Меню

Совет по космосу при президенте

Совет по космосу при президенте

В своей деятельности Общественный совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, нормативыми правовыми актами Российской Федерации и Госкорпорации «Роскосмос», а также Положением об Общественном совете при Госкорпорации «Роскосмос».

президент Межрегиональной общественной организации «Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского», член-корреспондент РАН, профессор, доктор технических наук (председатель Общественного совета)

директор Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и работе с регионами Госкорпорации «Роскосмос»

(заместитель председателя Общественного совета)

директор ФГБУК «Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского» (по согласованию)

ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана, доктор технических наук, профессор
(по согласованию)

академик РАН, заведующий кафедрой — главный научный сотрудник МАИ «Космические системы и ракетостроение», доктор технических наук, профессор (по согласованию)

директор ГБУК города Москвы «Мемориальный музей космонавтики» (по согласованию)

председатель Центрального совета Межрегиональной общественной организации ветеранов космодрома Байконур
(по согласованию)

руководитель Федерального агентства по делам молодежи

генеральный директор ООО «ИнСпейс Консалтинг», председатель совета Межрегиональной общественной организации «Ветераны космоса», заместитель председателя Центрального Совета Союза ветеранов Космических войск России (по согласованию)

Габелко
Игорь Николаевич

председатель Центрального совета Региональной общественной организации пенсионеров — работников органов управления ракетно-космической промышленностью
(по согласованию)

заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований (по согласованию)

вице-президент, исполнительный директор Межрегиональной общественной организации «Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского», доктор технических наук, профессор (по согласованию)

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
(по согласованию)

академик РАН, член Президиума РАН, заместитель председателя Совета РАН по космосу
(по согласованию)

председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации (по согласованию)

руководитель научно-учебного комплекса «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э.Баумана, профессор, доктор технических наук (по согласованию)

руководитель Центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации «Российский студенческие отряды»
(по согласованию)

председатель Научно-технического совета Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», председатель Научно-технического совета Государственной корпорации «Ростех», доктор технических наук, профессор

исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос»

первый вице-президент, генеральный директор Общероссийской общественной организации «Федерация космонавтики России»
(по согласованию)

директор Союза развития наукоградов, академик РАЕН, член-корреспондент Межрегиональной общественной организации «Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского»
(по согласованию)

член Межрегиональной общественной организации «Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского» (по согласованию)

директор Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (по согласованию)

обозреватель АО ИД «Комсомольская правда», заведующий лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ «Высшая школа экономики» (по согласованию)

генеральный директор ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»

заслуженный военный летчик Российской Федерации, Герой России, президент Международного фонда поддержки авиации и космонавтики (по согласованию)

народный артист РСФСР (по согласованию)

директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации

Никул
Екатерина Владимировна

директор департамента по работе с промышленностью и развитию новых компетенций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

председатель комитета по туризму города Москвы

летчик-космонавт России, Герой России, председатель Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
(по согласованию)

летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, член-корреспондент РАН, президент Московского государственного университета геодезии и картографии
(по согласованию)

ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» (по согласованию)

Источник

Появилась перспектива создания Совета по космосу при президенте

Москва, 16.06.2021, 10:47:23, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Наталья Язан.

Корпорация государственного ориентирования «Роскосмос» совместно с РАН с целью, поставленной для выполнения проекта по лунному освоению, внесли рекомендацию по образованию Совета по космическому ориентированию при президенте. К такому выводу подошли ведомства на общем ноябрьском совещании, проведенном в минувшем году, в рамках которого происходило детальное рассмотрение российских планов по разработке и изучению Луны.

Следует отметить, что устройство аналогичного предназначения есть а Америке. Национальный Совет в вопросах по космическим разработкам образовался в этом государстве еще в далеком 1958 году, после того, как в СССР осуществили запуск первого в истории человечества искусственного земного спутника. Позже этот орган претерпел множество разного рода модернизаций, что позволило просуществовать ему вплоть до 1993 года. В 2017 году американский лидер Дональд Трамп побеспокоился о восстановлении этой структуры. В нее вошли важные государственные и военные чиновник. Кроме того, в консультационных целях при совете был создан некий орган, в который станут привлекаться фирмы, ориентирующиеся на космические технологии, имеющие приватный характер.

Андрей Ионин, являющийся чиновником, служащим в академии имени Циолковского, сообщил, что подобные предложения, ориентированные на образование космического совета при президенте, звучали неоднократно на протяжении нескольких лет.

«На мой взгляд, самая серьезная из насущных проблем, сопровождающих российскую ракетно-космическую отрасль, которая просматривается еще с 90-х годов, это фактическое отсутствие целеполагания в национальном масштабе. Сложилась странная тенденция, согласно которой Роскосмос выступает в роли предприятия, которое исполняет заказы и само себе ставит цели. Даже с большой натяжкой такая ситуация не может быть правильной. Исполнитель априори не может ставить для себя задачи, после чего заниматься их выполнением и контролем за процессом», — уточнил эксперт.

Для чего создается Совет по космосу

В создавшихся условиях Совет по космосу при российском президенте мог бы следовать исключительно в условиях национальной заинтересованности, ставить задачи, позволяющие определить стратегию в космической отрасли и осуществлять контроль за их исполнением, допустил Ионин.

«Чтобы и в дальнейшем Россия продолжила входить в число лидеров космической отрасли, необходимо привлечение дополнительных ресурсов и политического фактора. В такой ситуации лишь Совет по космосу при президенте будет располагать необходимыми инструментами, позволяющими производить значимые технологические прорывы», — сообщил чиновник.

Эксперт внес уточнение, что в американской версии космический национальный совет при президенте возобновил свою работу именно с целью реализации вначале лунной, а позднее марсианской космической программы, контролируя финансовые и административные потоки. Кроме того, на этот орган возложена миссия выступать в качестве арбитра между государственными компаниями, специализирующимися на космических направлениях, и частными фирмами.

Читайте также:  Космос черная дыра что будет если туда попасть

Источник

Журнал «Все о Космосе»

РАН вновь предложит создать совет по космосу при президенте РФ

Общее собрание Российской академии наук планирует вновь выйти с инициативой создания совета по космосу при президенте РФ. Об этом рассказал президент Академии Александр Сергеев на общем собрании РАН.

Комментируя выступление научного руководителя Института космических исследований (ИКИ) РАН Льва Зеленого, в котором он предложил выступить с такой инициативой, Сергеев напомнил, что в предыдущие годы эту идею уже высказывали представители РАН и Роскосмоса.

“По поводу совета по космосу при президенте РФ. Это наше предложение – еще раз обратиться от имени общего собрания [РАН]. Мне кажется, можно сформулировать такое предложение с просьбой обсудить”, – сказал Сергеев.

Общее собрание членов РАН прошло 20-21 апреля в гибридном формате. Во вторник его открыл доклад главы Академии о важнейших научных достижениях ученых в 2020 году, а также приоритетных направлениях работы РАН по реализации государственной научно-технической политики. В этот день также выступили представители региональных отделений Академии. В среду, 21 апреля, в РАН прошла научная сессия, посвященная 60-летию полета в космос Юрия Гагарина. С докладами выступили генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, президент РАН Александр Сергеев, ряд ученых и космонавтов.

Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤

2 Comments

Похоже, Рогозин решил для своих родственников новых теплых мест наплодить.

Источник

Поможет ли космонавтике России Совет по космосу?

Независимый эксперт Юрий Караш делится своим мнением о том, насколько новое образование будет отвечать интересам космической отрасли – или станет очередной «кормушкой» для приближенных к власти

Свершилось! Теперь в России перестанут падать старые, но надежные ракеты-носители, а спутники будут без проблем преодолевать несколько тысяч километров до околоземной орбиты, которые за последние годы стали для них куда более серьезной преградой, чем сотни миллионов километров до Марса – для космических аппаратов других стран.

Кроме этого, Россия наконец-то поставит перед собой инновационные и амбициозные цели в космосе, достигнув которые в обозримом будущем, она не только выйдет в космические лидеры, но и качественно поднимет уровень своей науки и техники и заставит себя уважать не только за объемы добычи нефти и газа. И все это благодаря тому, что в стране будет создан Совет по космосу при президенте РФ.

Не верится, правда? И правильно.

У пяти нянек дитя без глаза

В настоящее время в России существуют пять организаций, которые играют роль – от ключевой до существенной – в планировании и осуществлении космической деятельности.

Первая из них – это, конечно, Федеральное космическое агентство Роскосмос. Оно участвует в разработке космической политики России и реализует ее.

Вторая – подведомственный Роскосмосу Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИМаш). Эта организация также занята разработкой стратегии и тактики космической деятельности страны.

Третья – Совет Российской академии наук по космосу. Данное подразделение РАН отвечает за научные направления в рамках общей космической программы России.

Четвертая – Российская академия космонавтики имени Циолковского. Эта общественная организация является своего рода коллективным интеллектом лучших (по крайней мере, так было задумано) российских специалистов в самых разных сферах космической деятельности. Задача академии – предоставлять Роскосмосу, ЦНИИМашу и прочим «официальным» космическим организациям России необходимую экспертную поддержку, а также вырабатывать свое, осуществимое в российских условиях видение исследования и освоения космоса и предлагать это видение Роскосмосу и прочим правительственным структурам, ответственным за космическую деятельность России.

Пятая – Московский космический клуб. Это также сообщество космических экспертов, хоть и не такое широкое, как Академия космонавтики. Клуб существует с 1990 года, и за это время его члены внесли ряд предложений относительно формирования космической программы России.

В данный список вошли лишь пять основных «нянек» российской космонавтики. А есть еще подразделения аппарата правительства, курирующие науку и технику страны, есть аналогичные подразделения в Госдуме в виде профильных комитетов, включая имеющийся при ней экспертный совет по авиакосмической отрасли и т.д…

И при таком количестве «заботливых рук» российская космонавтика вступила в шестое десятилетие своего существования с техникой, которая «родилась» одновременно с ней или в период ее «юности», и не имея перед собой задач, ради решения которых она и создавалась: поднимать науку и технику страны, а также авторитет и престиж государства.

Более того, она стала играть в некотором смысле отрицательную политическую роль, демонстрируя всему миру, что Россия не только не способна создать новые технологии, но даже не в состоянии обеспечить необходимое качество производства старой советской техники.

Что нового даст тот Совет – ответа не было, и нет

О создании Совета по космосу при президенте РФ нынешний глава Роскосмоса Владимир Поповкин заговорил еще в 2012 году. Предполагалось, что новый орган получит вневедомственный статус и будет отвечать за реализацию космической стратегии России до 2030 года.

В апреле нынешнего года данная стратегия была утверждена президентом (официальное название документа «Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности до 2030 года и дальнейшую перспективу»). Уже тогда стало ясно, что данный документ является стратегией постановки «дымовой завесы», призванной скрывать отсутствие у космонавтики прорывных и конкретных целей и задач.

Читайте также:  Девушки с татуировками космос

Нежизнеспособность генерального курса космической отрасли предопределяла нежизнеспособность органа, который должен был отвечать за реализацию этого курса. Поэтому, когда в апреле Поповкин вернулся к этой идее создания Совета по космосу, он несколько видоизменил предназначение этого органа.

Теперь, согласно Поповкину (цитируется по сообщению ИТАР-ТАСС), главной функцией Совета должен был стать «контроль за реализацией закона о космической деятельности». Это заметно усилило жизнестойкость предлагаемого ведомства. Ведь данный закон, принятый еще в 1993 году, является своего рода юридическим фундаментом российской космонавтики, что соответственно предопределяет надежное будущее органа, который будет следить за его соблюдением.

«Советом» по безответственности и разгильдяйству?

Согласно газете «Известия», о необходимости создания Совета при президенте по развитию космонавтики в Госдуме заговорили «после серии громких скандалов вокруг Роскосмоса». По словам первого зампреда комитета по промышленности от «Единой России» Владимира Гутенева, он и его коллеги по комитету «сейчас разрабатывают структуру такого совета и в ближайшее время направят свои предложения президенту Владимиру Путину».

Главная цель совета, как подчеркнул Гутенев – это «постоянно контролировать ведомство Владимира Поповкина, участвовать в выработке стратегии отрасли, ее реализации, мониторинге и коррекции».

Итак, в функции предложенного Совета по космосу теперь должно войти наблюдение за работой Роскосмоса. Что ж, достаточно своевременный шаг. Посмотрим, кто будет его предпринимать.

А судьи кто?

По словам Гутенева, процитированным в «Известиях», в состав Совета должны войти «мощные управленцы»: представители комиссии по модернизации промышленности при Общественной палате, экспертного совета по авиакосмической отрасли при Госдуме, представители Роскосмоса, председатель научно-технического совета «Ростехнологий» Юрий Коптев, специалисты двигателестроительной отрасли (холдинг «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), представители ЦСКБ-ПРОГРЕСС, молодые ученые и представители бизнеса.

Ну просто «команда мечты»! Вот только одно непонятно – где же эти «мощные управленцы», включая «молодых ученых», «представителей бизнеса» и «модернизаторов промышленности» при Общественной палате, были раньше? Ведь серия громких космических неудач России, связанных с отказами давно находящейся в эксплуатации и, казалось бы, всесторонне проверенной техникой, пошла с декабря 2010 года.

А разве до 2010 года ситуация была лучше? Неужели не были очевидны застой и деградация отечественной космической отрасли, нацеленной на бесконечную эксплуатацию технологического задела, созданного еще в советские времена? И почему эти управленцы, ученые, бизнесмены и модернизаторы не высказались по поводу тупиковых характеров программ развития российской космонавтики до 2020-го и до 2030 годов? По какой причине не предприняла никаких решительных, а главное, действенных шагов по исправлению критической ситуации Госдума?

Может быть, у этих «спасителей» космической отрасли России не было «площадки», где они могли бы это сделать? Неправда. Если достаточно узкопрофильный и закрытый характер официальных космических ведомств и подразделений типа Роскосмоса, ЦНИИМаша или Совета РАН по космосу не позволял собраться в их стенах представителям различных отраслей и сфер деятельности, заинтересованных в улучшении дел в российской космонавтике, то Академия космонавтики или Московский космический клуб такую возможность могли им предоставить.

Те, кого сейчас собираются позвать на помощь российской космической отрасли, могли использовать эти две «площадки» в качестве места обсуждения ее наболевших вопросов, пользоваться экспертным ресурсом академии и клуба, подготовить совместное заявление или предложения, но… не сделали этого. Почему?

Да потому, что их не волновало то, что происходит с космонавтикой. Не волнует и сейчас. Поэтому было бы весьма наивно ожидать, что, объединившись в рамках Совета по космосу при президенте, они смогут что-то изменить к лучшему.

Создавать – не торговать

Есть и еще один момент, вызывающий весьма скептическое отношение к созданию еще одного органа управления космической отраслью. Кто-нибудь из прочимых в него «представителей бизнеса» заработал свое состояние по примеру Элона Маска, Билла Гейтса или Стива Джобса в сфере разработки и производства высокотехнологичной продукции?

Кто-нибудь из «мощных управленцев» или «модернизаторов промышленности» создал новую или, по крайней мере, воссоздал старую промышленную отрасль (помимо сырьевой или строительной), сделав ее при этом прибыльной и конкурентоспособной на мировом рынке?

А если так, то не приведет ли симбиоз «эффективного менеджмента» и бизнеса в управлении космонавтикой к тому, что по бросовым ценам будут коммерциализированы остатки советского космического задела, после чего российская космонавтика продолжит жить только в учебниках истории?

Нужна ли сторожевая собака без зубов?

Одна из предполагаемых функций Совета по космосу – это «контроль» деятельности Роскосмоса. Бесспорно необходимая мера с учетом количества аварий, произошедших из-за элементарного нарушения технической дисциплины, «крайней неэффективности» российской космической отрасли (по оценке Счетной палаты) и игнорирования Роскосмосом требований закона о госзакупках.

Непонятно одно – как Совет по космосу будет осуществлять этот контроль, который невозможен без угрозы наказания. А о какой реальной угрозе наказания, в том числе материального, за космические аварии можно говорить, если профессиональный торговец мебелью, непонятно каким образом ставший министром обороны, оказался причастен к аферам, нанесшим ущерб военному ведомству на десятки миллиардов рублей, и при этом он проходит лишь «свидетелем» по соответствующим уголовным делам?

Есть аппарат вице-премьера Дмитрия Рогозина, есть Госдума, Счетная палата и прокуратура. Этих ведомств более чем достаточно, чтобы осуществлять эффективный контроль над деятельностью Роскосмоса при условии, что это будет действительно контроль, а не его видимость. В противном случае увеличение количества беззубых сторожевых собак лишь увеличит громкость лая, но вряд ли сможет реально оградить космонавтику от халатности или противоправных деяний.

Копировать чужой опыт, но не чужие ошибки

У Совета по космосу при президенте, как и у многих других начинаний в советской/российской космонавтике, есть американские корни. Действительно, в США в 1958-1973 и в 1989-1993 годах такой орган был. В первый период своего существования он назывался «Национальный совет по космосу и аэронавтике», а во второй – «Национальный совет по космосу». За 55 лет, прошедших со времени рождения космической программы США, этот орган только 19 лет являлся частью ее управленческой структуры.

Читайте также:  Космос синоним по русски

Не так и долго. Почему? Вот как объяснил это в интервью «Голосу Америки» один из ведущих американских экспертов в области космической политики, профессор Университета Джорджа Вашингтона Джон Логсдон: «За исключением очень непродолжительных промежутков времени (1961-й и 1989-1992 годы) Совет по космосу не показал себя эффективным механизмом ни разработки космических инициатив, ни координации на уровне президента космической политики и космических программ среди различных правительственных ведомств. Стало очевидно, что такой орган в составе высших эшелонов исполнительной власти не нужен».

Перчатка без кулака

Обратим внимание на даты, когда Совет по космосу, по словам Логсдона, принес какую-то пользу. В 1961 году в США было объявлено решение о полете на Луну. Вице-президент Линдон Джонсон сыграл ключевую роль в его принятии. Сделал он это в рамках возглавляемого им Национального совета по космосу и аэронавтике (при этом его поддержал всего лишь один член этого органа).

А в 1989-1992 годах в Соединенных Штатах шел поиск направления, в котором следовало развивать космическую деятельность страны. Члены Национального совета по космосу разработали для президента Джорджа Буша-старшего «Инициативу в области исследования космоса», которую президент позже предложил Конгрессу, но которая так и не была одобрена законодателями.

Они также рекомендовали создать «комиссию Августина» (названную так по имени Норма Августина – одного из крупнейших американских предпринимателей в области космической деятельности) для всесторонней оценки деятельности НАСА и предложили Белому дому и Капитолийскому холму «открыть двери» американского рынка для советской космической техники. Речь тогда шла лишь об использовании ракет-носителей «Протон» для запуска полезных нагрузок США и других стран.

При этом Национальный совет по космосу при всем желании не смог участвовать в принятии судьбоносного для космических программ США, России, Европы, Японии и Канады решения о строительстве МКС, ибо к тому времени был уже распущен президентом Биллом Клинтоном по причине экономии средств.

Совету удавалось хоть иногда играть конструктивную роль во многом потому, что его сначала возглавлял президент, потом вице-президент, а в состав этого органа входили главы ключевых ведомств США: Госдепартамента, Министерства обороны, НАСА, ЦРУ, Комиссии по атомной энергии, Министерства транспорта, Министерства торговли, Министерства финансов и т.д…

Все эти люди вместе представляли собой сжатый и очень мощный «кулак», способный пробить любую преграду на уровне государственных ведомств или бизнеса, которая могла встать на пути реализации крупномасштабных космических проектов США.

А теперь вспомним еще раз, кого прочат в Совет по космосу при президенте РФ. Некие управленцы, молодые ученые, бизнесмены, модернизаторы и представители промышленности… Контраст между американским Советом и его предлагаемым российским аналогом такой же, как между кулаком в перчатке и перчаткой без кулака.

Ах, мой милый Августин!

Отсутствие перед космонавтикой научно-технических и политических задач, решение которых должен был бы облегчить Совет по космосу при президенте РФ, его предполагаемый состав из лиц неясного ранга и статуса (но в любом случае не играющих ключевых ролей в государстве и зачастую имеющих такое же отношение к космонавтике, как зрители в театре к происходящему на сцене) приводит к мысли о том, что в действительности данный орган учреждается с двумя целями.

Первая – создать видимость «кипучей деятельность» по исправлению дел в космонавтике, а вторая – создать очередную властную «кормушку», в которой «свои» люди могли бы наслаждаться ее обильным и вкусным содержимым.

Означает ли это, что российской космонавтике не требуется помощь в поиске миссии и способов ее реализации? Конечно, нет. Такая помощь ей нужна, но в условиях России она была бы более эффективна в виде уже упомянутой «комиссии Августина», чем Совета по космосу при президенте.

В 2009 году именно данная комиссия, вновь сформированная по просьбе Белого дома, подготовила 157-страничный доклад, в котором представила пять сценариев пилотируемой космической деятельности. Выводы доклада послужили основой для отмены администрацией Барака Обамы программы возвращения на Луну президента Джорджа Буша-младшего и начала работ по подготовке экспедиций в «дальний» космос, за пределы лунной орбиты.

Непосредственными авторами доклада стали 10 человек. Из них лишь трое были в прошлом сотрудниками НАСА. Остальные, хоть и взаимодействовали с этой организацией, тем не менее, являлись представителями в основном академического и делового сообщества. Их суммарный опыт измерялся в том числе 293 годами работы в области космонавтики, 175 годами научной и 144 – инженерной деятельности, а также 160 годами работы в частном секторе.

Однако участие в написании доклада приняли еще более 120 экспертов, представлявших в том числе такие общественные, академические и научно-исследовательские организации США, как Планетное общество, Марсианское общество, Институт космической политики, Смитсоновский институт и многие другие.

Политические аспекты документа разрабатывались с привлечением 12 конгрессменов и 9 сенаторов. Именно такой широкий круг специалистов, задействованных в подготовке данного доклада, смог обеспечить его аналитическую глубину, информационную насыщенность и практическую значимость.

Чем же вариант «Августин» привлекательнее Совета по космосу в российских условиях? Тем, что позволит собрать вместе реальных экспертов в области космической деятельности, заинтересованных в подъеме отечественной космонавтики. По этой причине в комиссии не будет случайных людей, далеких от космонавтики, но близких к высокопоставленным чиновникам, во власти которых создавать «кормушки» в правительственных структурах.

То, что данная комиссия не станет подобной «кормушкой», значительно снизит интерес к проникновению в нее у тех, кто ради получения доступа к властному «пирогу» готов с одинаковым уровнем энтузиазма и некомпетентности заниматься чем угодно – от производства удобрений до исследования и освоения Вселенной.

Источник

Adblock
detector