Меню

Советские игровые автоматы луна

Советские игровые автоматы луна

Музей советских игровых автоматов запись закреплена

Куда пропал «На луну»?

«На луну» — советский аркадный автомат, о котором сохранилось очень мало сведений. Крупицы воспоминаний об игре сохранились в памяти современников расцвета аркадной культуры в СССР. Одни считали, что этот автомат был одним из самых интересных. Другие выражали досаду, что так ни разу и не смогли победить в этой игре.

«На луну» или даже «Посадка на луну» — был возможно единственным в то время автоматом на тему космоса. В интервью Мослента.ру один из создателей нашего Музея Александр Вугман поделился своими знаниями: «Как ни странно, на космическую тему ничего своего у нас не придумали. Выпускали копию американского автомата «На луну», где надо было совершать пилотируемую посадку, но он был ненадежным и в начале 1980-х его сняли с производства.»

Вот небольшая характеристика этого игрового автомата, которую мы отыскали в архивах:

«Игровой автомат имитирует правление полетом на луну, посадкой и движением по ее поверхности спускаемого аппарата. Автомат представляет собой декоративно оформленный шкаф напольного типа.
Управление полетом, посадкой и маневрирование на поверхности луны осуществляется с пульта управления.
Неточности при спуске, посадке и движении спускаемого аппарата фиксируются счетчикам в виде штрафных очков и сопровождаются звуками взрыва и яркими вспышками. При оперативном и четком управлении (менее 125 штрафных очков) предоставляется призовая игра.
Хладнокровие, выдержка и координация движений — залог успеха.»

И хоть реальный монеточный игровой автомат «На луну» до сих пор не найден, его можно отыскать в кинематографе прошлого!

Например, на 22 минуте к/ф «Удивительные приключения Дениса Кораблева», 1979 г. Кто отыскал — пишите в комментариях)

Источник

Геймерская культура в СССР

Советские игровые автоматы производились с 1973 по 1991 год, копировали американские или японские прототипы, денежных призов не выдавали и никакой фанатской субкультуры не породили. МОСЛЕНТА выяснила у одного из создателей Музея советских игровых автоматов, как при помощи линейки можно было получить бесплатную игру в «Морской бой», какой приз в пластиковой коробочке выдавал автомат «Пенальти» и за какие махинации был расформирован «Союзаттракцион».

Вначале была выставка

Эра игровых автоматов в СССР началась в 1971 году, когда на высшем уровне решено было провести в Москве выставку «Аттракцион-71», поучаствовать в которой пригласили крупнейших мировых производителей из десятка стран, от США до Японии. Ситуация в стране сложилась тогда так, что появилась возможность загрузить заводы тяжелой промышленности чем-то еще, кроме производства кастрюль и ракет.

Выставка проходила в Парке Горького и Измайловском парке. Туда были привезены как «аттракционы больших форм»: американские горки, карусели разных видов, так и «аттракционы малых форм», которые все мы привыкли называть игровыми автоматами. Это были как проверенные десятилетиями пинболы, так и уже появившиеся к тому времени «стрелялки» всех мастей и телевизионные игровые автоматы, например, с пинг-понгом.

По понятным причинам выставка пользовалась ошеломляющим успехом: до этого советские люди ничего подобного не видели. В парках культуры и отдыха были, конечно, карусели и тиры, были аттракционы с самолетами, какой показывают в «Я иду, шагаю по Москве», но игровых автоматов до 1971 года в СССР не было, это абсолютно точно.

Одними из первых в СССР стали делать автоматы «Морской бой» и «Снайпер», они получились очень удачными и их выпускали с 1973 до 1991 года.

Отметив повышенный интерес к выставке ее организаторы, не долго думая, скупили все привезенные экспонаты. Их отдали на копирование, чтобы наладить производство на собственных заводах. Было создано всесоюзное производственное объединение «Союзаттракцион», которое разместило свои заказы по выпуску игровых автоматов на различных заводах страны, в основном на предприятиях оборонной промышленности, потому что именно они имели очень большой технологический потенциал, могли выпускать сложную электронику, в том числе и гражданского назначения.

Предоставлено Музеем советских игровых автоматов

Одними из первых в СССР стали делать автоматы «Морской бой» и «Снайпер», они получились очень удачными и их выпускали с 1973 до 1991 года. Производство шло на заводах по всем республикам, за отдельными производствами были закреплены конкретные автоматы. Например, «Цирк» делал только рязанский «Теплоприбор», «Морской бой» выпускался только серпуховским радиотехническим заводом. Там же с 1981 года выпускали «Торпедную атаку», но потом, немного изменив конструкцию, его стали делать и на одном из уральских заводов. Это — единственное исключение, в остальных случаях правило соблюдалось строго: автомат определенной модели выпускали только на одном производстве.

«Ну, погоди!» от Nintendo

На 95 процентов советские игровые автоматы являются аналогами западных и японских. Например, прототип «Морского боя» — это Sea Raider и Sea devil 1969-1971 годов американской компании Midway. Чисто советских разработок не так много, это: «Городки», «Конек-горбунок» и силомер «Репка». Если западные силомеры работают от удара рукой по груше, либо от удара кувалды по кнопке, то наши использовали другой принцип, небезопасный для спины играющего — в «Репке» надо двумя руками тянуть рычаг.

Читайте также:  Твои бедра сияние луны

Предоставлено Музеем советских игровых автоматов

Выпускалось много «стрелялок»: и охотничьих автоматов с ружьями, и имитирующих ситуацию воздушного или морского боя. Были пинболы и спортивные автоматы: баскетбол, футбол, хоккей, кегельбан, мотогонки. Из 30 советских телевизионных аппаратов самым популярным, наверное, был «Сафари». Производились манипуляторы — «Автокран», «Зонд», «Батискаф», в которых механической клешней можно было вытащить одеколон, календарик, жвачки или диафильм. На «Скороходе» надо было нажимать ногами на четыре большие клавиши, как в современных танцевальных автоматах, в «Морском бое» был перископ, а так везде управление сводилось к джойстикам и кнопкам.

Как ни странно, на космическую тему ничего своего у нас не придумали. Выпускали копию американского автомата «На луну», где надо было совершать пилотируемую посадку, но он был ненадежным и в начале 1980-х его сняли с производства.

Играя в «Астропилот», надо было проделать несложный маршрут на летающей тарелке: пролететь под мостом, над горой, под радаром и, немного покружив, посадить ее на специальную площадку. Сюжет незамысловатый, но сделано все красиво. И был еще детский автомат «Спутник» в виде космической ракеты. В 1980-х стали делать телевизионный автомат «SOS», сюжет там заключался в том, что на незнакомой планете астронавт спасает своих друзей. Вот и все наши советские космические игры.

Сомневаюсь, чтобы кому-то платили за патент или авторские права, похоже, все вчистую передрали, как это у нас уже делали и с холодильниками, и с машинами.

Хороший пример про то, как у нас все это копировалось, рассказал мне знакомый, который помогает нашему музею с ремонтом автоматов и параллельно занимается созданием эмуляций игр. От симуляторов их отличает то, что это не подражание, а точная копия, которая воспроизводит алгоритм работы самой электроники, процессов, происходящих внутри платы.

Предоставлено Музеем советских игровых автоматов

В частности, он сделал эмулятор карманной электронной игры «Электроника», в которой волк ловит в корзину яйца на птицеферме. Не секрет, что это — копия линейки Game & watch японского производителя Nintendo. В процессоре игры всегда зашиты данные о производителе. И вот, наш приятель, который делает точные копии, считав все данные и сигналы игрушки-прототипа, рассказал, что в процессоре «Электроники» в качестве изготовителя указан Nintendo. То есть, передирали подчистую, не вдаваясь даже в то, что именно копируют.

Махинации «Союзаттракциона»

И в Москве и во всех крупных городах СССР отечественные игровые автоматы появились в 1974 году. Поначалу их ставили только в парках культуры, в каждом из которых для этого выделяли отдельный зал или строили павильон. Позже их стали также размещать в кинотеатрах, аэропортах и крупных магазинах, на вокзалах и в комнатах отдыха гостиниц, так или иначе нагружая ими разные общественные места.

В пионерские лагеря автоматы поставлялись для бесплатной игры. Лучше всего в этом плане были оснащены самые богатые лагеря, принадлежавшие предприятиям оборонного комплекса. Не каждый день, а скорее по выходным, были часы, когда каждый отряд мог прийти и поиграть. Понятно, что на вожатых и прочих сотрудников администрации пионерлагеря это ограничение не распространялось.

Во всех остальных местах играть можно было только за деньги. С коммерческой точки зрения это был очень выгодный бизнес: народу было охота играть, и люди готовы были за это платить.

Стандартная цена игры — 15 копеек, были деньгами по тем временам хорошими: проезд в метро стоил 5 копеек, большая кружка кваса из бочки — 6, фруктовое мороженое — 7. И прибыль у автоматов по тем временам была колоссальная: при плане в 6-8 рублей за день, фактически же они зарабатывали гораздо больше. Давайте посчитаем: в выходной день автомат работал по 10 часов без перерыва, сеанс игры — 2 минуты, так что рублей 40-45, я думаю, набегало. Мое детство, например, прошло на Таганке, и я помню, что в нашем парке отдыха к автоматам было не подступиться, такая же история была в Центральном детском мире. Там если только разок в «Морской бой» удавалось сыграть, и то, если папа за тебя вступится, а так оставалось только смотреть на спины играющих старшеклассников.

Предоставлено Музеем советских игровых автоматов

В каждом автомате ящик-касса с монетами мало того, что запирался на номерной ключ, так еще и пломбировался. Изначально планировалось, что доставать и вывозить деньги будут инкассаторы, но затем от этой идеи отказались. И наладилась коррумпированная схема: значительная часть монет из аппаратов уходила мимо государственной кассы в частные руки. Отдельные сотрудники «Союзаттракциона» курировали конкретные точки с автоматами, с которых снимали прибыль. И им ничего не стоило заплатить 50-70 рублей, чтобы раз в неделю слетать в какой-нибудь далекий город, где стояли подведомственные им автоматы и снять с них прибыль, исчислявшуюся сотнями и тысячами рублей.

Читайте также:  Бакси луна 3 комфорт комби 240

Фанатской геймерской культуры в СССР не существовало. Поиграть любили все, но культа из этого не делали.

В 1980-х даже было громкое расследование, которое раскрыло, как именно деньги оседали в руках у верхушки «Союзаттракциона». Эта организация просуществовала около 10 лет, после чего была расформирована ввиду своей коррумпированности. Все «игровое» хозяйство страны было передано в ведение «Союзтеапрома», производившего театральное оборудование. Но по сути это ничего не переменило, на ключевых позициях остались те же люди.

Геймерская культура

Фанатской геймерской культуры в СССР не существовало. Поиграть любили все, но культа из этого не делали: не было ни клубов любителей, ни совместных выходов-тренировок или соревнований.

Общение вокруг игр и их обсуждение строились в основном на выдумках и хвастовстве. Так же, как про карманные «Электроники» рассказывали, что, если наберешь 999 очков, тебе покажут серию из «Ну, погоди!», про автоматы говорили, что если в «Снайпере» резко дернуть ружьем, можно сбить за раз целый ряд мишеней, а если в «Морском бое» стрелять резко по углам, будешь только попадать. А если отключить автомат из розетки, а потом снова включить, он выдаст тебе бесплатную игру.

Сейчас я все эти аппараты чиню и хорошо знаю их устройство, так что точно могу сказать: все это — выдумки. Единственное, в «Снайпере» действительно можно получить бесплатную игру после обесточивания и включения, но происходит это только в случаях, когда кое-что в автомате работает некорректно.

Обмануть хорошо настроенный автомат крайне сложно. Можно подобрать металлическую шайбу размером с «пятнашку», но если она стальная, ее притянет магнит, который расположен внутри специально, чтобы вылавливать все железосодержащее барахло, которое туда закидывают.

Предоставлено Музеем советских игровых автоматов

В автоматах есть кнопка контрольного запуска игры и это, наверное, единственное их больное место. Дотянуться до нее при закрытой передней дверце на большинстве аппаратов невозможно, но, например, у «Морского боя» она так расположена за этой дверцей, в 20 сантиметрах от правого края, что, просунув туда линейку, нажать ее все-таки можно. Поэтому производитель несколько раз менял конструкцию: переносил ее, а в некоторых моделях ставился отдельный выключатель, блокирующий действие этой кнопки. У нас в коллекции есть различные вариации этого автомата, и если раскрыть переднюю панель, видно, как эта кнопка кочевала от модели к модели.

Редкие аппараты

Разновидностей советских игровых автоматов было порядка 100, некоторые из них в какой-то момент с производства были сняты или модернизированы. Например, «Подводный бой» в 1980-х выпускать прекратили, его модернизировали, что-то там упростили и выпускали до 1991 года уже под названием «Подводная лодка». Самым популярным, массовым, простым в обслуживании и надежным в работе во все времена оставался «Морской бой».

Отдельно стоит сказать про автомат ЭТ-10М, который представлял собой тот же самый «Морской бой», но без монетоприемника. Загадочная аббревиатура расшифровывается просто: ЭТ — электронный тренажер, 10 – количество выстрелов, М — модернизированный. Устанавливали их только на атомных подводных лодках для развлечения моряков в дальних походах. В отличие от дизельных подлодок, где места совсем не было, они изготавливались с повышенным вниманием к вопросу организации досуга экипажа: еще в советские времена там стали устраивать комнату с растениями — маленький зимний сад, а на некоторых даже бассейн.

На самом же деле тренажеров среди советских автоматов не было, если не считать «Викторину», которая задумывалась для проверки знаний в различных областях, но выпускалась в единственной комплектации — со знаками дорожного движения. Их устанавливали в ГАИ, где приходившие сдавать на права могли освежить в памяти знаки дорожного движения.

Источник

10 самых крутых советских игровых автоматов

В СССР за 15 копеек можно было сходить в кино и купить на сдачу пончик. Однако многие просаживали оставшиеся копейки в игровых автоматах. Мы уверены, что вы бы тоже не смогли остановиться!

1. Морской бой

Самый популярный игровой автомат Советского Союза был аналогом американского Sea Devil. Правила просты — игроку давалось 10 выстрелов торпед, с помощью которых он должен был поразить как можно больше кораблей.

Автомат с незатейливым геймплеем одним из первых появился в СССР и быстро полюбился советским детям и взрослым. С 1974 года до начала 90-х его производили на Серпуховском радиотехническом заводе сразу в нескольких версиях — на одной из них даже тренировались экипажи подводных лодок ВМФ СССР. Автоматы устанавливали прямо на субмаринах, что радовало моряков.

2. Городки

В отличие от «Морского боя», «Городки» не имеют аналогов на западе — автомат был создан на основе русской дворовой игры. Игроку нужно сбить 15 виртуальных фигур с помощью биты, которую заменял джойстик автомата. Фигуры были самыми разными и, как и в реальной игре, носили имена предметов, которые изображали: «Пушка», «Звезда», «Колодец», «Серп» и «Самолет».

Читайте также:  Покемон солнце луна имена

Задача усложнялась тем, что на каждый бросок давалось по пять секунд, иначе бита выбрасывалась автоматически, и чаще всего неправильно. Если удавалось сбить все фигуры с помощью 20 бит, то открывалась призовая игра — однако доходили до нее далеко не все.

3. Хоккей

Это сейчас настольный хоккей можно купить в каждом детском магазине. В Советском Союзе игра представляла собой суровый металлический стол с массивными ручками и« хоккеистами» под высоким стеклянным куполом. Если в автомат никто не играл, каждые полторы минуты он включал запись «Марша Тореадора» из оперы «Кармен». При старте игры звучала известная советская песня Эдуарда Хиля «Трус не играет в хоккей». Раззадоренные советские граждане, не раз смотревшие мультфильм «Шайбу, шайбу», где звучала эта песня, сразу брались за рукоятки и начинали громить соперника.

4. Конек-Горбунок

Автомат, созданный на основе русских сказок и ставший причиной слез каждого советского любителя игр, появился в кинотеатрах и игровых залах СССР в 1986 году.

Сюжет, казалось бы, прост — с помощью кнопок и джойстика надо было как можно быстрее провести Ивана-Дурачка на Коньке-Горбунке через препятствия до правого края экрана, где его ждал приз — жар-птица, сундук с сокровищами или царевна.

Все бы ничего, но у игрока было всего три попытки. Камни, летающий огонь и драконы попадались на каждом шагу, а джойстик постоянно выходил из-под контроля. За каждую ошибку игрок терял одну попытку, после третьей игра прекращалась.

На прохождение всей игры давалось не больше пяти минут, что никак не упрощало задачу.

Некоторые тратили месяцы на прохождение этой игры, а особо заядлые игроманы тратили на нее десятки, если не сотни рублей — почти всю месячную зарплату.

5. Снежная королева

Эта игра, сюжет которой основан на сказке Ханса Кристиана Андерсена, изрядно ломала психику советским гражданам.

В игре было четыре части: сначала Герда собирала розы в цветнике доброй колдуньи, затем убегала от стражников во дворце принцессы, после от разбойников, и наконец — от снеговиков в замке Снежной королевы.

Герду также ждали препятствия, а на прохождение всей аркады давалось пять минут, после чего игра сбрасывалась автоматически.

6. Репка

Вам наверняка знакомы автоматы-силомеры с молотом. Люди берут кувалду и со всей силы бьют по гонгу, надеясь, что автомат покажет наивысший уровень силы.

В СССР придумали вариант поинтереснее — вместо молота в «Репке» рукоять, которую нужно как можно сильнее тянуть. Максимальная сила тяги составляет 200 кг, но добиться такого результата почти невозможно. Куда чаще игроки падали на пол, упершись ногами в подставку.

7. Магистраль

Обычная парная гонка с препятствиями благодаря советским инженерам стала одной из наиболее сложных игр того времени. Никаких кнопок и джойстиков, перед игроками — два руля, металлические педали и экран, разделенный на две трассы, по которым едут машины игроков.

В игре есть дневной и ночной режим. И если при свете объезжать препятствия не составляло труда, то ночью это было почти нереально.

8. Скачки

За рубежом был популярен автомат «Сафари», где охотник скакал по саванне и отстреливал животных. В СССР придумали более веселую альтернативу.

В «Скачках» могли участвовать до шести человек. Для каждого игрока была выделена полоса, на которой скакала его лошадь. Игрок должен был вовремя жать на кнопку, чтобы она перепрыгивала препятствия.

С каждой секундой препятствий становилось больше, а успешные игроки должны были чуть ли не предсказывать точное время появления новой преграды. Советские геймеры нервничали, страсти накалялись, а обычная игра становилась серьезным соревнованием.

9. Снайпер

Простой игрой казался и «Снайпер» — обычный инфракрасный тир с винтовкой на металлическом постаменте, запущенный в производство в 1979 на Чебоксарском заводе.

Ограничений по времени у игрока не было, вот только выстрелов за один сеанс полагалось всего 20. При этом постамент искусно имитировал отдачу и подбрасывал винтовку в руках, увеличивая вероятность промаха. Однако именно за это игру полюбили советские школьники, ведь она давала возможность хоть на несколько минут почувствовать себя настоящим солдатом.

10. Кот-Рыболов

Еще одну популярную игру 80-х прозвали советским Mortal Kombat. Правда никакими ниндзя или монстрами там и не пахло. В главной роли был кот, который боролся с врагами за червей, необходимых для рыбалки.

Никаких сложных комбо или фаталити — кот может разве что двигаться влево и вправо, прыгать и бить лапами, не более. Однако некоторые битвы смотрелись особенно уморительно — особенно с вороной, которая при поражении падала настолько театрально, что ей бы даже Станиславский поверил.

Источник

Adblock
detector