Тест «Лексика русского языка»
тест по русскому языку по теме
Тест по теме «Лексика с точки зрения употребления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_test.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест «Лексика с точки зрения употребления»
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
а) бежать
б) четыреста
в) гипотенуза
г) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
а) клевый
б) классный
в) крутой
г) отличный
3. Какое из слов является разговорным?
а) планетарий
б) начертать
в) картошка
г) усыновитель
4. Какое из слов является просторечным?
а) голова
б) глава
в) головушка
г) башка
5. Какое из слов является диалектным?
а) солнце
б) ратник
в) зеленя
г) меломан
6. Какое из слов является устаревшим?
а) священник
б) кочевник
в) нигилист
г) бражник
7. Какое слово является термином?
а) зачетка
б) камзол
в) инъекция
г) писатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии.
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн.
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края .
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми.
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой.
Источник
Интерактивный тест «Лексика и фразеология»
Начать тест Проверочный тест Лексика и фразеология (Повторение изученного в 5 – 6 классе) 30.10.19 7 класс
Результат теста Время: 0 мин. 00 сек. исправить 30.10.19 Использованные материалы Дидактические материалы: Универсальные учебные действия. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. М. Вовк. – М.: Издательство «Экзамен», 2018 Шаблон теста Шаблон презентации – Ахметшина Н.Ю. Пчелка
1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно? 1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно? полиглот – человек, равнодушный к пище стряпать – готовить пищу потчевать – угощать полый – имеющий внутри пустоту 30.10.19
2. Какое из указанных слов является многозначным? 2. Какое из указанных слов является многозначным? сладкий морфема тополь фонетика 30.10.19
3. Какое слово не является омонимом? 3. Какое слово не является омонимом? бой блок повод край 30.10.19
4. В каком(-их) синонимических рядах содержится «лишнее» слово? 4. В каком(-их) синонимических рядах содержится «лишнее» слово? купить – приобрести – присвоить доходный – прибыльный – выгодный известный – знаменитый – популяр-ный ошибка – неточность – недочёт 30.10.19
5. Какое из данных слов является антонимом к слову «блаженство»? 5. Какое из данных слов является антонимом к слову «блаженство»? страдание печаль праздник смятение 30.10.19
6. В каком значении употреблено слово «чётко» в предложении «Наш санинструктор требует выполнения задания чётко по инструкции»? 6. В каком значении употреблено слово «чётко» в предложении «Наш санинструктор требует выполнения задания чётко по инструкции»? не допускающий никаких отклонений, выполняемый точно и неукоснительно ясный, точный, вразумительный с ясно выделяющимися отдельными элементами чего-либо не допускающий отклонения от приня-тых норм поведения и морали 30.10.19
7. Какое предложение содержит ошибку в употреблении иноязычного слова? 7. Какое предложение содержит ошибку в употреблении иноязычного слова? Беседа была бездоказательной, глубоко аргументированной. Карась заразил поэта пессимизмом. (А. Че-хов) Я знаю, как Вы любите Нью-Йорк с его Гудзоном, авеню, мостами. (К. Симонов) Председатель огласил регламент, и собра-ние началось. 30.10.19
8. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? 8. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? гипотенуза время бежать четыреста 30.10.19
9. Какое из слов является диалектным? 9. Какое из слов является диалектным? зеленя солнце ратник меломан 30.10.19
10. В каком предложении вместо слова ВРА-ЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ? 10. В каком предложении вместо слова ВРА-ЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ? По его ВРАЖЕСКОМУ взгляду все сразу поня-ли, что он пришёл не с мирными намерениями. Артиллеристы метким выстрелом подбили ВРАЖЕСКИЙ танк. Разведчики под покровом ночи отправились во ВРАЖЕСКИЙ тыл. До позднего вечера во ВРАЖЕСКОМ лагере го-рели костры. 30.10.19
11. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно 11. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно седьмая вода на киселе – близкие род-ственники собаку съел – имеет опыт в этом деле как снег на голову – неожиданно ждать у моря погоды – рассчитывать, надеяться на что-либо 30.10.19
Источник
Проверочные работы по теме «Лексика».
Тема « Лексика русского языка».
1) Определите, чем являются пары слов: антонимами (1); синонимами (2); омонимами (3). Соответствующую цифру поставьте в круглые скобки:
А) безнравственный – аморальный ( );
Б) победа- поражение ( );
В) аккуратный – опрятный ( );
Г) скат горы – поймать ската ( ).
2) Какой из данных фразеологизмов имеет значение « порочить, чернить кого-либо?»
А) прижать к ногтю;
Б) осыпать золотом;
В) морочить голову;
Г) клевать носом;
Д) наводить тень.
3) Какое слово является продолжением фразеологизма « ахиллесова ———?»
А) нить Б) пята В) бочка Г) победа Д) клятва
4) Какой смысл имеет выражение « держать нос по ветру?»
Б) относиться к окружающим с пренебрежением;
В) приноравливаться к чему-нибудь;
Г) пассивно покоряться обстоятельствам;
Д) следить за кем-либо;
Е) хранить тайну.
5) Какой фразеологизм может стать логическим продолжением реплики?
Я человек искренний и прямодушный, к вам отношусь по-приятельски , а вот вы человек двуличный и —————.
А) держите камень за пазухой;
Б) витаете в облаках;
В) заблудились в трёх соснах;
Г) как будто аршин проглотил;
Д) надели хомут на шею.
6) Какое из данных слов является синонимом к слову « невыразимый?»
7) Какое из данных слов является антонимом к слову « страдание?»
А) печаль Б) праздник В) смятение Г) блаженство
8) Каким исконно-русским словом можно заменить слово « аргумент?»
А) движение Б) окончание В) вывод Г) предложение
9) Подчеркните диалектное слово:
А) аллегория Б) ратник В) бомонд Г) пинцет
10) Подчеркните слово, которое имеет омонимы:
А) ствол Б) идиллия В) брак Г) линейка
11) Значение какого слова определено неверно?
А) пассивный – вялый, безучастный;
Б) апелляция – обращение с просьбой, с призывом;
В) корысть – преступление, совершённое с целью личного обогащения;
Г) зодчий — архитектор;
Д) миссия – ответственное задание, роль, поручение.
12) Какое из данных слов следует вставить в предложение, чтобы оно стало законченным?
Решено было в качестве эксперта пригласить ————————
человека, который помог бы нашим специалистам найти правильное решение.
А) негативный Б) оригинальный В) прогрессивный
Г) радикальный Д) компетентный
13) В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ?
А) Разведчики под покровом ночи отправились во вражеский тыл.
Б) По его вражескому взгляду все поняли, что он пришёл не с мирными намерениями.
В) Артиллеристы метким выстрелом подбили вражеский танк.
Г) С раннего утра и до позднего вечера во вражеском лагере горели костры.
Д) молодой боец был сражён вражеской пулей.
14) В каком словосочетании прилагательное ТЁПЛЫЙ употреблено в переносном значении?
А) тёплый день Б) тёплый взгляд В) тёплые валенки
Г) тёплый хлеб Д) тёплый шарф
15) Какое слово является термином?
А) зачётка б) камзол В) кочет
Г) инъекция Д) писатель
Проверьте свою лексическую осведомлённость.
А) противоречие Б) иносказание В) поучение Г) намёк
А) порочить Б) восхвалять В) убеждать Г) осуждать
А) консультация Б) спор В) соглашение Г) изречение
А) непристойный Б) ненормальный В) редкий
А) отрасль Б) конфликт В) союз Г) протест
А) превращение Б) упадок В) развитие Г) событие
А) изысканный Б) обыкновенный В) необычный
А) признак Б) образец В) находка Г) результат
А) близкий Б) нелепый В) неотвратимый
Г) секретный Д) жуткий
А) чопорный Б) отрицательный В) циничный
Г) бездумный Д) тёмный
А) поэтический Б) чувствительный В) выдуманный
А) практический Б) беспристрастный В) личный
А) принятый Б) законный В) крестьянский
А) отталкивающий Б) новый В) необъяснимый
А) печальный Б) жизнерадостный В) спокойный
А) случайный Б) фальшивый В) исключительный
А) венец Б) расцвет В) звезда Г) кумир
А) чужестранец Б) отшельник В) людоед
А) образцовый Б) простейший В) искусный
А) недостаточный Б) улучшенный В) глубокий
А) рассказ Б) изречение В) сборник Г) вымысел
А) неизвестный Б) законный В) зарубежный
А) живописец Б) изгнанник В) покровитель
А) изделие Б) преступление В) подделка Г) знак
А) художественная литература Б) нелепая выходка
В) правила хорошего тона Г) публичное заявление
Тренировочные задания обобщающего характера по теме « Лексика».
1. Составьте синонимические пары.
2. Сгруппируйте парами антонимы.
3. Составьте пословицы.
1. Два медведя в одной берлоге
3. Бояться волков –
4. Либо полковник,
5. Кто языком штурмует,
6. Не узнав горя,
7. Наше дело: что же делать;
8. Не надо и беса,
9. Где я лисой пройду,
10. Федюшке дали денежку,
11. Лей на него масло –
12. Лучше не дари,
13. Грязь не сало:
14. Заработанный ломоть
15. Нынче люди таковы:
16. Где пирог с грибами,
Б) ваше дело: как же быть.
В) скажет: дёготь.
Г) там и мы с руками.
Д) либо покойник.
Е) немного навоюет.
Ж) унесу что с чужого двора – вором назовут.
З) не узнаешь и радости.
И) коли ты здесь.
К) лучше доброй драки.
Л) там три года куры не несутся.
М) а он алтын просит.
Н) да после не кори.
О) потёр, да и отстала.
П) лучше краденого каравая.
Р) быть без грибов.
4. С помощью комбинации « буква-цифра» укажите те крылатые слова, значение которых поясняется.
А) То, что порождает ссору.
Б) Непонятное, загадочное существо, странный человек.
В) Мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь.
Г) Мир поэзии, поэтов.
Д) Самовлюблённый человек.
Е) Злой, свирепый надсмотрщик, страж.
Ж) Бесследно исчезнуть из памяти людей.
З) Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе.
И) О запутанном стечении обстоятельств.
Л) Неосуществимая, несбыточная и странная мечта.
М) Дар врагу с целью его погубить.
1. Ахиллесова пята.
2. Геростратова слава.
4. Кануть в Лету.
8. Прокрустово ложе.
13. Бочка Данаид.
14. Гордиев узел.
15. Елисейские поля.
16. Между Сциллой и Карибдой.
19. Пиррова победа.
20. Прометеев огонь.
21. Троянский конь.
24. Яблоко раздора.
1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
А) невежественный Б) небрежный
В) непросвещённый Г) необразованный
2. Какое из данных слов является антонимом к слову ЗНОЙ?
А) стужа Б) дождь В) жара Г) зима
3. Какое слово имеет омоним?
А) холодный Б) разведка В) номер Г) нота
4. Укажите многозначное слово.
А) свежий Б) непоседа В) запретный Г) отдых
5. Какая пара слов является антонимичной?
А) лук – луг; Б) улучшаться – совершенствоваться;
В) настоящий – фальшивый; Г) соломенный – колючий.
6. Какое из данных слов является диалектным?
А) солнце Б) ратник В) шабёр Г) меломан
7. Какое слово является устаревшим?
А) священник Б) кочевник В) нигилист Г) бражник
8. В каком предложении не используется фразеологизм?
А) Он, как мне кажется, одарённый физик, есть в нём божья искра.
Б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
В) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
Г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
9. Какое значение имеет фразеологизм « обрасти мхом?»
А) сильно разбогатеть Б) нравственно опуститься, одичать
В) терпеливо ждать Г) возмужать, повзрослеть
10. Закончите фразеологизм: « нить ……………..».
А) Тантала Б) Гордия В) Ариадны Г) царя Соломона
11. Значение какого слова определено неверно?
А) Абориген – грубый, некультурный человек.
Б) Аскет – человек, который ведёт строгий образ жизни, сознательно отказавшись от жизненных благ и удовольствий.
В) Симулянт – человек, который притворяется, создаёт видимость чего-либо.
Г) Шарлатан – невежда, выдающий себя за знатока, грубый обманщик.
12. Какое слово имеет значение « самоотверженный, героический?»
А) оригинальный Б) гуманный В) беззаветный
13. Какое слово необходимо вставить в предложение?
В настоящий момент, если обе стороны не пойдут на …………………, мирный договор подписать не удастся.
А) абсурд Б) парадокс В) компромисс Г) реванш
14. В каком выражении нарушены нормы лексической сочетаемости?
А) дать отпор Б) оказал впечатление В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение
15. Найдите предложение с логической ошибкой.
А) Возникает ситуация, сходная с ранними рассказами Чехова.
Б) В своё время в этом доме, построенном в начале 19 века, была гостиница для купцов.
В) На улицах установлены новые светильники и отремонтированы старые.
Г) Специалисты, к которым я обращался за советом, долго не могли прийти к общему мнению.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
1.Отметьте примеры, содержащие метафору как средство речевой выразительности.
1) У меня на душе ни одного седого волоса. (В.Маяковский)
2) Она спрятала под платком седые волосы.
3) Они стояли под крылом самолёта, прячась от дождя.
4) Буря машет снежными крыльями, засыпая снегом все дороги.
5) Птенец расправил крылья и полетел.
2. Отметьте примеры, содержащие метонимию как средство речевой выразительности.
1) статуэтка из бронзы
2) эта старинная бронза
3) фарфор и бронза на столе
4) запечатлеть в бронзе
5) изделия из бронзы и серебра
3. Отметьте примеры, содержащие эпитет как средство речевой выразительности.
1) слепой музыкант
2) слепая ярость
3) слепая любовь
4) слепой котёнок
5) слепая ненависть
4. Отметьте примеры, содержащие синекдоху как средство речевой выразительности.
1) Пуще всего береги копейку.
2) Главное, чтобы была крыша над головой.
3) Два ствола спрятаны в сарае.
4) Студенчество – одна из ведущих сил молодёжного движения.
5) Привет студенчеству! ( приветствие конкретному человеку)
5. Отметьте примеры, содержащие сравнение как средство речевой выразительности.
1) О, да, любовь вольна, как птица.
2) Всё гляжусь в моё зеркало сонное.
3) Снова выплыл из рощи синим лебедем мрак.
4) Среди других детей она напоминает лягушонка.
5) Мысли – точно у девушки нежные, а о чём – и сама не пойму.
6. Отметьте примеры, содержащие гиперболу как средство речевой выразительности.
1) убийственная новость
2) помирать со смеху
3) тысяча извинений
4) тысячи людей в мире голодают
5) проблем – вагон и маленькая тележка
7.Отметьте примеры, содержащие литоту как средство речевой выразительности.
1) почувствовать себя песчинкой в мире
2) от горшка два вершка
3) подождите одну секундочку
4) в двух шагах отсюда
5) мизерные зарплаты
8. Отметьте примеры, содержащие олицетворение как средство речевой выразительности.
1) Ветер закутался в густых колючках, сорвал лист с осинки, рассердился, уснул в вышине и умчался. ( К.Паустовский)
2) Забытый на грядке напёрсток клубники.(А.Вознесенский)
3) …И вздохнули духи, задремали ресницы, зашептались тревожно шелка. (А. Блок)
4) В этой бездонной лазури, в сумерках близкой весны плакали зимние бури, реяли звёздные сны. (А.Блок)
5) Надежды вальс зовёт, звучит… И сердцу громко говорит. (Я.Полонский)
9. Отметьте примеры, содержащие перифраз(у).
1) разведчики Вселенной
3) зелёная листва
4) игральные автоматы
5) однорукие бандиты
10. Какой троп используется в предложении: « Текут века в воздушной тишине». ( А.Белый)
11. Какой троп используется в предложении: « У Ивана Никифоровича… шаровары в таких высоких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением…» (Н.Гоголь)?
Номер материала: ДБ-282348
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Рособрнадзор поблагодарил учителей за стабильность результатов ЕГЭ в 2021 году
Время чтения: 5 минут
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Валерий Фальков ответит на вопросы о приемной кампании в российских вузах
Время чтения: 0 минут
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Участники патриотических проектов смогут получать дополнительные баллы к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник