Меню

Солнце ветер мороз человек

Библиотека для детей

Когда-то один человек поехал в лес и увидел — трое мужчин одним топором рубят дерево. Человек сказал:

А один из трех мужчин сказал:

Человек поехал дальше, а эти мужчины стали спорить. Мужчины говорили — а один был мороз, второй — ветер и [третий] солнце:

— Кому из нас сказал «Бог в помощь»?

— Мне говорил, я ему даже спасибо сказал.

А солнце сказало:

Теперь они не знают, которому из них сказал. Они погнались за человеком, а когда догнали, спросили:

— Которому из нас ты сказал «Бог в помощь»?

Человек посмотрел на них и сказал:

— [Я сказал] тому, у которого самые толстые губы.

А это был ветер с толстыми губами. Мороз сказал:

— Я тебя заморожу.

Мороз стал так морозить, что даже конский помет прыгал на дороге. А человек приехал в лес и тут же стал рубить деревья.

Он быстро согрелся, скинул кожух и снова рубил. Мороз понял, что он ему ничего не сделает. Он залез в кожух человека и сказал:

— Я крепко заморожу кожух. Когда он [его] оденет, то замерзнет.

Человек подошел надевать кожух — увидел, что [он] замерз, как рога. Он взял палку и как стал бить кожух — тут же он стал мягким. Он оделся и поехал. А солнце сказало:

— Я тебя испеку, как рака.

Солнце тут же стало жечь его. А ветер как начал дуть, человеку стало приятно и тепло. Если сильный мороз, а ветра нет, все же не так холодно. А если очень жарко, а ветер начинает дуть, и уже нет жары.

Источник

Сказки. Рассказы. Стихи

Когда-то один человек поехал в лес и увидел — трое мужчин одним топором рубят дерево. Человек сказал:

А один из трех мужчин сказал:

Человек поехал дальше, а эти мужчины стали спорить. Мужчины говорили — а один был мороз, второй — ветер и [третий] солнце:

— Кому из нас сказал «Бог в помощь»?

— Мне говорил, я ему даже спасибо сказал.

А солнце сказало:

Теперь они не знают, которому из них сказал. Они погнались за человеком, а когда догнали, спросили:

— Которому из нас ты сказал «Бог в помощь»?

Человек посмотрел на них и сказал:

— [Я сказал] тому, у которого самые толстые губы.

А это был ветер с толстыми губами. Мороз сказал:

— Я тебя заморожу.

Мороз стал так морозить, что даже конский помет прыгал на дороге. А человек приехал в лес и тут же стал рубить деревья.

Он быстро согрелся, скинул кожух и снова рубил. Мороз понял, что он ему ничего не сделает. Он залез в кожух человека и сказал:

— Я крепко заморожу кожух. Когда он [его] оденет, то замерзнет.

Человек подошел надевать кожух — увидел, что [он] замерз, как рога. Он взял палку и как стал бить кожух — тут же он стал мягким. Он оделся и поехал. А солнце сказало:

— Я тебя испеку, как рака.

Солнце тут же стало жечь его. А ветер как начал дуть, человеку стало приятно и тепло. Если сильный мороз, а ветра нет, все же не так холодно. А если очень жарко, а ветер начинает дуть, и уже нет жары.

Источник

Мороз, Солнце и Ветер. Сказка

Народная сказка. Переложение: Серж Пьетро.

Когда-то давно шёл человек
и повстречал по дороге Солнышко, Мороз и Ветер – такое бывало каждый век.
Он встретился с ними, похвалил.
Кого он там похвалил? – спрашивает себя Сова,– почему не меня расхвалил?
Мало ли, что я не горела, как Солнышко,
У меня зато глаза огромные, как два лукошка!
Слушай, Мороз, — говорит Сова, — это ведь похвала мне, а не тебе,
потому что ты Мороз, не так страшен, как я,
а у меня ведь страшных когтей на лапах — целая семья.
Ты врёшь! Неправда! – говорит Ветер, — Человек воздал хвалу не тебе,
а скорей всего — Солнцу, Морозу и мне.
Начали они спорить, ссорятся и никак не могут поладить,
чтоб спор загладить.
Ну, если так, — говорит Сова, — давайте спросим Человека:
кому он дал похвалу — мне или вам?
Они догнали Человека, спросили и дождались, но ни стихи и ни прозу —
он кивнул в сторону Ветра, поглядев на Солнце и улыбнувшись Морозу.
А что, смотри, не говорил я, что похвала и мне? – говорит Сове Ветер.
А может и мне! – говорит Сове Солнце, —
Чтоб Человека красным сделать, — шутит Солнце, —
чтоб он выглядывал, как красное Солнце в оконце!
Сожжёшь Ты меня, — улыбается Человек.
А Ветер смеётся:
Не сожжёт; я буду охлаждать Тебя, Человек, только не открывай широко век!
А может похвала и мне, что я тебя сильно не морожу! — говорит в шутку Мороз Человеку.
Не бойся, Человече, я не буду на Тебя дуть, — говорит Ветер —
лучше подую на поле иль реку
и Мороз ничего тебе не сделает, разве что река подмёрзнет,
а Человек без ветра под Солнцем не мерзнёт.
На том и разошлись, только Сова без похвалы осталась, обиделась —
Ни с Морозом, ни с Ветром, ни с Солнцем, она теперь не зналась.
стала без Солнца по ночам летать,
без Ветра в лесу в тиши обитать
да от Мороза в дупле прятаться — тепла да похвалы от Весны ждать.

Читайте также:  Семья море закат солнце

Источник

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Мороз, Солнце и Ветер

Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер»

Наши древние предки всегда почтительно относились к природе, одушевляли её. А природные стихии и небесные светила просто обожествляли. Этим сакральным символам поклонялись, искали у них защиты и просили о помощи.

Быть может, поэтому придумано так много волшебных повествований о природных явлениях. И одно из них – русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». Это история о том, как один старик встретил по дороге трёх прохожих, идущих ему навстречу, и отвесил им земной поклон.

Казалось бы, обычная житейская ситуация. Да только путники это были непростые – по дороге шли: Ветер, Солнце и Мороз. А так как каждый из них считал себя важным и незаменимым, то начался между ними спор. Уж очень им хотелось узнать, кому из них встреченный мужик оказал честь.

Долго они спорили между собой, но никто из них не хотел прислушиваться к мнению остальных. Солнце – дневное светило – могло бы считать себя самым почитаемым среди них. Кроме того, что оно светит и греет, в древние языческие времена люди поклонялись ему как божеству, называя Ярилом.

Но суровый Мороз тоже не хотел уступать и считал, что раз он всё вокруг может заморозить, то это именно ему отвесил поклоны крестьянин. А Ветру казалось, что ни Солнце, ни Мороз не достойны почтения. Потому что в любой зной он может подарить человеку прохладу, а мороз без ветра не так уж суров.

Не сумев договориться между собой миром, эта троица решила догнать старика и спросить, кто у него больше всего в чести. Хитрый мужик сказал, что кланялся Ветру. То сразу рассмеялся довольно. Зато Солнце, обидевшись, захотело опалить старика своим жаром. А Мороз – заморозить непочтительного мужика.

Никто не скажет, почему старик выбрал именно Ветер. Да только сказка не об этом совсем. Мы привыкли, что ласковое тёплое Солнце всходит каждое утро и освещает всё вокруг своим светом. Трудно представить жизнь без этого небесного светила.

Мороз, который приходит на землю зимой – тоже нужен. Это он рисует на окнах чудные узоры и сковывает льдом водоёмы. Это благодаря ему дети могут кататься на коньках и съезжать с горки на санках.

Глупый спор затеяли между собой Мороз, Солнце и Ветер. Во Вселенной нет ничего лишнего или ненужного. Все природные явления, так или иначе, связаны друг с другом. Ведь, как бы ни зазнавался Ветер, он без Солнца и Мороза тоже ничего не значит.

Читайте также:  Календарь восхода солнца рамадан

Читайте текст русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» онлайн, бесплатно и без регистрации крупными буквами. Интерактивно через интернет.

Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.

А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.

Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.

— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.

А Мороз говорит:

— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.

Не стерпел тут Ветер:

— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.

— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!

Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.

— Да разве есть кто меня сильнее!

— Да разве есть кто меня лютее!

А Ветер словно дразнится:

— Да я вас обоих за пояс заткну!

Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.

Догнали его и говорят:

— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?

А старик говорит:

— Ветру. Кому ж, как не ему!

— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?

И в ус себе тихонько дует.

— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!

— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.

— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.

— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!

Источник

Мороз, Солнце и Ветер

Цель урока: продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».
  • Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
  • Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
  • Воспитывать уважение и любовь к природе.

Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд-во «Учебная литература», 2006; словарь С. И. Ожегова; загадки; индивидуальные карточки; пословицы.

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроения.

Учитель:

В сказке, рассказе, даже во фразе –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.

Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.

– Это высказывание о загадках.

Учитель: Что знаете о загадках?

Дети: Загадки бывают авторские и народные.
– Загадки относятся к устному народному творчеству.
– Предмет может быть загадан через описание внешнего вида или действий.

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы самостоятельно сочиняли загадки о природных явлениях и природе. Поделитесь своими находками.

Дети выходят, показывают свои работы и зачитывают загадки.

Учитель: Загадки у вас получились замечательные, но и я для вас приготовила загадки.

4. Создание проблемной ситуации

Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)

Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами:

Учитель: Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?

Дети: Мы будем читать произведение «Мороз, Солнце и Ветер».

5. Постановка целей и задач урока

Читайте также:  После ретиноевого пилинга солнце

Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.

О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

6. Первичное восприятие текста

Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.

Проверка эмоционального восприятия.

Учитель: Поделитесь своими мыслями о прочитанном произведении.

Дети: Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я первый раз читаю сказку о явлениях природы.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер.

Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?

Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.

Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?

Дети: В этой сказке есть особенности сказочного жанра.
– Волшебное число 3.
– Есть злые и добрые герои.
– Человек разговаривает с природными силами.

Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?

Дети: Олицетворение.

7. Работа над произведением

Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.

Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.

Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.

Почитает – верхняя прядь волос
Невдомёк – недалёкий, простодушный, малознающий человек
Чубы – выражает признание за заслуги
Простак – не может догадаться, сообразить
Уважить – оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание

Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.

Учитель: Из каких частей состоит сюжет?

Дети: Завязка, кульминация, развязка.

Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.

(Дети зачитывают предложения)

Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?

Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.

Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки. Если трудно, поработайте в парах.

(Дети зачитывают предложения)

Учитель: Во что перерос спор?

Дети: Спор героев перерос в драку.

Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?

Дети: Нельзя считать себя самым лучшим.
– Нельзя себя превозносить и возвеличивать.

Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.

(Дети зачитывают предложение)

Учитель: Какая основная мысль сказки?

Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.

Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей. Прочитайте.

  • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
  • Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Друзья познаются в беде.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.

Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.

Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова – ветер, солнце, старик, мороз. (Задание даётся по вариантам). Ответ сообщите на ушко учителю.

Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.

Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; ветер – самодовольный, хвастливый; мороз – лютый и коварный.

Учитель: Как старик относится к силам природы?

Дети: Человек находится в зависимости от стихий.
– В данной сказке старик относится с уважением к силам природы.

Учитель: Почему появилась данная сказка?

Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.

8. Итог урока

Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?

Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.

Учитель: Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.

9. Домашнее задание

Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.

Дети: Прочитать сказку по ролям.
– Нарисовать иллюстрации главных героев.
– Попробовать сочинить свою сказку о других явлениях природы.
– Прочитать авторскую сказку К. Ушинского «Ветер и Солнце».

Учитель: Вот и всё.

Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!

Источник

Adblock
detector