Художественные фильмы о космосе и космонавтике (1924-1990, СССР)
видеоматериалы свободного доступа Интернета
Трудно быть Богом — СССР, «Hallelujah Films», Киностудия им. Александра Довженко, Творческое объединение «Радуга», 1989. Хр. — 135 мин.
Действие происходит на далекой планете, где царит средневековье, чем-то напоминающее и фашизм и «развитой социализм». На планету прибывает группа ученых-историков с Земли. Земляне внедряются в высшие слои общества Арканара и других мелких феодальных государств планеты. Главный герой — Румата — нарушает главное указание земного центра — не вмешиваться в происходящие на планете события, не торопить историю.
Подземелье ведьм — СССР, Киностудия имени М. Горького, «Ладья» (Чехословакия), 1989. Хр. — 81 мин.
Советско-чешский научно-фантастический фильм по одноимённой повести Кира Булычёва. Будущее. Экспедиция землян-исследователей прилетает на далекую планету Эвур (Эволюционный урод), напоминающую Землю.
Лиловый шар — СССР, Киностудия имени М. Горького, 1987. Хр. — 73 мин.
Советский детский художественный фильм, фильм-сказка с элементами фантастики. Вольная экранизация повести «Лиловый шар» Кира Булычёва из цикла «Приключения Алисы».
Кин-дза-дза! — СССР, Мосфильм, 1986. Хр. — 134 мин.
Двухсерийный художественный фильм. Научно-фантастическая философско-сатирическая комедия о двух землянах, попадающих на далёкую планету с забавным названием «Кин-дза-дза».
Корабль пришельцев — СССР, Киностудия имени М. Горького, 1985. Хр. — 90 мин.
Фильм по мотивам повести Владимира Губарева «Легенда о пришельцах», в которой художественно интерпретированы реальные события вокруг неудачного запуска 4-го советского беспилотного корабля-спутника 22 декабря 1960 с двумя собаками на борту.
Семь стихий — СССР, Киностудия имени М. Горького, 1984. Хр. — 71 мин.
На горячей и умирающей планете в созвездии Центавра было открыто глубоководное озеро. На дне озера найдена неизвестная форма жизни, Инопланетный цветок неожиданно трансформируется в женщину по имени Аира. При посредничестве представителя более развитой цивилизации она пытается наладить тесный контакт с землянами.
Возвращение с орбиты — СССР, Киностудия им. А. Довженко, 1983. Хр. — 84 мин.
Научно-фантастическая мелодрама о тяжёлых буднях космонавтов. На орбитальной космической станции из-за метеоритного потока происходит авария, в результате которой командир корабля получает тяжелое ранение. Его необходимо срочно доставить на Землю и продолжить испытания.
Лунная радуга — СССР, Мосфильм, 1983. Хр. — 90 мин.
Научно-фантастический фильм об обретении человеком необъяснимых экстрасенсорных свойств в процессе освоения космоса. В разных районах Земли зарегистрированы «черные следы» и именно в тех же местах.
Разбег — СССР, Одесская киностудия. 1982. Хр. — 74 мин.
Фильм рассказывает о юности выдающегося советского ученого и конструктора Сергея Павловича Королева – создателя и руководителя конструкторского бюро первых в Советском Союзе космических кораблей. Мечта о небе зародилась у него еще в юности, в 20-е годы.
Звездная командировка — СССР, Киностудия им. А. Довженко, 1982. Хр. — 77 мин.
История сельского механизатора Ефима Тришкина, случайно оказавшегося на планете Рюм, и инопланетянина Глоуса, попавшего на Землю и похожего, как две капли воды, на Ефима.
Тайна третьей планеты — СССР, Союзмультфильм, 1981. Хр. — 50 мин.
Полнометражный мультипликационный фильм по мотивам повести Кира Булычёва «Путешествие Алисы» («Алиса и три капитана»).
Петля Ориона — СССР, Одесская киностудия, 1980. Хр. — 80 мин.
Советский научно-фантастический фильм. На границе Солнечной системы возникло мощное излучение, сводящее с ума космонавтов. Явление названо «Петлей Ориона».
Звездный инспектр — СССР, Киностудия «Мосфильм», 1980. Хр. — 77 мин.
Неизвестный боевой корабль, позднее опознанный как собственность фирмы «Майнтхаус», совершил немотивированное нападение на базу Международной космической инспекции и уничтожил её. Расследование этого события было поручено Сергею Лазареву, который вместе с товарищами прибыл к месту инцидента.
Через тернии к звездам — СССР, Киностудия им. Горького (Ялтинский филиал), 1980. Хр. — 148 мин.
Научно-фантастический двухсерийный фильм режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва. XXIII век. Патрульный звездолёт дальней разведки «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль неизвестного происхождения, на нём — гуманоидных существ, выведенных искусственным путём клонирования.
Взлет — СССР, Мосфильм, 1979. Хр. — 2:19:00 мин.
Двухсерийный широкоформатный фильм о жизни великого русского ученого Циолковского, напряженной духовной работе мыслителя, преодолении косности окружающих и драматических событиях его семейной жизни.
Дознание пилота Пиркса — СССР-Польша, Таллинфильм-ПРФ «ЗФ», 1979. Хр. — 104 мин.
Фирма-разработчик человекоподобных роботов «Киберон Электроникс» предлагает ЮНЕСКО провести испытание новой модели, для этого организуется полёт космического корабля «Голиаф» к кольцам Сатурна. Официальное задание для экипажа — запуск зонда в щель Кассини. При выборе командира ЮНЕСКО останавливается на кандидатуре пилота Пиркса.
Так начиналась легенда — СССР, Киностудия им. Горького, 1976. Хр. — 63 мин.
Кинематографическая повесть о мальчике из деревни Клушино на Смоленщине — о детских годах Юрия Гагарина, первого космонавта мира.
Большое космическое путешествие — СССР, Киностудия им. Горького, 1974. Хр. — 66 мин.
Советский детский фантастико-приключенческий фильм по пьесе С. Михалкова «Первая тройка, или Год 2001-й…». Трое подростков побеждают во «всесоюзном детском космическом конкурсе» и отправляются в первый в истории детский полёт на космическом корабле «Астра».
Москва — Кассиопея. Отроки во Вселенной — СССР, Киностудия им. Горького, 1974. Хр. — 80 мин.
Научно-фантастический художественный фильм, вторая часть дилогии «Москва — Кассиопея». Звездолёт «ЗАРЯ» с юными космонавтами приближается к планете системы звезды Шедар (Альфа Кассиопеи).
Москва-Кассиопея — СССР, Киностудия им. Горького, 1973. Хр. — 80 мин.
Научно-фантастический художественный фильм. Из глубин Вселенной до Земли долетает радиосигнал разумных существ с планеты из системы звезды Шедар (Альфа созвездия Кассиопеи). Проект, предложенный юным изобретателем, должен позволить земному звездолёту достичь планеты — но полёт продлится несколько десятилетий, поэтому экипаж космического корабля «ЗАРЯ» набирают из школьников.
Главный конструктор — СССР,Творческое объединение «Экран». 1973. Хр. — 120 мин.
Двухсерийный фильм посвящен Сергею Павловичу Королеву, с именем которого связан первый этап освоения космоса. Мечта о небе зародилась у него еще в юности, в 20-е годы.
Именно в это время Сережа Королев впервые познакомился с авиацией, с трудами Жуковского и Циолковского, совершил полет на гидроплане, сконструировал собственный планер…
Солярис — СССР, Мосфильм. 1972. Хр. — 165 мин.
Двухсерийный фильм снят режиссером Андреем Тарковским по мотивам одноимённого романа польского писателя-фантаста Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом.
Укрощение огня — СССР, Мосфильм. 1972. Хр. — 158 мин.
События двухсерийного фильма описывают историю освоения космоса в СССР с 1920-х по 1960-е годы. Картина начинается с первых пробных запусков самодельных ракет (ГИРД) и заканчивается полётом первого человека в космос.
Солярис — СССР, Главная редакция литературно-драматических программ Центрального телевидения. 1968. Хр. — 142 мин.
Первая экранизация, советский телеспектакль в двух сериях, по одноимённому роману Станислава Лема. Три человека на планете Солярис оказываются в предельной, нечеловеческой ситуации.
Таинственная стена — СССР, Мосфильм, 1967. Хр. — 75 мин.
Появившаяся в тайге туманная пелена притягивает внимание людей и вызывает видения из прошлого. Молодой ученый Ломов, занимающийся исследованием таинственной стены, считает это явление посланием далекой цивилизации и ищет пути общения с нею. Но стена строптива — и каждая попытка ученого заканчивается новым пожаром.
Туманность Андромеды — СССР, Киностудия имени Александра Довженко, 1967. Хр. — 77 мин.
Советский фантастический фильм, экранизация романа Ивана Антоновича Ефремова. В далёком будущем, возвращаясь из Тридцать седьмой звездной экспедиции, звездолёт «Тантра» по стечению обстоятельств оказывается в поле тяготения невидимой «железной звезды». Запас горючего на борту не позволяет преодолеть притяжение светила. Корабль совершает посадку на одной из планет «железной звезды».
Иду искать — СССР, «Беларусьфильм», 1966. Хр. — 89 мин.
Фильм о сложной судьбе учёного Андрея Гусарова, который проходит трудный путь в науке с 1930-х по конец 1950-х — до времени время успешного запуска первого советского искусственного спутника Земли.
Перекличка — СССР, «Таджикфильм», 1965. Хр. — 108 мин.
Многоплановый фильм строится на четырех разных историях. Соединяющим звеном служит образ Журавлева, бывшего генерала, геройски воевавшего на фронте, а теперь одного из ведущих конструкторов космических кораблей.
Мечте навстречу — СССР, Одесская киностудия, 1963. Хр. — 77 мин.
Советский фантастический фильм по мотивам повести Олеся Бердника «Сердце Вселенной». Звездолёт, направляющийся на Землю с планеты Центурий, терпит аварию недалеко от Марса. Чтобы разыскать пришельцев из Вселенной и помочь им, с Земли стартует межзвёздный корабль «Океан».
Самые первые — СССР, Киностудия «Ленфильм», 1961. Хр. — 95 мин.
После испытательного полета летчика Сергея Сазонова приглашают в группу космонавтов. Начинается интенсивная подготовка к полету в Космос: занятия в камере невесомости, постоянная учеба.
Планета бурь — СССР, Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов, 1961. Хр. — 78 мин.
Советский научно-фантастический художественный фильм режиссёра Павла Клушанцева, экранизация романа Александра Казанцева. На планету Венера отправляется совместная советско-американская экспедиция на трёх космических кораблях.
Небо зовет — СССР, Киностудия им. А. Довженко, 1959. Хр. — 77 мин.
Советская научная экспедиция отправляется в первый в мире полёт на Марс. Американский корабль, имеющий такие же планы покорения Красной планеты пытается опередить «советских». Они стартуют раньше, но вскоре терпят крушение. Советская «Родина» меняет курс, чтобы спасти американский «Тайфун».
Я был спутником Солнца — СССР, Моснаучфильм, 1959. Хр. — 63 мин.
Научно-фантастический фильм об ученом и первом разведчике трассы к Солнцу. Попав в полосу непроходимых зон, космический корабль потерял связь с Землей и не вернулся. Спустя двадцать лет молодой ученый решает повторить этот подвиг и раскрыть тайну.
Человек с планеты Земля — CCCР, Киностудия им. Горького, 1958. Хр. — 100 мин.
Биографическая киноповесть о великом русском теоретике исследования космоса, ученом-изобретателе, ракетостроителе — К.Э.Циолковском.
Дорога к звёздам — СССР, Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов, 1957. Хр. — 50 мин.
Советский научно-фантастический фильм режиссёра П. Клушанцева. Совмещает в себе элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма .
Жуковский — СССР, Мосфильм, 1950. Хр. — 83 мин.
Биографический художественный фильм о жизни и деятельности выдающегося учёного, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского.
Космический рейс — СССР, Киностудия «Мосфильм», 1936. Хр. — 70 мин.
Советский научно-фантастический фильм о покорении космоса. Научная сторона фильма была почти безупречной. во многом благодаря тому, что консультировал создателей ленты сам Константин Эдуардович Циолковский.
Аэлита — СССР, Кинокомпания Межрабпом-Русь, 1924. Хр. — 111 мин.
Первый советский фильм о космонавтике. Классический, немой художественный фильм Якова Протазанова, вольная экранизация одноимённой фантастической повести Алексея Николаевича Толстого.
Источник
Все советские фантастические фильмы про космос. Часть 1 (1924-1974)
Любопытно, что в канун космической эры СССР немного опережал США даже на экране. Наших фильмов об освоении космоса насчитывалось немного, зато сняты они были вовремя и со знанием дела. И лишь когда Гагарина запульнули в космос, СССР неожиданно принялся отставать от Голливуда во всем, так или иначе связанном с космическими фильмами. Видимо, мечтать стало скучно.
«Аэлита», 1924
«Аэлита» — и фильм, и роман — это было нечто феноменальное. Весь мир страшился, что марсиане прилетят и завоюют Землю, а в романе Алексея Толстого обыгрывалось нечто противоположное. Наши летели на Марс, чтобы устроить там справедливую рабоче-крестьянскую революцию!
Советские власти по ряду причин фильм невзлюбили, по советскому ТВ его почти не показывали. Сейчас его смотреть надо и обязательно — это совсем не бедное кино с конструктивистскими декорациями и витиеватым сюжетом.
Что особенно важно — Яков Протазанов снял «Аэлиту» за несколько лет до того, как Фриц Ланг выдал миру два классических полотна на очень близкие темы — «Метрополис» и «Женщина на Луне».
«Космический рейс», 1935
Никаких революционных фантазий и лазерных револьверов Нагана. Только педантичная научная фантастика: сценарий писался под личным надзором Константина Циолковского.
Космический ракетоплан «Иосиф Сталин» отправляется на Луну с чисто научным экипажем: седобородый профессор, блондинка-ассистентка и молодой да горячий энтузиаст-изобретатель. Поход по Луне в условиях пониженной гравитации изображен по всем правилам. Никаких марсиан на Луне космонавты тоже не встречают и после пары технических происшествий возвращаются на бренную Землю.
В Советском Союзе картина пользовалась большим авторитетом, на нее вполне можно было наткнуться по ТВ в какой-нибудь неудобный час. Для любителей ретрофутуризма преобязательнейшее зрелище.
«Дорога к звездам», 1957
Прелюбопытный эксперимент. В недолгие 50 минут Павел Клушанцев уместил биографию Циолковского, научно-популярный рассказ об астрофизике с анимацией и цифрами, да еще инсценировал перед камерой первые космические рейсы.
Сцены с запуском «Спутника-1» добавились в последний момент, ибо фильм был закончен как раз накануне того исторического события.
Смотрится очень здорово! Пусть даже «Дорогу к звездам» трудно называть полноценной художественной картиной, но это воистину тайный шедевр.
«Небо зовет», 1959
Спорный в идейно-сюжетной части и все же важный жанровый фильм. С весьма шикарными для своего времени эффектами, американцы даже своровали эту кинопленку для своего проката, изрядно все порезав и переделав. Голливудская версия звалась «Битва за пределами Солнца».
А вот сценарий подкачал — самая примитивная советская номенклатурная клюква, которую только можно себе вообразить. США и СССР спорят, кто первым полетит к Марсу. Жадные до славы и денег янки в итоге нас опережают, только попадают не на Марс, а в страшную передрягу. Спасти их способны только мы.
Много пафоса, красивых и бессмысленных слов. И много красивого и глубокомысленного космоса. Смотреть надо, конечно. Тем более что всего-то 77 минут.
«Я был спутником Солнца», 1959
Нынче забытая не особенно зрелищная картина режиссера Виктора Моргенштерна, который, в основном, снимал документалки. Ну, и это кино смотрится как производственная лента. С той разницей, что герои осваивают космос в непосредственной близости от Солнца.
Из плюсов — местами весьма приличные декорации и старательные актеры, включая Георгия Вицина (он здесь мимоходом).
«Планета бурь», 1961
Пик советской фантастики докосмической эры, точнее, до эры пилотируемых полетов. На экраны фильм вышел вскоре после полета первого космонавта, однако поставлен по повести Александра Казанцева, написанной еще в 1959.
Режиссер — Павел Клушанцев, создатель «Дороги к звездам».
СССР и США отправляют многолюдную экспедицию для покорения Венеры. Причем, окромя многолюдов, на борту присутствует робот. Вторая планета от Солнца оказывается заселенной древними формами жизни, в основном, динозаврами. Однако же что-то намекает, что здесь, возможно, присутствует и разумная цивилизация.
«Планета бурь» нынче — классика ретро-футуризма, кино отлично прокатилось по всему миру. Американцы спиратили с «Планеты бурь» аж два своих телевизионных фильма. Один назвали «Путешествие на доисторическую планету», другой — «Путешествие на планету доисторических женщин».
Вопрос, смотреть или нет, здесь вообще не задается.
«Туманность Андромеды», 1967
Тут уже советский кинопром начал делать ошибки и оступаться. «Туманность Андромеды» — зачитанный в СССР до дыр роман Ивана Ефремова, впервые напечатанный в популярном журнале «Техника молодежи». Книга о непредсказуемых и неведомых трудностях, которые поджидают космические экспедиции у каждой новой звезды.
Художественных достоинств у ленты немного, все поставлено из рук вон напыщенно и пропагандно. Впрочем, некоторым нашим современникам сейчас как раз любопытен именно тот коммунистический колорит. Да и картинка местами очень стильная, этого не отнять.
Одного из главных героев и книги, и кинофильма зовут Дар Ветер. Он, правда, совсем не злодей в черном полированном шлеме. Дискуссии о том, является ли сходство случайным, или же Джордж Лукас одолжил имя из советского фильма, не затихнут уже никогда.
«Солярис», 1968
Это другой «Солярис». Большинство даже не в курсе его существования. А ведь еще в 1968-м советское телевидение выдало на-гора черно-белую постановку по роману Станислава Лема. Причем гораздо ближе к тексту первоисточника, нежели картина Тарковского. В главных ролях Василий Лановой и Владимир Этуш.
Несмотря на скромность и камерность, у первого «Соляриса» есть своя группка фанатов, в основном из числа аккуратных читателей Лема и последователей его учения.
«Солярис», 1972
Знаковая для советского кино работа, которую, изначально куда как приветливее встретили на Западе. Это же Гран-при Каннского кинофестиваля! Но от советского зрителя слышалось слишком много жалоб на скуку да слишком вольный уход Андрея Тарковского от литературного первоисточника.
Редкий советский фильм, который удостоился богатого ремейка: Стивен Содерберг пытался повторить этот сюжет, предоставив роль психолога актеру Джорджу Клуни. Если делать выбор, какой из трех «Солярисов» смотреть, всегда выбирай Тарковского. Ежели вдруг не понравится, надо отложить и пересмотреть лет через десять. Помогает!
«Эоломея», 1972
Картина, снятая силами аж трех стран-государств — СССР, ГДР и Болгарии. В данном случае гора родила мышь, ибо потенциально любопытная история загублена никакой постановкой.
Сюжет вертится вокруг бесследно исчезнувших девяти космических кораблей. Вертится, сильно петляя, с очень невнятным итогом.
«Эта веселая планета», 1973
Бесхитростный новогодний бедлам, в котором засветились Савелий Крамаров, Леонид Куравлев и Екатерина Васильева. Музыкальный фильм о пришельцах, которых угораздило проникнуть в советский Дом культуры в разгар новогодних елок. Само собой, что на костюмированном карнавале все приняли чужих за своих.
На экране не происходит ничего выдающегося или хотя бы запоминающегося, если не считать музыки Тухманова. Однако ежели тебе хочется какой-то альтернативы новогоднему телевидению, «Эта веселая планета» вполне способна выручить.
Пока Савелий Крамаров не эмигрировал, фильм активно крутили на советском ТВ по соответствующим датам.
«Москва — Кассиопея», 1973
Первый чисто юношеский советский проект в жанре космофантастики. Толпу 14-летних школьников отправляют на корабле «Заря» к созвездию Кассиопеи. Как раз к прибытию они должны повзрослеть и поумнеть.
От мировых стандартов эта чисто приключенческая лента уже отставала, однако для советских школьников была глотком свежего воздуха. Да и сейчас не растеряла честного пионерского колорита.
«Отроки во Вселенной», 1974
Непосредственное продолжение картины «Москва — Кассиопея». Первый сиквел в истории советской фантастики. Впрочем, формально это один фильм, который просто попилили на две части из соображений удобства и денег (советский кинопрокат очень беспокоился о прибыли, что было нехарактерно для экономики СССР).
Сюжет повествует, как отроки долетают до системы Кассиопеи, где находят населенную роботами планету, и вступают с ними в открытый конфликт.
Без «Кассиопеи» с «Отроками» довольно проблематично представить себе жизнь советского школьника 1970-х. Звезд с неба эта звездная фантастика не хватает, но при этом она не притворяется большим и серьезным искусством. То есть честна со зрителем.
Источник