Как выглядит сегодня настоящий японский интерьер: Какие традиции прошлых эпох сохранились до нынешнего времени
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Японский дом как продолжение окружающей его природы
Традиции строительства и обустройства японского дома формировались еще с эпохи Хэйан, то есть с конца VIII до конца XII века. Сейчас любой дом в классическом японском стиле носит название «минка».
Японский дом представлял собой легкую конструкцию из недорогих материалов: дерева, бамбука, глины, соломы. Такие жилища создавали для себя крестьяне и ремесленники. Камень использовался разве что для фундамента, да и то не всегда. В случае, например, землетрясения – частой напасти для Страны восходящего солнца – дом оказывался относительно безопасным, и при разрушении было достаточно легко собрать его заново. Правда, крепостью такое жилище назвать было нельзя, но японская философия и не воспринимала стремление отгородиться от мира как правильное, куда более важным признавая достижение гармонии между внутренним миром человека, его жилищем и тем, что находится за стенами.
Стиль жилых помещений японского дома – сёин-дзукури – складывался под влиянием традиций буддийских монастырей в жилищах самураев. Такая обстановка располагала к творчеству и занятиям каллиграфией – в уединении, в отсутствии всего лишнего, что могло бы отвлекать от работы.
Мода на минималистичный японский интерьер время от времени захватывает и западный мир, как это происходит сейчас, когда дом все чаще становится местом спокойного медитативного времяпрепровождения, А вот сами японцы от своих традиций никогда и не отходили, несмотря на пользование всеми благами прогресса: они просто умело встраивали достижения цивилизации в давние принципы организации своего жизненного пространства.
Внутри традиционного японского дома
Минка могли строить по-разному – в зависимости от места расположения, климата, образа жизни семьи. Но можно выделить общие черты. Пол в доме был земляным, а вот большая часть жилого пространства была покрыта деревянным настилом на высоте около 50 сантиметров – это позволяло избежать сырости, затоплений во время дождей.
До наших дней у японцев сохранилось правило снимать обувь при входе в дом, в прихожей, которая носит название гэнкан. Уличную обувь затем убирают в шкаф. Японцы вообще склонны все, что только возможно, убирать и прятать, чтобы не перегружать взгляд многочисленными вещами и деталями интерьера. Поэтому японский дом, несмотря на скромные размеры, часто кажется просторным, по этой же причине его легко содержать в безупречной чистоте.
Сняв обувь, японец проходит в жилую часть дома. Это довольно большое пространство, которое в своем классическом виде не имеет строгого деления на комнаты. Используются скользящие перегородки-фусума, которые могут выполнять роль и стен, и дверей. Их обклеивают с обеих сторон японской бумагой, так же поступают и с другим видом перегородок – сёдзи, которые представляют собой решетчатые рамы. В результате комната наполняется мягким рассеянным светом – окон в традиционном понимании в японском доме нет.
Пол выстилается татами – матами-циновками. Их размеры одинаковы – 90 на 180 сантиметров. Именно в количестве таких циновок японцы измеряют площадь дома. Изготавливают такое покрытие из тростника, благодаря чему воздух в доме наполняется свежестью, циновки впитывают излишнюю влагу в дождливые дни и, наоборот, насыщают ею помещение в сухую и жаркую погоду.
На циновках сидят, отдыхают, принимают пищу. Даже спят – только расстилают матрас футон, который утром сворачивают и убирают в шкаф. Это экономит пространство – нет необходимости занимать место ненужными днем кроватями.
В холодное время года в футон кладут грелку – ведь японские дома, как правило, не отапливаются. Чтобы согреться, как и в старину, наполняют фуро – деревянный чан с очень горячей водой. У японцев принято окунаться в фуро по очереди всей семьей (предварительно вымывшись), вода при этом не меняется. После такой процедуры на протяжении всего вечера не чувствуется холод и сквозняки.
Украшения в японском доме
От сквозняков японцев долгое время защищали ширмы, которые когда-то были заимствованы из китайской культуры. Ширмы, помимо этого, помогали регулировать освещение в доме, делили помещение на зоны, а кроме того – выполняли важную эстетическую роль.
Этим функции ширмы не исчерпывались. Такие переносные «стены» защищали дом от проникновения злых духов. Первоначально этот предмет интерьера и размещали у входа.
Для того чтобы соединить между собой створки, использовали опять-таки японскую бумагу. Стараниями художников на ширмах появлялись рисунки и даже целые пейзажи.
Непременной частью японского жилища стала ниша токонома, что-то близкое к красному углу в русской избе. Первые токонома, по-видимому, появились в XVI веке, в конце периода Муромати.
В этой нише поначалу могли размещаться буддийские символы, а сейчас в токонома можно обнаружить даже телевизор. Главное – что это самое красивое место в доме. Наиболее уважаемого гостя принято усаживать рядом с токонома, спиной к ней.
Внутри токонома находится возвышение. Заходить туда нельзя – разве что это понадобится для перемещения предметов, расположенных внутри ниши.
А этими предметами могут быть цветочная композиция – икебана, курильница для благовоний – вообще что-то самое красивое и ценное, чем хозяин дома хочет любоваться сам и что хотел бы показать своим гостям. На стене в глубине ниши располагается какэмоно – это вертикально расположенный свиток, шелковый или бумажный, на котором изображен рисунок или каллиграфическая надпись – девиз, изречение, стихотворение.
Японский дом в своем традиционном виде продолжает философию ваби-саби, мировоззрения, которое признает прекрасное в простом и естественном. И сейчас жители Страны восходящего солнца соблюдают давние традиции, вроде обязательного разувания у порога жилища. В подавляющем большинстве современных японских домов и квартир как минимум одна из комнат сделана в традиционном стиле.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
В Японии появились готовые дома с солнечными батареями
Японская строительная корпорация Sekisui Heim объявила о создании нового уникального проекта – строительства каркасных коттеджей Smart Power Station, оснащенных солнечными панелями.
Преимуществом проживания в новых домах является использование только энергии солнца, без затрат на электрическую энергию. Для этого специально на крышах домов будут размещены фотоэлектрические модули, собирающие солнечные лучи и преобразовывающие их в энергию, необходимую для жизнедеятельности человека.
Исходное количество солнечных батарей будет рассчитано на максимальную мощность 6,8 кВт. Крыша домов будет оснащена удлиненным навесом на фасаде с южной стороны. Благодаря этому дома с небольшой площадью смогут смонтировать до 10 кВт солнечных модулей. Если эта энергия владельцам домов не нужна, они могут продавать ее городским электросетям и получать немалый доход.
Строительная компания предусмотрела и запасные варианты для обеспечения энергией в ночное время или пасмурные дни. Для этого в домах будут поставлены литиевые аккумуляторные батареи.
Сборные каркасные коттеджи нового поколения являются одним из видов экологически чистого современного жилья. Их монтаж длится около суток, между установками солнечных батарей и непосредственно кровлей дома существует пространство, позволяющее не беспокоиться за пожаробезопасность жилья и иметь возможность проводить чистку крыши.
Установки солнечных панелей имеют усовершенствованное медно-индиево-диселенидное покрытие. Они обладают небольшим весом, не осуществляют излишнего давления на фундамент дома. И самым важным достоинством проживания в каркасных домах с фотоэлектрическими панелями – это их небольшая стоимость, что немаловажно для обеспечения молодых семей собственным жильем.
Однако эксперты отмечают, что у японцев мало опыта в длительной эксплуатации медно-индиево-диселенидных фотоэлементов, поэтому возможность развития такого строительства повсеместно пока под вопросом.
Источник
Традиционный японский дом
Обувь оставляют у порога
Залитая солнцем деревянная веранда-энгава, выходящая в сад; изготовленные из стеблей тростника игуса (ситник) маты татами; пространство комнат, разделенное перегородками фусума – все это придает традиционному японскому дому уникальное очарование и неповторимый стиль.
И в наши дни, когда в Японии становится все больше квартир и домов в западном стиле, японцы не изменяют обычаю оставлять обувь на входе в дом, у порога.
Впрочем, обычай не ходить по дому в уличной обуви распространен много где и на Западе, но в японском доме существует специальное место татаки, полоса бетонного пола в прихожей, предназначенное именно для того, чтобы снимать там обувь. В Японии с ее землетрясениями, тайфунами и прочими природными катаклизмами традиционное жилище устроено таким образом, что пол в жилых помещениях ступенькой возвышается над полом прихожей гэнкан – это позволяет спастись от сырости и затоплений во время ливневых дождей. Татаки находится на нижнем уровне, «на земле», чтобы можно было снять или надеть обувь, присев на более высокий пол комнаты. Кроме татаки в прихожей на «нижнем» уровне также обычно располагается шкаф для обуви, который называется гэта-бако – «ящик для гэта».
Прихожая гэнкан в традиционном японском доме: шкаф для обуви гэта-бако (слева), татаки (на переднем плане).
По водостокам, рассчитанным на обильные осадки в сезон дождей и во время тайфунов, вода, скапливающаяся в желобах на карнизах домов, стекает на землю или в специальные сточные канавки. Водосток, призванный уберечь дом от ущерба, который может нанести дождевая вода, состоит из узкого длинного желоба (ама-дои) и цепочки с крупными звеньями в виде маленьких чашечек (кусари-дои). Это тоже характерная особенность японского традиционного жилища.
Узкий длинный жёлоб ама-дои и «цепочка дождя» кусари-дои, по которой вода из желоба стекает на землю.
Татами, фусума, сёдзи: регулировка уровня влажности в японской комнате васицу
В японских домах, которые мы часто видим в исторических сериалах, фильмах и анимэ, одно большое жилое пространство делится на комнаты скользящими перегородками фусума и сёдзи, изготовленными из дерева и японской бумаги васи. Запереть такую комнату на ключ невозможно. Перед тем, как зайти в нее, нужно подать голос, как бы предупредив о своем появлении, а затем обеими руками аккуратно сдвинуть дверь-перегородку в сторону.
Фусума – это скользящая дверь, обклеенная японской бумагой, отделяющая помещения друг от друга. При необходимости ее можно снять – в отличие от фиксированных постоянных стен перегородки фусума позволяют с большей легкостью и свободой менять внутренний интерьер дома. Сёдзи – решетчатая деревянная рама, ячейки в которой затянуты японской бумагой. Она не позволяет постороннему взгляду попасть внутрь дома, а заодно мягко и ровно рассеивает солнечный свет по комнате.
Обе эти перегородки как нельзя больше подходят для теплого и влажного японского климата – они помогают регулировать циркуляцию воздуха и уровень влажности в помещении. Комбинация двойного стеклянного окна и сёдзи, которая позволяет любоваться видом на сад, называется юкими-сёдзи (яп. «сёдзи для любования снегом»). Есть и другие виды подобных перегородок.
Татами – мат для пола, изготовленный из тростника игуса. Площадь одного мата составляет 1,62 м 2 и он содержит около 500 мл влаги. Когда в доме сухо, эта влага испаряется из татами, повышая влажность воздуха. В комнате, пол которой устлан татами, обычно всегда чувствуется слабый запах тростника игуса. Этот тростник обладает особой эластичностью – на нем не устаешь сидеть и лежать. А кроме того, его внутренние мягкие волокна обладают очищающим свойством, благодаря которому тростник освежает воздух в комнате.
Тростник игуса – материал, из которого изготавливают татами (слева); мат татами (справа)
В японской традиционной гостиной, где принимают дорогих гостей, обычно расположена стенная ниша токонома. Чтобы гостю было особенно приятно, в токономе с учетом специфики сезона вывешивается живописный свиток, ставится композиция из цветов икэбана, зажигаются ароматические палочки и демонстрируются утонченные образцы традиционных изделий из керамики.
В глубине комнаты – ниша токонома с картиной и композицией икэбана. Пол устлан матами татами. На переднем плане – дверь-перегородка фусума. Справа – решетчатые окна сёдзи.
В последнее время все меньше становится аутентичных японских комнат васицу. Вместо этого в гостиных западного образца оборудуется устланный татами «японский» угол, в котором можно в свое удовольствие полежать на полу. На окна вместо занавесок устанавливаются сёдзи, на лампы – абажуры из японской бумаги васи. Так что японский стиль продолжает пользоваться спросом, а заказы на такой интерьер поступают даже из-за рубежа.
Юкими-сёдзи (окно, состоящее из стекла и подвижной решетки сёдзи – скользящую решетку сёдзи можно поднять и любоваться видом через стекло)
Купальня о-фуро: два в одном
В японском традиционном доме не может быть «совмещенного санузла» по западному образцу: ванная комната о-фуро и туалет всегда располагаются отдельно. Сама ванная комната поделена на две части – ванна-купальня и место для предварительного мытья вне ванны. Местом для раздевания служит предбанник – небольшое помещение рядом с ванной комнатой. Как правило, в японских семьях члены семейства, предварительно помывшись, купаются в одной и тоже воде, не меняя ее. Если вас пригласят в японский дом с ночевкой, постарайтесь не использовать мыло в самой ванне и не спускайте воду из ванной после купания.
Туалет в японском доме оборудован в традиционном японском стиле – то есть без привычного «сидячего» унитаза, и пользоваться им надо, присаживаясь на корточки. Но в последнее время и в традиционных домах начали появляться современные унитазы западного образца.
Хиирагия – ванна и место для предварительного мытья
Одеяло с запахом солнца в доме из дерева и бумаги.
С каждым годом все больше людей, которые спят на кровати, но, согласно опросу, проведенному фирмой Nifty в 2013 году, по крайней мере половина японцев спит по старинке, расстелив прямо поверх татами матрас футон. В дневное время футон сворачивают и кладут на специальную полку в стенном шкафу, таким образом высвобождая в комнате дополнительное место. Время от времени футон сушат прямо на солнце в целях дезинфекции, а также для того, чтобы матрас не отсыревал. Если держать футон в чистоте, он очень долго будет оставаться мягким и удобным. Только вот зимой в японской комнате холодно. Приходится класть в футон грелку ютампо, использовать нагреватель или котацу, отогреваться в о-фуро и уже после этого нырять в тёплый футон.
Все готово ко сну: традиционный японский матрас футон
В наши дни, если выбрать для ночлега гостиницу или рёкан в обновленном традиционном доме, как это сейчас модно, то в этом «старом» новом пространстве, созданном с использованием натуральных материалов, можно, наконец, немного отдохнуть от привычной повседневности, да и ваше путешествие получится незабываемым. Обязательно попробуйте познакомиться поближе с этим уникальным миром, сотворенным с помощью мастерства, дошедшего до наших дней из древности. Насладитесь миром дерева и бумаги, миром спокойствия и умиротворения.
Фотография к заголовку: Дневной сон кота на залитой солнечным светом веранде-энгава
Источник