Космические путешествия в литературных произведениях
Нуль-Т-переход: от Земли до Марса за 30 секунд
Знаменитые писатели-фантасты, Аркадий и Борис Стругацкие, создали огромное количество произведений, в которых подробно описывается будущий, грядущий мир, каким, возможно, он станет через многие-многие годы. Одним из самых ярких изобретений учёных в культовом цикле романов «Мира Полудня» является нуль-Т-переход, который представляет из себя телепортацию в любую точку Земли при помощи специальных нуль-Т-кабин: войдя в кабину и задав координаты другой нуль-Т-установки, через мгновение можно оказаться хоть в Африке, хоть на Северном полюсе! Со временем человечество научилось перемещаться таким способом и на другие планеты. Но даже такая поразительно высокая технология оказалась не без недостатков: из-за так называемой «флюктуации нейтринного поля» могут быть сбои в работе всей сети и вместо Нью-Йорка можно случайно оказаться в Токио. Другая проблема, которая нам куда понятнее, стара как мир: это многочасовые очереди на Земле. Также существует болезнь, нуль-Т-фобия, страх перед первым нуль-Т-переходом, который испытывает почти каждый новичок, независимо от пола, возраста, профессии и т.д.
Гиператомный двигатель, или как стать быстрее всех во Вселенной
В романах другого мэтра научной фантастики Айзека Азимова, человечество в далеком будущем успешно колонизирует Галактику и преодолевает миллиарды километров межзвездного пространства за считанные секунды. Всё благодаря гениальному изобретению: гиператомному двигателю. Он позволяет искривлять само пространство-время нашей Вселенной и таким образом сокращает расстояние, которое необходимо преодолеть космическому кораблю. Один прыжок — и вот ваш корабль уже у Альфа-Центавра, второй — и можно позагорать в лучах прекрасной звезды Бетельгейзе. Подобные технологии описывали американские авторы Роберт Хайлайн и Дэн Симмонс, а схожие принципы передвижения в космосе используются в киноэпопее «Звездные войны» и сериале «Звездный путь». В реальной жизни, в НАСА, существует «Лаборатория исследования продвинутых форм движения», которую возглавляет амбициозный ученый Гарольд Уайт. Сонни, как его ласково называют коллеги, представил теоретический доклад, в котором подробно изложил принципы работы двигателя, искривляющего пространство (саму теорию искривления пространства выдвинул мексиканский физик-теоретик Мигель Алькубьерре). В 2015 году во время одного из экспериментов команде Уайта удалось зафиксировать искривление пространства. Итак, гипердвигателю быть!
Двигатель на «невероятностной» тяге: невероятно, но факт
Корабль, на котором путешествовал один из персонажей романа «Автостопом по галактике», Артур Дент, называется «Золотое сердце». Мощнейший двигатель, который находится в маленьком золотом ящике, работает по принципу «невероятностой» тяги. «Чудесное изобретение, позволяющее преодолевать межзвёздные пучины за неуловимо малую часть секунды и безо всякой там чудовищно неуклюжей возни в гиперпространстве», как описывал его создатель этой книжной серии, британский писатель Дуглас Адамс. Так как же работает этот двигатель? Давайте представим, что существует фантастически малая вероятность того, что какая-нибудь частица материи вдруг оказалась где-нибудь за 30 парсеков от нашей Солнечной системы. Чудо-двигатель приводит корабль в состояние «бесконечной невероятности», позволяющее ему одновременно находиться во всех мыслимых точках Вселенной и во всех вообразимых формах одновременно, например, в виде спелого яблока, пингвина или кожаного дивана. А вы бы хотели оказаться в таком корабле? Тогда не волнуйтесь, кабина экипажа экранирована от действия невероятности.
Кадр из фильма «Автостопом по галактике», 2005
Источник
Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе» (6 класс)
Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе»
Возможные направления работы
1. Поэтическая память о Юрии Гагарине
2. Русский фантастический роман
3. Космос в русской поэзии
4. Зарубежная новеллистика о космосе
5. Тема «контакта» в мировой литературе
6. Космическая тематика в творчестве бр. Стругацких
Рекомендуемые авторы: А. Толстой, А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычёв,
Г. Уэллс, Р. Бредбери, К. Саймак, А. Азимов, Ж. Верн, К. Воннегут,
А. Казанцев, Р. Шекли.
7. Древние мифы о космосе
Содержание (структура работы)
Вступление (обоснование выбора темы)
Цели проекта и проблематика (основные вопросы)
— тезисы (предположительные ответы);
— исследование (обзор литературы по выбранной проблематике, исследование текстового материала, его отбор, анализ, синтез)
Итоги (выводы, обобщение)
Используемые источники (список)
Основное содержание работы (представление проекта)
Рекомендации по содержанию работы:
Вступление (актуальность темы, вневременной характер жизненно важных для человечества вопросов, личные предпочтения, интерес к творчеству писателя, воспитательное значение темы: героизм, гуманизм, толерантность. )
— Каким представляется космос (иные миры, чужой разум, внеземная жизнь, будущее человечества)?
— Какова роль художественной литературы в развитии представлений человека о космосе?
-Могут ли фантасты повлиять на развитие научной мысли в области космоса?
— Могут ли писатели помочь человечеству подготовиться к контакту с внеземной цивилизацией?
— Почему профессия «космонавт» представляется героической? Какое значение для сохранения памяти о подвиге имеет поэзия?
— Почему так часто писатели обращаются к теме космоса? Что такое космос для поэта (в поэзии)?
— Что влечёт человека в космос? (литература о космических путешествиях)
Цели проекта «Космическая тема в русской (мировой) литературе»:
— изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;
— собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в мировой художественной литературе;
— подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;
— сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в фольклоре, литературе разных эпох, творчестве разных писателей.
Примерное содержание презентации
Цели и проблематика
Иллюстративный материал (количество слайдов не определено)
Сирано де Бержерак, «Иной свет».
Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера».
Рудольф Эрих Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена».
По Эдгар А., «Беспримерное приключение некоего Ганса Пфооля».
Жюль Верн, «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут».
Жюль Верн, «Вокруг Луны».
Г. Гуревич «Прохождение Немезиды».
КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики. Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года.
«Невозможное сегодня станет возможным завтра». ( К. Э. Циолковский)
Циолковский К. На Луне. — М., 1957. I 722593
Толстой А. Аэлита. — М., 1955. I 634434
Беляев А. Звезда КЭЦ. — Пермь, 1987. I 1848377
Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. — М., 1965. II 1064836
Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. — М., 1991. I 1948142
Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве
«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д. И. Менделеев)
Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. — М.,1990. — С. 43. IV 1936429
Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. — М., 1978. — С. 38-40. III 1578947
Плотнов А. И. До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. — Л., 1982. — Т. 2. 85.14 О-232 гум
Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. — С. 4-10.
Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. — М., 1977.
Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта А. А. Леонова // Люди земли советской. — Л., 1986
Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. — М., 1981. — С. 15. III 1671231
Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. — М., 1987. II 1849072
Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. — Л.,1982. — Т. 1. 85.14 О-232 гум 1708591
Раздел 2. Космос в научной фантастике
«Научная фантастика в конце концов есть смелое задание науке и технике». (К. А. Федин)
Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. — М., 1987. I 1838648
Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. — М., 1997. I 2001027 Полдень, ХХI век№ 11.
Иванов А. Корабли и галактика. — М., 2004. II 2048697 Уральский следопыт№ 4.
Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. — М., 2009. II 2083879
Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. — М., 2008. II 2076614
Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. — СПб., 2008. II 2079473
Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе
« Сила воображения увеличивается по мере роста знаний». ( К. Г. Паустовский)
Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993. 85.14 Д 39 гум 110639
Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. — С. 21-22.
Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. — С. 9-16.
Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. — С. 18-22.
Джанибеков В. Космос — это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. — С. 20-21.
Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран № 20. — С. 18-19.
Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. — № 7. — С. 9.
Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва // Советский экран. -1981. — № 7. — С. 9-10.
Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. — № 2.- С. 26-34.
Что влечет человека в космос ? Путешествия в космос в литературе и произведениях научной фантастики
Одним из первых произведений фантастического жанра является, вероятно, сочинение Плутарха «О лице, видимом в диске Луны». В нем Плутарх пишет о размерах и форме Луны, а также о возможности ее обитания. Полвека спустя греческий сатирик Лукиан создает фантастические повести «Правдивые истории» и «Икароменипп». В первой из них смерч поднимает корабль с путешественниками в воздух и через несколько дней опускает его на неизвестную землю, оказавшуюся Луной. Во второй повести герой сам планирует путешествие на Луну — очень важная идея, если проследить историю зарождения и осуществления человеком идеи путешествия в космос.
В 1516 году был опубликован эпос «Неистовый Орланд» итальянского поэта Людовика Ариосто . Герой его прилетает на Луну в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Знаменитый астроном Кеплер , открывший законы движения планет Солнечной системы, также обратил свой изобретательный ум к фантастике и в 1609 году написал повесть « Сон », которая была опубликована только в 1634 году. Хотя «космонавт» Кеплера попадает на Луну с помощью демонических сил, эта повесть оказалась в какой-то мере пророческой, поскольку ее автор предвидел проблемы ускорений и космического вакуума и их воздействия на человеческий организм. Однако средство, которое он предложил против этих воздействий, в свете современных знаний оставляет желать лучшего: Кеплер рекомендовал во время путешествия на Луну закрывать нос и рот влажной губкой. В 1638 году два английских епископа опубликовали научно-фантастические повести, которые заслуживают упоминания, так как были широко известны и переиздавались в течение многих лет. Это «Человек на Луне, или трактат о путешествии туда» Франциска Годвина и «Открытие нового мира» Джона Уилкинса . В XVII веке французский поэт Сирано де Бержерак случайно напал на единственно реальный способ достичь Луны — с помощью последовательно воспламеняемых пороховых ракет. В XVIII столетии сатирики Англии и Франции часто обращались к теме путешествия в космос, чтобы осмеять человеческую косность и глупость на Земле. С наступлением XIX века и началом промышленной революции путешествия в космос в фантастической литературе приобретают более реалистический характер. Люди путешествуют на Луну в герметизированных цилиндрах, или шарах, правда, запускают их из пушек или другими столь же невероятными способами, например, используя в качестве движущей силы антигравитацию. Последний способ применил в своем романе « Первые люди на Луне » Герберт Уэллс .
Пророческий характер научно-фантастической литературы можно продемонстрировать на примере небольшой повести К. Картмилла « Мертвый рубеж », увидевшей свет в 1944 году. В ней говорится об атомной бомбе из урана-235, которая взрывается, когда его масса достигает критической величины. Среди описанных автором деталей упоминаются температура взрыва, ударная волна и последующая радиация. Это литературное произведение увидело свет за год до того, как утром 16 июля 1945 года настоящий атомный взрыв превратил в пар стальную башню в пустыне Нью-Мексико.
Человек проникает в космос . Первым человеком-космонавтом, облетевшим вокруг земного шара, был Юрий Алексеевич Гагарин , 27-летний майор ВВС СССР. Его корабль стартовал из Байконура в 9 час. 07 мин. (по московскому времени) 12 апреля 1961 года. Совершив один виток вокруг Земли, он в 10 час. 55 мин. приземлился возле деревни Смеловка Саратовской области. Во время полета Ю. А. Гагарин делал наблюдения, фотографировал. Он отметил, что в иллюминаторе были видны большие квадраты колхозных полей на территории СССР, и можно было отличить распаханные земли от невозделанных. Космонавт принимал пищу, пил воду и вел бортовой журнал. Кроме того, он сделал много сообщений по радио, а биотелеметрическая система непрерывно передавала на Землю данные о частоте его дыхания и сердечных сокращений. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин трагически погиб во время обычного тренировочного полета на самолете. Имя Гагарина — первого человека, покинувшего свою планету и взлетевшего в космос, — стало бессмертным, а его полет, заняв особое место в истории, доказал, что человек в условиях космического полета может жить и работать более или менее нормально.
Источник