспериментального полета «Аполлон» — «Союз»(ЭПАС) на английском языке
Содержит список руководителей рабочих групп и некоторые фотоиллюстративные материалы.
Итоговый документ заключительной совместной встречи специалистов АН СССР и по рассмотрению результатов проведения полета космических кораблей «Союз» и «Аполлон»
Документ, утвержденный директорами проекта К.Бушуевым и Г.Ланни по итогам совместной встречи 10-20 ноября 1975 г. в Хьюстоне для подведения итога проделанной работы по программе ЭПАС. «Директора проекта рассмотрели результаты проведенного полета… и констатировали, что… были выполнены все основные задачи программы, в том числе сближение, стыковка, переходы экипажей и взаимодействие как Центров Управления, так и экипажей».
Картина Алексея Леонова «Орбитальная станция «Союз-Аполлон», 1980 г.
Источник