Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Тире между подлежащим и сказуемым
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
- Способы выражения подлежащего и сказуемого.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы: «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
- Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 79-81.
- Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 115.
- Розенталь Д. Э., Русский язык на отлично. Правила и упражнения // Розенталь Д. Э., – М.: ОНИКС. Мир и образование, 2009. – С. 181.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены разными частями речи.
Ученики нашей школы участвуют в конкурсе бальных танцев. Подлежащее ученики выражено именем существительным; сказуемое участвуют выражено глаголом.
К славному подвигу каждый готов. В этом предложении подлежащее каждый выражено местоимением, а сказуемое готов – кратким прилагательным.
Солнце – это яркая звезда. В этом предложении подлежащее солнце выражено именем существительным, сказуемое звезда – тоже имя существительное. Но в этом предложении ещё стоит тире. Почему?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проанализируем грамматическую основу предложения Язык мой – друг мой.
Подлежащее можно найти без труда, а вот сказуемое…
Давайте напишем это предложение по-английски. My language is my friend. В переводе это будет выглядеть так: Мой язык есть мой друг. По-русски мы так не говорим, но в нашем предложении глагол есть вместо себя оставил заместителя – тире.
Таким образом, если предложение имеет конструкцию «подлежащее» – «что это такое?», то в нём обязательно надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Обратите внимание, что в таких предложениях подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Лес – наше богатство.
Очень часто в предложениях, построенных по этой модели, перед сказуемым употребляются слова ЭТО и ВОТ. Например: Голубика – это витамины и полезные соки. Дружба – это прежде всего искренность.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Исключения.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным или указательным местоимением.
Тире не ставится, если предложение содержит отрицание и перед сказуемым стоит частица НЕ.
Тире также не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, словно, все равно что, точно, будто.
Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Вычеркните предложения, в которых не надо ставить тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания не расставлены!
Книги дети разума.
Себялюбие яд для дружбы.
Разбор задания: Анализируем предложения. В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое тоже имя существительное; задаём вопрос: книги – это что? Следовательно, надо поставить тире. Проверим предложение 2. Подлежащее – местоимение, сказуемое – имя существительное, тире не ставится. В третьем предложении подлежащее «себялюбие» и сказуемое «яд» выражены существительными. Следовательно, вычёркивая только те предложения, в которых не нужно ставить тире, получаем ответ:
2. Укажите, в каком предложении надо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены).
Лягушки являются холоднокровными животными.
Я честный человек.
Мысли крылья души.
Разбор задания: В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое – глаголом. Тире не нужно. Во втором предложении подлежащее выражено местоимением, сказуемое – существительным. В третьем предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, предложении соответствует схеме «мысли – что это такое?», следовательно надо поставить тире. Ответ: Мысли крылья души. (Мысли – крылья души).
Источник
Солнце — ярчайшая звезда галактики. сделать разбор предложения , части речи, грамматическая основа , простое повест, невоскл, двусостав и т. д?
Ответы
А так как при линии перемены дат Магеллан должен был прибавить сутки
Здесь говорится о любви мужчины к девушке , которая не верит в его искрение чувства
CaO, CuO, Mn2O7, ZnO, BeO, CO, SO3, SO2, P2O5, Na2O, B2O3, Na2O, , BeO, CrO3, MnO2, Br2O5, Rb2O, PbO2;
Cu(OH)2, Be(OH)2, Ca(OH)2,Ba(OH)2, NaOH, KOH, Fe(OH)3,Zn(OH)2,LiOH;
Простые вещества: Sn, Cl2,Cs;
CaCI2,Na2SO4,Fe(SO)4,ZnCl2, CuSO4, Ca(NO3)2, BaCl2, K2SO4;
H2O5-? не понятно что это?
ответ: не существует
Объяснение: где задание
Виды предложений по цели высказывания:
1. повествовательное (содержит сообщение)
Наступило жаркое лето.
2. вопросительное (содержит вопрос)
Мы пойдём сегодня в кино?
3. побудительное (побуждает к действию)
Мойте руки перед едой.
По эмоциональной окраске:
Какой замечательный день!
Сегодня замечательный день.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения:
Предложение бывает односоставным и двусоставным (только с одним из главных членов — подлежащим или сказуемым)
Второстепенные члены предложения:
(распространённое или нераспространённое)
1. определение (отвечает на вопросы какой?чей?)
2. дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей — все, кроме именительного) — — — —
3. обстоятельство (отвечает на вопросы как?где?когда?зачем?почему? и другие) _. _. _
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник
Порядок разбора предложения по членам предложения — ПРЕДЛОЖЕНИЕ — РУССКИЙ ЯЗЫК
1. Читаю предложение:
Яркая звезда сверкала над лесом.
2. Нахожу подлежащее. Вспоминаю: подлежащее — это главный член предложения, который сообщает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово “звезда” отвечает на вопрос что? Значит, слово “звезда” — подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Вспоминаю: сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что делал? и др. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово “сверкала” отвечает на вопрос что делала?: звезда (что делала?) сверкала. Значит, слово “сверкала” — сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее звезда, и сказуемое сверкала — это главные члены предложения (грамматическая основа предложения).
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю вопрос от подлежащего: звезда (какая?) яркая. Это определение. Подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом. Это обстоятельство. Подчёркиваю так:
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания — яркая звезда и сверкала над лесом.
Образец оформления разбора предложения в тетради
Яркая звезда сверкала над лесом.
звезда (какая?) яркая; сверкала (где?) над лесом.
1. Спиши, расставляя запятые. Подчеркни грамматическую основу каждого предложения.
1) С утра на реке стоял туман но дождик так и не начался.
2) Деревья зашумели и над ними по небу промчались тёмные тучки.
3) Сад опустел листья осыпались.
4) Солнце поднялось но воздух был ещё прохладным.
5) Ветер разогнал тучи и небо прояснилось.
6) Сентябрь уже закончился а холода ещё не наступили.
2. Найди и выпиши сложные предложения. Подчеркни грамматическую основу.
1) В небе появилась и засверкала первая звёздочка.
2) В небе появилась первая звёздочка, и в саду затихло пение птиц.
3) Стайка синиц пронеслась в небе и села на рябину.
4) Стайка синиц пронеслась в небе, жалобно закурлыкали журавли.
3. Придумай и допиши продолжения предложений. Докажи, что эти предложения — сложные.
1) Наступило ранее утро, и . .
2) Утром шёл дождь, но . .
3) Мама сказала, что . .
4. Закончи разбор предложения.
5. Сделай разбор предложения.
Резкий ветер сильно качает толстые деревья.
6. Спиши предложения и выдели в них грамматическую основу. Выпиши словосочетания.
1) Подсолнух повернул голову к яркому солнцу.
Источник