Советские журналы про космос
— С именем Гагарина. Исторический запуск транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-18» с экипажем МКС-65
— Особая миссия. Предполетная подготовка экипажа 65-ой экспедиции на Международную космическую станцию
— Начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Павел Власов: «В открытом космосе рекорды не самая хорошая вещь».
— Физика, биология и исследование Земли. Научная программа 65-й экспедиции на Международную космическую станцию.
— Самый пламенный мотор. Успешное завершение испытаний самого мощного в мире двигателя РД-171МВ.
— По золотому кольцу Земли. О туристических полетах в космос.
— Генеральный конструктор Конструкторского бюро «Салют» Государственного космического научнопроизводственного центра имени Хруничева (г. Москва, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Сергей Кузнецов: «С помощью „Ангары“ рассчитываем вернуть лидирующие позиции на рынке»
— От пыли до радиации. Что мешает полетам в дальний космос?
— Звезда родилась. Первая коммерческая миссия компании «Главкосмос Пусковые Услуги» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»)
— Планировать по уму. Как улучшить организацию работ в ракетно-космической отрасли.
— «А где суп?». Особенности национальных кухонь на борту Международной космической станции.
— «Космос-110» — вершина айсберга. Что скрывалось за полетом советского биоспутника?
— Отличник, спортсмен, активист. Люберецкий период жизни Юрия Гагарина.
Источник
Как советские журналы представляли жизнь в Космосе
Стела поднимается из глубоко изрытой кратерами поверхности, отбрасывая длинную зловещую тень. Земля безмятежно плывет в темном небе рядом с логотипом советского научно-популярного журнала «Техника — молодежи», который впервые вышел в 1933 году. На обложке журнала за 1969 год была помещена статья, посвященная фотографиям с «Луны-9» — советского беспилотного космического корабля, который первым пережил посадку на Луну несколькими годами ранее.
Этот воображаемый лунный пейзаж является одним из более чем 250 изображений из предстоящей, визуально восхитительной книги «Советская космическая графика: космические видения из СССР» Александры Саньковой, директора и основателя Московского музея дизайна, который сотрудничал с ней над книгой. Произведения искусства Космической эры распространялись наряду с научно-популярными журналами Советского Союза. Их было до 200 разновидностей во время холодной войны. В частности, с середины 1950-х до середины 1970-х космос стал полем битвы держав, борющихся за мировое господство. Хотя Космическая эра началась с успешного запуска Советского «Спутника-1», Соединенные Штаты, всего через три года после «Луны-9», впервые высадили человека на Луну, похожую на ту, что изображена на обложке журнала.
Мечты о Вселенной
Советские иллюстрации, даже со свистящими НЛО и сбивающими с толку футуристическими машинами, рисовались не столько для развлечения, сколько для просвещения и пропаганды коммунистического проекта. Открытое письмо космонавтов публике в 1962 году в номере журнала «Техника — молодежи» гласило: «Каждый из нас, идущих на старт, глубоко верит, что его труд (именно труд!) делает советскую науку и советского человека еще более могущественным и приближает то прекрасное будущее — коммунистическое будущее, к которому придет все человечество».
К ученым, космонавтам и авиастроителям относились как к легендам, поскольку космическое пространство было особо важной идеей в Советском Союзе, по словам Саньковой. «Достижения СССР в области космоса стали мощным оружием пропаганды», — говорит она. Советские граждане жили опосредованно через такие образы, и даже более сюрреалистические и фантастические визуальные образы — жизнь в космосе, встреча с новыми формами жизни — демонстрировали, что идея культурной революции не должна ограничиваться Землей.
Вдохновением для иллюстраций послужили два направления: интенсивное развитие научно-технической сферы и серьезный энтузиазм дизайнеров и художников к новым открытиям в различных областях науки в целом. Художники часто имели техническое образование. Другим важным фактором, повлиявшим на визуальные эффекты, был всплеск публикаций, книг, романов и рассказов, а также производство научно-фантастических фильмов в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах.
В поисках других миров
Задолго до того, как сбылась мечта о космических полетах, изобретатели и философы были убеждены, что путешествия между планетами и даже вселенными станут возможны со временем. В России эти идеи получили широкое распространение после публикации работ Константина Циолковского. В них ученый выразил свое мнение о том, что разумная жизнь должна существовать не только на Земле, но и во всей Вселенной. Циолковский прославился не только инженерными работами, но и убеждением, что должны существовать высокоразвитые внеземные цивилизации, способные влиять на организацию материи и ход природных процессов, а также стремлением найти дорогу к космическому разуму и установить органическую связь между человеком и космосом.
Советские писатели высказывали самые невероятные версии встречи с внеземными цивилизациями. Затем, в 1970-х и 1980-х годах, космическая фантазия отошла на второй план, уступив место хроникам реальной программы освоения космоса.
Визуализация — наше всё
Советский графический дизайн всегда активно развивался и быстро реагировал на ситуацию в стране. Это было связано прежде всего с тем, что плакаты, журналы, книги, брошюры и т.д. были быстры и дешевы в изготовлении. Они представляли материал в яркой и убедительной форме, делая информацию визуальной и в целом понятной.
Издательства по всей стране сотрудничали с отдельными художниками и мастерскими, входившими в Союз художников СССР. Научно-технические журналы и проектно-исследовательские институты часто предоставляли убежище и официальную работу художникам-нонконформистам, подпольщикам. Работая для журналов, они воплощали необычные, фантастические концепции, размышляли о сути вещей, делали концептуальные проекты для обложек и рисовали новую реальность, не имеющую ничего общего с их окружением.
Обычная советская эстетика подвергалась стандартизации и унификации. Это была единственная конструкция, подходящая для страны с плановой экономикой, куда практически невозможно было внедрить что-то новое. Космическая и оборонная промышленности были единственными областями, для которых строились новые производственные линии.
Пространство также стало ведущим мотивом в дизайне и архитектуре, начиная с 1960-х годов. В советской архитектуре формировался так называемый «космический стиль». Строящиеся дома и общественные здания стали напоминать межпланетные корабли, спутники и летающие тарелки. На детских площадках появлялись удивительные планеты, ракеты, импровизированные научные станции, а стены детских садов и школ украшали звезды и галактики. Изображения космонавтов стали появляться в оформлении станций метро. Космическая тематика также доминировала в планировании и оформлении народных праздников, наполнявших жизнь советских людей и возвещавших о последних достижениях науки, таких как запуск новых кораблей. Улицы были заполнены лозунгами и плакатами: «Коммунисты прокладывают путь к звездам» и «Наука и коммунизм неразделимы».
Фантастика или реальность?
Помимо науки, на многих иллюстрациях изображены инопланетные миры. Какое отношение имели советские люди к такого рода научной фантастике? Возможно, существовали секретные исследовательские институты, которые занимались обнаружением инопланетного разума, но мы не знаем этого наверняка. Советские люди не проявляли большого интереса к чужим мирам. Освоение космоса повлияло в основном на творческий класс советских людей. Встречи с инопланетными цивилизациями стали тогда популярной темой в кино и анимации.
На основе книг и рассказов советские киностудии снимали фильмы и создавали невероятные, фантастические мультфильмы с участием ученых и космонавтов в качестве консультантов производственного процесса. Многие фильмы стали настоящими хитами: попасть на показы было невозможно, а вокруг телевизоров собирались не только несколько поколений семьи сразу, но и друзья и соседи.
В 1950-е годы иллюстрации в журналах стали реалистичными: романтизация космоса и предвкушение новых открытий сменились картинами Вселенной, полученными благодаря новейшим исследованиям. После запуска первого искусственного спутника он стал главным героем научно-популярных журналов, постоянно появляясь на их обложках. Иллюстраторы «Науки и Жизни» все чаще изображали новейшие версии ракет и кораблей и передавали удивительно правдоподобные (даже если, на самом деле, они были всего лишь фантазиями художников) подробности о полетах на Луну. Казалось, в колонках публикуются настоящие цветные фотографии, сделанные из космоса.
Однако изображения людей в открытом космосе в то время оставались крайне редкими. Практически все художники изображали исследователей и пионеров космических полетов на космодромах, где запускались ракеты и летающие тарелки, или в лабораториях, где на гигантских экранах показывали Луну или другие планеты. На этих картинах человек был не главным героем, а частью футуристического пейзажа, простым обитателем далеких планет, по дорогам которых летали каплевидные аэродинамические машины. Иллюстрации в «Технике — молодежи» были исключением.
Человек в космосе
После того как советы и американцы совершили свои первые космические полеты, дизайны журналов сразу же заполнились изображениями человека в космосе. Космонавты стыковались, смотрели в иллюминаторы на просторы космоса и прогуливались по городам и командным центрам на других планетах. Масштаб стал совершенно иным. Если в 1950-е годы люди задумывались о том, какие технические средства позволят им начать осваивать просторы Вселенной, то лишь десятилетие спустя художники уже проектировали звездные города, оранжереи и массивные станции, где люди могли бы жить годами. «Хрущевская оттепель» отразилась не только в содержании иллюстраций, но и в палитре. Стиль стал ярким и футуристическим, полным ярких красок, а другие планеты казались дружелюбными, гостеприимными мирами. Начался новый авангардный цикл.
В 1970-х годах произошел сдвиг в дизайне журналов в сторону психоделической графики с персонажами и деталями, необычными перспективами в иллюстрациях и более сложным повествованием. Однако большинство журналов с увлекательным научно-техническим содержанием все еще иллюстрировались в основном черно-белыми рисунками и схемами: обложка и цветные вставки были единственными красочными элементами. На этом фоне «Техника — молодежи» считалась самым ярким изданием на протяжении многих лет.
Затем идеалистические образы исчезли, и иллюстрации стали еще мрачнее. К 1980-м годам от мечтаний 1960-х и футурологии 1970-х не осталось и следа. Дизайн печатных изданий стал максимально реалистичным, цвета менее яркими, а сюжеты историй сосредоточились на повседневной жизни космонавтов и ученых. К этому времени космическая гонка уже пришла в упадок. В 1972 году было подписано соглашение между Советским Союзом и Соединенными Штатами о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Темпы освоения космоса замедлились, и сообщения о работе на орбите стали обычными новостями.
Космос сегодня
Сегодня интерес к космической теме возвращается, вернее сказать, он никогда не угасал. Темы, популярные в 1960-х и 1980-х годах, сегодня снова актуальны — экология, альтернативная энергетика, разумное потребление, перенаселение и переработка отходов. Тогда это считалось футурологией, но для нас это уже реальность. Сейчас, пожалуй, романтика исчезла. Космос больше не рассматривается как самоцель, теперь это средство выживания: место, куда можно перенести вредное производство или где можно найти новые источники энергии.
На сайте Роскосмоса появилось объявление о приглашении молодежи присоединиться к программе космонавтов. Однако вокруг него нет никакой шумихи, и объявление не было перепечатано ни в прессе, ни в социальных сетях. В конечном итоге, работа космонавта по сути такая же, как и любая другая.
Источник
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Atlas Obscura (США): как советские научно-популярные журналы представляли себе жизнь в открытом космосе
Железный занавес шел в бесконечность и дальше.
Высокая стела возвышается над поверхностью с глубокими кратерами, отбрасывая длинную зловещую тень на башни поменьше. Эти конструкции соединяются друг с другом прямыми линиями, которые похожи на улицы на карте, образуя нечто вроде космической шахматной доски. Земля тихо и спокойно плывет по темному небосклону рядом с названием «Техника — молодежи». Это советский научно-популярный журнал, который начали издавать в 1933 году. Обложка номера за 1969 год стала иллюстрацией к статье с фотографиями, снятыми советской автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая за несколько лет до этого первой совершила мягкую посадку на поверхности Луны.
Этот вымышленный лунный ландшафт вошел в число 250 с лишним феерических изображений, напечатанных в готовящейся к публикации очаровательной книге директора и основателя Московского музея дизайна Александры Саньковой. Книга называется «Советская космическая графика. Представления о космосе из СССР» (Soviet Space Graphics: Cosmic Visions from the USSR), и она стала результатом сотрудничества музея и его директора. Художественных произведений о космической эпохе было великое множество, и они росли как грибы наряду с советскими научно-популярными журналами, число которых в годы холодной войны доходило до 200. С середины 1950-х до середины 1970-х годов космос был полем битвы для мировых держав, которые боролись за мировое господство. Космическая эпоха началась с успешного запуска советского спутника, однако именно США спустя всего три года после «Луны-9» первыми высадили человека на Луну, показав миру тот лунный ландшафт, который изображен на обложке журнала.
Советские иллюстрации, даже с мчащимися вдаль НЛО и удивительными футуристическими машинами, должны были не развлекать, а просвещать и воспитывать, а также рекламировать коммунистический проект. В 1962 году космонавты опубликовали на страницах журнала «Техника — молодежи» открытое письмо, в котором говорится: «… каждый из нас, отправляясь на стартовую площадку, твердо верит, что его труд (именно так — труд!) сделает советскую науку и советского человека еще более сильными и приблизит это замечательное будущее — коммунистическое будущее, к которому придет все человечество». К ученым, астронавтам и авиационным инженерам относились как к легендам, потому что в Советском Союзе открытый космос было очень важной идеей, рассказывает Санькова. «Достижения СССР в области космоса стали мощным пропагандистским оружием», — говорит она. Советские граждане опосредованно жили в таких изображениях, и даже самые фантастические и сюрреалистические иллюстративные материалы — о жизни в космосе, о встрече с новыми формами жизни — указывали на то, что идеи культурной революции не ограничиваются Землей.
Интернет-журнал «Атлас Обскура» (Atlas Obscura) взял у Саньковой интервью о внеземной жизни, о том, что вдохновляло советских художников, и о том, как первый человек на Луне все изменил. Ее книга выйдет 1 апреля 2020 года.
— Как вы считаете, что вдохновляло этих художников, что влияло на их представления о других мирах?
— Вдохновением для этих иллюстраций служили два направления: интенсивное развитие научно-технической области и серьезный энтузиазм дизайнеров и художников, желавших увидеть новые открытия в различных сферах науки. У многих художников было техническое образование. Еще одним важным фактором, повлиявшим на иллюстративные материалы, стало быстрое распространение публикаций, книг, романов и рассказов, а также выход научно-фантастических фильмов в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах.
Еще задолго до того, как мечта о космических полетах стала реальностью, изобретатели и философы были уверены, что путешествия между планетами и даже между Вселенными со временем станут возможны. В России эти идеи получили широкое распространение после публикации работ Константина Циолковского. В них этот ученый выразил свое мнение о том, что разумная жизнь должна существовать не только на Земле, но и во всей Вселенной. Циолковский стал знаменит не только благодаря своим работам в области проектирования, но и по причине своей убежденности в том, что должны существовать высокоразвитые внеземные цивилизации, способные влиять на строение материи и ход природных процессов. А еще он стремился найти путь к космическому разуму и создать органическую связь между человеком и космосом.
Советские писатели излагали самые невероятные версии контакта с внеземными цивилизациями. Но в 70-х и 80-х годах космические фантазии угасли и отошли на задний план, уступив место документальной летописи освоения космоса.
— Какая связь существует между этими иллюстрациями и общей эстетикой советского дизайна?
— Советский графический дизайн всегда активно развивался и быстро реагировал на обстановку в стране. В основном это объяснялось тем, что плакаты, журналы, книги, брошюры и так далее были наиболее эффективным средством пропаганды. Печатать их можно было быстро и дешево, а материал они представляли живо и наглядно, делая информацию визуальной и в целом понятной.
Издательства по всей стране сотрудничали с отдельными художниками и студиями, входившими в Союз художников СССР. Научно-технические журналы, а также проектные и научно-исследовательские институты часто давали пристанище и официальную работу художникам-бунтарям из андерграунда. Работая в журналах, они воплощали в жизнь необычные, фантастические концепции, размышляли о сути вещей, готовили эскизы обложек, а также рисовали новую действительность, не имевшую ничего общего с их реальной средой обитания.
Обычная советская эстетика подвергалась стандартизации и унификации. Это была единственная уместная схема для страны с плановой экономикой, где было почти невозможно ввести что-то новое. Космос и военная промышленность были единственными отраслями, для которых строились новые производственные линии.
С 1960-х годов космос также стал ведущим мотивом в дизайне и архитектуре. В советской архитектуре начал формироваться так называемый космический стиль. Строящиеся жилые дома и общественные здания стали напоминать межпланетные корабли, спутники и летающие тарелки. На детских площадках появились диковинные планеты, ракеты и импровизированные научные станции. Стены детских садов и школ стали украшать звездами и галактиками. В дизайне станций метро начали появляться изображения космонавтов. Космическая тема также преобладала при подготовке народных празднеств и торжеств, которые заполняли жизнь советского народа и возвещали об очередных достижениях науки, скажем, о запуске новых космических кораблей. Улицы заполнялись плакатами и транспарантами с надписями «Коммунисты проложили путь к звездам» и «Наука и коммунизм неразделимы».
— Во многих иллюстрациях кроме науки прослеживается тема чужих миров. Каково было отношение советского народа к такого рода научной фантастике?
— Может, и существовали какие-то секретные НИИ, занимавшиеся поиском внеземного разума, но нам это доподлинно неизвестно. Советские люди не проявляли большого интереса к инопланетным мирам. Мой дедушка был советским инженером, и он всю жизнь читал научно-технические журналы. Когда я спрашивала его, существуют ли инопланетяне, он отвечал, что наверное существуют, но ему никогда не хотелось встретиться с ними. Космические исследования влияли главным образом на творческий класс советского народа. Встречи с внеземными цивилизациями стали популярной темой в кино и мультфильмах.
Основываясь на книгах и рассказах, советские киностудии снимали фильмы и создавали невероятные, фантастические мультфильмы. К этой работе в качестве консультантов привлекали ученых и космонавтов. Многие фильмы стали настоящими хитами. На их показ в кинотеатр было невозможно попасть, а у экрана телевизора собиралось не только несколько поколений одной семьи, но также друзья и соседи.
— Как со временем менялись советские представления об инопланетных мирах, и изменились ли они после того, как человек побывал на Луне?
— В 1950-х годах иллюстрации в журналах стали реалистичными. На смену космической романтике и ожиданию новых открытий пришли снимки Вселенной, полученные в результате последних исследований. После запуска первого искусственного спутника он стал главным героем научно-популярных журналов, постоянно появляясь на их обложках. Художники-иллюстраторы таких журналов как «Наука и жизнь» и «Знание — сила» стали все чаще изображать последние версии ракет и космических кораблей, передавая удивительно правдоподобные детали полетов на Луну (хотя на самом деле это была всего лишь художественная фантазия). Казалось, что на страницах журналов появились подлинные цветные фотографии, снятые в космосе.
Но изображения человека в открытом космосе в то время встречались крайне редко. Практически все художники изображали исследователей и космических путешественников на космодромах, откуда запускали ракеты и летающие тарелки, или в лабораториях, где на гигантских экранах была видна Луна и прочие планеты. На этих картинах человек не был главным героем. Он был частью футуристического ландшафта, простым обитателем далеких планет, по дорогам которых летали каплевидные аэродинамические машины. Иллюстрации в журнале «Техника — молодежи» были исключением.
Когда Советы и американцы совершили свои первые космические полеты, страницы журналов немедленно заполнились изображениями человека в космосе. Космонавты осуществляли стыковку, глазели в иллюминаторы на просторы Вселенной, ходили по городам и центрам управления на других планетах. Масштабы мечтаний стали совершенно другими. Если в 50-е годы люди думали о том, какие технические приборы позволят им осваивать космические дали, то спустя всего 10 лет художники уже рисовали звездные города, теплицы и огромные космические станции, где люди смогут жить годами. Хрущевская оттепель нашла свое отражение не только в содержании иллюстраций, но и в палитре. Картины стали живыми, футуристическими, наполнились яркими цветами, а другие планеты стали казаться дружелюбными и гостеприимными. Начался новый цикл авангарда.
В 1970-е годы художественное оформление журналов сдвинулось в сторону психоделической графики с символами и деталями, необычными перспективами в иллюстрациях и с более сложным повествованием. Однако большинство журналов с увлекательным научно-техническим содержанием по-прежнему иллюстрировали в основном черно-белыми рисунками и графиками. Единственными цветными элементами были обложка и цветные вставки. На этом фоне «Техника — молодежи» на протяжении многих лет считалась самым живым и ярким изданием.
Идеалистические изображения исчезли, а иллюстрации помрачнели. К 1980-м годам не осталось и следа от мечтаний 1960-х и футурологии 1970-х. Оформление печатных изданий стало максимально реалистичным, цвета потускнели, а сюжеты рассказов сконцентрировались вокруг повседневной жизни космонавтов и ученых. К этому времени космическая гонка уже пришла в упадок. В 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты подписали соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космоса в мирных целях. Темпы космических исследований замедлились, а сообщения о работе на орбите стали рядовыми новостями.
— Какая ваша любимая иллюстрация инопланетных миров в написанной вами книге?
— Мне очень нравятся обложки журнала «Знание — сила» № 12 за 1969 год и № 11 за 1971 год. Они абстрактные и передают ощущение какой-то параллельной реальности, других микро- и макромиров. Абстрактные обложки с интуитивно-ассоциативным художественным изображением неведомого отличают этот журнал от других научно-популярных публикаций, где на обложках фигурируют более реалистичные изображения.
— Советские взгляды на космос находят сегодня какой-то отклик?
— Интерес возвращается. Хотя правильнее будет сказать, что интерес никогда не исчезал. Те темы, которые были популярны в 1960-х и 1980-х годах, сегодня снова актуальны: экология, альтернативные источники энергии, разумное потребление, перенаселение, переработка отходов. В то время это считалось футурологией, но для нас это уже реальность.
Пожалуй, сегодня исчезла некая романтика. Космос уже не считается самоцелью, сейчас это средство выживания. Место, куда можно перенести вредное производство, или где можно найти новые источники энергии.
На вебсайте Роскосмоса (российская государственная космическая корпорация) появилось объявление с приглашением к молодежи присоединяться к программе подготовки космонавтов. Я нашла его, готовясь к этому интервью. Никакой шумихи по этому поводу не возникло, и объявление не было перепечатано ни в прессе, ни в социальных сетях. Сейчас все понимают, что работа космонавта или астронавта точно такая же, как и любая другая.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник