Меню

Солнце справедливости судья дюрер

Как смотреть гравюры Дюрера

Благодаря Альбрехту Дюреру гравюра стала одним из самых популярных искусств конца XV — начала XVI века. Рассказываем о том, что скрывается за простыми, на первый взгляд, сценками. Еще больше гравюр Дюрера можно увидеть на выставке в Государственном историческом музее, которая открыта до 28 июня

Альбрехт Дюрер (1471–1528) — такой же универсальный человек эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи. Круг его интересов не менее широк: живопись и геометрия, математика и физика, архитектура и фортификация. Но прославился Дюрер как мастер гравюр, которые благодаря его таланту стали считаться искусством, а не ремеслом. В основном он работал в двух техниках: ксилографии, или высокой гравюре по дереву, и гравюре резцом по меди (так называемая глубокая гравюра).

Ксилография — более древний способ копировать изображения, появив­шийся в Европе еще в раннем Средневековье. Мастер оставляет на дере­вянной доске (она называется штамп) выпуклые линии рисунка и переносит краску с выступающих частей на бумагу, отсюда название — высокая гравюра. Работы, сделанные таким методом, получаются очень выразительными, с четкими линиями, а сам штамп сделать несложно.

Штампы для глубокой гравюры изготавливались из медных досок, и мастер выводил линии особыми резцами — штихелями. При печати на штамп оказывалось такое сильное давление, что краска из углублений перетекала на лист. Такая техника позволяла создавать более сложные гравюры с полу­тонами, игрой света и тени, но была гораздо более трудоемка.

Дюрер всегда выбирал понятные обывателю сюжеты, при этом пряча за ними множество тайных смыслов и одновременно оставляя подсказки, помогающие их растолковать. Рассказываем о том, как искать и понимать эти загадки, на примере пяти гравюр из разных циклов.

«Мужская баня» (1496–1497)

Это гравюра выполнена в технике ксилографии: мы видим четырех мужчин в купальне в компании музыкантов. Из-за забора на героев сценки смотрит юноша, а на заднем плане мы видим улицу Нюрнберга конца XV века, намеренно представленную более идеально, чем в реальности. Такой сюжет можно часто встретить в немецком изобразительном искусстве этого времени, только посетители бани обычно одеты в длинные рубахи, скрывающие наготу. Дюрер, пусть и не до конца, раздевает своих героев, соединяя местную традицию с мотивами, характерными для итальянского Возрождения, с которым он познакомился в 1494–1495 годах во время путешествия по Италии.

За этим, казалось бы, простым сюжетом исследователи находят смыслы, которые неискушенный зритель может не заметить. Есть несколько версий, объясняющих сцену в бане. Согласно более простой трактовке, на столб с краном опирается сам Дюрер, а остальные герои — его друзья: справа с кружкой — Виллибальд Пиркгеймер, а на переднем плане — нюрнбергские гуманисты Стефан и Лукас Паумгартнеры.

Более сложная аллегорическая трактовка связывает композицию с темами четырех темпераментов и пяти чувств. Каждый из четырех человек олице­творяет один из темпераментов и использует то чувство, которое может принести покой и радость. Дюрер — меланхолик и использует слух, насла­ждаясь музыкой, Пиркгеймер — холерик и пьет вино, а братья Паумгартнер — сангвиник и флегматик. Один осязает с помощью скребка для кожи, а другой нюхает дикий цветок.

«Повар и его жена» (1496–1497)

Эта гравюра на меди изображает семейную пару — повара и его жену. Судя по одежде, это представители среднего класса — бюргеры. На женщине длинное платье, поверх которого накинут плащ. На поясе висят ключи — символ власти. Мужчина одет в куртку, которая едва сходится на животе, а на поясе и в руках у него профессиональные инструменты — ножи, сковородка и длинная ложка. Многие искусствоведы считают, что в образе повара Дюрер изобразил своего друга Виллибальда Пиркгеймера, которого мы уже видели на предыдущей гравюре.

Можно было бы подумать, что это просто пара из Нюрнберга, однако Дюрер, как обычно, намекает нам, что за простым изображением стоит нечто большее. И подсказкой здесь становится птица, сидящая на плече у повара. Исследова­тели считают, что перед нами иллюстрация к сюжету из «Книги рыцаря де Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям», популярного сборника поучительных историй, который молодой Дюрер помогал иллюстрировать.

Читайте также:  Может ли ламинат выгореть от солнца

Герой этого анекдота был известен своей страстью к пирам и обжорством. Однажды вместе с друзьями он решил как следует откормить угря, а потом съесть. Но его жена, воспользовавшись отсутствием мужа, убила угря и съела вместе со своим любовником, а мужу сказала, что во всем виновата выдра. И все было бы хорошо, но у изменницы была ручная сорока, которая полетела к повару и все ему рассказала. Чтобы отомстить птице, хозяйка выщипала все перья с ее головы. С тех пор, встречая лысых, птица всегда спрашивала у них: «Ты тоже рассказал про угря?»

Так одна маленькая работа позволяет понять, что казалось смешным людям того времени.

«Святой Иероним в келье» (1511)

Позже эта гравюра в технике ксилографии ляжет в основу сюжета одной из самых известных работ Дюрера, которая вместе с «Рыцарем» и «Меланхо­лией» составит серию «Мастерские гравюры» на меди.

Как нетрудно догадаться, главный герой — святой Иероним. Мы застаем его в один из самых важных моментов жизни, когда он переводит Библию на латынь, создавая знаменитую Вульгату. Благодаря этому труду Иероним считался покровителем всех людей, имевших отношение к литературе и книгоиздательству, и стал одним из самых почитаемых святых. Вульгата же будет первой книгой, которую Иоганн Гутенберг напечатает на своем станке в 1456 году.

Согласно средневековой традиции, Дюрер изображает святого, жившего в IV–V веках, в окружении предметов XV века: кафедра, сундук, песочные часы (символ ускользающего времени) и бутыли. Окружают Иеронима и атрибуты его истории. По легенде, в монастырь, где жил святой, пришел лев и распугал всех монахов, но Иероним подошел ко льву, извлек из его лапы занозу и стал с ним дружить.

Очень часто Дюрер делает свою подпись и дату создания работы частью изображенной им истории. Так, здесь его подпись выведена на полу кельи, а год создания работы вырезан на сундуке в правой части гравюры.

Четыре всадника Апокалипсиса (около 1497–1498)

Пожалуй, самый известный цикл — серия гравюр с иллюстрациями к Апока­липсису. Дюрер был гениальным маркетологом. Создавая гравюру или цикл, он всегда имел в виду очень конкретную целевую аудиторию. Это позволял жанр: у гравюры, в отличие от живописного полотна, могло не быть заказ­чика — мастер не был скован требованиями и мог воплотить любую собствен­ную задумку. Дюрер тут выступает не только как иллюстратор-оформитель, но как художник книги: он создает шрифты, совмещает гравюры и текст, фактически закладывая основы книжного дизайна.

Работать над циклом Дюрер начал в 1498 году — за два года до того, когда в Европе предрекали конца света. Самая известная и часто цитируемая работа из этого цикла — «Четыре всадника Апокалипсиса». Она фактически дословно цитирует библейский текст: в центре композиции четверо всадников, симво­лизирующие бедствия, которые случатся во время конца света.

Всадник с луком, Мор или Чума, и всадник с мечом, Война, изображены в образе восточных людей. У европейцев, живших на рубеже XV–XVI веков, Апокалипсис ассоциировался с турками, в 1453 году захватившими Констан­тинополь, уничтожившими Византию и продолжавшими двигаться вглубь Европы. Третий всадник — Голод. Упитанный мужчина в богатых одеждах, украшенных накладками и бубенцами, и с весами в руках (символ ростов­щичества), он показан как европеец, соотечественник Дюрера. Последний из всадников — Смерть, худой старик с трезубцем в руках и на костлявой лошади.

В тексте Апокалипсиса всадники выезжают по одному, но Дюрер показывает их мчащимися вперед в едином строю, напоминающем тяжелую рыцарскую конницу, которая сметает пехоту противника. Каждый смотрящий на гравюру мог живо представить себя на месте этой пехоты — ополчения, в котором он окажется, когда турки захватят его родной город, а потом погибнет под копытами вражеской кавалерии.

Читайте также:  Когда заход солнца сентябрь

«Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513)

Эту работу вместе с гравюрой «Святой Иероним в своей келье» и «Меланхолия I» исследователи объединяют в единый цикл «Мастерских гравюр» Альбрехта Дюрера и считают апогеем его творчества. И хотя у нас нет документальных свидетельств, подтверждающих то, что автор сам считал эти работы единой серией, мы можем догадываться об этом благодаря их практически одинако­вому размеру и времени создания: все они сделаны в 1513–1514 годах. Кроме того, многие современники Дюрера приобретали сразу все три работы.

Сюжеты гравюр связывают с тремя типами добродетельной жизни: созерца­тельным («Святой Иероним»), творческим («Меланхолия I») и деятельным («Рыцарь, Смерть и Дьявол»). «Рыцарь, Смерть и Дьявол» — самая ранняя из трех гравюр. Главный герой — облаченный в доспехи воин, которого окружают силы тьмы. По правую руку от него едет Смерть — истощенная фигура на бледном коне, а позади идет Дьявол.

Эту гравюру часто связывают с книгой «Enchiridion militis christiani» «Руководство христианского воина» (лат.). писателя и гуманиста Эразма Роттердамского, который был близким знакомым Дюрера. Согласно этому тексту, жизнь христианина — это постоянная борьба, цель кото­рой — достичь Царства Небесного. Его образ тоже можно найти на гра­вюре — в виде далекого замка в левом верхнем углу. Вокруг рыцаря мы видим символы добродетелей, которые могут помочь ему в борьбе. Пес — это вер­ность и преданность, а дубовые листья, вплетенные в гриву и хвост коня, — сила духа. И хотя путь рыцаря труден, Дюрер, как человек новой эпохи, делает основной акцент не на торжестве смерти, как это было принято в средневе­ковой культуре, а на мощи и величии человеческого духа.

Источник

Знакомство с арканами Таро из колоды Дюрера

Гадальные карты Таро Дюрера относят к классической школе Уэйта, но они схожи и с Марсельской колодой: это хорошо заметно по положению карт Силы и Правосудия. Авторские рисунки в галерее арканов содержат изображения обнаженных людей. Оставаясь на странице, вы подтверждаете, что достигли совершеннолетнего возраста (18 лет).

Автор Манфреди Торальдо
Состав Классический, 78 карт
Нумерация Шут — 0,

Правосудие — 11

История создания

Автор концепции колоды — Манфреди Торальдо. А своим воплощением колода обязана сразу двум художникам. Первый — Альбрехт Дюрер, в честь которого назван набор. Его называют одним из лучших граверов всех времен, а выдающиеся способности и характерный стиль внесли имя мастера в список лучших творцов Северного Ренессанса. Художник часто прибегал к аллегориям, как к способу выражения своих мыслей. Эта черта и привлекла миниатюриста Гиацинто Годензи, который и создал колоду.

За основу современный мастер Годензи взял стиль Дюрера и его гравюры. Для Старших арканов были выбраны девизы на латыни, для Младших — четыре космические стихии, воплощенные в аллегорических символах. Для каждой из групп Младших арканов выбран свой метафорический зверь:

  • Пентакли — Орлы;
  • Жезлы — Львы;
  • Кубки — Голуби;
  • Мечи — Лисы.

Иллюстрации имеют потрясающую детализацию: на многих картах можно найти животную символику, удачно вплетенную в общую картину.

Правила толкования колоды

Колода Дюрера ближе всего стоит к школе Райдера-Уэйта, поэтому и к толкованию следует подходить, отталкиваясь от принятых в ней правил. Основное отличие от прочих — большая информативность Младших арканов за счет смены цифр на символы. В других школах в расчет берется только стихия карты, здесь же — вся информация выпавшего символа и соседних с ним рисунков. Это позволяет сделать трактование более полным.

Значение карт Таро Дюрера

Значение и сочетание изображений в раскладе вы можете узнать на нашем сайте, выбрав две соседние карты в автоматической форме.

Использование в гаданиях

Набор состоит из 78 карт: 22 Старших аркана и 56 Младших. Тарологи рекомендуют уделять больше внимания Младшим арканам, в которых отсутствует нумерация, поэтому эти карты несут в себе больше смысла, чем кажется. Благодаря этому можно получить ответ на вопросы практически по всем сферам жизни.

Сочетание карт в раскладах

Для каких вопросов подходит

Принято считать, что эти карты способны дать полный ответ только на вопрос, затрагивающий материальные аспекты. Это не совсем так. Таро Гиацинто Годензи открыты для любых направлений: просто нужно правильно сформулировать вопрос и верно растолковать ответ. Условно масти делят на «зоны ответственности»:

  • Голуби — духовная сила, эмоции, светлая магия;
  • Орлы — материальная часть жизни (финансы, власть);
  • Львы — смелость, сопротивление, справедливость;
  • Лисы — оборона, чистый ум.

Галерея Таро Альбрехта Дюрера представлена подробными рисунками с фоном. Это и делает колоду настоящей находкой для таролога, перед которым поставлена задача о поиске пропавшего человека.

Карты Дюрера часто можно толковать буквально, поэтому стоит принимать во внимание подсказки на изображенных пейзажах, они помогут в поисках.

Колода подходит для предсказания будущего, включая собственное, и прекрасно справляется с раскладами на недвижимость и финансы.

Кому подходит

Абсолютный новичок, который никогда не держал Таро в руках, не справится с колодой Дюрера. Для толкования карт потребуются хотя бы начальные навыки и понимание того, как все устроено. Некоторые тарологи считают, что эта колода требует уважительного обращения, и если почувствует слабость хозяина, то на ее помощь рассчитывать не стоит.

А вот некоторые искушенные мастера толкований считают карты Альбрехта Дюрера скучными, поскольку колода трактуется очень просто, и редко оставляет место для бурной фантазии и иносказательности.

Источник

Справедливость и правосудие глазами художников

О произведениях Джонатана Монагана я уже рассказывала в статье про ASMR-искусство . И вот, решила добавить небольшую заметку про еще одну его работу под названием Sol Justitiae (с лат. Солнце Справедливости).

Сам художник отмечает, что ему нравится брать за основу знакомые образы классического искусства, вынимать их из контекста культурологических структур, в которых они были созданы и переосмысливать их, дополняя элементами нынешних культурных реалий.

Образ, который он переосмыслил в этой работе — Солнце Справедливости в гравюре Альбрехта Дюрера .

Расшифровка символов гравюры Дюрера:

На сюжет этой гравюры Дюрера натолкнул морализаторский текст французского средневекового монаха-бенедиктинца Петруса Беркюра Repertorium Morale , библейский-нравственный отражающий текст , предназначенный для проповедников, предоставленного Дюрер его крестный:

«Солнце и праведность появятся в огне о человеческом облике и будут судить человечество в день гибели, и будут они гореть грозно. Ибо, как солнце сжигает травы и цветы летом в знаке Льва, так и Христос явится словно свирепый лев в жаре Суда и опалит жаром грешников».

Гравюра Дюрера соединила в себе языческие, астрологические и библейские символы. Центральная фигура, сидящая на льве, — это одновременно Христос , римская богиня правосудия Юстития и древний бог солнца, греческий Гелиос римский Сол . Он держит весы Юститии и обоюдоострый меч, но в отличие от богини с завязанными глазами, его глаза — широко открыты — видят все. Поза со скрещенными ногами как у судей в древних книгах или лидеров эпохи Возрождения. Его маска состоит из языков пламени (христианская Троица и знак палящего солнца)

Подобный синкретизм (* соединение разнородных вероучительных и культовых положений) свойственен поздней античности, вдохновлявшей Дюрера, так как с распространением влияния Римской империи на восток происходило активное смешение верований разных народов.

Лев появился в гравюре, так как в христианской традиции является одним из символов Христа , и Лев как знак зодиака выступает в июле — Беркюр предполагает, что правосудие Христа в Судный день будет таким же сильным, как июльское солнце.

Источник

Adblock
detector