Уроки русского языка в 7 классе
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
У р о к 65. Морфологический разбор наречий
Цель урока: познакомить учащихся с планом и образцом морфологического разбора наречия как части речи; формирование умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе.
Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора учащихся за счет знакомства с этимологией слова; обогащение речи школьников за счет использования наречий в речи.
I . Проверка домашнего задания.
2. Фронтальный опрос по теме.
— Что обозначает наречие? На какие вопросы оно отвечает?
— С какими частями речи употребляется наречие в словосочетаниях?
— Какой самый отличительный морфологический признак наречия?
— Как доказать, что наречие — неизменяемая часть речи?
— Каким членом предложения чаще всего бывает наречие?
— Что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? Приведите свои примеры.
3. Упр. 215, выполняемое дома устно, проверяется методом контрольного диктанта. Предварительно учитель отвечает на вопросы, возникшие у учащихся при подготовке упражнения дома.
II. Синтаксический разбор предложений: 1) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет. 2) Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается. (И. Бунин.)
III. Объяснение нового материала.
Чтение и анализ § 35.
I V . Закрепление материала.
1. Вниманию учащихся предлагается отрывок из книги Э. Вартаньяна «Из жизни слов».
НА (ВО) ВСЮ ИВАНОВСКУЮ
В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы.
Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.
— Какими наречиями можно заменить данное словосочетание? (Очень громко.) Устно придумайте с ним предложение.
Выпишите из данного текста 2—З наречия и разберите морфологически.
2. Прочитайте текст.
ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА ВДРЕБЕЗГИ
Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.
Так, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом в образовалось наречие вдребезги .
— В каком значении употребляется это наречие? Связано ли оно со значением древнерусского слова? (Да. Вдребезги означает «на мелкие куски».) Приведите примеры с данным наречием. (Например: Стекло разбилось вдребезги.)
Данное наречие разбирается морфологически.
3. К данным фразеологическим оборотам подберите наречия-синонимы.
Встать ни свет ни заря; жить душа в душу; рукой подать; хоть пруд пруди; мчаться во весь дух; работать засучив рукава.
4. Диктант «Проверь себя».
По мере его записи 2—3 наречия разбираются морфологически.
У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. Она являлась с мышью в зубах и, как-то особенно, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Уже по этому торжествующему мурлыканью все мы узнавали, что она поймала мышь. Потом, подняв хвост вверх, обходила всех нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. Потом она бросала мышь и равнодушно уходила.
(По В. В е р е с а е в у.)
— Укажите средства связи предложений в тексте.
Домашнее задание: § 35; упр. 216.
У р о к 66. Развитие речи.
Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»
Цель урока: формирование умения создавать текст-рассуждение на заданную тему.
У р о к 67. Слитное и раздельное написание не
с наречиями на -о и -е
Цель урока: формирование навыка написания не с наречиями.
Работа по развитию речи: составление устного высказывания на грамматическую тему.
Повторение: написание не с различными частями речи.
I . Один из учащихся составляет связный рассказ о наречии по плану, заранее написанному на доске. (Вопросы плана см. в уроке 65 — фронтальный опрос.),
II. Повторение. Не с глаголами. Выразительно читается текст.
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С УЧЕБНИКОМ
Оберните учебник бумагой или вложите его в специальную обложку. Не загибайте страницы учебника, пользуйтесь закладкой.
Не перегибайте учебник: от этого вырываются страницы.
Не закладывайте в учебник ручку или карандаш: от этого ломается переплет.
Не пишите и не рисуйте в учебниках.
Не берите учебники грязными руками и не читайте их во время еды. Кладите учебники только на чистый стол или парту.
Не читайте учебник на солнце: солнечные лучи обесцвечивают обложку и страницы книги.
Перевертывая страницу, держите ее за верхний край.
(Из кн. «Спутник классного руководителя».)
— Какова основная мысль текста? (Учебник — ценность, созданная трудом сотен людей, и его нужно беречь.)
Выпишите глаголы с не . Объясните их написание.
III . Словарная диктовка.
Неисследованная местность; говорил неправду; немигающий взгляд; еще не сделанные чертежи; нестерпимый зной; не проверив работу; не различая дороги; не с кем посоветоваться; скрывать нечего; ненастная ночь; необыкновенный закат; негромкий шепот; работа не проверена; не широкая, а узкая дорожка; неширокая, а рыбная река.
(В последнем словосочетании противительный союз а не обеспечивает раздельного написания не с прилагательным, так как слова широкая и рыбная не являются антонимами.)
Делается вывод о написании не с различными частями речи.
I V . Чтение и анализ § 41. Следует обратить внимание учащихся на то, что с наречиями не на -о, -е ( не по-заячьи, не по-нашему и пр.) пишется частица не (раздельно), а не приставка.
V . Закрепление материала.
1. Подбор к наречиям низко, плохо, тихо, медленно, мало сначала синонимов с приставкой не -, затем антонимов.
О б р а з е ц: близко — недалеко, далеко.
— Чем будет в данных наречиях не ?
— Составьте с любыми двумя наречиями с приставкой не- предложения.
Делается вывод о роли синонимической замены наречия.
2. Запись предложений с объяснением слитного и раздельного написания не с наречиями.
1) Комбайны работали непрерывно. 2) Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники. 3) Он рассказывал об этом вовсе не интересно. 4) Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо жутко в наступившей тишине. (Н. Дубов.) 5) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу. (А. Чехов.) 6) Белая чайка на неподвижно раскрытых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой. (В. Катаев.)
— Чем является не в данных наречиях? (Частью корня, приставкой, частицей.)
Рекомендуется подробно остановиться на образце рассуждения, данном на с. 103.
Упражнение выполняется самостоятельно, один из учащихся записывает его на пленке графопроектора. Проверка правильности выполнения работы проводится методом самоконтроля: школьники сверяют написанное со спроецированным на доску или экран упражнением.
Вывод: чем может быть не в наречии? (Частицей, частью корня, приставкой.)
Домашнее задание: § 36; обратить внимание на графическое объяснение написания не с наречиями; упр. 221, 223.
У р о к 68. Слитное и раздельное написание не
с наречиями на -о и -е
1. Взаимопроверка выполнения домашнего упражнения. Анализ ошибок.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
(Не)допустимо резкий тон; ответить (не)обдуманно; решение (не)продумано; рассчитать (не)точно; рассчитать (не)точно, а приблизительно; спросить (не)громко, а тихо; (не)безынтересно отметить; (не)виданно торжественный парад; писать (не)брежно; приехать (не)ожиданно; (не)истово сопротивляться врагу.
К а р т о ч к а № 2
Никому (не)известно; приблизиться (не)заметно; (не)искренне вздохнуть; (не)вполне серьезно относиться к делу; вести себя (не)принужденно; (не) организованно провести собрание; отвечать (не)уверенно; говорил (не)громко, а тихо; держаться (не)возмутимо; поступить (не)обдуманно; (не)медленно принять меры; (не)узнаваемо измениться; (не)высоко, а низко.
II. Синтаксический разбор предложения Я неторопливо брожу по берегу небольшой степной речки, оставляя за собой след на мокрой траве.
Частичный фонетический разбор: учащиеся называют последнюю букву и последний звук деепричастия оставляя (буква я , звуки [й], [а], так как буква я после гласной обозначает два звука).
Наречие неторопливо разбирается по составу.
III. Тренировочные упражнения (по выбору учителя).
1. Запишите три слова различных частей речи, в которых не будет выступать в качестве частицы, приставки и части корня.
Заполните таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о и -е ».
3. Составьте предложения с парами слов.
Не ярко — неярко; не долго — недолго; неясно — не ясно; не хорошо — нехорошо; неразумно — не разумно; не справедливо — несправедливо.
4. От данных слов образуйте слова с не . Подберите синонимы.
Решительно, торопливо, горячо, дорого, верно, достаточно, богато, жарко, аккуратно, ласково.
5. Объяснительный диктант.
1) Исследователь дальнего Востока Арсеньев понимал, что освоение этого еще не изученного края немыслимо без серьезной научной работы. 2) Следующие экспедиции, охватившие гораздо бόльшие участки тайги, становятся неизмеримо масштабнее и дают немало интересных научных результатов. 3) Ему нередко приходилось бывать на границе с Кореей. 4) Библиографам путешественника до сих пор неизвестно, за какие военные заслуги он был удостоен таких высоких наград. 5) Неподдельно заинтересованные, точные вопросы задает Арсеньев проводникам, сопровождавшим его в походах по нехоженым и неезженым тропам тайги. 6) В начале века добираться до Владивостока было неизмеримо труднее. 7) Среди пассажиров этого небольшого парохода было немало интересных людей. 8) Подобные карты этого не исследованного до конца района существуют сравнительно недавно. 9) Солнце, все смелее пробиваясь сквозь листья и ветки, неуловимо меняет краски прибрежного леса.
(По В. М а л о в у.)
Учащиеся дают объяснение выделенного слова.
Домашнее задание: § 36; выписать и запомнить написание слов из рамочек по теме «Наречие»; упр. 222 (письменно), 224 (устно).
У р о к 69. Слитное и раздельное написание не
с наречиями на -о и -е
I . Проверка домашнего задания.
II. Синтаксический разбор предложения Дыханье роз, фонтанов шум Влекли к невольному забвенью, Невольно предавался ум Неизъяснимому волненью. (А. Пушкин.)
Учащиеся записывают предложение, подчеркивают грамматические основы, составляют схему, разбирают по составу выделенное слово.
III. Словарно-орфографическая диктовка.
Нелепый поступок, взлететь невысоко; взлететь не высоко, а низко; надеть некрасивый плащ; плащ некрасивый, но прочный; путь не близок, а далек; дорога неровная; дорога неровная, но короткая; очень некрасивый зонт; далеко не легкое дело; нелегкое задание; задача нелегкая, но интересная; нелегко было в пути; нелегко далась ему эта победа; не веселый, а грустный взгляд; далеко не веселое путешествие; невеселый мальчик; он был невесел; неблагодарный слушатель; вовсе не трудная задача; ее нетрудно было решить; нетрудная задача; отвечал небрежно; полный невежда; вел себя непринужденно; неряшливый вид; река была неширока; путь не короток, а длинен; бормотал что-то невнятное; незавидное положение; домашние неурядицы; говорил явную неправду; неизвестный певец; неурожайный год; очень неинтересный фильм.
Делается вывод о написании не с различными частями речи.
I V . Объяснительный диктант.
1. 1) Перешагнув через порог, я немного задержался. 2) В стене обрыва, тускло поблескивая на солнце, виднелся не тронутый ржавчиной какой-то огромный металлический предмет. (В. Мелентьев.)
II. 1) Стало вдруг темно, а потом непроглядное небо полыхнуло тяжелым слепящим светом. 2) Они не боялись здешних невысоких гор, вершины которых не знают снегов. 3) Недаром народ говорит, что у лжеца память коротка. 4) Щекочущий дым невидимо просачивался сквозь сырость непроходимого леса. 5) Неистовое солнце многоцветно дробилось в бурлящем зеркале крохотного водоема.
Домашнее задание: упр. 225.
У р о к 70. Буквы е и и в приставках не- и ни-
Источник
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Онтонио Веселко
26. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
1. Исследователь Дальнего Востока Арсеньев понимал, что освоение этого ещё (не) изученного края (не) мысл. мо без серьёзной научной работы. 2. Следу. щие экспедиции охв. тившие гораздо большие участки тайги ст. новя(т, ть)ся (не) изм. римо масштабнее и дают (не) мало интересных научных результатов. 3. Ему (не) редко приходилось бывать на границ. с Кореей. 4. БИБЛИОГРАФАМ путешественника до сих пор (не) известно, за какие военные заслуги он был удосто. н таких высоких наград. 5. (Не) поддельно заинтересован. ые, точные вопросы зад. ёт Арсеньев пров. дникам сопров. ждавшим его в походах по (не) хож. ным и (не) езж. ным тропам тайги. 6. В начале века доб. раться до Владивостока было (не) изм. римо труднее. 7. Среди пассажиров этого (не) болып. го -парохода было (не) мало интересных людей. 8. Подробные карты этого (не) исследован. ого до конца района существуют сравнительно (не) давно. 9. Солнце всё смелее проб. вась сквозь листья и ветки (не) уловимо м. няет краски пр. брежного леса.
Объясните значение выделенного слова:
Лучший ответ:
Мари Умняшка
1. Исследователь Дальнего Востока Арсеньев понимал, что освоение этого ещё не изученного(раздельно, зависимое слово ещё) края немыслимо(1. слитно с не, т.к. можно подобрать синоним без не: исключено, утопично, бесполезно; 2. от глаг. 2 спр. мыслить) без серьёзной научной работы.
2. Следующие(от глаг. 1 спр. следовать) экспедиции, охватившие(охв`ат) гораздо большие участки тайги, становятся(1. ст`анет; 2. что делают?) неизмеримо(1. слитно, т.к. можно подобрать синонимы без не: беспредельно, безгранично, безмерно; 2. изм`ерить) масштабнее и дают немало(слитно, =много) интересных научных результатов.
«охватившие гораздо большие участки тайги» — причастный оборот выделяется запятыми, т.к. расположен посте определяемого слова экспедиции
3. Ему нередко(слитно, =часто) приходилось бывать на границе(1 скл. жен.р. в предложном падеже) с Кореей.
4. Библиографам путешественника до сих пор неизвестно(слитно, =сомнительно, глухо), за какие военные заслуги он был удостоен(от глаг. 2 спр. удостоить → удостоенный → удостоен) таких высоких наград.
5. Неподдельно(слитно, =искренне, подлинно, по-настоящему) заинтересованные(от глаг. совершенного вида заинтересовать, есть приставка за), точные вопросы задаёт(зад`ать) Арсеньев проводникам(пров`одит), сопровождавшим(словарное слово) его в походах по нехоженым(1. слитно, = малохоженым; 2. отглагольное прилагательное, образовано от глаг. несовершенного вида ходить) и неезженым(1. слитно, = малоезженым; 2. отглагольное прилагательное, образовано от глаг. несовершенного вида ездить) тропам тайги.
«сопровождавшим его в походах по нехоженым и неезженым тропам тайги» — причастный оборот выделяется запятой, т.к. расположен после определяемого слова проводникам
6. В начале века добираться(гласная зависит от суффикса после корня: пишется и, если за корнем следует суффикс а, в ином случае — е) до Владивостока было неизмеримо(1. слитно, = безгранично, безмерно, беспредельно; 2. изм`ерить) труднее.
7. Среди пассажиров этого небольшого(1. слитно, = маленького; 2. какого?) парохода было немало(слитно, = много) интересных людей.
8. Подробные карты этого не исследованного(1. раздельно, т.к. зависимое слово до конца; 2. прич. образовано от глагола совершенного вида исследовать, есть приставка ис) до конца района существуют сравнительно недавно(слитно, = давеча, накануне).
9. Солнце, всё смелее пробиваясь(проб`ился) сквозь листья и ветки, неуловимо(слитно, = малозаметно) меняет(см`енит) краски прибрежного(приставка при со значением пространственной близости) леса.
«всё смелее пробивась сквозь листья и ветки» — деепричастный оборот выделяется запятыми
Библиограф — специалист по научному описанию книг и составлению их перечней.
Источник