Философия (Конспект лекций) (28 стр.)
Второй — сильный антропный принцип — утверждает: присутствие жизни необходимо, чтобы модель Вселенной вообще имела смысл.
Появление человека открывает новый этап в развитии мира, отличительной чертой которого является постепенное высвобождение духа из-под опеки материальных органов, — мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство. С появлением человека эволюция материального мира (биосферы) смещается в духовно-нематериальную область. Формируется новое качество — личность, которая включает в себя, как неотъемлемый компонент, формирование ее сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим: как нельзя свести личность к ее самосознанию, к «Я», так нельзя и отрывать одно от другого.
Изменяются все условия существования живой системы. Человеком движет уже не только стремление выжить и продолжить род, но и потребность в реализации своих идей. Человеческое существование есть скорее самотрансценденция, нежели самоактуализация. Самоактуализация не может быть возможной целью еще и потому, что чем больше человек будет за нее бороться, тем больше он будет терять ее, так как только в той степени, в которой человек отдает себя осуществлению своего жизненного смысла, он также и актуализирует, проявляет себя. Другими словами, самоактуализация не может быть достигнута, если она замыкается на саму себя. Она достигается тогда, когда является побочным эффектом самотрансценденции.
Само существование человека смещается в духовно-нематериальную область. В действительности — это возникновение нового мира и окончательный отрыв человека от животного мира. Человек входит в новый мир — свой уникальный внутренний мир. Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутренне раскрывается.
Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется. Человек — часть природы, он подчинен ее физическим законам, которые он не может изменить, и тем не менее он трансцендирует остальную природу. Человек уже не является чисто материальным существом и находится в буквальном смысле слова на стыке двух миров: материального и духовно-нематериального.
Человеческая деятельность как планетарное явление
По отношению к породившему его органическому миру человек имеет не только черты преемственности, но и глубокие, принципиально новые черты, которые выделяют его из всего биологического мира. Эти черты связаны прежде всего с разумом, познанием мира и социально организованным трудом. Человек, возникший в результате эволюции, сам стал способным ее ускорять, усиливать влияние духовно-нематериальных факторов на материальный мир. Сознательная деятельность человека стимулирует эволюционное развитие самого сознания (его психических свойств, формирование нескольких уровней рефлексии самосознания). Такое различие позволяет выделить из биосферы особую область — ноосферу (сферу разума, продуктом которой является техника в самом широком смысле).
Создателем учения о ноосфере был русский естествоиспытатель и мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945). Под ноосферой ученый понимал распространение сознательной деятельности людей на взаимодействие с природой (биосферой). Основание этих отношений — разумный подход как главнейшее условие выживания человека. Назначение ноосферы в гармонизации отношений человека с природой он связывает с тем, что сам человек становится главным регулятором природы.
Идею ноосферы как некой финальной ситуации постепенного сглаживания противоречий между природой и обществом выдвигал французский философ Тейяр де Шарден (1881 — 1955). Вселенная, по его мнению, находится в процессе эволюционного развития — космогенеза, осью и вершиной которого является антропогенез.
Ноосфера и техносфера. Техносфера — это вся совокупность технических систем общества (искусственные материальные средства человеческой деятельности). Техносфера не только становится между человеком и природой, но она сама покоряет и человека, в силу чего человек перестает быть природным существом, каким он был ранее.
Ноосфера и социосфера. Социосфера — это люди с их потребностями, способностями, деятельностями, отношениями и социальными институтами. Человек в своей эволюции отходит от одиночного существования: его становление и развитие происходит в тесном взаимодействии с другими людьми, образующими в совокупности некое единое целое — общество, обладающее коллективным сознанием. Возникновение коллективного сознания является частью общего эволюционного развития, усложнения структуры систем, заполняющих Вселенную.
как парадигма современной философии
Сопряжение западной и восточной философских традиций близ поворотных пунктов развития цивилизации (отразившееся в мотивах философии ненасилия и недеяния), так и современные идеи синергетики стали ближайшими теоретическими источниками философии экологии.
Образы природы в науке, философии и культуре
Культ природы и ее объектов в языческих верованиях и его пережитки в античных и библейских сюжетах. Претензия первобытной магии, рожденная ситуациями повышенного риска, на сверхъестественную власть над стихийными силами природы.
В античности природа рассматривалась как органическая часть космоса, часто считалась одушевленной. Греческие философы не противопоставляют природу человеку: благая жизнь мыслится в согласии и гармонии с ней. Античный космизм отражал органистическую взаимосвязь природы и общества. Его идеал: жить в согласии с природой.
Нетерпимость христианства к языческому природославию, библейская установка на господство над природой и безмерное «плодитесь и размножайтесь» — все это явные экологические издержки фанатичных установок церкви об изначальной греховности материально-телесной природы. Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии «Бог — человек природа» именно последним звеном является природа. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над ней, вплоть до умерщвления плоти. Человек не живет внутри природы, а господствует над ней. Natura naturata и natura naturans. Христианство — источник современного экологического кризиса.
Эпоха Возрождения открыла человеку красоту природы. Экологическая беззаботность гуманистических идеалов Возрождения, оплодотворенных быстрым прогрессом точных наук, закрепила установки на утилитарно-деятельностное отношение к природе и эксплуатацию ее ресурсов на благо человека.
Эволюция европейской мысли от «фюзис» античности к «природе» и «материи» Нового времени: отказ от представления о Космосе как качественно и онтологически дифференцированной конечной иерархии — в пользу математизированной однородной абстрактной бесконечной Вселенной с единством ее законов и основных элементов. Замена мира качества, ценности, совершенства, гармонии, смысла и цели миром количества, геометрии, механики, материальных причин.
Природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук. Механистическое понимание природы. Идея мира как механизма, составленного из атомарных частей, распространяется на все области знания. Френсис Бэкон провозглашает идею «господства над природой»: естествоиспытатель — писатель природы. Знание — сила. Важнейшей задачей науки считается покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания натуры.
Немецкая классическая философия усилиями Г. Гегеля распространяет идеалистическое и метафизическое понимание природы, отрицание идеи ее развития и теории эволюции, отходит от причинного объяснения явлений органической жизни.
Природа — центральный предмет исследования в философии Фридриха Шеллинга (1775 — 1854). В природе немецкий философ видит становление духовного начала, которое только в человеке осознает себя. Природа видится ему единством противоположностей объекта и субъекта: они как оба полюса магнита одновременно связаны между собой и противоположны. В основе их раздвоения лежит сила, которая может быть только живой силой.
Мотивы зачарованности естеством нетронутой человеком природы и интуитивного постижения языка ее одухотворенной целостности и священной гармонии можно найти в эколого-романтической утопии Генри Торо (1817 — 1882) «Уолден, или Жизнь в лесу»: мир природы непорочен, красив и морально совершенен, и только человек своим присутствием и своей деятельностью вносит в него порок и безобразие. Природа требует к себе бережного и благоговейного отношения, нарушение ее гармонии пагубно отражается на нравственности людей.
Источник
19. 14) Человек и природа
С позиций антропоцентрической методологии… 1) человек никогда не должен рассматриваться как объект, а всегда только как субъект действия; 2) вопрос о сущности человека неправомерен; 3) сущность человека состоит в его природном окружении; 4) человек должен быть объяснен из самого себя; 5) человек может быть объяснен совокупностью общественных отношений.
Человек есть существо: 1) биосоциальное; 2) социальное; 3) биологическое; 4) ноосферное.
Все то, что возникло естественным путем, называется: 1) обществом; 2) природой; 3) ноосферой; 4) биосферой.
Соотнесите понимание природы и период в философии: 1) органическая, одушевленная часть природы; 2) природа Творящая, причина природы сотворенной, несовершенной и смертной, является ее началом и концом; 3) природа – мертвая сила, противостоящая человеку, который должен ее подчинить. А) Новое время В) Средние века С) Античность
Согласно древнегреческой философии природа есть: 1) неживые предметы; 2) живые существа; 3) все, что обладает способностью самодвижения; 4) Космос.
Согласно древнегреческой философии природа есть: 1) неживые предметы; 2) живые существа; 3) ?вечный и неизменный мир; 4) Космос.
Как идеал гармонии и совершенства природа понимается философией: 1) античности; 2) средних веков; 3) 17-18 вв.; 4) постмодерна.
Понимание природы как поля приложения физических и интеллектуальных сил человека характерно для философии: 1) античности; 2) средних веков; 3) Нового времени; 4) немецкой классической философии.
8, 13), 19 Вера в безграничные возможности человека характерна для философии… 1) Средневековья; 2) ХХ века; 3) Античности; 4) Нового времени.
5, 19 Сторонники _____ направления, считающие, что природа, подобно человеку, одушевлённа: 1) гилозоизма; 2) материализма; 3) деизма; 4) антропоморфизма.
10,19 К числу людей, предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести: 1) В.И.Вернадского; 2) Н.А.Бердяева; 3) М.Вебера; 4) О.Шпенглера.
?4,19 «Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа – это лишь фантастические отражения нашей собственной сущности», — заявляли: 1) материалисты; 2) интуитивисты; 3) дуалисты; 4) идеалисты.
6,13), 19 В христианской антропологии происхождение человека объясняется принципом: 1) креационизма; 2) эсхатологизма; 3) провиденциализма; 4) фатализма.
?19 Современная концепция антропогенеза опирается на: 1) идею реинкарнации; 2) антропологические мифы; 3) теорию генно-культурной коэволюции; 4) идею креационизма; 5) теорию эволюции органического мира.
14) ?19 Согласно современным научным представления, прародиной человека является: 1) Азия ; 2) Америка; 3) Австралия; 4) Африка.
19,20,21 По мнению А.Гелена, одного из представителей философской антропологии 20-го века, человек – это: 1) животное, создающее символы; 2) неспециализированное животное; 3) политическое животное; 4) животное, создающее орудия труда.
Согласно марксизму, человек отличается от животного, прежде всего: 1) способностью к труду; 2) альтруизмом; 3) способностью к коммуникации; 4) инстинктом самосохранения.
13), 19 Специфически человеческим способом коммуникации является… 1) труд 2) речь 3) подражание 4) мимика
. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ: 1) поведение; 2) проектирование; 3) труд; 4) активность.
Приоритетность природных условий среди других факторов развития отстаивают сторонники ____ детерминизма. 1) биологического; 2) технологического; 3) демографического; 4) географического.
Вся совокупность существующих на Земле живых организмов называется: 1) биоценозом; 2) ноосферой; 3) биосферой; 4) геосферой
Сфера взаимодействия природы и общества, в которой человек осмысленно и глобально контролирует ход природных процессов: 1) ноосфера; 2) атмосфера; 3) литосфера; 4) биосфера.
Принципом, лежащим в основе учения о ноосфере является… 1) господство человека над природой; 2) равновесие природных системность; 4) коэволюция человека и природы; 4) господство природы над человеком.
19,26 Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис необходимо: 1) изменить потребительское отношение человека к природе; 2) разработать международный экологический кодекс; 3) снизить темпы научно-технического прогресса; 4) активизировать изучение космоса.
?19,26 Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа: 1) детерминизма; 2) дополнительности; 3) эволюции; 4) коэволюции.
19, 26 Концепция «устойчивого развития» представляет собой: 1) стратегию человечества; 2) одну из разновидностей неомальтузианства; 3) дальнейший рост производства; 4) поиск обеспечения и сопряженного развития человека и природы.
13),19, 20 Натуралистический подход к человеку характерен для философии… 1) И.Канта 2) средневековой 3) фрейдизма 4) религиозной
13), 20 Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам функционирования называется: 1) рационалистической; 2) натурализаторской; 3) социологизаторской; 4) гуманистической.
13), 19, 20К биологизаторским концепциям сущности человека относится. 1) экзистенциализм; 2) марксизм; 3) социал-дарвинизм; 4) феноменология.
9,13),19 Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности человека, с точки зрения… 1) позитивистов 2) неотомистов 3) фрейдистов 4) герменевтиков
9,13) Процесс перенаправления сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности в психоанализе называется… 1) цефализацией 2) антропогенезом 3) гуманизацией 4) сублимацией
13),19,20 Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный единым с ними законам функционирования называется: 1) рационалистической; 2) натурализаторской; 3) социологизаторской; 4) гуманистической.
Источник