открытый урок по теме: «Тире в бессоюзном сложном предложении»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
методическая разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_tire_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тире в бессоюзном сложном предложении»
Цель: 1. Систематизация знаний учащихся о постановке тире в простом предложении.
2. формирование умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире; производить синонимическую замену предложений; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида.
- Распределимся на творческие рабочие группы, каждая группа имеет своего руководителя, моего помощника.
- Пользуясь схемами, сформулируй правило о том, когда ставится тире.
- Как можно проверить значение предложений? *(подставить союзы)
- Чтение параграфа 17 с. 102, примечание (с карандашом в руках и делаем пометочки) (слайд № 9)
- Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;
- Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;
- Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;
- Хоровое произношение (слайд № 10)
Тире можно поставить,
Коль нужно противопоставить.
Условие и время в первой части,
Тире и вывод в вашей власти.
- Закрепление. (слайд № 11)
- Задание. Прочитайте предложения соблюдая интонацию. Обоснуйте постановку знаков препинания. (укажите соответствующий номер схемы)
- Делу время – потехе час.
- Наступят каникулы – поедем на море.
- Солжешь сегодня – не поверят завтра.
- На стене ни одной иконы – дурной знак
- Зорина А., Буленкова Т., Доманова И. – творческая работа. Конструирование предложений.
Буленкова Т. упр. 230 (предложение 1,2)
Доманова И. упр. 231 с указанием смысловых отношений.
Зорина А. упр. 230 (предложение 3,4)
- Остальные выполняют тестирование.
Обоснуйте постановку тире в бессоюзном сложном предложении. (слайд № 12)
- Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.
- Жить бесполезно – лучше уж не жить.
- Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают.
- Земля кругла – на ней не скроешь тайны.
- Берешься делать дело – делай, но непременно до конца.
- Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно, ясно, так млеет в радости
- Хотел я встать – передо мной все закружилось с быстротой.
- Хочешь быть счастливым — силы не жалей.
- Назвался груздем – полезай в кузов.
- Зацветут заливные луга – не надышишься.
- Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат.
- Расчищали сугробы – их наметало снова.
- Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая тревожная весна.
- Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки.
- Идешь гулять над речкою – на город наш взгляни.
- Затерялись в полях гармони – их до зорьки не отыскать.
- Не снег кружится в чистом поле – пух одуванчиков летит.
- Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
- Резкое противопоставление частей
- Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
- Вторая часть предложения заключает вывод
- Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий
- Резкое противопоставление частей
- Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
- Вторая часть предложения заключает вывод
- Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий
- Резкое противопоставление частей
- Первая часть предложения указывает время или условие того, о чем говорится во второй
- Вторая часть предложения заключает вывод
- Вторая часть предложения указывает на быструю смену событий
Источник
открытый урок по русскому языку по теме»Тире в бессоюзном сложном предложении»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Методическая разработка урока в 9 классе с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_tire_v_bessoyuznom_slozhnom_predlozhenii.pptx | 130.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа. Газ И ф И кац И я Эл Е ктр И ф И кац И я Эт И м О логия Кл И ш Е А В т О б ИО графия Амф И т Е атр Ф Е л Ь етон Экспр ЕСС ивный Д ИФФ ер Е нцировать П ЕССИ мист Эк О логия О пт И мист
Орфографическая разминка 1 группа Вставьте, где нужно, Ь после шипящих. Обозначьте наличие Ь цифрой 1, отсутствие – цифрой 2. Пряч … ся , пустош …, тягуч…, с крыш…, стелеш … 2 группа Вставьте Н или НН в причастия и прилагательные. Обозначьте буквы цифрами: Н – 1, НН – 2. Плете … ый , плете .. ая из ивовых прутьев корзина, ветре… ый , безветре … ый,ледя …ой. 3 группа Вставьте Е или И в окончаниях глаголов. Обозначьте буквы цифрами: Е-1, И- 2. Верт …т, гор…т, тян …т, пиш ..т, плач…т, ненавид …т 11221 – 1 группа 12121- 2 группа 221112 – 3 группа
Печален я со мною друга нет. ( ? ) Наступила весна закапало с крыш, появились проталины. ( ? ) Я знаю вы мне напишите. (?) Егор оглянулся скачет кто то вдали. ( ? )
Анализ предложений. 1. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад. 2. Над Россиею – небо синее. 3. Сухая , крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году. 4. Светло не от утра – светло от луны. 5.Воистину сладчайшая обуза – домой торжественно арбуз нести. 6. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло. 7. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно. 8. Морозный воздух чист – гляди насквозь. 9. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро! 10. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту.
Тема урока: «Тире в бессоюзном сложном предложении»
Цель урока: 1. Систематизация знаний учащихся о постановке тире в простом предложении. 2. формирование умений определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с тире; производить синонимическую замену предложений; правильно ставить знаки препинания в предложениях указанного вида.
Сравни предложения. 1. Труд человека кормит – лень портит. Труд человека кормит , а лень портит . Схема: — ( ? ) 2. Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело – гуляй смело. ? — . 3. Если есть терпение, будет и умение. Есть терпение – будет и умение. ? — . 4.Земля кругла, поэтому на ней не скроешь тайны. Земля кругла – на ней не скроешь тайны. — ? . 5.Сыр выпал и с ним была плутовка такова. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. — . ( ? )
№ п\п Условие постановки тире, Схемы Союзы Пример 1 — (противопоставление) А,НО 2 время — КОГДА 3 условие — ЕСЛИ 4 — вывод . ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ 5 — . (быстрая смена событий) И
Работа с текстом параграфа 17 Знак «галочка» ( V ) – отметьте в тексте уже известную вам информацию; Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию; Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе.
Запомни. Тире можно поставить, Коль нужно противопоставить. Условие и время в первой части, Тире и вывод в вашей власти.
Прочитать, соблюдая интонацию, обосновать постановку тире. Делу время – потехе час. Наступят каникулы – поедем на море. Солжешь сегодня – не поверят завтра. На стене ни одной иконы – дурной знак.
1 группа 2 группа 3 группа Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. Жить бесполезно – лучше уж не жить. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные их создают. Земля кругла – на ней не скроешь тайны. Берешься делать дело – делай, но непременно до конца. Чуть проглянет солнце – все становится так прозрачно, ясно, так млеет в радости Хотел я встать – передо мной все закружилось с быстротой. Хочешь быть счастливым силы не жалей. Назвался груздем – полезай в кузов. Зацветут заливные луга – не надышишься. Не веток ледышки стучат – песни весенней коленца звучат. Расчищали сугробы – их наметало снова. Кукушка прилетела – значит, кончилась неодетая тревожная весна. Красоту только тронь небрежной рукой – она исчезнет навеки. Идешь гулять над речкою – на город наш взгляни. Затерялись в полях гармони – их до зорьки не отыскать. Не снег кружится в чистом поле – пух одуванчиков летит. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
Ответы к тесту. № предложения 1 2 3 4 5 6 № ответа 1 группа а б\в а в б г\в № ответа 2 группа г б в б а а № ответа 3 группа б г б б\в а в
1.Волков бояться – в лес не ходить . 2.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь . 3.Кончил дело – гуляй смело . 4.Поспешишь – людей насмешишь. 5 .Сказано – сделано. 6 .Любишь кататься – люби и саночки возить .
№ п\п Условие постановки тире, Схемы Союзы Пример 1 — (противопоставление) А,НО 2 время — КОГДА 3 условие — ЕСЛИ 4 — вывод . ТАК ЧТО, ЗНАЧИТ 5 — . (быстрая смена событий) И
Кто быстрее выполнит указанные разборы? .
Заполнить маркировочную таблицу. « V » ЗНАЛ «+» УЗНАЛ « — » ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ «?» ХОЧУ ЗНАТЬ
Источник
Солнце вешнее нивы здешние все тебе отдать бы рад над россиею
2. Ей хотелось запомнить на всю жизнь этот городок гостиный двор с желтыми облупившимися сводами голубей на базаре зеленую вывеску трактира чай да сахар каждую щепку на горбатой мостовой.
3. Поддержит он его или нет?
4. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.
5. Ни кола ни двора у бедного крестьянина..
6. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы то внушительно поучал дочь.
7. Из комнаты, занятой офицерами, доносились то хохот то пение то рыдающие стоны гитары.
8. Аллеи, засаженные сиренями и липами вязами и тополями, вели к эстраде.
9. Везде ее встречали весело и дружелюбно и уверяли ее, что она хорошая милая редкая.
10. Он видел не только огородные плантации с балаганами и водокачками но и русло будущего канала.
11. Мама не то что сердилась на меня но все-таки была недовольна.
12. Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно как и появился.
13. Она ветрена не от заурядности и испорченности от одиночества безысходной тоски по настоящей любви.
14. Серые и беловатые камни желто-зеленый мох покрытые росой кусты держи-дерева кизила и карагача обозначались с прозрачной ясностью и выпуклостью на золотистом восходе.
15. Бледно-серое небо светлело и холодело и синело.
16. Калиныч был человек самого веселого самого кроткого нрава беспрестанно напевал вполголоса беззаботно поглядывал во все стороны говорил немного в нос прищуривал свои светло-голубые глаза часто брался рукой за свою жидкую клиновидную бородку.
17. На высохшем мху на лиловом бурьяне на мягкой пыли дороги на тонких стволах на чистых листочках молодых берез лежал ясный и кроткий свет уже беззнойного невысокого солнца.
18. В беспечной юности я знал одни дремучие дубравы ручьи пещеры наших скал да дикой бедности забавы.
19. Беспрерывный гул трескотня и тучи дыма висели над горой заволакивали солнце.
20. По горам по долам и в белый день и по ночам наш витязь едет непрестанно.
21. Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат.
22. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью ни случайностью ни наслаждением как у лентяя.
23. Андрей стоял ни жив ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу.
24. Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
25. Беспрерывно шел дождь как вчера так и сегодня.
26. Врага колет не только штык но и колос.
27. Мне поручили работу хоть и трудную но интересную.
28. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
29. Радостно молодо было на земле и на небе и в сердце человека.
30. Скользящим движением, как кошка, он не то прополз не то проскочил не то перелетел через езженую дорогу.
Расставьте знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
2. Поручни компасы бинокли все было медное.
3. Повсюду в клубах на улицах на скамейках у ворот в домах происходили странные разговоры.
4. В защиту болгар выступили В.Гюго Ч.Дарвин О.Уайльд Л.Толстой Ф.Достоевский Д.Менделеев.
5. Улыбку смех и радость и покой я все забыл.
6. Ни птица ни зверь ни человек никто и ничто не ускользнет от зоркого взгляда сильного ловкого и умного хищника орла.
7. Хвойные породы деревьев как-то ель сосна пихта и другие называются красным лесом или краснолесьем.
8. Домашние животные а именно лошадь корова овца приносят людям пользу.
9. В каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твердость и колебание.
10. От дома от деревьев и от голубятни и от галереи от всего побежали длинные тени.
11. Брезент палуба чемоданы перила все было мокро от тумана.
12. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо равнину холмы.
13. Лицо походка взгляд голос все вдруг изменилось в Наташе.
14. Там стены воздух все приятно.
15. И кочки и моховые болота и пни все хорошо под сиянием лунным.
16. Все и товарищи и дамы стали уверять Беликова, что он должен жениться.
17. Зонтик часы ножик все это было у него в чехле.
18. Ни сплетни света ни бостон ни милый взгляд ни вздох нескромный ничто не трогало его не замечал он ничего.
19. Солнце вешнее нивы здешние все тебе отдать бы рад.
20. Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей все казалось значительным.
21. Все кругом зеленело все мягко волновалось все деревья кусты травы.
Источник
➤ Adblockdetector