В КАКОЙ «ДЕНЬ» БЫЛИ СОЗДАНЫ СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЁЗДЫ?
В Бытие в самом начале Библии описывается, что Бог создал небо и землю. Только после этого создал наше Солнце, а позже Луну. Но до создания Луны на Земле росли растения, до создания Солнца на Земле была вода и т. д. По законам физики это невозможно, т. к. без Солнца нашу планету отнесло бы к более крупному объекту и, возможно, сожгло, без Луны не смогли бы расти деревья и прочее. [. ] Возможно, это было чудо Бога при создании? Или я ошибаюсь? Могли бы вы мне немного помочь в этом вопросе, чтобы утвердить веру?
– Игорь Кренауер. Прислано 19.05.2012
Есть два момента, которые следует учесть, чтобы правильно понять последовательность действий первой главы книги Бытие.
Во-первых, из повествования первой главы Бытие видно, что события в ней излагаются с точки зрения земного наблюдателя – так, как мы видели бы их, если бы всё это время находились на поверхности Земли.
На это указывают, например, следующие факты. В стихе 16 Солнце и Луна названы «великими светилами». Причём, как видно из стиха, «великими» они являются в сравнении со звёздами, «созданными» в тот же день. Однако сегодня мы знаем, что многие звёзды и размерами, и массой гораздо больше нашего Солнца (смотрите сравнительную иллюстрацию справа). Луна в сравнении с ними и вовсе ничтожна. «Великими» они являются только при взгляде с Земли или вблизи неё.
Кроме того, стихи 14–17 говорят, что Бог поместил светила «на тверди небесной», или, в других переводах, «в небесном пространстве». Из стихов 6–8 следует, что эта «твердь» или «пространство», именуемая также «небом», имеет ограниченную толщину, а из стиха 20 – что по ней летают птицы. Ясно, что речь здесь идёт об атмосфере. Солнце и Луна не находятся в атмосфере. Они выглядят как находящиеся в атмосфере только при наблюдении с поверхности земли.
Во-вторых, некоторые особенности еврейского текста показывают, что события в стихах 14–16 не были таким же обособленным актом творения, какими были некоторые другие действия в течение творческих «дней».
Так, в Бытие 1:1, 21, 27 и других стихах используется слово ברא (бара), означающее «творить, образовывать» и применяющееся к тому, чего до этого нигде не существовало (например, в 1:1 – «небо и земля», 1:21 – животные, 1:27 – люди). Однако в стихе 16 (касательно «создания» светил) стоит слово ויעש (вайасе) – форма слова עשה (асса), означающего, например, «работать, заниматься», «делать» и совсем не обязательно связанного с сотворением чего-либо нового. По этой причине многие переводы Библии принципиально используют в стихе 16 другое слово, отличное от «сотворил» (например, «создал», «сделал» и т. п.).
Другими словами, Библия не утверждает, что Солнце, Луна и звёзды были буквально сотворены в четвёртый творческий «день». Это повествование может, например, означать, что благодаря каким-то действиям Бога они стали видны как обособленные источники света (до этого мог быть виден только их свет, но не они сами). Такое толкование хорошо согласуется со словами самого Бога: «Пусть в небесном пространстве появятся светила. И пусть они служат светилами в небесном пространстве, чтобы светить на землю» (стихи 14, 15). Заметьте, Бог сказал, что эти светила появятся не вообще, а именно «в небесном пространстве».
Кроме того, слово «создал» в еврейском оригинале стоит в форме, указывающей на продолжающееся действие в будущем. По смыслу фраза «создал светила» более точно переводится как «начал создавать светила» или «перешёл к созданию светил», и некоторые переводы Библии так этот текст и передают (в т. ч. «Перевод нового мира с примечаниями», англ., обоснование такого перевода на стр. 15, 1572–1573) .
Другими словами, «создание» светил занимало продолжительное время от начала четвёртого творческого «дня».
Таким образом, объединив эти два момента, можно сказать, что в четвёртый «день» Бог не создал Солнце, Луну и звёзды впервые, а попросту сделал эти ранее существовавшие астрономические объекты видимыми с точки зрения земного наблюдателя.
Звёзды, Солнце и Луна являлись частью «неба», о создании которого говорится в стихе 1 первой главы Бытие. Однако к моменту начала творческих «дней» свет этих светил не достигал поверхности Земли (стих 2), так как, по всей видимости, земная атмосфера была непрозрачна (например, из-за облаков, сажи и т. п.).
В первый творческий «день» свет Солнца стал доходить до поверхности планеты. Стихи 3–5 говорят, что сразу же появились светлый день и тёмная ночь, что, между прочим, означает, что Земля уже вращалась вокруг своей оси рядом с Солнцем (как и сегодня).
К третьему «дню», по-видимому, атмосфера расчистилась настолько, что доходящего до поверхности земли света было достаточно для роста первых растений (стихи 11–12). Однако небесные светила по-прежнему были невидимы с земли.
Наконец, во время четвёртого творческого периода Солнце, Луна и звёзды стали видны и могли начать прямо светить на землю. При этом процесс достижения атмосферой такой прозрачности занял некоторое время в течение этого «дня» (стихи 14–19) и стал завершающей стадией её полного очищения.
Как я уже отмечал на других страницах этого сайта, Библия в основном не является источником знаний о физическом устройстве мира. Наоборот, записанное в ней следует понимать исходя из того, что мы знаем о мире (если, конечно, какое-то событие не описывается как явное чудо). Сегодня в отношении звёзд, Солнца и Земли мы знаем, что звёзды и Солнце появились раньше Земли, и, как мы увидели, эти знания прекрасно согласуются с тем, что записано в первой главе библейской книги Бытие.
Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями:
Источник
Сотворение мира луна звезды солнце
Урок 15. День четвёртый: солнце, луна, звёзды . Буквы Людие, Мыслете, Нашъ, Онъ, Покой
- дети узнают, что согласно Библии, солнце, луна и звёзды появились только в 4-й день творения;
- поймут, что Земля делает оборот вокруг Солнца за год, и за счёт чего на Земле происходит смена времён года;
- у детей появится интерес к народным приметам;
- ребёнок овладеет понятием пунктуальность и захочет быть пунктуальным.
И сказал Бог… (26 с)
4-й день творения (35 с)
Светильники на тверди небесной (1 мин 04 с)
Созвездия Малая и Большая Медведицы
Лунный месяц. Фазы луны
I. Старославянская азбука. Работа по уроку 5.
II. Откроем нашу табличку и вспомним, что говорится в Библии о том, что было в начале и о первом дне творения?
· В начале – что это значит? ( С этого момента потекло время).
· Что в начале сотворил Бог? ( Небо и землю).
· Что имеется в виду под небом? (Духовный, ангельский мир).
· Что имеется в виду под землей? (Первоначальное вещество, воды, из которого Бог потом образовал видимый мир, нашу Вселенную).
· Что дальше говорится в Библии о земле? (Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами».
· Что значит «тьма над бездною?» ( Кругом во всей Вселенной была тьма, света ещё не было).
· Как понимаете: «…и Дух Божий носился над водами»? (Дух Божий обнимал и согревал собою все первозданное вещество, как птица, которая распростёртыми крыльями обнимает и согревает своих птенцов).
Итак, в начале Бог сотворил первоначальное вещество, из которого потом образовал нашу Вселенную, Дух Божий согревал это вещество.
· Расскажите о первом дне творения. (И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью).
· Расскажите о втором дне творения. (В Библии говорится, что во второй день Бог создал твердь – небеса, воздушный океан ( м-ф 0 1. Небеса).
· На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что происходило в третий день творения. Откройте, пожалуйста, ваши рисунки и расскажите об этом. (Библия говорит о том, что первое повеление Бог дал воде: собраться в одно место, и появились моря и суша (земля). Второе повеление Бог дал земле: произрастить зелень, и появилось великое множество разнообразных трав, цветов, деревьев (м-ф 2. Растительность).
· Зарисуем третий день творения в нашу табличку.
Рисуем землю – круг; землю обвели ещё одним кругом б о льшего размера. Что это? ( Твердь — воздушный океан). В круге – земле нарисовали сушу. Теперь будем раскрашивать: твердь – голубым цветом; моря – синим цветом; суша – зеленым.
Сегодня мы узнаем, что происходило с водами, которые остались над твердью, в четвертый день творения.
Итак, начнём. Открыли рабочие тетради. Я буду читать, а вы внимательно следите за мной.
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый ( м-ф 03/видео . И сказал Бог: 26 с».
· Выстроим цепочку творений по дням:
2 день: твердь (небеса, воздушный океан);
3 день: моря-суша и растительность;
4 день: … ( солнце, луна, звёзды м-ф 04/видео. 4-й день творения: 35 с).
· Как вы думаете, можно сосчитать все-все звёзды на небе ? ( М-ф 05. Звёзды)
Действительно, этого не могут сделать даже учёные со всеми своими умными приборами. А вот Библия говорит, что «Господь исчисляет количество звёзд; всех их называет по именам 1 » и что «главная задача звёзд – светить на землю» ( м-ф 06 /видео. Светильники на тверди небесной: 1 мин 04 с).
· Вы уже знаете, что для создания жизни нужны … ( Отвечают дети : тепло и свет).
Нашему солнцу было бы не справиться с такой задачей. Впервые дни творения нужен более мощный источник тепла и света, такой как первозданный свет. Температура первозданного света 1-го дня творения достигала 15 тысяч градусов 2 , а температура солнца только 6 тысяч градусов!
· Для чего ещё Бог создал солнце, луну и звёзды? (Для знамений, времен, дней и годов).
· Как понимаете слово « знамение»? (Знак, предзнаменование).
· Как вы думаете, какие знаки могут подавать нам солнце, луна и звёзды? ( Предположения детей. М-ф 07/видео. Знамения: 51 с)
Народ с древности наблюдает за небесными светилами и составляет свои народные приметы, из которых можно многое узнать, например, если солнце окружают, так называемые, венцы – жди сильных ветров или даже жестокой бури; если луна представляется с толстыми рогами и красноватою, жди сильных дождей. Если зимой звёзды по небу рассыпались, сияют ярко – жди больших морозов.
Умение распознавать знаки, подаваемые светилами, уберегает людей от многих бед и опасностей и спасло не одну человеческую жизнь.
Послушайте отрывок из рассказа Бориса Шергина «Миша Ласкин».
Однажды с Мишей сидели на берегу. Спокойная река отражала красный облачный
закат. С полдесятка ребят укладывали в лодку весла.
Старший из ребят кричал:
— Слушать мою команду! Через час всем быть здесь. Теперь отправляйтесь за
хлебом. И они все ушли. Миша говорит:
— Это они собрались за реку на ночь. Утром будут рыбу промышлять. А домой не скоро попадут. Глупый ихний капитан — не понимает, что если небо красно с вечера, то утром будет сильный ветер. Если говорить, они не послушают. Надо спрятать у них весла.
Мы взяли из лодки весла и запихали их под пристань, в дальний угол, так, что мышам не найти.
Миша верно угадал погоду. С утра дул морской ветер. Кричали чайки. Волны с шумом налетали на берег. Вчерашние ребята бродили по песку, искали весла.
Миша сказал старшему мальчику:
— Забрались бы вы с ночи на тот берег и ревели бы там до завтра.
— Мы весла потеряли. Миша засмеялся:
— Весла я спрятал .
По состоянию небесных светил ориентируются земледельцы: когда пахать, когда семена сеять, когда урожай собирать. Много могут рассказать небесные светила наблюдательным людям.
А звёзды – путеводители в морях. Мореплаватели даже составили звёздные карты, по которым прокладывают морские пути (вф 08. Звёздная карта).
Ребята, в ваших тетрадях изображён корабль, который двигается, ориентируясь по звёздам. На небе мы видим изображение созвездия Малая Медведица (м-ф 09. Созвездия «Большая и Малая Медведицы»), наиболее яркие звёзды которого образуют фигуру, похожую на ковш. Крайняя звезда ручки ковша – это Полярная звезда 3 , она, как компас, указывает направление точно на север. Полярная звезда видна почти на самом северном полюсе неба и потому служит исходным пунктом ориентировки на звездных картах (м-ф
10. Полярная звезда). И если мореплаватели заблудятся в бескрайнем океане, то, найдя на звёздном небе созвездие Малой Медведицы, они быстро определят, где север, где юг и в какой стороне находится их дом.
Дома раскрасьте этот рисунок.
· А как понимаете слово «времена »? (Ответы детей).
Человечество ведет времяисчисление. Вся история Земли записана во времени. Если мы говорим, что Иисус Христос жил 2000 лет назад, то мы понимаем, когда и в какие времена это было. Если мы скажем, что что-то будет через 200 лет, мы тоже поймём, когда это будет, т.е. человечество ориентируется во времени.
· Что управляет днём? (Солнце, с восходом солнца наступает день).
· А ночью? ( Луна и звёзды).
· Светилам было ещё поручено управлять годами. Сейчас мы с вами разберёмся, как солнце управляет годом (Вызвать двоих ребят).
Маша, ты у нас будешь изображать землю, а Паша – солнце.
Земля вертится вокруг солнца. Сейчас Паша будет стоять на месте, а Маша обойдет Пашу вокруг. Я поставлю флажок, который точно отметит начало движения Земли вокруг солнца. (Маша обходит Пашу «от точки до точки»).
Земля делает оборот вокруг солнца ровно за год.
Маша, а сейчас обойди Пашу ещё раз, но уже вращаясь ещё и вокруг себя.
Вот так, ребята, и наша Земля: она вращается вокруг солнца и одновременно вокруг себя. Оборот вокруг себя Земля совершает за сутки, а вокруг солнца за год.
В разное время Земля получает разное количества тепла от солнца. Если тепла больше, то на той части земли… (лето), если меньше, то …(зима), а в переходные периоды – весна и осень.
(При помощи прибора теллурий, который должен быть в кабинете физики, можно объяснить детям, почему происходит смена времён года.)
· Ребята, кто из вас знает, почему луна бывает такой разной : то полная (м-ф 11), то половинка (м-ф 12), то как бы с одной стороны «обрезанная» (м-ф 13), то в виде серпа (м-ф 14-15) , то её вообще нет?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на схему (м-ф 16: Лунные четверти). Луна вращается вокруг Земли. При разных положениях Солнца, Земли и Луны относительно друг друга мы по-разному видим её освещенный диск. Часть освещенного диска называется фазой Луны. Принято выделять 4 фазы Луны:
1. Новолуние – Луна находится между Солнцем и Землёй, и поэтому диск Луны, обращённый к Земле полностью темный. Вот тогда мы Луну и не видим.
2. Первая четверть — растущий лунный серп выглядит в форме полудиска.
Посмотрите, какое интересное название «четверть»! Прямо как у нас в школе!
Для удобства учебный год разделён на 4 части, и каждая из четырёх частей называется четвертью, которым даны порядковые номера: первая, вторая, третья, четвёртая. Полный оборот вокруг Земли Луна делает почти за 28 (27,3) суток. Это время называют лунным месяцем. Для удобства лунный месяц тоже разделили на 4 части или четверти. Только первая четверть лунного месяца, как бы нулевая, т.к. начинается с новолуния.
· Как вы думаете, почему вторая четверть называется «полнолуние»?
(Потому что диск Луны освещён солнцем полностью, т.е. луна полная).
И в последней III четверти освещено вновь ровно полдиска, только с другой стороны, по сравнению с фазой первой четверти.
Как же разобраться где 1-я фаза, а где 3-я? Это очень просто! Если к лунному серпу приставить воображаемую «палочку», чтобы получилась буква «Р» (Растущий), то месяц растёт – это 1-я четверть, если же месяц выглядит, как буква «С» (Старый), то он убывает – это 3-я четверть.
Смотрите, что получается: солнце отсчитывает годы, а луна не только месяцы, а ещё и недели (вф 17: Лунный месяц. Фазы луны) ! Одна четверть лунного месяца соответствует неделе)
Теперь нам надо все это зарисовать).
Рисуем: земля — круг, твердь – круг больше, на земле – сушу, в космосе: с одной стороны Земли – солнце, с другой стороны Земли – луну и звёзды. Раскрашиваем: моря- синим цветом, сушу – зелёным, твердь – голубым, солнце – оранжевым, луну – жёлтым и звёзды – синим цветом.
· В Библии написано, что, сотворив солнце, луну и звёзды, Бог снова сказал, что это хорошо. Почему? ( Ответы детей: смена времён года, чередование дня и ночи, возможность ориентироваться во времени…)
Это хорошо ещё и потому, что Бог подарил нам это небо – эту бесконечную Красоту. Мир подобен своему Создателю. Через творения Божии нам открывается всё величие Божие. У кого из нас не захватывало дух, глядя в бескрайнее космическое пространство. Там, на тверди небесной, всё так упорядочено и строго!
В ваших тетрадях нарисуйте 4 фазы луны.
Справа от рисунка луны, изобразите смену времён года (можно на примере дерева, детских забав в разное время года…).
Файлы для скачивания:
После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)
2 Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. Первый день творения. (Интернет – электронная библиотека Благовещение – http :// www . wco . ru / biblio /) « Свет – первооснова всего мироздания. Первичная светящаяся туманность, рассеянная в необъятной вселенной – это тот первоисточник, до которого простирается человеческое познание о начале мира. Что было до него, и откуда появился свет, почему излучение было столь высокой температуры – об этом человеческий разум безмолвствует, ибо источник света – непостижимый Бог.
В этом излучении, температурой свыше 15 тысяч градусов, все химические элементы находились в газообразном состоянии».
3 Полярная звезда очень необычна. Прежде всего, Полярная звезда яркая звезда, которая ближе всех расположена к северному полюсу мира . Поэтому вследствие суточного вращения Земли вокруг своей оси звезды движутся вокруг Полярной звезды (м-ф 10) Из-за этого Полярную звезду также называют Северной . А вот около южного полюса мира нет ярких звезд, поэтому нет звезд с названием «Южная звезда» . Конечно же, Полярная звезда не самая яркая на нашем небе. Ее легко найти, продлив линию, соединяющую две звезды ковша Большой Медведицы .(м-ф 09) Полярная звезда является самой последней звездой в ручке ковша Малой Медведицы . На м-ф 1 0 Полярная звезда — самая яркая звезда справа, над пролетающим метеором потока Персеид.
Источник