Меню

Солнце взошло начинается день знаки препинания

Солнце взошло начинается день знаки препинания

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопредёленной формой или если оба они выражены неопределённой формой, например:

Назначение каждого человека развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им (Белинский).

Жизнь прожить не поле перейти.

Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределённой формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны (Ленин).

Поэзия – это огненный взор юноши, кипящего избытком сил (Белинский).

Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период, народностьвот альфа и омега нового периода (Белинский).

Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

Надежду и пловца – всё море поглотило (Крылов).

Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье – ничто не вызовет почивших из гробов (Жуковский).

Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

1. Если перед приложением можно без изменения смысла его ставить а именно, например:

Я не слишком люблю это дерево осину (Тургенев).

В отношениях с посторонними он требовал одного сохранения приличия (Герцен).

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову Штольца (Добролюбов).

2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

Со мною был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу (Лермонтов).

Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

Я вышел, не желая его обидеть, на террасу и обомлел (Герцен).

Я спешу туда ж а там уже весь город (Пушкин).

Хотел объехать целый свет и не объехал сотой доли (Грибоедов).

Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читатьвзоры его скользили над строками (Лермонтов).

Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

Проси в субботу расчёт и – марш в деревню (М. Горький).

Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но – боюсь (М. Горький).

Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

И щуку бросили в реку (Крылов).

И съела бедного певца до крошки (Крылов).

Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединёнными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

Я царь я раб, я червья бог (Державин).

Немудрено голову срубить мудрено приставить (Пословица).

Здесь не житьё им рай (Крылов).

Тире ставится между предложениями, не соединёнными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чём говорится в первом, например:

Хвалы приманчивы как их не пожелать? (Крылов).

Солнце взошло начинается день (Некрасов).

Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

Назвался груздем полезай в кузов.

Сам запутался сам и распутывайся; умел кашу заваритьумей её и расхлёбывать; любишь кататьсялюби и саночки возить (Салтыков-Щедрин).

Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

Я вас спрашиваю: рабочим нужно платить? (Чехов).

Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

Пусторослеву за верную службучижовскую усадьбу, а Чижовав Сибирь навечно (А.Н. Толстой).

Мы сёла в пепел, градыв прах, в мечисерпы и плуги (Жуковский).

Мне всё послушно, я же ничему (Пушкин).

Посредством тире выделяются:

Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

Тут – делать нечего – друзья поцеловались (Крылов).

…Как вдруг – о чудо! о позор! – заговорил оракул вздор (Крылов).

Лишь один раз – да и то в самом начале – произошёл неприятный и резкий разговор (Фурманов).

2. Распространённое приложение, стоящее после определяемого существительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться» (Шолохов).

Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали рабочие со знамёнами (Федин).

3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

Обычно из верховых станиц – Еланской, Вёшенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11–12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский (Шолохов).

Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

Читайте также:  Ее улыбка сияла ярче солнца

Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Толстой).

Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, – все у него в руках (Л. Толстой).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам (Крылов).

Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, мы этого не знаем (Добролюбов).

Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

О, если правда, что в ночи,

Когда покоятся живые

И с неба лунные лучи

Скользят на камни гробовые,

О, если правда, что тогда

Пустеют тихие могилы, –

Я тень зову, я жду Леилы:

Ко мне, друг мой, сюда, сюда! (Пушкин).

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы (Л. Толстой).

Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова от… до), например:

Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п., например:

Физический закон Бойля Мариотта.

Источник: Утвержден в 1956 году Академией наук, Министерством высшего образования и Министерством просвещения.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

двоеточие Печален я: со мною друга нет. ——————————————————————— Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников. ——————————————————————— Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли. Причина Потому что Так как Пояснительные А именно Как-то Дополнительные Я вижу, как что
тире Семь раз примерь – один раз проверь. ——————————————————————— Солнце взошло – начинается день. ——————————————————————— Закуковала кукушка – сей ячмень. ——————————————————————— Молвит слово- соловей поет. ——————————————————————— Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ——————————————————————— Выпала роса – день будет жаркий. Противительные А, но Временные Когда Условные Если Сравнительные Как, будто Быстрая смена событий Вывод, следствие Следовательно, значит

Связь предложений в тексте

· слова-заместители — местоимения (девушкаона), наречия (в лесутам), синонимы (быстро, стремительно), метафо­ры, различные оценочные обозначения (храбрецбога­тырь), родовидовые слова (деревьяберёзы), имя собст­венное — имя нарицательное (Соболевскийофицер);

· отношения и связи, существующие между словами и за­фиксированные словарями и грамматиками (зданияокна, перекрытuя, двери, квартиры);

· соответствие видовременных глагольных форм;

· анафора (единоначатие) и эпифора: вдали слышится страшный шум; вдали грохотали пушки; вдали медленно двигали армейские колонны;

· парaллелизм: . Что знаешь в детствезнаешь на всю жuзнь. чего не знаешь в детствене знаешь на всю жизнь.

· вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы?);

· порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

· последовательность в изложении мыслей (встал; умылся, позавтракал);

· слова — организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

· вводныe слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

· Внимание! Предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, а и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

Источник

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

(урок с применением модели «1 ученик – 1 компьютер» для контроля знаний)

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формирование навыков выполнения задания А23;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.

— закрепление знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;

-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения

-развитие пунктуационной зоркости.

-воспитание любви к чтению;

-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.

Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.

Оборудование: интерактивная доска, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний, весь материал урока демонстрируется на интерактивной доске, выполнение некоторых заданий осуществляется также на интерактивной доске)

1.Организация начала занятий.

Читайте также:  Город солнца место для

2.Подготовка к основному этапу занятий.

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли…

-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

3. Актуализация знаний.

— Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП)

1. Индивидуальное задание: Подчеркнуть грамматические основы в предложениях, записанных на доске. Определить вид сложных предложений, установить смысловые отношения между его частями.

2. Задание классу — выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.

Валить на товарища собственную вину – подлость в кубе.

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на индивидуальной доске, класс сверяется:

— Каков результат? Кому необходимо повторить данный материал?

— Кто был внимателен и заметил, какими были все сложные предложения? (БСП)

3 Сравнение СПП и БСП

Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью. (СПП, причина)

Раздается выстрел, а волк продолжает бежать. ( ССП, противопоставление)

Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок. (ССП, одновременность действий)

Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. (ССП, последовательность действий)

Вывод : В отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому здесь смысловые отношения достаточно четкие и определенные.

— Можно ли данные предложения превратить в бессоюзные?

Запишите их, подумайте, как изменятся знаки препинания. Выберите правильную интонацию.

4.( Чтение получившихся предложений.(1 ученик))

(Убрали союзы, и смысловые отношения теперь выражаются менее четко)

— Как мы все-таки устанавливаем эти отношения и передаем в устной речи и на письме?

(Из содержания простых предложений, входящих в БСП. Интонация. Различные знаки препинания)

Вывод: В каких предложениях смысловые связи сильнее: в бессоюзных или союзных? А интонация где ярче, выразительнее?

Учитель: Действительно, смысловые связи сильнее в союзных предложениях, ведь они усилены союзами или союзными словами. А вот интонация выразительнее в бессоюзных.

2.Лингвистический эксперимент. А вот теперь давайте посмотрим, что произойдет с бессоюзными сложными предложениями, если в них поменять местами части. Переделайте предложения, расставьте знаки препинания. Прочитайте.

Итак, что произошло с предложениями? (Изменился смысл предложений, что повлекло за собой изменение в пунктуации)

4. А теперь запишите эти предложения и расставьте знаки препинания.

Самопроверка по записи на доске.

Ель хороша только при сильном солнечном свете: тогда ее чернота просвечивает самой густой и сильной зеленью.

Раздается выстрел — волк продолжает бежать.

Тихо стоит еловый бор на пригорке, ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.

Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу; довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя.

— Поднимите руки те, кто все знаки препинания расставил правильно. Легко ли вам это было?

-А теперь запишем тему урока. Я думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на уроке.

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

Цель урока – научиться ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

5. Повторение и обобщение знаний по теме. (Презентация демонстрируется на общую доску).

Бессоюзное сложное предложение.

а) Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь, разгонял их.

= потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

= а именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Солнце взошло – начинается день.

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

= быстрая смена событий

На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

4. Проверка усвоения теоретического материала. Выполнение тестов в модели «1 ученик – 1 компьютер» (материал тестов в «Экзаменах» модели)

Тест №1 “Дело мастера боится” (работа на компьютерах )

Расставьте недостающие знаки препинания.

1.В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

2.Учись, мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.

3.Зима без снега лето без хлеба.

4.Облако пройдет озеро заблестит, нивы обольются золотом.

5.Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.

6.Оглядываюсь и замираю в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

Контрольная карточка (демонстрируется на общей доске)

1.В морозном воздухе тихо; точно зачарованный стоит бор, облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

2.Учись, мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни.

3.Зима без снега — лето без хлеба.

4.Облако пройдет — озеро заблестит, нивы обольются золотом.

5.Сумерки были короткие: как-то скоро спустилась ночная мгла.

6.Оглядываюсь и замираю: в трех метрах от меня стоит огромный медведь.

Сообщения учащихся о случаях употребления двоеточия и тире. Анализ примеров.

Вывод о структурной и интонационной ролях этих знаков препинания.

Тест №2 “Будь внимателен!”

Укажите номера бессоюзных сложных предложений.

1.Ученого учить только портить.

2.Хочешь человека узнать дай ему власть.

3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

4.Игнат спустил курок ружье дало осечку.

5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

6.Ни дорожек, ни поляны ничего не видно нам.

Читайте также:  Женская панама от солнца

7.Нынче жарко парит на дворе тепло.

(В случае затруднения учащимся рекомендуется выделить грамматические основы.)

Контрольная карточка: 2457 (демонстрируется на общей доске)

1. Ученого учить — только портить.

2. Хочешь человека узнать — дай ему власть.

3. Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев.

4. Игнат спустил курок — ружье дало осечку.

5. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

6. Ни дорожек, ни поляны — ничего не видно нам.

7. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

Оценка экзамена демонстрируется на общей доске.

6.Подготовка к выполнению задания А24.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

В этом задании необходимо различать:

простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом при них;

F Подсказка. Если не помнишь, как отличить простое предложение от сложного, посмотри задание А19.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово.

Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду), а также другие члены предложения и цельные словосочетания.

Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций:

Ο,Ο,Ο —

: Ο,Ο,Ο — …

1. Выделить грамматические основы.

2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения.

3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.

4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.

5. По союзу определить вариант ответа.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.

Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой.

Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.

Вариант ответа №1.

Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Вариант ответа №2.

Значение причины передается через союз почему. Переделываем предложение:

Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.

Союз действительно подходит.

Варианты ответа №3 и 4.

Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.

Таким образом, правильный вариант – ответ №2.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохот­но: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборот, усилились (Н. Якушин).

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает ус­ловие того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части.

2. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.


1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

7. Обобщение и систематизация знаний.

1.Комплексный анализ текста.

-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

« Пол_жи своё сердце у чтения ».

1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!

5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.

— «Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?

— Подберите синоним к слову страсти.

— Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.

— Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.

— Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.

— Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.

— Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения?

9. Подведение итогов урока.

— Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену.

«Знаю», «умею» — это 1 балл, «нет», «не уверен» — 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

1.Знание теоретического материала

2.Умение определять смысловые отношения

3.Умение конструировать БСП

4.Умение находить БСП в тексте

5.Умение решать А23

Домашнее задание: Составить и записать 5 заданий в тестовой форме А24 в формате ЕГЭ

Электронное пособие «ЕГЭ по русскому языку без ошибок» О.В.Волковой, Я.В.Алексеевой.

Источник

Adblock
detector