Игры-эксперименты с песком, водой, ветром летом
Наталья Брецкая
Игры-эксперименты с песком, водой, ветром летом
Игры-эксперименты с песком, водой, ветром летом
Брецкая Наталья Васильевна,
воспитатель МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 106»
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Игры с песком.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.
Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Песок –отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
С помощью игр и опытов с песком,дети сами приходят к выводу: из чего состоит песок, из какого песка лучше лепить фигурки, дети дают элементарную характеристику свойствам песка.
Можно провести с детьми следующие эксперименты:
Цель: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка. Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
«Свойства мокрого песка»
Цель: показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
«Погружение предметов в мокрый и сухой песок»
Цель: показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
Игры с водой у бассейна – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Игры с водой – самые любимые детьми. Каждый ребенок любит ловить рыбок, пускать кораблики и наблюдать за предметами, плавающими в воде. Дети учатся сами делать выводы, почему одни предметы тонут в воде, а другие нет, какого цвета вода, все ли вещества растворяются в воде, есть ли у воды вкус, можно ли окрасить воду. Игры с водой обладают ещё и психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Вода может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой.
Вот некоторые опыты, проводимые с водой:
«Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»
«Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы»
«Круговорот воды в природе»
«Добываем пресную воду из соленой»
Дети очень любят игры с мыльными пузырями:
«Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше», «Чей пузырь улетит выше, дальше»…. Опыты с водой напоминают детям «фокусы», дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
Игры с ветром.
Детям нравится определять с помощью вертушек, флажков и султанчиков направление ветра, давать ему характеристику, бегать по направлению и против ветра. Также определяем с детьми, какого цвета воздух, какой он (тяжелый или легкий); надуваем мыльные пузыри и воздушные шары.
Можно провести с детьми следующие эксперименты:
«Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.
Цель: доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
«Воздух имеет объем»
Цель: доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.
«Воздух содержится в различных предметах»
Цель: доказать, что воздух находится не
только вокруг нас, но и в различных предметах.
«Воздух помогает рыбам плавать»
Цель: рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умениях делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи. После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований,сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребенка, их интересы, касающиеся не только выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется ввиду, ее формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не только на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Оборудование для игры с песком, водой и ветром
Для игры с песком: пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, грабельки, ситечки, игрушки, легко моющиеся (машины, куклы,а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены, природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).
Для игры с водой: для организации игр детей с водой на участке используются надувные бассейны или другие емкости. Также используются плавающие игрушки,выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Лейки, ведерки, водяные мельницы, брызгалки, колбочки, краски пищевые. Сачки, разноцветные шарики, камешки, лодки, кораблики — из древесной коры, пенопласта, уточки, рыбки, лягушки — из поролона, плоты из веток деревьев.
Для игры с ветром: для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги.
Оборудование для экспериментирования
Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разной формы, природный материал (камешки, глина, семена, листья деревьев и т. д., утилизированный материал (проволока, ткань, пластмасса, пробки и т. д., технические материалы (гайки, шурупы, болты и т. д., разные виды бумаг, красители, медицинские материалы (пипетки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и т. д.).
Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала. Ящик из стола покрасим.
Эксперименты с водой на прогулке Ребёнок с самого раннего детства познаёт окружающую действительность. набирается опыта и этом ведущую роль играет детское экспериментирование.
Фотоотчет «Эксперименты с водой» Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно — образное мышление. Именно поэтому они любят эксперименты. Это способ познания.
Фотоотчёт о прогулке летом «Мы — исследователи. Игры с водой» Лето – удивительная пора, оно дарит нам теплое солнце, и мы радуемся каждому чудесному дню. Июль у нас выдался очень жарким, на термометре.
Фотоотчет «Игры и эксперименты с песком» Играя с песком, экспериментируя, дети удовлетворяют свою потребность в тактильном развитии, тренируют зрительно-двигательную координацию,.
Источник
Опыты с песком и водой
Галина Григорьевна Черепанова
Опыты с песком и водой
Эксперименты и опыты с песком
Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток. Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Возьмите песок в руки, он сыпучий.
Песок может двигаться
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают спла-вы. Движение песка похоже на течение.
Свойства мокрого песка
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намо-кает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
Как передвигается вода в почве
Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднима-ется из более глубоких слоев почвы.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется — песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комоч-ками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.Первый вывод: песок — рыхлый, в отличие от глины.
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стакан-чики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяс-нили, что песок — рыхлый.
Эксперименты и опыты с водой
Ветер – движение воздуха
Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер — это движение воздуха.
Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями — теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый — от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке — свое «море». Красное, черное, желтое (подкрасьте воду акварельной краской). Дети — это ветры. Они дуют на воду. Что получает-ся? Волны. Чем сильнее дуть, тем выше волны.
Воздух имеет вес
Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с на-дутым шариком перевесит.
Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизиро-ванные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последо-вательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
В воде появляются пузырьки воздуха
Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия.) Что в этих дырочках? (Воздух.) Что случится, если губку погрузить в воду? В воде появятся пузырьки — воздух из дырочек будет выходить в воду.
Предложите ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее род-ственницей. Опыт проводить в темной комнате. Понадобятся два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натрите чем-нибудь шерстяным, например, варежкой или шарфиком. Постепенно приближайте один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры — как молния в небе, вспышки, слышится несильное потрескивание, как гром.
Эксперименты и опыты с водой
Перед ребенком стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет.Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Лед – твердая вода
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную емкость, чтобы каждый ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.Вывод: лед, снег — это тоже вода.
Вода – жидкая, течет
Дайте детям два стаканчика — один с водой, другой — пустой, и пред-ложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Поче-му? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Вода не имеет формы
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед — это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опытможно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Горячая, теплая, холодная вода
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах,морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие — только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идет пар. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
У воды нет вкуса
Предложите детям попробовать через соломинку воду.Вопрос: есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе в детском саду, что вода очень вкусная. У них формируется свой действующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие,говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкус не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно еще доказать, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Если под рукой нет термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей вскипятите воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей, на что похоже слово «paдуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ракруга».
Встреча с ручейком
Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держал-ся и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на 1 литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капель-ницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Превращение в воду
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает — его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Чем пахнет вода
Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.
Сделать цветок из бумаги, лепестки закрутить к центру и опустить в воду. Цветы начинают распускаться. Бумага намокает, становится тяжелее.
Соленая и пресная вода
Подготовить два стакана – с соленой и пресной водой. Опустить по одному яйцу в каждый стакан. В стакане с пресной водой яйцо опустилось на дно, в соленой – всплыло. В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
Для опыта необходима ванночка или таз с водой, различные по весу предметы. Опустить в воду предметы по очереди. Что произошло? Некоторые предметы утонули, а некоторые всплыли. Это зависит от веса предмета. Вода выталкивает более легкие предметы.
Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Фотоотчет «Опыты с водой» Экспериментирование с водой «Окрашивание воды», «Играем с красками» Цель: -помочь выявить свойства воды; Познакомить с процессом растворения.
Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт с водой Здравствуйте дорогие гости и читатели блога. За окном зима, прекрасное время года. Дети узнают много нового и интересного.
Фотоотчет «Летние развлечения с песком и водой» В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная.
Летние опыты и эксперименты с песком Летние опыты и эксперименты с песком Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках мы организовывали различные опыты и эксперименты,.
НОД «Опыты с водой-1» Участие в проведении опытов вызывают у наших ребят необычайно большой интерес. При подборе опытов стараемся в первую очередь учитывать.
НОД «Опыты с водой-2» Опытническая деятельность развивает у детей мыслительную деятельность, наблюдательность и способствует формированию познавательных интересов.
Источник