Краткое содержание рассказа Солнце, старик и девушка Шукшина
Произведение «Солнце, старик и девушка» было написано в 1960 году актёром и писателем Василием Макаровичем Шукшиным. Это один из ранних рассказов писателя.
Рассказ ведётся от имени наблюдателя. В рассказе присутствуют два действующих лица – старик и девушка. Они случайно встречаются на берегу реки, и их встреча перерастает в двухдневное общение.
Рассказ начинается с описания летних знойных дней на берегу реки Катуни. Прохладными вечерами на берег приходил старик и смотрел на солнце. Он сидел всегда у коряги, сидел неподвижно, складывая на колени свои морщинистые руки. На нём была синяя ситцевая рубаха. Это был маленький человек, с тонкой шеей, тусклыми глазами и морщинистым лицом.
Однажды к старику подошла девушка, держа в руках чемоданчик, и попросила его нарисовать.
В ответ услышала о том, что дедушка теперь некрасивый и хворый. Она с теплотой погладила руку старика, убеждая, что он красивый. Старик согласился.
Дедушка спросил о том, городская она, или нет. Девушка подтвердила, открыв чемодан. Так же он поинтересовался о том, можно ли заработать на картинах. Девушка рассказала, что если работа хорошая, то и заплатить могут. Она рисовала портрет, всматриваясь со стороны в лицо старика. Задавая вопросы старику, девушка узнаёт, что родился он здесь и ему 80 лет. Девушке было 25 лет.
Солнце шло к закату, стали просматриваться горы Алтая, вечерняя тень надвигалась на реку и долину. Дедушка с огорчением сказал о том, что солнце ушло. Девушка, сложив листы, села рядом.
Старик наслаждался хорошей погодой, девушка думала о том, как она привезёт в город много рисунков. Размышляла о том, как её друг-художник обязательно поругает за портрет с морщинами. Как он будет объяснять, что морщины только от сурового климата и всё. Но девушка решительно настроена рисовать портрет. Ведь это портрет «тяжёлой жизни» человека.
Она поинтересовалась, придёт ли дедушка завтра. Получив положительный ответ, она удалилась в деревню. Позднее ушёл и старик.
Он пришёл домой, сел в свой уголок у печки и тихо ждал с работы сына, чтобы поужинать вместе.
Далее автор описывает, как сын и невестка всегда были чем-то недовольны. Дед тосковал по внукам, которые давно выросли и уехали в город. Как он старался не шуметь за столом. Все молча ужинали и ложились спать. Старик спал на печке, сын с невесткой в горнице.
На следующий вечер они вновь встретились на берегу. Девушка рисовала, старик рассказывал о своей жизни.
Он поведал о том, что всю жизнь работал плотником, четверо детей погибло на войне. Они тоже были плотниками. Осталось двое – Степан и Иван. Старик живёт со Степаном, а Иван в городе работает прорабом. Рассказал, что много внуков и любят его. Жалел погибших детей.
Старик рассказал о плохом самочувствии и предупредил, что будет ненастье. Он был не уверен в том, сможет ли прийти на берег завтра.
Девушка показала старику белый камень и уточнила его название. Старик ответил, что это кремешок., из которого в войну добывали огонь.
Девушка по поведению старика начала догадываться о его слепоте. Старик рассказал, что эти камни бывают разные: с пятнышками, или похожими на птичьи яйца.
Девушка поинтересовалась – где дедушка живёт. Он подробно рассказал и пригласил заходить, если потребуется. Старик ушёл, ссылаясь на плохое самочувствие. Девушка смотрела ему вслед, сомневаясь в слепоте деда.
Два дня старик не приходил на берег, и девушка пошла искать его дом.
В ограде большого дома она увидела мужчину, который обстругивал сосновую доску. Мужчина поведал о том, что дедушка умер. Девушка, решив удостовериться в своих догадках, спросила о слепоте деда. Мужчина сказал, что дед был слеп уже десять лет.
Девушке тяжело смириться с его утратой, и она заплакала. Она жалела старика, жалела о том, что никому не сумела рассказать о нём. Уходя, думала о тайне человеческой жизни и подвиге.
Рассказ пробуждает в человеке лучшие качества – сострадание, доброту, любовь к людям.
Солнце, старик и девушка. Читательский дневник
Советуем почитать
Сказочную повесть «Маленький водяной» немецкий сказочник Пройслер написал в 1956 году. Его герой добрый, веселый непоседливый мальчишка. Он познает мир, переживая различные приключения.
Произведение является одним из философских художественных сочинений писателя эпохи Просвещения, отличающимся острой обличительной сатирой.
В начале весны у медведицы рождается медвежонок, и мать начинает обучать детеныша всем навыкам проживания в дикой природе.
Насыщенная история «Солнечное затмение» о двух молодых людях, которые встречают друг друга. Лена — ребенок из приличной семьи. По-видимому, у нее есть все что нужно – хорошие и милые отец и мать
Сюжет, как нетрудно догадаться из названия, рассказывает любовную историю. Флорентино и Фермина испытывают друг к другу тёплые чувства ещё с юношеских лет. Парочка пишет письма, а тётушка Эсколастика
Источник
Краткое содержание Шукшин Солнце, старик и девушка
Дело было в Сибири, у реки Катуни. Дни стояли очень знойные, земля раскалялась, а к вечеру, когда немного холодало, к реке спускался древний дедушка, — лицо его и руки были в морщинах, шея его была тонкой, а голова седой. Всегда на одном и том же месте, он смотрел на заходящее солнце. В один из таких вечеров к старику подошла девушка, поздоровалась и спросила, может ли она его рисовать. Тот удивился этой просьбе, сказал, что старый он уже и некрасивый, но девушка возразила ему, ответив, что он очень красивый. Старик согласился.
Беседы между новыми знакомыми были очень краткими. Дед спросил у девушки, получает ли она за это деньги, она ответила, что если сделает хорошо, получит вознаграждение. Старик посоветовал ей стараться и потом сидел молча, а когда солнце заходило, он указал девушке на большое солнце и красную воду. Девушка рассеянно ответила, что здесь вообще красиво и спросила, местный ли старик. Он ответил, что местный и всю жизнь проработал плотником. Его сыновья тоже занимались плотничьим делом.
На следующий день они также встретились, и художница продолжила свою работу. Старик рассказывал, что было у него 6 сыновей, что четверых он потерял на войне. Один сын живет в городе, а со вторым, Степаном, он сейчас живет. Внуков у него много, да все уехали в город, скучно без них сейчас, но раньше, когда внуки росли в доме, было весело. Он показал, где находится его дом, и сказал, что если ей будет что-то нужно, приходить.
Девушка нашла какой-то камушек с золотым отливом и спросила, как он называется. Дедушка уточнил о камне, так и не посмотрев на нее и на камень, и она дала ему его в руки. Тот, пощупав камень, ответил, что во времена войны он служил как огниво. Девушка удивилась этой догадке и ей в голову пришла мысль, что собеседник ее слепой. Но спросить об этом она не решалась. Он пожаловался на ломоту в теле и предположил, что на следующий день погода будет плохой. Его не было 4 дня. Молодая художница решила найти дом дедушки.
Во дворе дома здоровый мужчина строгал сосновую доску, она спросила у него о дедушке, имени которого даже не знала. Ей ответили, что он умер. На девушку эта весть произвела большое впечатление, но она взяла себя в руки и спросила, был ли дедушка слепым. Мужик ответил ей, что уже лет 10 как. После девушка плакала, и чувствовала, что внутри она стала немного взрослее, чем до встречи со стариком.
Порой, видя смирение перед жизнью людей, проживших свой век, молодые люди удивляются их спокойному принятию действительности. В их душе возникают противоречивые чувства жалости, восхищения, удивления и непонимания. Образ таких старых людей, как в этом рассказе, подвигает молодых людей на размышления о жизни, старости, смерти, — и мысли эти делают их взрослыми.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Шукшин. Все произведения
Солнце, старик и девушка. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Рассказчик — начинающий писатель — живёт в комнатушке, которая находится на чердаке дома. Он создаёт газетные статьи, но заработанных денег не хватает.
Саша Соколов, один из великих русских писателей последних десятилетий, написал роман “Школа для дураков” в 1973 году.
В первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор
Военные годы. Солдат Андрей Долгушин едет в поезде, который направляется на фронт. Командир отпускает бойцов на суточную побывку, чтобы они повидали родных.
Однажды в класс привели ученика, на вид он был старше всех, но посадили его в пятый класс. Его звали Шарль Бовари, но разобрать имя никто сразу не мог. Это оказался спокойный, послушный и достаточно усердный в учении
Источник
Краткое содержание Шукшин Солнце, старик и девушка для читательского дневника
В одном из небольших алтайских селений стояла жаркая погода, а когда вечером на землю опускалась прохлада, к берегу реки Катунь выходил старик. Однажды к нему подошла девушка лет двадцати пяти, и попросила разрешения рисовать его портрет. Старик возразил, что он уже некрасив и болен. Девушка, однако, считала старость украшением человека. Морщины на лице восьмидесятилетнего дедушки говорили о его трудовой жизни и непростой судьбе. Девушку порицал ее друг за то, что она много рисует непривлекательных стариков, и она сама чувствовала свой недостаток профессионализма, но продолжала рисовать их.
После встречи старик пошел в свой дом и ждал сына с невесткой. Они всегда были чем-то недовольны и не разговаривали между собой. Только когда приезжали внуки, в доме кипела жизнь.
На следующий вечер дедушка рассказал художнице про свою жизнь. Всю жизнь работал плотником, и шестеро сыновей пошли по его стопам. После войны детей у него осталось лишь двое. Девушка спросила, сложно ли жилось, но старик ответил, что жили хорошо. Ее удивило спокойствие старика. Она начала подозревать, что он слепой и решила проверить догадку. Девушка спросила, как называется камень. Дедушка наощупь определил, что это кремень. Также он рассказал о других красивых сибирских камнях. Они попрощались, и старик сказал, что плохо себя чувствует и завтра не придет.
Спустя четыре дня, когда дед не выходил к реке, девушка пошла к его дому. Там его сын как раз тесал старику гроб, так как он умер. Девушка спросила, был ли он слепым, и сын подтвердил это. Спустя десяток лет слепоты старик мог в воспоминаниях видеть закаты и потрясающую красоту сибирской природы. Девушка заплакала от жалости к старику и почувствовала, что постигает тайну жизни человека.
Рассказ учит относиться с уважением к пожилым людям. У каждого из них есть своя жизненная история, не всегда легкая.
Читать краткое содержание Солнце, старик и девушка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Шукшин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Солнце, старик и девушка
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Борис, работающий на секретном заводе и имеющий право на бронь, уходит добровольцем на фронт. Это происходит в канун дня рождения его любимой девушки, Вероники. Вероника не успевает попрощаться с Борисом
События в романе англо-американки Бернетт «Таинственный сад» связаны с началом XX века. Главная героиня, девочка-подросток Мери считает себя никому не нужной, она обижена на весь мир.
Название говорит читателю о главном фигуранте этой истории – драгоценности, которые люди добывают на Луне. Фантастическая книга описывает поющие колокольчики как полые шарики
В летний период автор повествования нередко охотится близ местечка Глинное, расположенное около 20 верст от места его пребывания. Неподалеку размещаются дом, флигель и сад, которые в настоящий момент пустуют
В этой истории рассказывается о маленьком авторе, который мечтал о том, что бы всё происходило наоборот. Например, чтобы дети были главными в семье, а мама и папа их слушали.
Источник
Солнце старик девушка краткое содержание шукшин
В одно знойное лето на берег реки Катуни стал выходить старик из соседней деревни. Он садился всегда на одно место – у коряги – и смотрел на солнце. Сидел неподвижно, положив на колени сухие руки в ужасных морщинах и устремив вдаль тусклые глаза.
Шукшин. Солнце, старик и девушка. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу
Однажды с ним поздоровался молодой голос. Девушка-художница из города шла мимо, увидела живописного старца и попросила разрешения порисовать его портрет. Старик вначале растерялся, но усмехнулся и позволил. Он как-то странно глядел вдаль, потом сказал: «Солнце-то какое большое! А в воду у берега как крови подбавили». Всё вокруг действительно выглядело очень красиво.
К вечеру солнце зашло. По долине пополз прохладный туман. «Хорошо!» – сказал старик. Вечерело, и они с девушкой разошлись, чтобы завтра встретиться для рисования снова.
На следующий день художница разговорилась со стариком. Он рассказал, что ему уже 80 лет. Работал плотником. Четырёх сыновей убило на войне. Двое осталось. С одним из этих двоих, Степаном, он сейчас живёт в деревне. О гибели четверых сыновей старик рассказывал с какой-то спокойной умиротворённостью, которая сильно удивила девушку.
Солнце опять садилось за Алтай. «Ненастье завтра будет, – сказал старик. – Ломает меня всего. Не знаю, приду ли завтра». Вынув из кармана подобранный где-то красивый камешек, девушка спросила у старика, как он называется. Старик подставил ладонь, не поворачиваясь. Он наощупь определил, что девушка дала ему кремень, и стал описывать другие камешки разной расцветки, встречающиеся в этих местах. А девушку вдруг поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой.
На другой день он не пришёл на берег. Вспоминая, как задумчиво и искренне старик восхищался солнцем, девушка всё старалась угадать, зрячий он или нет. Он не пришёл и на третий день, и на четвёртый. Художница пошла в деревню: попытаться разыскать его.
Она нашла дом старика. Во дворе мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску. Художница поинтересовалась, здесь ли живёт дедушка. «Жил, – сказал мужик. – Вот гроб ему делаю. Он умер».
Девушка приоткрыла рот. Она спросила, слепой ли был старик. Мужик ответил, что да – был слепой уже лет десять…
Отойдя от дома, девушка прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. Было жалко, что, не окончив портрета, она никак не сумела рассказать о нем. Но этот случай приоткрыл перед ней смысл и тайну человеческой жизни. Сама того не заметив, девушка стала намного взрослей.
Источник
Солнце, старик и девушка — краткое содержание Шукшин (сюжет произведения)
Стояло знойное лето. Вечером, когда становилось прохладно, на берег реки Катуни приходил старик. Он садился на одно и то же место и любовался закатом. Огромное солнце медленно заходило за горы. Старик неподвижно сидел и наблюдал за ним.
Как-то раз на берегу появилась девушка и спросила, можно ли написать портрет дедушки.
Старик удивился, зачем рисовать портрет старого и больного человека. Но девушка села рядом, погладила морщинистую руку и уверила, что он очень красивый. Затем художница достала краски и начала работать.
В разговоре выяснилось, что старику 80 лет. Девушка приехала из города, и ей было 25. Старик расспросил о её работе и посоветовал стараться. «Я стараюсь, дедушка!» — ответила художница.
Пока девушка писала портрет, старик неотрывно смотрел на солнце. «Смотри, какая красота! – поделился он с девушкой. Солнце какое красное! А в воду у берега как будто крови добавили». Вокруг, действительно, было очень красиво.
Когда солнце село, старик произнёс: «Вот и ушло солнышко». Юная художница посмотрела на неоконченный портрет и спросила: «Вы придёте завтра, дедушка?»
Ей очень хотелось написать сухие, морщинистые руки старика.
Следующим вечером старик и девушка снова сидели на берегу. Девушка писала портрет. Старик любовался закатом, речкой, горами. Рассказал и о своей жизни. Девушка узнала, что у него было много сыновей, из которых четверо погибли на войне. Её поразило, как спокойно и рассудительно говорил об этом старик. Она поинтересовалась, тяжело ли было жить. Старик удивился: «Почему тяжело? Хорошо жили. Двое сыновей со мной. Сейчас живу со Степаном. Ванька работает в городе. У меня много внуков. Любят меня сильно!»
Солнце заходило за горы и снова украшало мир мягкими красками. В зеленоватом небе отражались ярко-рыжие лучи. Старик сказал, что завтра будет ненастье. Девушка взглянула на ясное небо и удивилась. Старик объяснил, что у него ломит кости.
Девушка достала из кармана камешек с золотистым отливом и спросила у старика, как он называется. Не глядя на камень, старик ощупал его и сказал, что это кремень. Потом стал подробно описывать другие интересные камни.
Неожиданно девушка подумала, что старик слепой. Спросить об этом было неудобно, и она молча стала наблюдать. Когда старик уходил, он ни разу не задержался, не споткнулся. И девушка решила, что у него просто слабое зрение.
На следующий вечер старик не пришёл. Художница смотрела на закат и думала о старике, о его жизни. Думала, как передать в портрете его тяжёлую судьбу. Четыре дня старик не появлялся. Тогда девушка пошла к нему домой.
На пороге стоял крепкий мужчина пятидесяти лет с рубанком в руках. Девушка узнала, что дедушка умер, что сын мастерит ему гроб. После долгого молчания она решилась спросить, слепой ли был старик. Сын ответил, что старик ослеп десять лет назад.
Девушка вышла за ограду и заплакала. Ей было жаль старика. Жаль, что она не успела рассказать чего-то важного через его портрет. Она чувствовала какую-то глубокую тайну жизни и взрослела.
Источник