Меню

Солнце растения 2 задание

Конспект урока: «Солнце, растения и мы с вами»

Галичина Галина Георгиевна, филиал МКОУ СОШ №3 Сажинская НОШ.

Урок окружающего мира.

Тема: Солнце, растения и мы с вами.

(по учебнику А.А.Плешаков-3класс, раздел «Эта удивительная природа».)

Цели: 1. Познакомить учащихся с основными признаками растений как живых организмов.

2. Развивать наблюдательность и логическое мышление учащихся.

3. Способствовать развитию практических умений учащихся, направленных на

сопоставление процессов, происходящих в растениях.

Задачи: • установление связей между живой и неживой природой;

• развитие умений осуществлять анализ;

• привить заинтересованность предметом путем использования икт;

• воспитание доброго отношения к природе;

• показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Интеграция на уроке: окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Методы обучения: практический, творческий, частично-поисковый, словесный, наглядный;

Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, дифференцированная, коллективная.

Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А.Плешаков

М.Просвещение,2014г., рабочая тетрадь, презентация – «Дыхание и питание

растений», тесты на листочках, мультимедийный проектор, ноутбук, цветная

бумага, ножницы, карандаши.

Организационный момент-1 мин.

Повторение изученного.Проверка домашнего задания-7 мин.

Сообщение темы и целей урока-2 мин.

Изучение нового материала-17 мин.

Закрепление изученного -8 мин.

Итог урока-2 мин.

Домашнее задание-2 мин.

На перемене мы устали
И в рядочек прямо встали,
Влево, вправо посмотрели
И за парту тихо сели.

2. Повторение изученного.Проверка домашнего задания. Слайд 3

1) Беседа-опрос: -Почему растения называют «зеленой одеждой Земли»?

-Перечисли группы растений и дай им краткую характеристику.

(водоросли; мхи; папоротники; хвойные; цветковые.)

-Приведи примеры различных видов растений.

-К каким группам относятся следующие растения: роза,

лиственница, морская капуста, клен, кедр, одуванчик, сосна?

2) Задание по карточкам:

— Ответьте на вопросы, обозначив «ДА» — дугой вверх, а «НЕТ» — дугой вниз:

1. Наука изучающая растения называется ботаника.

2. Цветковые растения – это самая маленькая группа растений.

3. Водоросли – это растения, живущие в воде.

4. Мхи размножаются спорами.

5. Папоротники цветут, образуют плоды и размножаются семенами.

6. У хвойных растений вместо цветков образуются шишки.

3) Какие загадки о растениях придумали? Слайд 4

4) Разгадывание кроссворда. Слайд 5 (слайды № 5-11).

3. Сообщение темы и целей урока Слайд 12

— Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство растений. Рассмотрим значение растений как источника питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.

4. Изучение нового материала.

-Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?

(солнце – неживая природа; растения, человек – живая природа.)

-Назовите признаки живой природы. (движение; питание; дыхание; рост и развитие; размножение.)

-А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ.

— А как же растения питаются? (своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.

Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.

— Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта «кухня» только на свету. Почему же для работы «кухни» требуется свет?

Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

— Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.

— Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Читайте также:  Солнце созвездие которому принадлежит звезда

— Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит необходимо бережно относиться ко всем растениям.

5. Физкультминутка Слайд 19

6. Закрепление изученного:

-Работа в тетради (стр.32-34-самостоятельная работа, взаимопроверка)

-А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями о дыхании и питании растений, сможем ли мы ответить на вопросы?

— Как дышат растения?

— Как питаются растения?

Сделаем вывод: Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес)

— О каких ладошках говорится в загадке? ( О листьях)

— Обведите свою ладошку на зеленом листе бумаги и вырежете ее. А затем наклейте свои ладошки на доске. (Получились трава, ель, береза.)

— Я уверена, что ваши ладошки никогда не принесут вред живым растениям.

-Оцените уровень своих знаний при помощи сигнальных карточек.

Домашнее задание. Слайд 21

1. Прочитать статью «Солнце, растения и мы с вами» ( стр. 74-77 ), ответить на вопросы и выполнить задания.

2. Индивидуально: придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.

Литература: 1.Т. Ю. Целоусова, Т. В. Максимова, Поурочные разработки по курсу

Окружающий мир, 3 класс. М: «ВАКО» , 2004.

2. Энциклопедия «Аванта+», Москва, изд-во Аванта+, том Экология, 2001г.

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Разные вопросы по ботанике»

1. Можно ли назвать почвой смесь песка, воды, неорганических и органических веществ?

Нет, нельзя. Почва имеет определенную структуру и в состав почвы обязательно входят живые организмы.

2. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

3. Как предохранить продукты питания от гниения?

1) Охладить, заморозить — обмен веществ в бактериях и грибах пойдет очень медленно.
2) Пастеризовать, стерилизовать — многие бактерии и грибы погибнут.
3) Засушить, засолить, замариновать — бактериям и грибам будет не хватать воды.
4) Использовать консерванты.

4. Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?

Растения с зеленой окраской в процессе фотосинтеза поглощают свет красной части спектра. Вода плохо пропускает такой свет, на глубине остаются только зеленые и синие лучи, для их поглощения требуются красные пигменты.

5. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

1) Увеличится концентрация почвенного раствора, корням растений будет тяжелее поглощать воду.
2) Произойдет угнетение жизнедеятельность почвенных микроорганизмов (в пересоленом растворе они не смогут быстро размножаться).
3) Дождями избыток удобрений смоется в водоемы, водоемы «зацветут».

6. В чём выражается приспособленность цветковых растений к совместному обитанию и перекрёстному опылению в лесном сообществе? Укажите не менее трёх признаков приспособленности. Ответ поясните.

1) Ярусное расположениерастений обеспечивает использование света, воды и минеральных солей из почвы.
2) Ветроопыляемые растения цветут до распускания листвы, которая препятствует опылению (редуцирован околоцветник, тычинки крупные на длинных тычиночных нитях, сухая пыльца.
3) Насекомоопыляемые растения зацветают во время появления насекомых, которые обеспечивают опыление (имеется яркий околоцветник и нектар).

7. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.

1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.

8. Рассмотрите рисунок жизненного цикла хламидомонады и укажите названия стадий, обозначенных цифрами 1 и 2. В результате какого деления образовались клетки, обозначенные цифрой 1? Чем представлены гаметофит и спорофит этой зеленой водоросли?

1) 1 – зооспоры, 2 – зигота.
2) Зооспоры образовались в результате мейоза.
3) Гаметофит представлен зеленой одноклеточной водорослью, спорофит представлен зиготой.

Читайте также:  За какое время солнце делает полный оборот вокруг своей оси по отношению

9. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.

10. В чем проявляется приспособленность растений к жизни в тундре? Укажите не менее четырех признаков.

1) короткий вегетационный период обеспечивает быстрое цветение и плодоношение до наступления низких температур;
2) поверхностное расположение корней объясняется подтаиванием только поверхностного слоя (из-за вечной мерзлоты), из которого растения всасывают воду;
3) опушение и восковой налёт на листьях уменьшают испарение воды;
4) низкорослость предохраняет от воздействия ветров и низких температур

11. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

12. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве

13. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы

14. В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты — ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?

1) морская капуста обладает свойствами накапливать химический элемент йод;
2) йод необходим для нормализации функции щитовидной железы

15. У растений различают простые и сложные ткани. Простые ткани состоят из практически однородных по строению клеток, выполняющих одну и ту же функцию. Сложные – из разных по строению, форме и выполняемой функции клеток. Объясните, почему к сложным тканям относят покровную часть листа и луб, а к простым тканям – основную ткань (мякоть) листа.

1) покровная ткань листа сложная, так как основная часть ее клеток не содержит хлоропластов, а замыкающие клетки устьиц отличаются по форме и имеют хлоропласты (некоторые клетки образуют волоски);
2) луб – сложная ткань, так как имеет разные по строению элементы: это ситовидные трубки и механические волокна;
3) основная ткань листа – простая ткань, так как ее клетки имеют одинаковое строение, содержат много хлоропластов, фотосинтезируют

16. Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

1) образование большого количества пыльцы повышает вероятность опыления и оплодотворения, так как часть ее теряется, оседая на почве, стволах деревьев и т.д.;
2) листья создали бы дополнительную преграду при опылении этих растений, поэтому они зацветают раньше.

17. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

18. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

19. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 5, 6, 7? Какие функции они выполняют?

1) Цифрой 5 обозначены сосуды ксилемы, они обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ в листья.
2) Цифрой 6 обозначены волокна механической ткани, придающие листу прочность.
3) Цифрой 7 обозначены ситовидные трубки флоэмы, они обеспечивают транспорт органических веществ из листа в другие органы.

20. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

Читайте также:  Жаркий танец сгорает солнце

21. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.

22. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

23. Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.

1) появление воздухоносных полостей в органах растений обеспечивает их плавучесть (накопление кислорода);
2) механические ткани развиты слабо в силу высокой плотности воды (ослабленной гравитации);
3) слабое развитие корней в силу поглощения воды и минеральных веществ поверхностью растения;
4) расположение устьиц на верхней стороне плавающих листьев способствует испарению воды;
5) плавучесть плодов обеспечивает распространение семян водой;
6) подводные листья лентовидные (или сильно рассечёные), что предотвращает повреждение листьев при быстром течении

24. Почему на верховых болотах, расположенных в северных широтах, обитают засухоустойчивые (например, багульник болотный) и насекомоядные (например, росянка круглолистная) растения? Ответ обоснуйте, исходя из экологических особенностей (абиотических факторов) верховых болот.

1) в верховых болотах низкая температура воды;
2) в верховых болотах повышенная кислотность воды;
3) низкая температура и повышенная кислотность воды замедляют её поступление в корни растений, поэтому растения засухоустойчивые;
4) недостаток кислорода в воде;
5) бактерицидные вещества (сфагнол);
6) недостаток кислорода и бактерицидные вещества замедляют гниение органических веществ;
7) медленное гниение приводит к недостатку минеральных (азотистых) веществ;
8) насекомоядные растения пополняют недостаток азота за счёт питания насекомыми

25. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая

26. Объясните, какую роль играют животные в жизни цветковых (покрытосеменных) растений. Приведите не менее четырех доказательств роли животных.

1) участвуют в опылении цветковых растений;
2) участвуют в распространении плодов и семян;
3) ограничивают численность и рост растений, питаясь ими или паразитируя на них;
4) уничтожают вредителей растений, сохраняя их численность;
5) участвуют в повышении плодородия почвы, создавая гумус и улучшая жизнедеятельность растений

27. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)

28. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период

Источник

Adblock
detector