Авеста — Гимн Солнцу Яшт 6, Хуршед
Гимн Солнцу (Яшт 6, «Хуршед-яшт»)
1. Мы молимся Солнцу,
Бессмертному Свету,
Чьи кони быстры.
Когда Солнце светит,
Когда Солнце греет,
Стоят божества
Все сотнями тысяч
И счастье вбирают
И счастье вручают,
И счастье дарят
Земле, данной Маздой,
Для мира расцвета,
Для Истины роста.
2. Когда всходит Солнце,
То данная Маздой
Святится земля,
Святятся все воды,
И те, что проточны,
Источников воды,
Стоячие воды
И воды морей.
Творенья святятся
Все Духа Святого.
3. Не всходит же Солнце,
И дэвы все губят,
Что есть на земле,
И здесь небожители
В мире телесном
Не могут пробыть.
4. Кто молится Солнцу,
Бессмертному Свету,
Чьи кони быстры,
Чтоб с тьмою бороться,
Для дэвов отпора,
Рожденных из тьмы,
Бороться с ворами,
От ведьм с волхвами,
Защиты от гибели
И Забытья,-
Тот молится Мазде.
Святым и Бессмертным,
Своей же душе.
Божеств ублажает
Земных и небесных,
Кто молится Солнцу,
Бессмертному Свету,
Чьи кони быстры.
5. Помолимся Митре,
Чьи нивы просторны,
Тысячеухому,
Чьих глаз мириад,
Который бьет метко
Своей булавою
По дэвов башкам.
Помолимся связи,
Из всех наилучшей,
Меж Солнцем с Луной.
6. Молюсь ради счастья
Я громкой молитвой
Бессмертному Солнцу,
Чьи кони быстры.
Бессмертному Свету,
Чьи кони быстры,
Вершу возлиянья
Из хаомы сока,
Прутами барсмана
И речи искусством,
И мыслью, и делом,
И истинным словом
Я Солнце почту.
«Молитвы тем приносим,
Кому признал молиться
Ахура-Мазда благом».
7. «Как наилучший Господь. » (Два раза),
Молитву и хвалу, мощь и силу прошу
Солнцу бессмертному, светлому, быстро-
конному.
«Истина — лучшее благо. «
Источник
Солнцу молюсь солнцу силе его
Молитва к Солнцу
Что такое молитва? Молитва — это инструмент. Наши предки славили богов, но ничего у них не просили. Занимались славословием, поэтому мы суть славяне. Славословие — это создание особых вибраций, ведь язык нам дан для того, чтобы славословить, т.е. словить резонанс со настройки с богами (определённую энергию) с помощью слов. Молитва — это вибрационный ряд, связанный с определенной ипостасью: либо обращаемся к конкретному богу, который управляет конкретными стихиями, либо к одному из проявлений его — защита, помощь, поддержка. Это прием со настроя с определенными вибрациями. Когда мы настроились с этой вибрацией, мы присваиваем себе эту силу для нашей эволюции. Когда человек верит, когда у него есть внутренняя убежденность, что объект, к которому он обращается, окажет ему помощь, — помощь и поддержка приходят. При этом даже уже неважно, говорим ли мы своими словами или без слов, просто мысленный посыл и мысленное прикосновение к богу свершают чудеса. Важно от души, с пониманием, по совести, тогда молитва срабатывает очень сильно. И здесь важно принять эти вибрации. Часто человек не готов принимать высокие вибрации, если он очень долго живет в низких: агрессии, злобе, раздражении и внутреннем негативе. Молимся — значит, настраиваемся на вибрацию бога, пользуемся его силой. Поэтому, молитву нужно славословить, сказывать, а не говорить (го — образ, вор — воровать. Воровать образы).
«Возрадуйся, Бог, освещающий Землю, Управитель Света, несущий огонь! Мы стоим на ладонях Твоих, пред Тобой, словно пальцы Твои. Мы звучим из вулканов Твоих, восхваляя Тебя, словно звуки Твои. Мы глядим из макушки Твоей, узнавая Тебя, словно взгляды Твои. Те дары, что несем для Тебя, отдаем мы Тебе, чтобы взять для себя, восхваляя Тебя. Господин и Хозяин, Отец наш Небесный, Великий наш Бог, для Тебя жизнь любого из нас. Для Тебя одного. Прикоснись своим Светом. Войди на восходе в наш мир. Мы – покорные слуги. Мы – дети Твои. Мы – Твои»
Приветствие Солнцу
«О, могущественное Присутствие Бога Я Есмь в Солнце и за Солнцем! Я призываю твой Свет, заливающий всю Землю, в мою жизнь, мой ум, мой дух, мою душу! Сияй и пылай своим Светом! Разорви оковы тьмы и предрассудков! Заряди меня великой ясностью твоего огненно-белого сияния! Я Есмь дитя твое, и с каждым днем я становлюсь все более полным твоим проявлением!»
Мантра восходящего Солнца
«Гелиос и Веста! Свет вливается в мое существо! Свет расширяется в центре моего сердца! Свет расширяется в центре Земли! И вся Земля преображается для Нового Дня!»
Молитва Лучей Рассвета
«Благословенны лучи приходящего дня, те, что прекрасный Эос во все миры посылает! Благословенна молитва, входящая в Неба спирали, дабы Престола достичь Всеединого в мире Творца! О, Вседержавный Творец и миров повелитель, благослови устремленья и веру мою, и укрепи тысячу крат изреченную мною молитву, что возлагаю сейчас к Твоему алтарю! Облачен весь в лучах восходящего Солнца силой и мощью, сиянием светлых Небес, я призываю твой меч, твой щит и защиту, о, мой Создатель, мой вечный и сущий Отец! Аминь»
Древняя молитва с водой, солнцем и землей
«Солнце-Отец, веди меня и направляй меня в этот день жизни моей. Благослови меня хорошим здоровьем, сияющей любовью и радостью в моей жизни. Земля-Мать, благодарю тебя за это дыхание жизни. Спасибо тебе за здоровье моего тела. Благодарю тебя за это Творение. Я прошу вас, Мать и Отец, благословить моих любимых, моих ближних, моих детей, моих родителей, мою семью. Я прошу, чтобы каждый человек, которого я встречу сегодня, получил благословение в его мыслях, словах, деяниях и поступках, и чтобы я получил благословение от него».
Молитва «Дажбожья утренняя»
«Встает солнышко Красное, Дажбоже наш, Мир светом озаряется, радостью полнится! Душа моя благодати хочет, ибо есть я Вну(чка)к Дажбож(ья)ый. Смотрю на небо и несказанной утехой трепещет сердце, ведь то сам Дидо наш в жилище мое входит. Приветствую тебя, Солнышко! Благослови Дух, Душу и тело мое, чтобы в здоровье и благодати пребывать. Без Тебя же нет и дыхания, нет и движения всякого на Земле — Макоши! Благослови меня, Боже, на день ясный, чтобы свершились все благие начинания мои, а Кривда чтобы канула в Яму! Слава Дажбогу!»
Розенкрейцеры — древнее тайное общество, вокруг которого сложено немало легенд. Согласно некоторым документам Д.М.О.Р.К. является мировым философским традиционным, посвященческим движением. Русскоязычная юрисдикция ДМОРК официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ.
Развитие своих «экстрасенсорных мышц» — это процесс, который весьма похож на физическую тренировку. Под экстрасенсорикой чаще всего понимается такое восприятие, которое не использует обычные органы чувств и выходит за пределы человеческих возможностей. Есть различные методики и способы развития экстрасенсорных способностей.
Одна из простейших мантр на очищение звучит так: «Синхих Канальхих», которую можно перевести, как: «я чист» Некоторые благодаря этой молитве смогли раскрыть дар ясновидения в себе.
Скандинавские богини и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности. Главная из богинь — Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру.
Специалисты цыганского психологического гипноза знают, что любой человек замирает, сковывается, широко раскрывает По своей сути техника цыганского гипноза является самой распространенной разновидностью «обработки» выбранной жертвы.
До начала практики стоит изучить мантры для процветания и богатства, выбрать текст. Для упрощения запоминания слов надо найти перевод, аудиозапись исполненной мастером молитвы. У мантры процветания, богатства есть мгновенный и накопительный эффект.
Азелта Санктум. Портал об эзотерических секретах
Источник
Рецензии на произведение «С Масленицей!»
с енной, с енной )))
Сашулечка, это же — замечательная молитва! Теплая, от всего сердца, а поэтому — очень действенная! Выучу напамять и расскажу потом, как она меня спасает. Пусть все сбудется!
Представляешь, у нас сегодня с утра была такая красивая метелица, что не было видно впереди идущего. Пути Господни. Здоровья, здоровья и творческого вдохновения!
Прощать тебя не за что- ты светлая душа!
Очень рад, что сгодится.
А я — какой уж есть .
СПАСИБО!
Баллада о том, как инки начали поклоняться солнцу
Солнцу молюсь,
солнцу молюсь,
солнцу!
Свету его,
силе его,
зо́ву,
звону луча,
яблока алому боку,
солнцу молюсь —
непобедимому богу!
Солнце в стебле
и в желтизне слитков…
Много богов было у нас —
инков.
Смертных страша
грозным своим видом,
в каждом углу
мрачно стоял идол…
Восемь недель
засуха жгла Куско.
Даже луна
стала светить тускло…
Жрец подошел,
был, как судьба, грозен:
– Дочку твою
боги к себе
просят… —
Взял он ее.
Крикнул:
– Молись,
ибо
слезы смешны,
если ты дочь инка! —
Трижды умыл,
трижды провел
лесом.
После
ножом
левый сосок срезал.
Сердце достал
и показал людям…
Я задрожал,
я застонал
лунем!
Слышал одно,
зная ее
муки, —
как над жрецом
жирно жужжат
мухи.
Чудилось мне:
просят еще
крови
боги дождя,
света,
зерна,
крова…
И, находясь
на берегу смерти,
я повелел
всех их собрать
вместе…
Солнце с утра
в бубен земли било.
Страшно глядеть
мне на богов было.
На истуканов
темных, как мгла,
хмурых,
каменных,
злых,
сытых,
больших,
мудрых.
Только терпеть
не было сил больше…
Я им сказал:
– Слушайте, вы,
боги!
Восемь недель
нету дождей в Куско.
Склады пусты.
И на полях пусто.
В Пуно давно дождь не идет.
В Ике…
Разве не все
отдали вам инки?!
Послано вам двести рабов.
Самых!
Вышла за вас
дочка моя
замуж.
Где же дожди?
Где же громов
гулы.
Кровью живой
мазали вам
губы.
Можете есть.
Можете пить
знатно…
Как же узнать,
что вам еще надо?
Сына отдам,
славу отдам —
нате.
Только одно,
боги мои,
знайте:
если с небес
не упадут
капли,
я вас тогда
приговорю
к казни.
Так говорил им я.
Человек.
Инка.
А по богам
будто неслась
искра.
Боги огня,
боги дождя,
грома,
боги воды,
света,
зерна,
крова,
боги добра,
боги болот —
жабы,
рты распахнув,
прямо в лицо
ржали.
Вынул я меч.
И показал
рубку!
Я их рубил так,
что сорвал руку!
Я их рубил —
темных, как мгла,
хмурых!
Я их рубил —
каменных,
злых,
мудрых!
Я затупил девять мечей.
Девять!
Это я знал.
Это умел делать.
Мне широко,
весело мне
было.
Солнце
в тугой бубен земли било.
Я закричал:
– Дай твоего
сока.
Нету
богов!
Есть только ты, —
солнце!
Я неспроста
бога в тебе
чую…
Видели все:
произошло чудо.
Без облаков,
с долгой жарой
споря,
дождь танцевал
в пыльном, как смерть,
поле!
Царствовал дождь!
Перебирал листья!
Бился,
гудел,
перебивал,
лился!
Спину мою
пронзали его иглы…
Солнцу с тех пор
молимся мы —
инки.
Великолнепно! Я раньше почему-то не читал. Спасибочки 🙂
Источник
Юрий Редьков — Баллада о том как инки стали поклоняться Солнцу Роберт Рождественский | Текст песни
солнцу молюсь, солнцу молюсь, солнцу!
свету его, силе его, зову.
зову луча, яблока алому боку
солнцу молюсь,- непобедимому богу.
солнце в стебле и желтизне слитков,
много богов было у нас инков,
смертных страша грозным своим видом,
в каждом углу стоял идол.
восемь недель засуха жгла Куско,
даже луна стала светить тускло.
жрец подошел как судьба грозен
-«дочку твою боги сегодня просят»
взял он ее и крикнул:
-«молись, ибо слезы твои смешны, если ты дочь инка!»
трижды умыл, трижды провел лесом,
после ножом левый сосок срезал,
сердце достал и показал людям.
я задрожал, я застонал лунем,
слышал одно, зная ее муки,
как над жрецом жирно жужжат мухи
чудилось мне: просят еще крови
боги дождя, света, зерна крови!
и находясь на берегу смерти
я повелел всех их собрать вместе.
солнце с утра в бубен земли било,
страшно глядеть мне на богов было
на истуканов темных, как мгла, хмурых,
каменных, злых, смертных, больших и мудрых..
только терпеть нету сил больше
я им сказал-«слушайте вы, боги
восемь недель нету дождей в Куско
склады пусты, на полях пусто,
в Глуско давно дождь не идет
вы инки, разве не все мы вам отдали инки?
послано вам двести рабов самых,
вышла за вас дочка моя замуж..
где же дожди, где же громов гулы
кровью живыми мазали мы вам губы
можете есть, можете пить знатно
как же узнать, что же вам еще, боги, надо?
сына отдам, славу отдам, нате!
только одно боги знайте:
если с небес не упадет хоть одна капля
я вас тогда приговорю к казне!
так говорил им я, человек — инка,
а по богам будто неслась искра
боги огня,боги дождя, грома
боги воды, света, зерна, крови,
боги добра, боги болот — жабы,
рты распахнув, прямо в лицо мне ржали!
вынул я меч и показал рубку.
я их рубил так, что сорвал руку,
я их рубил темных, как мгла, хмурых,
я их рубил каменных, злых, мудрых.
я затянул девять мечей, девять!
это я знал, что умел делать.
мне широко, мне весело было,
солнце в тугой бубен земли било,
я закричал -«дай твоего сока,
нету богов есть только ты, солнце!
я не спроста бога в тебе чую»
видели все — произошло чудо.
без облаков, с долгой жарой споря,
дождь танцевал в пыльном, как смерть, поле
царствовал дождь, бился, гудел, перебивал, лился,
спину мою пронзали его иглы.
солнцу с тех пор молимся мы, инки..
Источник
Методическое пособие по курсу МИФОЛОГИЯ
Да возрадуется Ахура-Мазда.
Радости Солнца бессмертного, светлого, чьи кони
быстры, — молитва и хвала, радость и слава.
«Как наилучший Господь. »
Мы молимся Солнцу,
Чьи кони быстры.
Когда Солнце светит,
Когда Солнце греет,
Все сотнями тысяч
И счастье вбирают,
И счастье вручают,
И счастье дарят
Земле, данной Маздой,
Для мира расцвета,
Для Истины роста.
Когда всходит Солнце, То данная Маздой Святится земля, Святятся все воды, И те, что проточны, Источников воды, Стоячие воды И воды морей. Творенья святятся Все Духа Святого.
Не всходит же Солнце, И дэвы всё губят, Что есть на земле. И здесь небожители В мире телесном Не могут пробыть.
Кто молится Солнцу, Бессмертному Свету, Чьи кони быстры, Чтоб с тьмою бороться, Для дэвов отпора, Рожденных из тьмы, Бороться с ворами, От ведьм с волхвами, Защиты от гибели И Забытья , — Тот молится Мазде, Святым и Бессмертным, Своей же душе. Божеств ублажает Земных и небесных Кто молится Солнцу, Бессмертному Свету, Чьи кони быстры.
Помолимся Митре , Луга чьи просторны, Тысячеухому,
Чьих глаз мириады,
Который бьет метко
По дэвов башкам.
Из всех наилучшей,
Меж Солнцем с Луной.
6. Молюсь ради счастья
Я громкой молитвой
Чьи кони быстры,
Чьи кони быстры,
И речи искусством,
И мыслью, и делом,
И истинным словом
«Молитвы тем приносим,
Кому признал молиться
7.«Как наилучший Господь. » (Два раза)
Молитву и хвалу, мощь и силу
прошу Солнцу бессмертному, светлому, быстроконному.
«Истина — лучшее благо. »
счастье — хварно, фарн, божественная субстанция счастья, харизма власти.
Истина — космическая субстанция (Арта, Аша, соответствует ведийскому Рита).
Забытье — демон забывчивости и беспамятства дэв Маршаван.
Митра — божество договора, освященного Солнцем.
хаома — растение и приготовляемый из него галлюциногенный напиток, игравший важную роль в ритуале (ведийское — сома).
барсман — ритуальный пучок прутьев, который держал в руках священнослу житель во время литургии.
В мифологии зороастризма содержится эсхатологическое учение о конце мира. На последнем суде люди делятся на праведников и грешников. Души праведников попадают в светоносную сферу Ахура-Мазды, а грешники – в преисподнюю. Мир живых соединяется с миром мертвых мостом Чинват. Этот мост широк для праведников и узок, как лезвие бритвы, для грешников. Судьба человека после смерти зависит от истинности его веры, участия в борьбе добра со злом. Представление о бессмертии души было основано на идее слияния духовной сущности человека с высшим божеством. Эта идея характерна именно для индоиранских верований.
В мифологии зороастризма разрабатываются разные варианты будущего. История может завершиться катастрофой: перед концом света наступит чудовищная зима, а мир погибнет в огне. Но после этого жизнь начнется снова. В других вариантах мир спасает Зороастр ради торжества добра.
Зороастризм включает в себя теогонические и антропогонические мифы. Миф о рождении Ахура-Мазды драматичен: Бог вечного времени Зерван собирается родить сына, который станет творцом неба, земли, людей. Во чреве отца Ахура-Мазда поделился своим знанием будущего с братом Ангро-Майнью. Тот разорвал чрево отца, вышел на свет первым и стал претендовать на власть, а желанный сын родился вторым. Поэтому в мире сначала царило зло, а потом наступило царство Ахура-Мазды.
Первым человеком в древней иранской мифологии считался Имма (Яма в индоарийской мифологии). Он занимался земледелием и скотоводством и творил добро. Когда Имме не хватало земли, он взмахивал бичом – и она раздвигалась. Но Имма перестал слушаться Ахура-Мазду, начал употреблять в пищу мясо священных быков, поэтому он был изгнан из райских мест, и люди были лишены бессмертия. Так закончился золотой век и началась эпоха борьбы добра со злом. Имма совершил грехопадение, но в Авесте есть эпизод, повествующий о том, что Ахура-Мазда предупредил Имму о грядущей гибели мира от мороза и наводнений. Имма должен был построить крепость, в которой он спасет все виды растений и животных.
Цивилизация Индии значительно отличается от ближневосточно-средиземноморской глубиной философского анализа. В религиозных представления индийцев разум преобладает над эмоциями, и они носят интровертивный характер. Обращенность вовнутрь, личностные устремления к освобождению погружают в самоанализ и придают психологический характер религиозному и мифологическому творчеству индийцев. Мифология Индии сложилась в результате синтеза примитивных мифов протоиндийцев и ариев. Нашествие ариев явилось тем толчком, который привел к ускоренному развитию древнеиндийской цивилизации. Древние индоарии обожествляли животных, растения, природу. Они вводили ритуалы жертвоприношений в честь богов, пиршества с жертвенным мясом и пьянящим напитком сомой. Эти ритуальные церемонии привели к оформлению сборников жертвенных формул магических заклинаний и торжественных гимнов, заговоров и молитв. Они сложились на рубеже II-I тысячелетий до н.э. и получили название Веды . Таких сборников четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа . В Ригведе важное место занимают мифопоэтические образы и сюжеты: преследование Сурьей, богом солнца, Ушас, богини утренней зари (символ бега времени), «три шага Вишну», которыми он пересек землю; миф о сотворении мира. Последний миф повествует о том, как Индра, рожденный старейшими богами, Небом (Дьяусом) и Землей (Притхиви), выпил сому, стал быстро расти и оторвал Небо от Земли. Затем стал заполнять пространство между ними воздухом, людьми, растениями, животными и т.д. Индра – центральный герой вед. Не менее почитаем в ведийской мифологии был бог Огня Агни, покровитель жертвенного пламени и домашнего очага. Благожелательный Агни был посредником между Землей и Небом, людьми и богами, он дарил счастье и здоровое потомство. Чудодейственную силу древние индийцы приписывали также Соме, богу опьяняющего напитка и самому напитку.
В «Ригведе» самое большое число гимнов (около 250) посвящено Индре, богу тепла и света, дождя и бури, повелителю вселенной и грозе демонов. Индра мчит на золотой колеснице, вооруженный громовой палицей и опьяненный сомой. Земля и небо содрогаются, когда он ударяет своей палицей. Перед ним трепещут боги и демоны.
Главный подвиг Индры – победа над космическим змеем Вритрой, демоном засухи, спрятавшим воды в своем чреве или в недрах гор. Эта победа показывает живительную силу дождя после засушливого лета.
Другими врагами Индры были трехглавый змей Вишварупа и демон пещеры Вала. Индра и его божественная собака Сарама отвоевывают коров, спрятанных демоном в пещере, в далекой стране за рекой, текущей на краю света.
Масштабы фигуры Индры – космические. Он больше Земли, застилает собой Небо, небесный свод – его корона. Он поглощает огромное количество сомы: однажды он одним глотком осушил три озера. Все, что делает Индра, отмечено избытком силы и удали. Он олицетворяет жизненное изоблие, космическую и биологическую энергию. Он дает свободу рекам и морям, разрывает тучи, при нем активизируются соки в растениях и кровь в жилах, он вдыхает жизнь в семена. Высшее проявление творческой силы Индры – грозы. Он посылает дождь и ведает всякой влагой. Индра – бог плодородия; в гимнах Ригведы можно найти целый ряд перифраз, усиливающих впечатление о его жизнепроизводительных силах: хозяин полей, хозяин плуга, мировой бык. Индра дает плодородие полям, животным, женщинам, он неистощим в порождении жизни. В нем всегда проявляется неисчерпаемая жизненная сила: мечет ли он молнии, освобождает воды, поглощает сому или обнаруживает свою невероятную потенцию. В каждом движении Индры виден переизбыток энергии. «Миф об Индре есть лучшее выражение идеи фундаментального единства всех проявлений изобилия жизни. Динамическая сила плодородия одинакова на всех уровнях бытия, и нередко даже сама лексика показывает, что сущности, приносящие плодородие, связаны друг с другом, имея общий корень: этимологически варша – «дождь» сближается с вриша – «самец». Индра постоянно держит в движении космические силы, чтобы биосперматическая энергия циркулировала по всей Вселенной. Он обладает большим источником жизненности, на коем и основываются надежды человечества. Но Индра – не демиург; он содействует жизни и победоносно распространяет ее по всей Вселенной, но не творит ее» (Элиаде, с. 91).
1 Пей сому, о грозный, ради которого ты пробуравил
Великое укрытие с коровами, когда тебя восхваляли,
Ты, о дерзкий, который убил, о громовержец,
Всех врагов недружелюбных — своими силами!
2 Пей же его, о ты, кто пьет сому из выжимок,
Кто жаден губами, кто оплодотворитель молитв,
Кто проломитель загона для коров, носитель ваджры
кто правит конями!
О Индра, пробуравь яркие награды!
3 Пей так, как прежде! Пусть опьянит он тебя!
Услышь молитву и усилься от хвалебных песен!
Сделай солнце видимым, жертвенные услады
Разбей врагов, пробуравь коров из скалы, о Индра!
4 Эти пьянящие соки, о Индра самосущий,
Когда они выпиты, пусть сильно укрепят тебя,
Великого, совершенного, сильного, могущественного,
Хмельные (соки) пусть возбудят победоносного;
5 Опьянев от которых солнце и утреннюю зарю
Ты зажег, взрывая твердыни.
Огромную скалу, о Индра, заключавшую в себе коров,
Ты столкнул неподвижную со своего места.
6 Это благодаря твоей силе духа, твоим чудесным силам
В сырых коров ты искусно вложил вареное молоко.
Рыжим коровам ты растворил врата, твердыни,
Ты выпустил из укрытия коров, сопровождаемый
7 Он распространил землю — великое чудо! — широ кую.
Огромный, о Индра, ты высоко воздвиг небо.
Ты укрепил две половины мироздания ,
чьи сыновья — боги,
Двух древних матерей, юных дочерей закона.
8 Тут, о Индра, все боги поставили тебя
Впереди как единственного сильного — для борьбы.
Когда тот, кто не-бог, затаился против богов,
То они выбрали Индру для поединка за солнце…
ваджра – дубина, оружие Индры.
Ангирасы – полубоги, небесные мудрецы и музыканты.
… две половины мироздания – Земля и Небо, обычно – супруги, но иногда «Две матери».
Как могущественных хозяев неба в Ведах почитают Митру и Варуну . Они никогда не закрывают глаз и размещают своих соглядатаев в растениях и домах. Царь Варуна видит все, он даже считает, как часто люди моргают глазами. Варуна «тысячеглазый». В мифологии тысяча глаз означает звезды и небесное божество. Тысяча глаз есть также у Индры, Агни и Пуруши. Варуна всеведущ и непогрешим: он видит след птиц в воздухе, знает направление ветра, выведывает все секреты. Варуна не только небесное божество, но и Верховный владыка, страж космического порядка. Человек обращается к Варуне, когда ему не удаются дела. Он спрашивает о своих грехах, потому что Варуна видит даже скрытый грех. Варуна, как и Митра, является гарантом соглашений между людьми. Варуна «опутывает» их взаимными соглашениями. Само имя Варуны восходит к индоевропейскому корню и на санскрите «варатра» означает «веревка»; его всегда изображают с веревкой в руках. Варуна «опутывает» того, кого намерен погубить.
Варуна – страж универсального порядка. Он все видит и все знает, потому что находится в звездном доме и возвышается над миром. Он управляет космосом и наказывает нарушителей своих законов, «опутывает» их болезнями и бессилием.
По характеру власти Варуна значительно отличается от Индры. Власть Варуны безмятежная и пассивная. В отличие от Индры, он ни за что не борется, ничего не завоевывает, не присваивает себе никаких прав. Он могущественный Верховный Владыка и созерцатель, власть принадлежит ему по праву и в силу его природы. Его власть – власть мысли, знания, магия. М. Элиаде обнаруживает «замечательную симметрию между тем, что можно назвать «небесным» и «царским» аспектами Варуны: они соединяются вместе и дополняют друг друга; Небо трансцендентно и уникально точно так же, как и Владыка Мира; тенденция к пассивности просматривается у всех верховных небесных богов, живущих в высших сферах, отдаленных от человека и более или менее безразличных к его каждодневным нуждам. Пассивность первобытных верховных божеств Неба можно обнаружить и в Варуне: это видно по его созерцательному характеру, а также по его манере действовать не физическими методами, как Индра, а с помощью магических духовных сил» (Элиаде, с. 79).
При всей значимости Варуны в пантеоне богов Ригведы, специально ему посвящено лишь десять гимнов. Это может быть связано с известной отчужденностью Варуны от будничных дел и преимущественно моральной проблематикой его деятельности.
Около тридцати гимнов в Ригведе обращено к Митре-Варуне, которых иногда рассматривают как две ипостаси одного божества. Некоторые тексты Ригведы отражают отчетливое противопоставление Митры Варуне по целому ряду оппозиций: близкий (внутренний) – далекий (внешний), дневной – ночной, солнце – луна, коллективный – индивидуальный. Однако они далеко не всегда противопоставляются друг другу. Их объединяют общие свершения, солярная природа обоих, связь с космическими законами. Космический порядок регулирует все в мире: движение солнца, явления природы, жизнь растений и животных. Митра-Варуна охраняют этот порядок, и на этом покоится их власть. Соединение Митры и Варуны настолько нерасчленимо, что иногда Митре приписывают те функции, которые обычно связываются с Варуной.
Гимны исполнялись во время жертвоприношений. Они обращены к богам, поэтому обладают многозначностью и загадочностью, в них содержатся намеки на различные мифологические мотивы.
Источник