Меню

Солнце сжигает посевы гроза спасает урожай

СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(По страницам сказок Г.Х.Андерсена)

5 класс

Сложносочиненные предложения

Упражнение 1
Спишите, графически обоснуйте постановку/отсутствие запятой перед союзом и.

Образец:

1. Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. («Дюймовочка») 2. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на черное облако. («Снежная королева») 3. Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок») 4. Наконец настал день свадьбы, и крот пришел за невестой. («Дюймовочка») 5. Напротив императорского трона поставили золотой шест, и на самой верхушке его сидел соловей. («Соловей») 6. Рано утром она отправилась дальше и вдруг встретила старушку с корзинкой ягод. («Дикие лебеди»)

Упражнение 2
Спишите, расставьте знаки препинания. Угадайте сказки Андерсена.

1. Среди комнаты стоял золотой сундук а на сундуке сидело настоящее страшилище. 2. Лебедь положил свою голову ей на колени и она гладила и перебирала его перышки. 3. Всю зиму прожила ласточка в подземелье а Дюймовочка ухаживала за ней. 4. Бедное животное забрыкалось а девочка захохотала и потащила Герду к постели. 5. Он объехал весь свет но так и не нашел себе невесты.

Ответы: 1. «Огниво»; 2. «Дикие лебеди»;
3. «Дюймовочка»; 4. «Снежная королева»;
5. «Принцесса на горошине».

Упражнение 3
Из данных предложений образуйте сложное предложение, используя союзы и, а, но.

1. В скорлупке она спала ночью. Днем играла на столе. («Дюймовочка»)
2. Пальба стихла только к вечеру. Утенок долго еще боялся пошевельнуться. («Гадкий утенок»)
3. Она отерла слезы Герде. Потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку. («Снежная королева»)
4. До заката солнца было еще далеко. Элиза уже сидела на скале перед глубокой пещерой. («Дикие лебеди»)
5. Собака бежала быстро. Крупа сыпалась из мешочка по всей дороге от медного замка до дома солдата. («Огниво»)

Упражнение 4
Продолжите предложения так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены и б) простые предложения. Выделите главные члены.

Образец:

1. Королева бросила жаб в прозрачную воду и.
2. Лебеди захлопали своими большими белыми крыльями и.
3. Фата-Моргана коснулась руки Элизы жгучей крапивой и.
4. Епископ продолжал нашептывать королю злые речи и.
5. На кладбище Элиза нарвала крапивы и.

Сложноподчиненные предложения

Упражнение 5
Запишите под диктовку учителя следующие предложения, выделите союзы. Потренируйтесь в постановке вопросов от главной части к придаточной.

1. Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее. («Дюймовочка») 2. Понял теперь солдат, что за чудесное было у него огниво. («Огниво») 3. Сердце ее сжималось от страха, когда она пробиралась лунной ночью на кладбище по длинным аллеям сада. («Дикие лебеди») 4. И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал соловей. («Соловей») 5. Лебеди летели так стремительно, как летят стрелы. («Дикие лебеди») 6. Они высунули из воды свои головы, чтобы поглядеть на крошку невесту. («Дюймовочка»)

Упражнение 6
Обоснуйте постановку запятой, определив границы главного и придаточного предложений. Устно перестройте данные предложения таким образом, чтобы союз оказался не в начале синтаксической конструкции, а в середине.

1. Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. («Дикие лебеди») 2. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. («Дюймовочка) 3. Чтобы лучи солнца не разбудили ее, одиннадцатый лебедь летел над ее головой. («Дикие лебеди») 4. Если ты сложишь это слово, то будешь сам себе господин. («Снежная королева») 5. Когда император проснулся, в окна уже светило солнце. (Соловей»)

Упражнение 7
Постройте схемы следующих предложений.

1. Элиза знала, что она может найти такую крапиву на кладбище. («Дикие лебеди») 2. Наконец на кухне нашли одну бедную девочку, которая слышала пение соловья. («Соловей») 3. Когда солнце поднялось выше, Элиза вдруг увидела вдали огромный замок. («Дикие лебеди») 4. Утенок должен был плавать по воде без отдыха, чтобы не дать ей замерзнуть совсем. («Гадкий утенок») 5. Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной холодной яме. («Дюймовочка») 6. Они увидели, как Элиза скрылась за кладбищенской оградой. («Дикие лебеди»)

Упражнение 8
Определите границы придаточного предложения, находящегося внутри главного. Постройте линейные схемы данных предложений.

1. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, видели жабу и ее сына. («Дюймовочка») 2. И вот на том месте, где хотели сжечь Элизу, вырос высокий зеленый куст с розами. («Дикие лебеди») 3. Лесной ворон, который уже успел жениться, провожал девочку первые мили. («Снежная королева») 4. В той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. («Дикие лебеди») 5. Посреди огромной залы, где сидел император, возвышался золотой шест для соловья. («Соловей») 6. Ласточки, которых она часто кормила крошками, прощебетали ей свою песню. («Дюймовочка»)

Упражнение 9
Спишите, раскройте скобки, поставив союзное слово который в соответствующей грамматической форме (используйте при необходимости предлоги).

1. Она пила росу, (который) каждое утро она находила на листьях. Большой лопух, (который) жила Дюймовочка, пожелтел. За лесом, (который) жила Дюймовочка, было большое поле. («Дюймовочка)
2. Она все думала о братьях, (который) злая мачеха тоже выгнала из родного дома. Первое же слово, (который) сорвется у тебя с языка, пронзит сердца твоих братьев. («Дикие лебеди»)

Упражнение 10
Закончите данные предложения.

1. Соловей запел так дивно, что.
2. Лебеди видели с высоты, как.
3. Когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, .
4. Если бы маленькой разбойнице Герда не понравилась, то.

Упражнение 11
Запишите под диктовку учителя данные предложения. Установите границы каждого простого предложения в составе сложноподчиненного. Укажите союзы. Потренируйтесь в постановке вопросов от главной части к придаточной. Постройте линейные схемы предложений.

1. Было раннее утро, когда одиннадцать лебедей пролетали мимо хижины, где спала еще крепким сном их сестрица Элиза. («Дикие лебеди») 2. В ее глазах светилась горячая любовь к доброму королю, который делал все, чтобы только порадовать ее. («Дикие лебеди») 3. Мальчики рассказали, что видели только, как он привязал свои санки к большим великолепным саням. («Снежная королева») 4. Я сама слышала, как сапоги скрипели, когда Кай приходил к бабушке. («Снежная королева»)

Упражнение 12
Спишите, расставив знаки препинания. С помощью аббревиатур «ССП» (сложносочиненное предложение) и «СПП» (сложноподчиненное предложение) укажите тип сложных предложений. Постройте схемы предложений.

1. Король увидел только как над дворцом взвились одиннадцать диких лебедей. («Дикие лебеди») 2. Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок») 3. Император сказал что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. («Соловей») 4. Потом к ним пришли другие майские жуки которые жили на том же дереве. («Дюймовочка») 5. Посадил он собаку на ведьмин передник а сам открыл сундук. («Огниво»)

Бессоюзные сложные предложения

Упражнение 13
Выпишите из данных пар предложений только бессоюзные сложные предложения. Выделите грамматические основы.

1. Открыл солдат первую дверь и вошел в комнату. Посреди комнаты сундук стоит, на сундуке сидит собака.

2. В реке росло много кувшинок; их широкие зеленые листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега.

3. Ночь Элиза провела за своей работой; об отдыхе она и не думала. Она думала только о том, как бы поскорее освободить своих милых братьев.

4. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой и взяли друг друга за руки.

Читайте также:  Михалков миронов утомленные солнцем

Упражнение 14
Преобразуйте данные простые предложения в бессоюзные сложные.

1. Маленькая разбойница вытащила острый сверкающий нож.
2. Своими нежными руками Элиза рвала злую, жгучую крапиву.
3. Дюймовочка сплела себе из травы колыбельку.

Упражнение 15
Даны следующие пары слов: Дюймовочка и жаба, солдат и огниво, осколок и Кай. Используйте их в качестве подлежащих для сочинения собственных бессоюзных сложных предложений по мотивам сказок Андерсена.

Предложения для синтаксического разбора

1. Руки свои Элиза спрятала под передник, чтобы король не увидел волдырей и царапин.
2. Когда зашло солнце, в пещеру вернулись братья.
3. Ей бросили охапку крапивы, которую она нарвала на кладбище.
4. Лебеди ступили на камни утеса в ту самую минуту, когда погас в воздухе последний луч солнца.

5. Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба.
6. Она заглянула в скорлупку, где спала под лепестком розы Дюймовочка.
7. Она повесила эту колыбельку под большой лист лопуха, чтобы ее не замочил дождик.

8. Невеста моя знает, как пройти в спальню принцессы с черного хода.
9. Герда въехала в темный лес, в котором жили разбойники.
10. Утром Герда рассказала ей, что слышала от лесных голубей.

11. Ученые описывали столицу Китая, дворец и сад императора; поэты слагали в честь крылатого певца чудесные стихи.
12. Книги расходились по всему свету, и вот одна толстая книга дошла и до китайского императора.

Предложения из сказок Андерсена цитируются в переводе А.Ганзен.

ТЕКСТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ

Контрольная работа № 1

И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и лист с девочкой плыл очень быстро. Теперь жаба не могла догнать Дюймовочку.
А Дюймовочка плыла все дальше. Маленькие птички пели ей вслед: «Какая хорошенькая девочка».
Вдруг мимо пролетел майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее. Он уселся высоко на дереве, покормил ее сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится.
Потом к ним пришли в гости другие майские жуки, которые жили на этом дереве. Дюймовочка им не понравилась.

(84 слова)
(По сказке Х.К. Андерсена «Дюймовочка»)

1. Постройте схемы следующих предложений:
Группа 1. 7-го и 9-го предложений.
Группа 2. 2-го и 5-го предложений.
Группа 3. 8-го и 10-го предложений.

2. Выполните полный синтаксический разбор предложений:
Группа 1. Из каждого цветка вылетели эльфы и принесли Дюймовочке подарки.
Группа 2. Дюймовочка принесла ласточке воды в цветочном лепестке.
Группа 3. Ласточка пела эльфам веселые песни.

3. Группа 1
Восстановите по памяти диалог привередливых майских жуков по поводу невесты своего насекомоядного собрата.
Ответ:
Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, а жучки-барышни пожимали щупальцами.
– У нее только две ножки! – говорили одни.
– У нее даже нет щупальцев! – сказали другие. – Какая она тонкая! Она совсем как человек! – сказали третьи.
– Она очень некрасивая! – решили наконец жуки.

Группа 2
Восстановите данные предложения из сказки Андерсена:
Наконец настал день свадьбы, и. (крот пришел за своей невестой). Теперь Дюймовочке придется переселиться в. (кротовую нору), жить глубоко. (под землей), и никогда она не увидит. (солнца): крот ни за что не позволит ей выходить. (из норы).

Группа 3
Запишите под диктовку учителя данные предложения и постройте схемы:
«Спасибо тебе, милая крошка!» – сказала больная ласточка.
Дюймовочка печально ответила: «Я не могу улететь с тобой».

Придумайте собственное предложение с прямой речью по одной из построенных схем, используя одну из известных вам сказок Андерсена.

Контрольная работа № 2

Олень остановился только тогда, когда увидел в снегу куст с красными ягодами. Тут он опустил девочку на землю, поцеловал ее, и на глазах у него заблестели крупные прозрачные слезы. Потом он повернулся и стрелой пустился назад.
Бедная девочка осталась одна. Она побежала вперед. А навстречу ей двинулись целые полчища снежных хлопьев. Это было очень странно, потому что небо было совсем чистое. «Откуда падает снег?» – спрашивала Герда у себя. Но снег не падал, он несся прямо по земле.
Это было войско Снежной королевы. Одни снежинки были похожи на больших белых ежей. Другие напоминали медвежат. Третьи снежинки – змеи с множеством голов. И все они были живые!
Но Герда смело шла вперед и вперед.

(111 слов)
(По сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева», перевод Т.Граббе)

1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:
Группа 1. («5») Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.
Группа 2. («4») Кай перебирал ровные льдинки и выкладывал из них различные фигуры.
Группа 3. («3») Кай и Герда вышли из ледяных чертогов.

2. Постройте схемы следующих предложений:
Группа 1. Когда все розы исчезли, старушка повела девочку в свой цветник.
«А почему в саду нет роз?» – воскликнула Герда.
Лесной ворон, который уже успел отпраздновать свою свадьбу, провожал девочку первые три мили.
Группа 2. Только волны покачивались и как будто кивали Герде пенистыми гребешками.
Горячие слезы ее упали на то место, где цвел раньше один из розовых кустов.
«Герда, возьми назад свои меховые сапожки», – смилостивилась маленькая разбойница.
Группа 3. Буря выла и стонала.
Радость была такая, что даже льдины пустились в пляс.
«Теперь я полечу в теплые края», – сказала Снежная королева.

3. Группа 1. Опишите снежное войско с помощью предложения с обобщающим словом.
Группа 2. Ответьте письменно на вопрос «Почему Герду не остановили полчища снежных хлопьев?» с помощью сложноподчиненного предложения.
Группа 3. Обратитесь к снежинкам от своего имени с просьбой пощадить Герду.

* Задания в группах распределены по уровням: 1-я группа – для сильных учеников, 2-я – для средних, 3-я – для более слабых.

Источник

дидактический материал «Сложное предложение»
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Разноуровневые карточки для самостоятельной работы. Источник — различные сборники дидактических материалов, в том числе и «Сборник диктантов для 5-9 классов» Г.А. Богдановой

Скачать:

Вложение Размер
slozhnye_predlozheniya-2003.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс Простые и сложные предложения.

Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.

1. Сильно рванул ветер и со свистом закруж…л по степи. 2. Над осокой прол…тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр…вога и досада. 3. Обоз весь день прост…ял у р…ки и тронулся с места когда с…дилось со…нце. 4. З…леный огонь погас и тени исчезли. 5. Юрта охранялась гр..мадными черными с…баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

5 класс Простые и сложные предложения.

В тексте дана одна часть сложного предложения с союзом и . Придумайте другую часть и запишите все предложение. Поставьте знаки препинания и составьте схему.

1. Все небо было усеяно звездами и ______ . 2. ______ и деревья казались сказочными богатырями. 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ________ . 4. ______ и облака рассеялись. 5. Налетел порывистый ветер и _________ . 6. _______ и вода напоила молодые деревца. 7. Поблекли листья на деревьях и _______. 8. _______ и журавли улетели в теплые страны. 9. Заря засияла на востоке и ________ .

5 класс Простые и сложные предложения.

Каждый из начатых примеров продолжите дважды: а) чтобы получилось сложное предложение, простые в котором соединены союзом и , б) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и.

Образец Море глухо роптало и ________. А) Море глухо роптало , и волны бились о берег. Б) Море глухо роптало и билось о берег.

1. С горизонта надвигались тяжелые облака и __. 2. В небе ярко сверкнула первая звездочка и ____ . 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ___ . 4. Налетел порывистый ветер и ___. 5. Поблекли листья на деревьях и _____ . 6. Грачи носятся над поблекшей травой и ____. 7. В окнах домов замелькали огоньки и _____ .

5 класс Сложные предложения

№ 402.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.
  2. Весной белые цветы украшают калину а осенью на ней горят яркие плоды.
  3. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом льдинки группируются на неровности на еле заметных царапинах на стеклах и постепенно на окне вырастает ледяной сад.
  4. Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

5 класс Сложные предложения

№ 403.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Молодые деревца выросли из тех орехов которые зимой птицы не нашли.
  2. Ландыш украшает лес и осенью когда созревают его плоды.
  3. Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся осенние листья падают к твоим ногам.
  4. Листья облетят но на ветках останутся почки.
  5. Обычно гусеницы окукливаются осенью куколка зимует а весной из нее появляется бабочка.

5 класс Сложные предложения

№ 404.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда у кайрят вырастают маховые и рулевые перья они вместе со взрослыми начинают самостоятельно добывать корм.
  2. Малыш удирает а медведь голову склонил на бок и одним глазом на него смотрит.
  3. Позолотились березы раскалились докрасна дубы и зарделись клены.
  4. Цветет рябина поздней весною когда оденутся в зеленую одежду леса поют на опушках и на берегах рек соловьи.
  5. Трава вокруг дома белела цветочками земляники и ее запах мешался с запахом прозрачной росы.

5 класс Сложные предложения

№ 406.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Волна ударяется об острый форштевень крутые борта раскалывают ее пополам.
  2. Спит вода спит рыба спят птицы и только совы летают у костра.
  3. Старые перышки одно за другим начинают выпадать птичка становится боязливой и прячется от всех в траве и листьях.
  4. У воды белели песчаные косы а дальше клубилась лиственная зелень.
  5. Когда я проходил мимо обезьянка протягивала мне холодную ручку.

5 класс Сложные предложения

№ 405.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Просвистит в лесу рябчик и прокличут в небе пролетающие косяком журавли.
  2. В конце осени бывают такие дни когда вдруг отступают первые заморозки.
  3. В солнечный летний день золотом отливает лесная поляна на которой растут и цветут одуванчики.
  4. Длинные сережки ольхи покачиваются от ветра а над ними поднимаются облачка желтой пыльцы.

5 класс Сложные предложения

№ 407.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
  2. Крестьяне начали косить и запах свежескошенной травы молодого сена разносится далеко вокруг.
  3. Загорелась вершина дуба но пошел дождь и залил огонь.
  4. Листва берез висит тихо и только роса стекает по белым стволам.

5 класс Сложные предложения

№ 408.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Кончились чащобы ольшаника выбежали к воде на цыпочках стройные березки за ними робко показался с трепетной листвой осинник потом пришли поклониться ручейку рябины даже гордые дубки появились а мы все шли.
  2. Гроза посылает на землю сильный дождь а после дождя вся природа оживает.
  3. Раздалось какое-то ужасно знакомое шипение и четко забили пружинные звуки.

5 класс Сложные предложения

№ 429.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Весной у ежихи появятся ежата с мягкими иголками которых она выкармливает молоком.
  2. Стульчик проломился и девочка упала на пол.
  3. Послышался шорох сухих листьев фырканье и недалеко от нас с необычайно деловым видом пробежал через поляну еж.
  4. Люди обрывают ягоды рябины после заморозков когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
  5. Большая туча прорвалась и полил ужасающий дождь.

5 класс Сложные предложения

№ 433.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Комарики не уставали играть на своих скрипочках лунные зайцы плясали и выла собака.
  2. Молчит опаловая даль моря и певуче плещут волны на песок.
  3. Струйки послушали друг дружку приумолкли и вдруг под сугробом снега смело залопотал первый ручеек.
  4. Затрубили рога и охотники пустились скакать во всю прыть.

5 класс Сложные предложения

№ 409.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Лосю в жизни пришлось выдержать не один бой но сейчас он может попасть в руки браконьеров.
  2. Колючий утренник предупреждал что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу.
  3. Еще на полях лежит рыхлый снег но уже кое-где образовались первые проталины прилетают и начинают петь жаворонки.
  4. Муравьям приходится работать в темноте поэтому основным органом чувств у них является не зрение а осязание.

5 класс Сложные предложения

№ 410.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Листья задевают друг за друга и со всех сторон слышится легкий шорох.
  2. Корабль переваливается через волну и соскальзывает с нее но новая волна поглощает его.
  3. Взошел месяц и все потонуло в фантастическом свете.
  4. Привлекает снегирей рябина которую они охотно поедают зимой.

5 класс Сложные предложения

№ 411.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Закукует кукушка лес закутается зеленым туманом прилетят ласточки и белыми звездочками зацветет черемуха.
  2. На человека рысь обычно не нападает но в случае ранения она становится опасной.
  3. Еще не кончилась весна не все поля освободились от снега а солнце повело уже новое наступление на самые крепкие укрепления зимы.

5 класс Сложные предложения

№ 412.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Раскололось небо грянул гром блеснула саблями молния.
  2. Скоро пчелкам станет тесно в ульях и они начнут роится.
  3. В солнечные морозные дни можно увидеть на снегу темные пятна а с крыш свисают первые сосульки.
  4. Солнце сжигает посевы гроза спасает урожай.
  5. Фиалку прикрепляли к громадному шесту посреди лужайки и люди собирались поплясать и повеселиться.

5 класс Сложные предложения

№ 413.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Старые деревья давно облетели и только молодые березки сохраняют свои желтоватые листья.
  2. Часы щелкнули и кузнец ударил молотком по маленькой наковальне.
  3. Старик поехал в поле пахать а старуха осталась одна дома.
  4. Ползет алая морская звезда солидно ходят по камням усатые лангусты боком двигается краб.

5 класс Сложные предложения

№ 1.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.
  2. Улетает с цветка тяжелый шмель и цветок слегка качается.
  3. Давно угомонился дождь но капельки воды долго не пропадали на листьях.
  4. Ветер крепчал и на востоке появлялись громады туч.
  5. Неслись мимо леса мелькали реки.

5 класс Сложные предложения

№ 2.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Я чувствовал что город оставался у нас справа.
  2. Когда мы уходили щенок скулил около забора.
  3. Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.
  4. Наступила осень и птицы потянулись к югу.
  5. Он поражался тому как быстро вязала на спицах мама.

5 класс Сложные предложения

№ 3.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Мы увидели что пролезла вместе с волчатами в нору.
  2. Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика удалялся.
  3. Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядить деревья.
  4. Зацвели сады и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
  5. Трава появлялась там где сильнее пригревало солнце.

5 класс Сложные предложения

№ 4.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Дед догадался что огонь приближается к нему.
  2. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки.
  3. Специальные приборы показывают что самолет летит верно.
  4. Ваня завернул зайца в одеяло и понес домой.
  5. Когда мы вернулись домой началась гроза.

5 класс Сложные предложения

№ 5.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Через окно я увидел что большая птица села на ветку клена в саду.
  2. Я слышал как посапывает во сне кот.
  3. Когда ветка закачалась с нее посыпался снег.
  4. Синицы смотрят на подоконник где лежит ломоть черного хлеба.
  5. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

5 класс Сложные предложения

№ 6.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Легкий ветерок пробежал по саду и затих.
  2. Кончился дождь и высохли капельки воды на деревьях.
  3. Когда часы пробили полночь мы зажгли на елке разноцветные лампочки.
  4. Все заглядывали вперед где качался шар.
  5. Лодка продвигалась с трудом потому что мешали плавающие бревна.

5 класс Сложные предложения

№ 7.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда я вернулся домой мама уже спала.
  2. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
  3. Утром я увидел что выпал снег.
  4. Ветер засвистал в ушах и поднялась с двух сторон снежная пыль.
  5. Чувство родины складывается из любви к тому месту где ты родился.

5 класс Сложные предложения

№ 8.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы низкие кустарники.
  2. Плотина не выдержала когда новый поток прибавил воды.
  3. Только поэтому и догадались мы что у берега уже образовался слой льда.
  4. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
  5. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

5 класс Сложные предложения

№ 9.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. 2. В лесу еще снег лежит а на просеке уже чернеют пятна земли. 3. Я пригляделся и увидел что синичка ловит ртом снежинки. 4. И лягушкам не поется если осень настает. 5) Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит.

5 класс Сложные предложения

№ 10.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Бежит заяц по полю а след за ним тянется. 2. Я увидел что выпал снег. 3. Летом будет хороший урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода. 4. Как-то раз Кот узнал что король собирается на прогулку по берегу реки. 5. Во всем сестры спрашивали совета у Золушки потому что у нее был хороший вкус.

5 класс Сложные предложения

№ 11.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Потянул свежий ветерок и белая туча вскоре заволокла горизонт. 2. Когда мы проснулись солнце уже поднялось высоко. 3. Я заметил что мои спутники устали. 4. Весенний лес не смолкает ни на минуту и ухо ловит невольно каждый звук. 5. Солнце уже скрылось и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.

5 класс Сложные предложения

№ 12.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Когда мы поднялись на гору я увидел большое селение внизу. 2. Петя не пойдет в поход потому что заболел. 3. Вдруг я увидел что из кустов выскочила лисица. 4. На деревьях шелестела молодая листва а в кустах звонко щебетали птицы. 5. Жилин знал что его письмо не дойдет.

5 класс Сложные предложения

№ 13.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Уж роса пала а Жилин до края леса не дошел. 2. Осенью олени перебираются к югу где они находят много корма. 3. Когда мы ложились спать ежик бегал по дому. 4. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. 5. Когда на небе вспыхнула вечерняя заря лес спокойно заснул.

5 класс Сложные предложения

№ 14.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Мы перебрались через лесной овраг и перед нами открылась большая поляна. 2. Когда из-за вершин деревьев выглянуло солнце в каждой капле росы зажегся фонарик. 3. Я разбудил брата и мы пошли на рыбалку. 4. Буря утихла и по воде поплыли большие льдины. 5. Но вот зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.

5 класс Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря. 2. Неожиданно он увидел впереди малышей которые играли посреди бульвара. 3. Рожь уже выколосилась и по ней плыли легкие тени от облаков. 4. Снег в лесу стаял и на лесных тропинках заголубел лед. 5 Наступил день и на городской улице появились бродячие циркачи.

5 класс Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Повалил снег и вскоре белое одеяло скрыло все следы. 2. Я направился к тому месту где вчера охотники устроили привал. 3. Он-то и рассказал мне что вчера медведь приходил на пасеку. 4. Неопытный человек скажет что все соловьи поют одинаково. 5. Ударили первые морозы и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по теме «Сложноподчиненное предложение» содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы.

Дидактический материал-исследование на тему»Обособленные кострукции как вид осложнения простого предложения».

Дидактический материал-исследование на тему»Обособленные кострукции как вид осложнения простого предложения».

дидактический материал к уроку.

Тема урока: Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе с .

Индивидаульные карточки разного уровня сложности позволяют проверить степень усвоения материала по теме «Синтаксис словосочетания и простого предложения», а также умение распознавать основные ор.

Дидактический материал по теме «Постановка знаков препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами».

Источник

Adblock
detector