Спишите текст,расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы предложений. Солнце св_тило ярко
Ответ или решение 2
Чтобы правильно расставить знаки препинания с сложных предложениях, нужно знать правила расстановки запятых.
Запятые в сложных предложениях
Запятые в сложных предложениях ставятся в следующих случаях:
- предложение, состоящее из двух или более грамматических основ, разделенных запятыми. Такие предложения называются сложными бессоюзными, так как используется бессоюзная связь;
- предложения с сочинительной связью — простые предложения отделяются друг от друга союзами: и, да, но, а, то, либо и другими. Все части предложения равноправны и не зависят друг от друга;
- предложения с подчинительной связью. Главная часть предложения подчиняет себе придаточную, а придаточная, в свою очередь, зависит от главной. Части предложения связаны между собой союзами: чтобы, потому что, как, когда и другими.
Предложения с расставленными запятыми
- Солнце светило (проверочное слово — свет) ярко, и снег быстро растаял. Сложное предложение с сочинительной связью, союз «и». [ — = ], и [ — = ].
- Вода поднялась и затопила (проверочное слово — топит) бобровую хатку. Простое предложение с однородными сказуемыми. [ — = и = ].
- Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше. Сложное предложение с сочинительной связью, сочинительный союз «но». [ — = ], но [ — = ].
- Бобрята оказались (проверочное слово — окажется) в воде и поплыли в разные стороны. Простое предложение с однородными сказуемыми. [ — = и = ].
- Самый маленький бобрёнок выбился (проверочное слово — бил) из сил и стал тонуть (проверочное слово — тонет, тонущий). Простое предложение с однородными сказуемыми. [ — = и = ].
- Я заметил это, вытащил (проверочное слово — вытаскивать) его из воды и принёс к себе домой. Простое предложение с однородными сказуемыми. Если в предложении более двух однородных членов, то они могут отделяться запятой. [ — =, = и = ].
- Утром вода спала, я посадил (проверочное слово — посадит) бобрёнка в мешок и поскорее (проверочное слово — скоро) отнёс к реке. Сложное предложение с бессоюзной связью и однородными сказуемыми. [ — = ], [ — = и = ].
1. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась ещё выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принёс к себе домой. 7. Утром вода спала, я посадил бобрёнка в мешок и поскорее отнёс к реке.
Схемы сложных предложений.
1. [ ], и [ ]. 3. [ ], но [ ]. 6. [ ], [ и ]. 7. [ ], [ и ].
Источник
Урок русского языка в 5-м классе по теме «Употребление синонимов»
Тема: «Употребление синонимов в речи».
Задачи урока:
- Научить употреблять синонимы в собственной речи
- Сформировать у учащихся представление о синонимическом богатстве русского языка
- Развивать внимательность и наблюдательность при нахождении синонимов в тексте.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Вопросы к классу:
– Какой раздел науки о языке изучаем? (Лексику)
– Какую тему изучаем? (Синонимы)
– Что такое синоним?
– Что обозначает это слово в переводе с греческого языка? («Син» – один, «омон» –имя)
– Для чего нужно уметь пользоваться синонимами?
– Прочтите слова, которые вы выписали из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», близкие по значению к слову БИТВА (Сеча, бой)
– Докажите, что эти слова являются синонимами
– Чем отличаются эти синонимы? (Сеча – устаревшее слово, битва – слово высокого стиля. Вспомните, какие слова называют устаревшими, какие слова относят к высокому стилю речи.)
III. Синтаксическая пятиминутка
Запись предложений на доске с последующим частичным синтаксическим разбором.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый снег
(повеств., сложное, состоит из 2-х частей.)
Над горой молодой месяц закраснелся, заходит кверху рожками
(повест., простое, осложнено однородными сказуемыми)
IV. Лексический разбор предложений
– Найдите в этих предложениях синонимы. (луна, месяц) Почему эти слова являются синонимами? (В разговорной речи и в художественной литературе луну называют и луной, и месяцем. Но все-таки, когда мы говорим ЛУНА, то обычно представляем круглую луну, полную, «большую и чистую», поэтому светлую ночь называют лунной.
Когда же мы говорим или читаем МЕСЯЦ, то представляем луну молодую, серповидную, двурогую. Слова ЛУНА и МЕСЯЦ – один из многочисленных примеров синонимов в русском языке )
V. Групповая работа
– Составьте синонимические ряды
1 гр. – мчаться
2 гр. – тревожный
3 гр. – бросать
VI. Физкультурная минутка (проводится одним из учащихся)
VII. Игра по рисункам
К первому рисунку подберите синонимы – имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка (веселый, радостный, счастливый, жизнерадостный)
Подберите синонимы – имена существительные – ко второму рисунку, которые рассказали бы, что случилось у этого человека (горе, беда, несчастье)
VIII. Творческое задание
Учащиеся списывают текст, вставляя на месте пропусков глаголы-синонимы с общим лексическим значением:
«издавать блеск, отражая свет»
«излучать сильный, яркий свет»
Был чудесный зеленый день. Солнце … ярко, снег …. Прозрачные сосульки …, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом … чистейшей голубизной.
Слова для справок: блестеть, сиять, сверкать, светить
Был чудесный зеленый день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.
IX. Наблюдение над синонимами, различающимися лексическими оттенками
болтать – говорить;
долговязый – высокий;
врать – лгать, говорить неправду;
глазеть – смотреть.
(Синонимы не только называют предметы, признаки, действия, но и выражают положительное или отрицательное отношение к ним. Не забывайте, что слово может ОКРЫЛИТЬ, но может и РАНИТЬ!)
X. Слово учителя
– Сегодня в русский язык входит все больше иностранных слов, которые употребляют в средствах массовой информации. Кто может подобрать знакомый синоним к следующим словам?
Консенсус (согласие), ратифицировать (одобрить, принять), легитимный (законный), полемизировать (спорить).
XI. Подведение итогов
– Над какой темой сегодня на уроке мы работали?
– Что такое синонимы?
– Что нового узнали мы сегодня на уроке?
Источник
небольшой рассказ «зимний день» это задали по русскаму языку. . .
Ясный зимний день. Солнце светит ослепительно ярко. Вокруг все белым-бело. Мягкий пушистый снег ровным слоем покрыл землю. Снег повсюду: на скамейках, на крышах домов, на деревьях. Деревья стоят в снегу, словно яблони в цвету. Белые-белые. И только кое-где виднеются красные гроздья рябины. Под рябинами много птичьих следов. Вороны, снегири, синицы прилетают поклевать ягоды. Очень нарядна под шапками снега ель. В чистом воздухе пахнет хвоей. Красив зимний наряд и у березок.
Холодно. Под ногами скрипит снег. Из трубы маленького запорошенного снегом домика в небо столбом идет дым. День морозный. Мороз сковал льдом речку. Ребята с радостными криками, размахивая руками, спускаются на санках с крутого берега реки. Им не страшен мороз. Им весело. А снег блестит на солнце, искрится, переливается.
Но зимний день короткий. Незаметно и быстро наступят сумерки.
Или вот.
С утра светит яркое солнце на голубом чистом небе. Снег переливается разноцветной радугой, легкий морозец. В такой день приятно встать на лыжи и пойти в зимний сказочный лес. Тут необычайно тихо. Таинственно стоят ели, укутанные в теплую белую шубу из снега. Дунул легкий ветерок, с ближайшей ветки осыпался снег. Пролетела большая ворона и смахнула снег на дорожку. Я иду вдоль опушки и наслаждаюсь этой суровой и сказочной красотой. Кажется, все замерло вокруг, но это обманчивое впечатление. Где-то на верхушке сосны суетится белка, вдали прошмыгнул заяц-беляк. Зима диктует свои законы, но жизнь не останавливается ни на минуту, обитатели леса заняты своей повседневной работой. Я тоже иду домой — пора готовиться к учебной неделе. Разгар зимы. Холодно, ветрено. Как хорошо, что сегодня воскресенье и не надо никуда выходить. Я подошла к окну, чтобы посмотреть температуру на градуснике. Минус десять. Даже поежилась, мысленно представила, как пробирает до костей этот пронзительный ветер. У нас под окном растет рябина. Она заметно раскачивается под напором ветра. Вдруг ее облепила стая снегирей. Они деловито расселись на ветках, огляделись по сторонам и стали клевать яркие сочные ягоды. Дерево большое, алых кистей изобилие, поэтому птицы не суетятся, всем хватает. Наклевавшись вдоволь, снегири выпятили ярко-красные грудки, как на выставке. Вероятно, они ждали команды вожака. Отдохнув после обильного обеда, птицы улетели. А я удивилась — дерево было серое, не осталось ни одной красной грозди. Как хорошо, что есть такие зимние столовые для наших птиц!
Источник
Развитие письменной речи учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему
Материал содержит упражнения направленные на развитие умений и навыков письменной речи школьников в аспекте грамматического, коммуникативного и стилистического порядка слов. Материал будет полезен учителям начальных классов и учителям русского языка и литературы, работающим в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие письменной речи школьников | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Р ечь возникает из потребности высказаться. Задача школы — научить правильно строить предложения, т. е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно это все оформлять письменно.
При обучении связной письменной речи необходимо давать детям теоретические сведения, т. к. навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: почему именно такой порядок слов вы выбираете? как порядок слов может связать два соседних предложения? И т. д. Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Кроме того, формирование умения строить речь в определённой форме и стиле тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.
Предлагаю примеры заданий по развитию письменной речи младших школьников в аспекте грамматического, коммуникативного, стилистического порядка слов.
- Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в аспекте грамматического порядка слов
Грамматический порядок слов в предложении является нейтральным и определяется рядом синтаксических норм, определяющих взаиморасположение главных и второстепенных членов. Нарушения ведут к инверсии — мотивированной и немотивированной, а значит — могут расцениваться либо как средство выразительности, либо как ошибки (недочеты).
1. Из данных слов составь предложения с однородными сказуемыми и запиши их.
1) Мальчик дереву, взял, с, земли, упавшее, яблоко, подошел, к.
2) Ветер, листочки, по, их, гонит, последние, садовым, срывает, дорожкам, и.
2. От выделенных слов задай вопросы какой? какая? какие? в нужном падеже и вставь пропущенные второстепенные члены предложения.
Образец: У Саши есть (?) друг . — Какой друг есть у Саши? — Ответ: У Саши есть надежный друг.
После (?) дождя выглянуло (?) солнце . Его (?) лучи пробиваются сквозь (?) листву деревьев и (?) пятнами падают на песок.
Слова для вставок: короткий, нежно-зеленый, весенний, теплый, пестрый.
3. Соедини стрелками слова с соответствующим им предложением.
Утром к дому прилетела стайка (какая?). весело
Маленькая Нина вышла (куда?).. . ползает и кричит.
Воробьи уселись на крыше и . чирикали (как?). воробьев
Мальчик разглядел . червячка (какого?). журавли
В золотые осенние дни собирались к отлету (кто?). крохотного
Володя обернулся и увидел, что шляпа (что делает?). . на крыльцо.
Какие были пропущены в них члены предложения?
II. Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в аспекте коммуникативного порядка слов
Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, преследовать определенные цели. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Возросшее внимание к речи соответствует задачам творческого развития детей и повышения их познавательной активности .
1. Прочитай текст и подчеркни грамматические основы предложений. Найди предложение, в котором подлежащее и сказуемое расположены не так, как в остальных предложениях. Является ли такой порядок обычным?
Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.
Обрати внимание на тип текста (описание, повествование. ).
2. Составь предложения из рассыпанных слов.
1. Живёт, большого, белка, в дупле, дерева, рыженькая.
2. Гнёздышко, а, птичка, в его ветвях, вьет, маленькое.
3. Целый, они, день, хлопочут.
4. Собирает, грибочки, белочка, червячков, а, птичка.
6. В, ночной, в, лесу, час, затихают, шум и возня.
7. Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.
Прочитай то, что получилось. Это текст? Докажи.
• Как связаны между собой предложения?
• Автор назвал этот текст «B лесу». Почему?
• Запиши сначала заголовок, а затем текст. Начни писать с красной строки.
3. Вставь пропущенное предложение, которое лучше всего подходит по смыслу и порядку слов.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. _______Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
- Три горошины залетели на крышу.
- Три горошины на крышу залетели.
- Залетели на крышу три горошины.
Можешь ли ты объяснить свой выбор?
4. Выбери и вставь в текст предложение с правильным порядком слов.
Папа на день рождения подарил сыну велосипед! Дениска так долго этого ждал ! Он не верил своим глазам.
- Потом Денис схватил велосипед и тотчас поехал кататься.
- Потом схватил Денис велосипед и поехал кататься.
- Потом схватил велосипед Денис и кататься поехал.
5. Выбери из предыдущего задания предложение, которое придаст выразительность тексту. Как ты думаешь, почему?
Мой младший брат нарисовал для меня картинку: вот светит яркое солнце, радостные дети лепят снеговика, ворона сидит на ветке дерева,__________.
6. Прочитай пары предложений. В конце каждого предложения подчеркни такие слова, которые подсказывают начальные слова следующего предложения.
Я пошел на горку. Она была ледяная, крутая и длинная.
Проснулся я от крика. Кричал дядя.
Город стоял на берегу реки. По ней плыли белые пароходы..
7. Исправь недочеты в порядке слов.
Передо мной картина «Клубника и белый кувшин». Главное здесь — клубника. Она очень красивая.
Под березой в тени отдыхает девочка, женщина и пес Шарик. Рядом с девочкой лежит Шарик.
8. Составь из данных в скобках слов предложения так, чтобы оно развивало мысль, высказанную в предыдущем предложении.
Алина подошла к Леве, И Лева пошел танцевать, хотя он танцевать не умел (его, учить, Алина).
9. Прочитай предложения. Используй слова для справок с целью соединить эти предложения в тексте. Почему ты выбрал(-а) именно эти слова?
У лисицы в норе подросли лисята . учит их ловить добычу. . строго следит за учениками. . смело бросаются на все, что движется.
Слова для справок: учительница, мать, маленькие охотники.
10. Найди в тексте место для пропущенного предложения, поставь там галочку.
В мокром небе кричат улетающие на юг гуси. С веток срываются красные и желтые листья и летят за гусями. Вместе с листьями летит стайка зябликов.
(Кланяются им вслед осины и березы, машут ветвями.)
11. Прочитай текст о коте Ваське. Одно предложение в нем пропущено. Заполни пропуск. Для этого выбери из скобок нужное предложение, подчеркни его.
Шерсть у Васьки блестела и лоснилась как бархат. Она была золотисто-красного цвета с яркими черными полосками. . Живот был светло-серый, без полос.
(До живота доходили полосы. Полосы доходили до живота.)
Дождь прошел. Появилось солнце. Лес засверкал. Капли заблестели. Природа ожила.
Распространи предложения, включив слова, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.
III. Упражнения, направленные на развитие умений и навыков письменной речи младших школьников в области стилистического порядка слов
Порядок слов выполняет разнообразные экспрессивно-стилистические функции, способен придавать тексту различные стилистические окраски. Это мотивированные и нередко типизированные отступления от нейтрального порядка слов.
1. Определи, из какого типа текста предложения (повествование, описание). Есть ли что-то не совсем обычное в порядке выделенных слов? Изменится ли выразительность, если поменять местами подлежащее и сказуемое? В каких текстах встречаем такую последовательность?
- Вхожу я в густой ельник. Вдруг слышу шаги.
- Сегодня пасмурный день. В клетке загрустила канарейка.
- У подножия величавых гор раскинулась широкая степь.
- Выглянуло солнце . С веселым криком бегут ребята к реке.
- Расцветает яблонька в саду . Я от этой яблоньки глаз не отведу (Е. Благинина).
- Мы любим походы в леса и поля (О. Высоцкая).
2. Обрати внимание на последовательность подлежащих и сказуемых. Какую окраску она придает?
По полям бегут ручьи,
На деревьях лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь ,
И расцвел подснежник .
3. Найди и подчеркни главные члены предложения в тексте.
В лесу животные ведут себя очень тихо и аккуратно. Они настороженно прислушиваются к незнакомым звукам, прячутся и замирают, если чувствуют рядом опасность. Люди так часто пугают животных, что они перестали нам доверять: зайчик не съест из рук морковку, белочка не возьмет орешек, а лиса или медведь и носа не покажут , если рядом шумит человек. Соблюдайте тишину в лесу, и тогда зверь, может и выйдет вам навстречу…
Поэкспериментируй! Поменяй местами выделенные подлежащие и сказуемые. Что изменилось? Изменился ли смысл рассказа? А выразительность текста, его окраска?
4. Подчеркни подлежащие и сказуемые в предложениях текста. Попробуй поменять их местами. Как это повлияет на выразительность текста? Его стилистическую окраску?
Летом на тополях появляется пух. Он покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Легкие пушинки залетают в окна. Они приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Оно рано зеленеет и не дает пуха.
5. Попробуй поменять местами подчеркнутые подлежащие и сказуемые. Почему предложения становятся неестественными? Какая новая окраска мешает научности содержания?
Чуткие руки робота.
Роботы давно научились быстро считать , решать задачи, играть в шахматы. Труднее было научить робота ввинчивать электрическую лампочку или завертывать гайку.
Роботу можно дать через микрофон команду взять деталь. Машина найдет нужный предмет, осторожно возьмет его и переставит на другое место.
6. Прочитай текст. Вставь в каждое предложение один из глаголов: наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошел, белеет. Какой порядок слов ты изберешь? Почему?
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
7. Перед тобой небольшой текст. Определи, какой части недостает. Придумай предложение, которое можно использовать как недостающее.
Она тотчас усвоила, что в холодильнике, для нее хранится еда – ее собственность, которую почему-то от нее незаконно спрятали. Мурка ложится на спину, просовывает голову под холодильник, передними лапами с силой открывает дверцу холодильника и начинает там хозяйничать. Если ей в этот момент мешают, она ворчит и кусается.
8. Прочитай текст. Найди предложение (-я), в котором можно было бы поменять порядок слов. Сможешь ли ты объяснить свой выбор? Что меняется при этом?
Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выбежали на улицу. Малыши катаются на санках. Ребята постарше бегают на лыжах или коньках. Весело детворе зимой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида.
Доводы, подтверждающие актуальность данного вопроса и анализ причин, препятствующих развитию данного навыка.
В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы.
p < margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; >Язык занимает важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в ж.
Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно .
Сборник увлекательных упражнений для домашних занятий поможет ребенку развивать фонематический слух.
Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения.
Источник