Конспект НОД «Солнце — это большая звезда» с использованием ИКТ (подготовительная группа)
Наталья Сосновская
Конспект НОД «Солнце — это большая звезда» с использованием ИКТ (подготовительная группа)
Образовательная область: Познание (ФЦКМ)
Интеграция образовательных областей: Коммуникация
Цель: Сформировать представление о Солнце как о звезде.
Образовательные задачи:
1. Сформировать представление о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы.
2. Уточнить знания детей о небесных телах.
3. Сформировать представление детей о различиях между звездами и планетами.
4. Уточнить знания детей о Солнце, как об источнике тепла и света для всего живого на Земле.
Развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать внимание и память.
4. Развивать пространственные представления.
5. Уточнить знание детей о различиях между понятиями «круг» и «шар».
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любознательность.
2. Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки К. Чуковского «Краденое Солнце».
2. Рассматривание с детьми схемы Солнечной системы.
3. Формирование у детей умения разгадывать кроссворды.
Оборудование:
1. Конверт с «письмом» от Карлсона
2. Картинка с изображением Карлсона
3. Схема-подсказка («В космосе холодно и нет воздуха»)
4. Схема-подсказка («На чем за какое время можно добраться до Солнца»)
5. Изображение Солнца
6. Желтые мячики по количеству детей
7. Картинка («Звезда и планета»)
8. Схема Солнечной системы
9. Настольная лампа
10. Картинка с загорелым человеком
12. Простые карандаши
13. Поощрительные призы (например, медальки с каким-нибудь «космическим» изображением)
Вместо схем-подсказок можно использовать презентацию
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Давайте отгадаем, от кого это письмо и прочтем его.
Воспитатель читает детям загадку о Карлсоне:
Взяв для подкрепления
Отправляется в полёт
Из конверта вынимается «фото» Карлсона и демонстрируется детям.
Ребята, давайте прочитаем, что написал нам Карлсон.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель (читает письмо):
Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня очень хорошее настроение, и я решил написать вам письмо. А настроение у меня хорошее, потому что меня сегодня утром разбудило Солнышко, которое заглянуло ко мне в окно. Я так обрадовался Солнышку, что даже запел: «Солнце, Солнце, загляни в оконце». А потом я подумал: «Как бы было здорово полететь на Солнце!» Но на чем же я туда смогу полететь? А потом я вспомнил, что у меня есть замечательный моторчик на спине. Вот на нем я и полечу.
Ребята, скажите, сможет ли Карлсон совершить полет в Космос с помощью своего моторчика? Почему?
(В космосе очень холодно, там нет воздуха) – дети отвечают с опорой на схемы-подсказки.
А на чем можно лететь? В какой одежде? (На ракете, в скафандре).
Ребята, Карлсон пишет, что он успеет совершить путешествие на Солнце за один день.
Как вы думаете, ребята, сможет ли Карлсон так быстро слетать на Солнце?
Оказывается, ребята, Солнце так далеко от нас, что если бы мы вдруг смогли доехать до него на велосипеде, то нам потребовалось бы целых 3000 лет; если бы на машине — 1000 лет; на самолете мы летели бы до Солнца 20 лет (т. е. вы бы успели вырасти и стать взрослыми людьми за время полета); а на ракете — несколько месяцев.
Выставляется соответствующая схема.
Ребята, Карлсон пишет, что он собирается не только подлететь к Солнцу, но и погулять по нему.
Как вы думаете, он сможет это сделать? Почему?
Дети отвечают, что к Солнцу невозможно подлететь близко, так как оно очень горячее и, приблизившись к нему, можно сгореть.
Совершенно верно, ребята. Солнце такое раскаленное, что даже на расстоянии в несколько тысяч километров от него наш бедный Карлсон сгорит вместе со своей ракетой. Солнце очень горячее. Такое горячее, что с его поверхности даже извергаются языки пламени.
Выставляется изображение Солнца.
Ребята, Карлсон пишет, что он думает, будто Солнце имеет форму круга? Так ли это? (Ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ПОДВИЖНАЯ ИГРА)
Дети становятся в круг. У каждого в руках желтые мячики. Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе имеющие форму шара. Услышав название шарообразного предмета, дети садятся на корточки и поднимают вверх руки с мячами.
Ребята, вы, конечно, помните, что в космосе есть много различных космических тел. Давайте их назовем: планеты, звезды, астероиды, метеориты, кометы.
А скажите, пожалуйста, Солнце, это планета или звезда? Почему?
Ребята, а вы знаете, чем звезда отличается от планеты? Давайте попробуем назвать эти различия.
(Выставляются картинка «Звезда и планета» и схема Солнечной системы)
Различия между звездами и планетами:
1. Звезды светятся, а планеты – нет. То есть, звезды излучают свет. На небосводе мы это видим как мерцание звезды. А планета свет не излучает, только отражает его. То есть, если на планету не будет попадать свет, мы ее увидеть не сможем.
2. Звезды «горячее» планет. То есть, звёзды всегда имеют большую температуру, чем планеты. На поверхности звёзд температура бывает от 2000 до 40000 градусов.
3. Звезда «тяжелее», чем планета. То есть, масса звезды намного больше, чем масса планеты.
4. Планеты движутся по своим орбитам вокруг звёзд. Точно так же, как наша Земля вокруг Солнца. А звёзды остаются неподвижными относительно планет.
5. У планет часто бывают спутники. А вот звёзды спутников никогда не имеют.
Итак, Солнце – это звезда. Оно излучает свет и тепло подобно электрической лампочке.
(Воспитатель включает электрическую лампу)
Солнце очень большое. По объему оно в миллион раз больше чем Земля. Ребята, а если Солнце такое большое, почему же оно нам кажется маленьким. (Потому что предметы вдали кажутся нам маленькими). Давайте подумаем. Когда мы видим самолет, летящий в небе, каким он нам кажется? Конечно, маленьким, потому, что он летит далеко от нас. А ведь на самом деле он очень большой. Так же и Солнце. Мы знаем, как далеко от нас оно находится. Это значит, что Солнце … просто огромное.
(Выставляется картинка с загорелыми детьми)
Ребята, скажите, почему у ребят на этой картинке кожа имеет темный оттенок? (Ответы детей). А почему дети загорелые? Как летом светит солнце? То есть, если Солнце успевает нас обжечь на таком большом расстоянии, то оно на самом деле очень горячее. Оказывается, на поверхности Солнца температура + 5500 С.
Ребята, давайте вспомним сказку К. Чуковского о том, как ужасный крокодил Солнце в небе проглотил? Что же случилось после этого? Что будет, если Солнце перестанет светить? Какие условия наступят на Земле? (Станет темно и холодно).
Что тогда произойдет со всеми живыми организмами?
Почему без Солнца жить нельзя?
Во-первых, Солнце дает нам свет. Без света растения на Земле не смогли бы выделять кислород в атмосферу. А без кислорода мы не смогли бы дышать! Кроме этого, при недостатке солнечного света человеку стало бы не хватать витамина D, который нужен для того, чтобы наши кости были крепкими. Без витамина D кости стали бы ломкими и хрупкими. Мы бы просто ломались на каждом шагу.
Во-вторых, Солнце дает нам тепло. Если бы Солнце вдруг перестало греть нашу планету, то Земля без тепла превратилась бы в огромный ледяной шар. Конечно же, все живое при такой низкой температуре исчезло бы с лица земли.
Итак, ребята, давайте вспомним:
Солнце – это планета или звезда?
Какую форму имеет Солнце?
Во сколько раз оно больше, чем планета Земля.
Почему Солнце светит? (Потому что Солнце – это звезда, а звезды излучают свет).
Планеты двигаются вокруг звезд или звёзды вокруг планет?
Молодцы! А сейчас мы с Вами разгадаем маленький кроссворд. Мы разделимся на команды. Посмотрим, кто быстрее справится с заданием.
(Разделить детей на группы по 3-4 человека в каждой)
(Раздать поощрительные призы всем детям)
Источник
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Солнце — большая звезда»
Ирина Беркалова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Солнце — большая звезда»
Познавательное развитие: ФЦКМ.
ООП МБДОУ – д/с «Берёзка» (с учётом «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.)Тема недели: «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!».Тема НОД: «Солнце – большая звезда».Цель: создать условия для уточнения и расширения представлений детей о Солнце, как звезде и планетах Солнечной системы.Задачи: Познакомить детей с понятиями – орбита, Солнечная система.
Развивать воображение, память, координацию движений, образное мышление, способность передать свое представление об объектах природы. В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе.
Воспитывать гордость за планету, на которой живём.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, прослушание музыки, беседа, заучивание стихотворений, подвижная игра, эксперимент с солнечными часами.Материалы и оборудование: телевизор, картинки с изображением звёздного неба, Солнечной системы, аудиозапись «Звездное небо», Шапочки с изображением Солнца и планет, макет солнечных часов, фонарь.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о планетах, беседы о космосе, рассматривание иллюстраций по теме.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Звучит музыка «Звёздное небо».
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчиках перед телевизором.
— Ребята, какую картину вы себе представляете, прослушивая эту мелодию.
— Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
По темному небу
Из сахарной крошки.
Когда утро настанет
Пропадет и растает. (Звезды). Ответы детей. Отгадывают загадку.
На экране телевизора картинка звёздного неба.
— Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту) — Карта ночного звездного неба.
— Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь.
— А где находятся звезды? (Во Вселенной, в космосе, в Галактике, в космическом пространстве).
— Кто может сказать, что такое звезды? (Ответы детей).
— Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.
— Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.
На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо.
— Названия, каких звезд и созвездий вы знаете? (Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда).
— Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь…. Поговорим о ещё одном небесном теле.
II. Основная часть.
— А о каком теле, вы узнаете, отгадав загадку!
Круглое и яркое,
Дарит всем тепло,
Встало утром рано,
Говорю о чём? (Отгадывают: Солнце).
1.Беседа по теме: — Как вы думаете, что такое Солнце?
— Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает. Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим. На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.
— Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту.
Солнце – это большая звезда.
Показывает карту Солнечной системы
— Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца.
— Скажите мне, сколько всего планет? (Девять).
— Ребята, все девять планет постоянно вращаются вокруг солнца. И вместе они образуют Солнечную систему.
— Итак, что же такое Солнечная система? (Ответы детей).
— Солнечная система – это звезда Солнце в центре и все планеты, которые вращаются вокруг него.
— Планеты движутся, а что если они столкнутся? (Проблемная ситуация).
— Ребята, а давайте покажем, как движутся планеты Солнечной системы и докажем, почему они не сталкиваются между собой.
2. Игра – моделирование “Движение планет Солнечной системы”.
— Мы попробуем создать свою Солнечную Систему.
Надевает детям шапочки с изображением планет.
— Есть ли жизнь на меркурии? Почему?
— На Венере нет ни воздуха, ни воды. А на этой планете есть жизнь?
— Вы догадались, что это за планета?
— На Марсе нет жизни.
— Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? Почему?
— Дети, на этих планетах есть жизнь?
— А как вы думаете, почему?
— Ребята, почему же во время движения вокруг Солнца вы не столкнулись друг с другом (Высказывают гипотезы).
— Да, действительно – у каждой планеты свой путь, по которому она движется вокруг солнца. Путь этот называется орбитой.
Словарная работа: Орбита – это путь движения планеты вокруг Солнца.
— Какой вывод мы можем сделать?
— Вывод: Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите и поэтому они не сталкиваются между собой. Дети читают стихи и выстраиваются по порядку, образуя макет Солнечной системы.
Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.
(Встаёт в середину комнаты).
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты.
В облаках летаешь,
(Нет, на ней тоже нет воздуха, а значит и не может быть жизни)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
(Это наша планета Земля)
Над планетой красной кружат
Камни, страх и ужас
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем здесь, на планете.
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
(Нет, на этих планетах тоже нет жизни, потому что здесь очень-очень холодно)
Я уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчусь я, лежа на боку.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма —
Длится 40 лет зима.
Нужно 5 часов, чтоб свету
Долететь до сей планеты,
В телескопы не видна!
(Нет жизни. На них очень холодно).
Под музыку начинают движение вокруг «Солнца», стараясь не сталкиваться друг с другом.
3. Эксперимент «Солнечные часы».
— Сегодня мы много говорили о Солнце, а давайте попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца.
— Подойдите к столам.
На столе макет солнечных часов и простые карандаши на каждого ребёнка.
— С помощью этих часов мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.
Воспитатель обходит вокруг стола и детей, фонарём (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Дети карандашом отмечают на круге место, где останавливается тень.
— Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.
III. Заключительная часть (рефлексия).
— Что же такое Солнце (Солнце – это большая звезда.)
— Что такое Солнечная система (Солнце и планеты образуют Солнечную систему.)
— Что такое орбита (Путь, который проходит планета, вращаясь вокруг Солнца.)
— Молодцы! Как много вы уже знаете о космосе, о Солнечной системе и, что без Солнца не было бы жизни на Земле!
— Чем отличается планета Земля от других планет (Только на этой планете есть жизнь).
Давайте будем любить планету,
Другой такой ведь на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Домовенок Кузя» Тема: «Домовенок Кузя» Цель: Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дорогами героев» Люби и знай свой край Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дорогами героев» Образовательная область: «Познавательная».
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Космос» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в подготовительной группе по теме: «Космос» Фурса Юлия.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Посадка лука» Цели: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомимся с профессиями» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомимся с профессиями» Программное содержание: — Расширять и конкретизировать.
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Юные следопыты» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию. Киунова Алла Геннадьевна Тема: «Юные следопыты». Интеграция образовательных.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Дети и родители» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое». Программное.
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Транспорт» Программное содержание: Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный); профессиях людей, которые.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомимся с профессиями» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомимся с профессиями» Цели: — Продолжать знакомить детей с различными.
Конспект НОД по художественному развитию для детей подготовительной к школе группе «Совушка, сова-большая голова» Программное содержание: Образовательные: • Формировать умение создавать композицию, используя имеющиеся умения и навыки работы с красками.
Источник