Причастный и деепричастный обороты
Причастный и деепричастный оборот образуют причастие и деепричастие с зависимыми словами. Рассмотрим, что такое причастный и деепричастный оборот в русской грамматике, особенности постановки знаков препинания и приведем примеры.
Что такое причастный оборот?
Чтобы понять, что такое причастный оборот, вспомним, какое слово называется причастием в русском языке.
- ехать — едущий на поезде;
- лежать — лежащий на столе;
- написать — написавший письмо;
- смывать — смываемый дождем;
- опустить — опущенные шторы.
В предложении одиночное причастие употребляется как определение.
На футбольном поле играющие дети бегали за мячом.
У причастия могут быть зависимые слова, которые вместе с ним образуют синтаксическую конструкцию — причастный оборот.
На вокзале мы встречаем родственников , (каких?) приехавших к нам .
В предложении причастный оборот является определением и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший?
Эта синтаксическая конструкция чаще всего является обособленным определением.
Рассмотрим, в каких случаях причастный оборот выделяется знаками препинания.
Причастный оборот и знаки препинания
1. Причастный оборот выделяется запятыми, если находится непосредственно за определяемым словом:
Солнце, спускавшееся за лес , бросало последние лучи на деревню, поле и дорогу.
2. Знаками препинания необходимо выделить оборот с причастием, если он отделён от определяемого существительного другими членами предложения:
Ветер налетел на деревья и, з апутавшийся в их густой кроне , покорно затих.
3. Причастный оборот является обособленным членом предложения независимо от его местоположения, если поясняет личное местоимение:
Мы, радующиеся неожиданной передышке, побежали к речке, чтобы искупаться.
Надвигалась гроза. Быстро затянувшая небо серыми тучами, она грозила яркими всполохами молний и громким ворчанием грома.
4. Причастный оборот, находящийся перед определяемым словом выделяется только тогда, когда имеет добавочный оттенок обстоятельственного значение причины, условия и пр.
Уставшие к концу дня, вечером они не стали ничего обсуждать.
Рассерженная на Алексея, мать молчала весь вечер.
В остальных случаях этот оборот, расположенный перед определяемым словом, не выделяется запятыми.
Нарастающее с каждой минутой грохотание грома стремительно приближается.
Предложения осложняет не только обособленное определение, выраженное причастным оборотом, но и обстоятельство, обозначенное деепричастным оборотом.
Что такое деепричастный оборот?
Основу деепричастного оборота, как можно понять из названия этой синтаксической конструкции, составляет деепричастие.
Девочка рассматривала цветущий клевер, наблюдая за пчелами.
Рассматривала, (что делая?) наблюдая.
Девочка рассматривала (основное действие) и наблюдала (добавочное действие).
В этом предложении укажем у деепричастия зависимые слова:
В предложении деепричастный оборот является обстоятельством, которое обособляется независимо от его местоположения в предложении.
Не выделяются деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические сочетания, а также оборот, соединенный союзом «и» с другим однородным обстоятельством.
Примеры
Услышав стук колес подъезжающей телеги, дедушка Евсей открыл ворота настежь.
Как-то летом, набрав полные корзинки земляники, мы возвращались в деревню.
Дети улеглись на печи, быстро уснув под тихий разговор взрослых.
Сказки бабушки Авдотьи ребятишки слушали раскрыв рот.
Весь день строители споро работали засучив рукава.
Как ни спеши голову сломя, все равно не успеешь засветло вернуться.
Лектор говорил четко и особо выделяя тоном голоса важные понятия .
Видеоурок «Причастие и деепричастие: в чем разница?»
Источник
Солнце спускавшиеся за лес бросало последние
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 435
- КНИГИ 642 012
- СЕРИИ 24 460
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 555
«НАУКА», МОСКВА, 1971.
В этой книге творчество Чехова рассматривается как целостная система.
Автор устанавливает свойства, общие всем уровням чеховской художественной системы, — повествованию, сюжету, сфере идей — те черты, которые и создают мир Чехова, являющий собою новое слово в литературном мышлении XIX в.
На основе тщательного анализа текстов и привлечения обширного материала современной писателю критики уточняются некоторые, ставшие традиционными, оценки и характеристики художественной манеры Чехова.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР академик В. В. ВИНОГРАДОВ.
Александр Павлович Чудаков
Александр Павлович Чудаков
Часть первая. СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ
Глава I. СУБЪЕКТИВНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (РАННИЙ ЧЕХОВ)
Глава II. ОБЪЕКТИВНАЯ МАНЕРА (1888–1894 гг.)
Глава III. ПОВЕСТВОВАНИЕ В 1895–1904 гг.
Часть вторая. ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР
Глава IV. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР
Глава V. ФАБУЛА И СЮЖЕТ
Глава VI. СФЕРА ИДЕЙ
Взгляд на литературное произведение как на некую систему, или структуру, стал в современном литературоведении общепризнанным.
Но такое понимание, чтобы оно не превратилось в простую замену прежних обозначений — типа «органическое единство» и «живая целостность», накладывает известные обязательства. Необходимо выделить основные элементы описываемой системы и установить характер отношений между ними.
Всякую систему можно представить как соотношение нескольких взаимосвязанных уровней, или слоев.
Многослойность словесно-художественной системы разными авторами понимается по-разному. Так, Н. Гартман «представляет эстетический объект в виде слоистой структуры (Schichtenstruktur), в которой в поэтическом произведении на переднем плане — реальная языковая структура . Слой, находящийся на последнем плане, — идейное содержание. Между ними находятся средние слои: ближайший из средних слоев, который включает в себя поведение, поступки, действия персонажей и дальний, заключающий в себе их характеры» [1] . Другие уровни выделяют в произведении Л. Долежел и К. Гаузенблас. «Литературное произведение, — говорится в их докладе на I Международной Варшавской конференции по вопросам поэтики, — это сложная, но целостная эстетическая структура . Путем научного анализа можно эту структурную целостность расчленить на несколько взаимосвязанных и иерархически упорядоченных планов: языковой, композиционный, тематический и идеологический» [2] .
В членении художественной системы на уровни мы исходим из понимания ее как соотношения материала (фактов, событий, отобранных писателем из бесчисленного множества явлений эмпирической действительности) и формы его организации.
Двуаспектность художественной системы определяет двоякий характер членения.
В основу первого членения кладется материал. Тогда выделяются уровни: предметный, сюжетно-фабульный и уровень идей.
В каждом уровне, в соответствии с характером принятого членения, исследуется прежде всего материал. Исследовать материал — значит установить принцип его отбора, в любой художественной системе эстетически значимый. Это — первый этап анализа уровня.
Но материал каждого уровня (например, эпизоды, события, составляющие фабулу) не разбросан хаотично. Он определенным образом расположен, организован. Эта организация, композиция целесообразна, направлена на создание нужного автору эффекта. Выяснение законов организации материала (каждый уровень, в соответствии со спецификой материала, обладает своими способами его построения) — второй этап анализа уровня.
Членение, идущее от материала, учитывает форму. Членение, идущее от формы, должно учитывать материал. Таким — вторым — членением является выделение повествовательного уровня.
Изложение всего материала, который содержится в произведении, не может вестись «ниоткуда». Всегда есть некое описывающее лицо. Организация текста относительно «описателя» — повествователя, или рассказчика, и есть повествование. В повествование входит, во-первых, словеснаяорганизация текста и, во-вторых, предметно-пространственная ого организация, то есть расположение относительно рассказчика всего того, что не является словом, — всех реалийпроизведения.
Категория повествования — со своих позиций — охватывает весь материал художественной системы, ибо только через повествование он и может быть явлен читателю.
Таким образом, оба членения учитывают и материал, и форму; на каждом этапе, выражаясь в старых терминах, анализ ведется исходя из единства содержания и формы.
Источник
Диктант №1726
На закате
Солнце уже опускалось за лес. Оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим. Последний луч оставался долго, он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей.
Предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала среди общей тишины. Вот она в последний раз встрепенулась, слабо свистнула, слегка пошевелив листья вокруг себя, и заснула.
Все смолкло. Только кузнечики трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела. Немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
По И. Гончарову (145 слов)
Добавить комментарий Отменить ответ
Блок ссылок
Реклама
Мы в социальных сетях
Самые популярные диктанты
- Диктант №556
(4,12 из 5)
- Диктант №500
(4,19 из 5)
- Диктант №917
(4,18 из 5)
- Диктант №554
(4,24 из 5)
- Диктант №555
(4,14 из 5)
- Диктант №535
(4,38 из 5)
- Диктант №531
(4,28 из 5)
- Диктант №569
(4,34 из 5)
- Диктант №529
(3,96 из 5)
- Диктант №798
(4,02 из 5)
Комментарии
- Саня не вернул отку к записи Диктант №1614
- Николай к записи Диктант №837
- НИКТО к записи Диктант №529
- Алиса к записи Диктант №809
- ИраК к записи Диктант №1764
Полезные ссылки
Внимание!
Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.
Источник