Таланту Соколова-Микитова. Март в лесу!
/Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892, Калужская губерния — 1975, Москва) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент./
В богатствах календаря русской природы
Март числится первым месяцем весны, радостным праздником света.
Уже кончился холодный, вьюжный февраль — «кривые дороги», как называют его в народе.
По народному меткому слову, ещё «зима зубы показывает» – лучшая примета!
В первых числах марта нередко возвращаются морозы.
Но всё длиннее дни, раньше и раньше восходит весеннее яркое Солнце над снежной сверкающей пеленой.
В лесах и на поле нетронуто лежат глубокие сугробы.
Выйдешь на лыжах – всё вокруг сверкает нестерпимой белизной!
По-весеннему пахнет воздух над полями.
Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья.
Прозрачно и чисто небо с высокими лёгкими облаками.
… Вот, прогретая лучами мартовского Солнца, сама собой свалилась с макушки дерева,
Рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка, что была на ней.
И, точно живая, долго колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка, освобожденная от зимних оков.
Под тёмными елями ноздреватый снег обсыпан опавшей хвоей.
Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны.
Вот послышалась звонкая барабанная трель почти над самой головой.
Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди,
оказавшись в лесу ранней весной.
Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант пёстрый дятел.
Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь:
Там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны.
Так барабанщики дятлы приветствуют приход весны и ты их увидеть спешишь!
Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху,
живёт в эту пору едва пробудившийся лес.
Вот, уронив обгрызенную шишку, взвершилась на дерево лёгкая белка. Бегает бойко!
Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом уже по-весеннему тенькают синички.
Мелькнув за стволами деревьев, неслышно пролетит и исчезнет рыжеватая сойка.
Вспорхнёт, прогремит и скроется в глубине лесного заросшего оврага
Пугливый рябчик – боится, наверное, лису или иного лесного врага.
Освещённые лучами Солнца, высятся бронзовые стволы сосен,
В самое небо вознося свои раскидистые вершины.
В тончайшее кружево сплелись зеленоватые ветки голых осин.
Пахнет озоном, смолою, багульником! Начало солнечного дня!
Жёсткие вечнозелёные ветки багульника уже показались из распавшегося сугроба —
У пригретого мартовским Солнцем высокого пня.
Празднично, чисто в освещённом лесу.
Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окружённую берёзовым лесом поляну, скользя на лыжах,
Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног,
В алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Поневоле испугаешься: ах!
Всё утро кормились они на развесистых, усыпанных почками березах.
Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые чёрные косачи,
желтовато-серые самки-тетёрки.
Уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей — в ясные дни по утрам.
В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса.
Но ещё не скоро начнётся настоящий весенний ток по полянам.
Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в чёрные латы краснобровые бойцы.
На глухих сосновых болотах готовятся к весеннему току глухари-мошники – пернатые удальцы.
В глубоком снегу, в осиновых и сосновых зарослях, держатся лоси.
Трудно увидеть чуткого лося, но нередко бывает путь их таков:
Лоси выходят к людным дорогам, спасаясь от злых браконьеров, на окраины селений и городов.
Чудесны лунные мартовские ночи! Крепким настом покрыты снега. Кругом – краса!
Можно без лыж идти по хрустящему снежному паркету.
Сказочным кажется ночной лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса.
Вот гугукнула, пролетая, сова, далеко-далеко отозвались ей другие невидимки-совы.
Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу,
Скрылась под пнём в сугробе, чтоб не попасть в когти совы.
Опушкою леса пробежала осторожная лисица.
В светлые лунные ночи выходят на поля жировать русаки –
А за ними — след такой путаный, будто кто за ними мчится.
Ещё спят в своих тёплых норах и берлогах барсуки и медведи.
Но в ясные мартовские дни всё чаще просыпается медведь.
Подрастают в берлогах родившиеся зимою медвежата. Пора ведь!
Настоящая весна приходит в середине марта. Так было и будет из века в век.
В городах и посёлках течёт с крыш, висят длинные сосульки,
Которые по капельке с ручьями убегут в русла рек.
Радостно, по-весеннему чирикают воробьи.
На лесных тропинках проваливается под ногами снег.
А где-то, на далеком юге, уже цветут сады, давно начался сев.
Многотысячная армия пролётных птиц готовится в дорогу.
Из далекой Африки, с берегов Южного Каспия отправляются птицы в далёкий путь —
К родному гнезду, словно люди к родному порогу.
Первыми прилетают близкие гости — грачи.
В старых парках на высоких деревьях ладят они свои гнёзда, шумом и гамом наполняя окрестности.
За грачами прилетят скоро скворцы, покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
Весна заполняет их пеньем все освободждающиеся от снега местности.
С каждым днём сильнее греет Солнце. Бегут под снегом весенние ручейки.
Реки и лесные речушки готовятся освободиться от ледяных оков.
Скоро придет апрель –
Самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.
_____
Соколов-Микитов И.С. Русская зима.
В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны, радостным праздником света. Уже кончился холодный, вьюжный февраль — «кривые дороги», как называют его в народе. По народному меткому слову, еще «зима зубы показывает». В первых числах марта нередко возвращаются морозы. Но все длиннее дни, раньше и раньше восходит над снежной сверкающей пеленой весеннее яркое солнце. В лесах и на поле нетронуто лежат глубокие сугробы. Выйдешь на лыжах — такая засверкает вокруг нестерпимая белизна!
По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками.
… Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков. Под темными елями ноздреватый снег обсыпан опавшей хвоей. Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант пестрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики дятлы приветствуют приход весны.
Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. Вот, уронив обгрызенную шишку, взвершилась на дерево легкая белка. Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом уже по-весеннему тенькают синички. Мелькнув за стволами деревьев, неслышно пролетит и исчезнет рыжеватая сойка. Вспорхнет, прогремит и скроется в глубине лесного заросшего оврага пугливый рябчик.
Освещенные лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен, в самое небо вознося свои раскидистые вершины. В тончайшее кружево сплелись зеленоватые ветки голых осин. Пахнет озоном, смолою, багульником, жесткие вечнозеленые ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня.
Празднично, чисто в освещенном лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окруженную березовым лесом поляну. Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Все утро кормились они на развесистых, усыпанных почками березах. Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые черные косачи, желтовато-серые самки-тетерки.
В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но еще не скоро начнется настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в черные латы краснобровые бойцы.
На глухих сосновых болотах готовятся к весеннему току глухари-мошники. В глубоком снегу, в осиновых и сосновых зарослях, держатся лоси. Трудно увидеть чуткого лося, но нередко бывает и так: спасаясь от злых браконьеров, лоси выходят к людным дорогам, на окраины селений и городов.
Чудесны лунные мартовские ночи! Крепким настом покрыты снега. Можно без лыж идти по хрустящему снежному паркету.
Сказочным кажется ночной лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Вот гугукнула, пролетая, сова, далеко-далеко отозвались ей другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнем в сугробе. Опушкою леса пробежала осторожная лисица. В светлые лунные ночи выходят на поля жировать русаки.
Еще спят в своих теплых норах и берлогах барсуки и медведи. Но в ясные мартовские дни все чаще просыпается медведь. Подрастают в берлогах родившиеся зимою медвежата.
Настоящая весна приходит в середине марта. В городах и поселках течет с крыш, висят длинные сосульки. Радостно, по-весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.
А где-то, на далеком юге, уже цветут сады, давно начался сев. Многотысячная армия пролетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки, с берегов Южного Каспия отправляются птицы в далекий путь. Первыми прилетают близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях ладят они свои гнезда, шумом и гамом наполняя окрестности. За грачами прилетят скоро скворцы, покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.
С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Стихи
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
А. М. ЖЕМЧУЖНИКОВ
ТАМБОВСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Подготовка текста и вступительная статья Б. Илёшина[1]
Алексей Михайлович Жемчужников
Под горой, дождем размытой, У оврага без моста Приютилась под ракитой Позабытая верста.
Наклонившись набок низко, Тусклой цифрою глядит; Но далеко или близко — Никому не говорит.
Без нужды старушка мерит Прежний путь, знакомый, свой Хоть и видит, а не верит, Что проложен путь иной…
Уже давно иду я, утомленный, И на небе уж солнце высоко; А негде отдохнуть в степи сожженной, И все еще до цели далеко.
Объятая безмолвием и ленью, Кругом пустыня скучная лежит… Хоть ветер бы пахнул! Летучей тенью И облако на миг не освежит…
Вперед, вперед! За степью безотрадной Зеленый сад, я знаю, ждет меня; Там я в тени душистой и прохладной Найду приют от пламенного дня;
Там жизнию я наслаждаться буду, Беседуя с природою живой; И отдохну, и навсегда забуду Тоску пути, лежащего за мной…
По-русски говорите, ради бога! Введите в моду эту новизну. И как бы вы ни говорили много, Все мало будет мне… О, вас одну Хочу я слышать! С вами неразлучно, Не отходя от вас ни шагу прочь, Я слушал бы вас день, и слушал ночь, И не наслушался б. Без вас мне скучно, И лишь тогда не так тоскливо мне, Когда могу в глубокой тишине, Мечтая, вспоминать о вашей речи звучной.
Как русский ваш язык бывает смел! Как он порой своеобразен, гибок! И я его лишить бы не хотел Ни выражений странных, ни ошибок,
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Источник
Солнцем мартовским пригретый тает снег
20 марта 1907 г.
Б. Илёшин А. М. ЖЕМЧУЖНИКОВ
Имя Алексея Михайловича Жемчужникова ныне мало известно. А между тем он внес значительный вклад в русскую литературу, особенно, как один из создателей сатирических произведений Козьмы Пруткова.
А. М. Жемчужников родился 10 февраля 1821 г в богатой дворянской семье. Получив хорошее образование дома и окончив полный курс в Училище правоведения, в котором готовились будущие министры, дипломаты и губернаторы, он несколько лет служил в сенате. Но деятельность чиновника его мало привлекала. Впоследствии Жемчужников вспоминал об этом времени, как «самом тяжелом и мрачном» в его жизни.
1 января 1858 г. Жемчужников вышел в отставку, целиком посвятив себя литературной деятельности. Он поселился сначала в Калуге, потом жил несколько лет в Москве и затем, после смерти жены, уехал за границу.
Писать стихи Алексей Михайлович начал рано, еще па школьной скамье. В 1841 году, когда ему было всего двадцать лет, они уже публиковались в «Отечественных записках», в журнале, где печатались многие выдающиеся произведения русских писателей. Жемчужников сближается с демократически настроенными литераторами, входит в круг знаменитого некрасовского «Современника».
В ноябре 1852 года Н. А. Некрасов писал И. С. Тургеневу:
«Сегодня выходит XI № „Современ[ника]“, в нем ты найдешь недурную комедию в стихах А. Жемчужникова». [3]
Речь шла о комедии «Сумасшедший». Это было не первое произведение поэта, напечатанное в «Современнике». В 1850–1852 годах в журнале появилось несколько его комедий. Еще раньше, в 1850 году, А. М. Жемчуж-никовым совместно с А. К. Толстым написан водевиль «Фантазия».
В «Фантазии» в острой сатирической форме высмеивались бессмыслица и пошлость, царившие тогда в театрах. Авторы выступали не только против сочинителей пустых водевилей, но и против вкусов аристократической публики, к числу которой относилась и правящая верхушка. Именно поэтому пьеса «по высочайшему повелению» была запрещена.
«Фантазия» впервые была опубликована в «Полном собрании сочинений» только в 1884 году.
Но широкую известность Жемчужникову принесли не комедии, не лирические стихи, хотя многие из них написаны талантливо, а сатирические произведения Козьмы Пруткова, литературное имя которого создал он вместе со своими родными братьями Владимиром и Александром и двоюродным братом А. К. Толстым.
О том, как создавался образ сатирика, Алексей Михайлович вспоминает в одном из писем к брату Владимиру:
«…всех нас соединяла плотно одна общая нам черта: полное отсутствие „казенности“ в нас самих и, вследствие этого, большая чуткость ко всему „казенному“. Эта черта помогла нам — сперва независимо от нашей воли и вполне непреднамеренно, создать тип Козьмы Пруткова, который до того казенный, что ни мысли его, ни чувству недоступна никакая, так называемая, злоба дня, если на нее не обращено внимания с казенной точки зрения… Уже после, по мере того как этот тип выяснялся, казенный характер его стал подчеркиваться. Так в своих „прожектах“ он является сознательно казенным человеком… Мы богато одарили Пруткова такими свойствами, которые делали его ненужным для того времени человеком, и беспощадно обобрали у него такие свойства, которые могли его сделать хотя несколько полезным для своей эпохи Отсутствие одних и присутствие других из этих свойств равно комичны, и честь понимания этого комизма принадлежит нам.
В афоризмах обыкновенно выражается житейская мудрость. Прутков же в большой части своих афоризмов или
Источник