Урок русскогоо языка для 9 класса «Сложное предложение. Обобщение и систематизация знаний.»
Урок русского языка в 9 классе.
Волохова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы.
МОУ «СОШ №46», г. Братск, Иркутской области
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложное предложение».
Тема высказываний: «Весна».
Систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.
I .Словарный диктант.
Учащиеся записывают слова, объясняя правописание слов.
Преамбула, прерогатива, префектура, менеджер, конфронтация, коллега, дивиденды, дирижёр, абонемент, баррикада, канонада, инцидент, интеллигенция, мажор, баллотироваться, приоритет, валидол, панорама, дефицит, ветеран, вентиляция, наваждение, винегрет, вентиляция, оккупация.
II . Актуализация знаний учащихся по теме «Сложное предложение».
Повторение теоретических сведений.
III . Закрепление практических навыков.
1)Пунктуационный анализ предложений.
Учащиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске или спроецированных на экран.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, который так прекрасен, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.
Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Главное предложение стоит в начале предложения, первое придаточное изъяснительное, второе- определительное, третье- обстоятельственное степени.
И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.
Сложное предложение с разными видами связи. Первое предложение является главным по отношению ко второму предложению. Второе предложение придаточное обстоятельственное времени, третье и четвёртое предложения бессоюзные.
Солнце припекало уже по-весеннему, и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
Сложносочинённое предложение. Второе предложение осложнено причастными оборотами, которые стоят после главных слов (петухи, сосну) и выделяются запятыми.
Списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Составить схемы предложений, определить вид сложного предложения. (У каждого учащегося есть распечатанные задания).
1.Вечер тёплый, и такая тишина, что ждёшь чего-то напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. 2.Кто хочет, чтобы в саду у него поселился скворец, пусть скорее готовит ему квартиру. 3. Звуки весны слышны совсем ясно на утренних зорях, пока город ещё не проснулся и грохота на улицах нет. 4. У кого глаза хорошие, приглядевшись, замечают под самыми облаками стаи больших белых птиц с длинными прямыми шеями. 5. Зелёные жители поля почувствовали, что талая вода пробирается к их корешкам, — и очень этому рада. 6. У нас великий праздник: после долгой-долгой-долгой зимы в первый раз показалось солнце! 7. Светлой, приветной весной даже пустыню не назовёшь мёртвой: столько в ней всякой жизни!
3) Цифровой диктант.
Обозначить цифрами предложения:
Сложноподчинённое с придаточным определительным цифрой 1
Сложноподчинённое с придаточным цели – 2
Бессоюзное сложное предложение – 3
Простое предложение – 4
1.Великое переселение птиц на Родину идёт в строгом порядке. 2. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. 3. Внезапные холода сковывают воды, — птицы умирают от голода и стужи. 4. Множество хищников собирается в это время на Великий морской путь, чтобы поживиться богатой и лёгкой добычей. 5.Ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнёздам.
Ответ: 4 1 3 2 3
Из двух простых предложений составить одно сложное, определить его вид.
1.Солнце обогнуло крышу и заглянуло на сосульку. Поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз.
Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени.
2.Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Мне хотелось всё больше быть на улице.
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, так что мне хотелось всё больше быть на улице. Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным следствия.
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, и мне хотелось всё больше быть на улице. Сложносочинённое предложение.
Выделенные второстепенные члены предложения замените придаточным предложением.
1.Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. (Н.В.Гоголь)
Весна, которую долго задерживал холод, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду.
2. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. (А.И.Куприн)
В густой буйной траве там и сям дрожат бриллианты крупной росы, которые переливаются и вспыхивают разноцветными огнями.
3.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. Как только лес почует приближение весны, он начинает тихо дышать и пробуждаться ото сна.
Прибавьте придаточное ко второй части ССП.
1.Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. (А.И.Куприн)
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт, который так долго ждали все.
Составьте предложения, соответствующие характеристикам.
1.Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. (С.Т.Аксаков)
2.Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А.И.Куприн)
3.Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связью.
Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. (А.И.Куприн)
5) Тренировочные упражнения.
Каждому учащемуся дан текст с заданиями.
(1) На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины.(2) По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. (3) Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.
(4) Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры.(5) В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. (6) С каждым днём прибывало птиц в саду.(7) Забегали между стволами чёрные дрозды — ловкачи ходить пешком…
(8) Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, — пересмешничали, фальшивили ужасно.
(9) И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила она всех, кто жил в саду, начиная от червяков…
(10) Весь сад слушал молча кукушку. (11) Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньке балкона, — все загадали судьбу.(12) Кукушка куковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями…
(13) Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга.(14) Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенён мокрой листвой.(15) Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… (16) До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья…
Найдите бессоюзные сложные предложения и укажите их номера.
Среди предложений № 4-№9 найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений последнего абзаца найдите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
Как вы объясните постановку двоеточия в предложении № 9:
Обобщающее слово стоит при однородных членах предложения
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий
Среди предложений № 6-№ 9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным видом связи. Первое придаточное времени, второе — определительное.
7. Разноуровневое домашнее задание.
уровень. Подберите как можно больше эпитетов к слову весна. Составьте 5 СП, определите вид СП.
уровень. Выпишите из художественной литературы пять сложных предложений с разными видами связи, составьте их схемы, произведите синтаксический разбор одного предложения (на выбор)
уровень. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием сложных синтаксических конструкций.
Солнце на восходе показалось и мягко закрылось, пошёл дождь, такой тёплый и живительный для растения, как нам любовь…
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник
Урок русского языка в 9 классе на тему «§ 24. Понятие о бессоюзном сложном предложении.»
Русский язык. 9 класс. Урок № 44.
Новая тема. § 24. Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения – это сложные предложения, части которых связаны без союзов – только по смыслу и интонации.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
1. Запятая между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если выражается значение перечисления. В этом случае между частями бессоюзного сложного предложения можно поставить союз «и»:
В глазах у меня потемнело , голова закружилась . (Сравните: В глазах у меня потемнело , и голова закружилась ).
2. Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления может ставиться и точка с запятой, если части предложения более распространены (особенно когда внутри предложений уже есть запятые):
Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку , лежит уж и стережет их.
Задание № 1 (презентация): определите (на слух) количество грамматических основ в следующих БСП.
Упражнение № 156: (а) прочитайте выразительно четверостишие из стихотворения И. Никитина; с какой интонацией вы будете читать этот текст: перечисления или противопоставления? (б) перепишите четверостишие; подчеркните грамматические основы простых предложений в составе БСП; составьте схему; (в) как объединены части этого сложного предложения?
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман ,
Теплый вечер прозрачно-румян .
(а) текст читается с интонацией перечисления;
(б) части БСП объединяются по смыслу и интонацией.
Упражнение № 158 (выполняется на карточке): (а) прочитайте и проанализируйте предложения: объясните, по какому принципу они разделены на 2 группы, подчеркните в них грамматические основы, союзы обведите в овал; (б) ответьте на вопросы №№ 1 и 2 после предложений.
I . 1) Солнце припекало, и земля высыхала. (2) Когда солнце припекало, земля высыхала. (3) Если солнце припекало, земля высыхала. (4) Солнце припекало, так что земля высыхала.
II. Солнце припекало — земля высыхала.
I . 1) Солнце припекало , и земля высыхала . (ССП с соединительными отношениями между частями, где перечисляются явления, которые происходят одновременно.)
(2) Когда солнце припекало , земля высыхала . (СПП с обстоятельственным придаточным времени.)
(3) Если солнце припекало , земля высыхала . (СПП с обстоятельственным придаточным условия.)
(4) Солнце припекало , так что земля высыхала . (СПП с обстоятельственным придаточным следствия.)
II. Солнце припекало — земля высыхала . (БСП)
1. В предложениях какой группы чётко выражены смысловые отношения между предикативными частями (отношения перечисления, времени, условия и следствия)? С чем это связано? Какие слова помогают в определении отношений частей сложносочинённых и сложноподчинённых предложений?
— В предложениях группы № 1 чётко выражены смысловые отношения между предикативными частями: это достигается благодаря сочинительным и подчинительным союзам.
2. Можно ли чётко и однозначно определить смысловые отношения частей в бессоюзном сложном предложении, взятом без контекста или ситуации общения? Почему?
— Смысловые отношения частей в бессоюзном сложном предложении, взятом без контекста или ситуации общения, чётко и однозначно определить нельзя, так как части БСП могут выражать разные отношения: первая часть может иметь значение времени ( Когда солнце припекало , земля высыхала), значение условия ( Если солнце припекало , земля высыхала), значение причины ( Так как солнце припекало , земля высыхала).
Задание № 2 (выполняется на карточке): (а) расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях; (б) схемы запишите в тетрадь:
(1) Все та же застывшая тишина окружала меня не чувствовалось ни малейшего колебания воздуха. (2) Горы были невысоки их обнаженные вершины поднимались метров на триста. (3) Волны с семикилометровой высоты не были заметны блестящая поверхность воды казалась выпуклой. (4) С треском рухнула срубленная ель за ней повалилась другая. (5) Солнце не показывалось четыре дня ураганный ветер перемешивал соленую водяную пыль с потоками дождя.
(1) Все та же застывшая тишина окружала меня, не чувствовалось ни малейшего колебания воздуха.
(2) Горы были невысоки, их обнаженные вершины поднимались метров на триста.
(3) Волны с семикилометровой высоты не были заметны, блестящая поверхность воды казалась выпуклой.
(4) С треском рухнула срубленная ель, за ней повалилась другая.
(5) Солнце не показывалось четыре дня, ураганный ветер перемешивал соленую водяную пыль с потоками дождя.
Упражнение № 159: (а) перестройте БСП в сложные союзные, запишите полученные предложения; (б) в скобках укажите тип союзного сложного предложения (у СПП укажите вид придаточных), (в) подчеркните грамматические основы, графически обозначьте средства связи простых предложений в составе сложного.
СПП с придаточным обстоятельственным условия (времени)
Задание № 3 (выполняется на карточке): из данного перечня (см. презентацию) выпишите номера только бессоюзных сложных предложений (в соответствующей ячейке поставьте «+»; другие ячейки оставьте пустыми):
(1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день.
(2) Тополь, что он когда-то посадил возле школы, спилили.
(3) Странно, что он не волновался и не радовался.
(5) Получилось так, что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина.
(6) Любите книгу: она научит вас уважать человека.
(7) Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал…
(8) Черная вода озера была настолько тяжела, что , поглощая солнечный свет, не отражала его.
(9) То, что я собираюсь рассказать , всем послушать будет полезно.
(10) Когда этот человек улыбался , он становился привлекательным.
(11) Важно только одно: любить народ и Родину, служить им сердцем и душою.
(12) Из двух повздоривших друзей виновен тот, кто поумней.
(13) Жизнь стала б скучной, серой, вялой, когда бы в ней наук не стало.
(14) В кухне было полутемно, дверь в горницу закрыта.
(15) Вскоре по крыше дробно застучали дождевые капли, ветер немного притих.
(16) Они могли ехать рядом лишь по краю болота, где тайга рассыпается.
(17) Порой часы обманывают нас, чтоб нам жилось на свете безмятежней.
(18) На тополях вот-вот готовы были развернуться почки, у самых дворов хутора клонились к воде побеги окруженного разливом краснотала.
(19) События продолжали развиваться совсем не по тому сценарию, который предполагался утром.
(20) Гром обрушился с ужасающей силой, молния стремительно шла к земле.
(21) Слышно было, как залетевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы.
(22) За поворотом, где дорога проходила под нависшей скалой , показалась плотина.
(23) Голос Степана звучал сухо, ни одной теплой нотки не вкралось в него.
(24) Оставляя за собой цепочку следов, он бежал ровно и легко, словно ноги не увязали в сыпучем песке.
(25) За всеми этими делами он не заметил, как прошло время.
(26) С юга дул теплый, ласковый ветер, на западе кучились густые, по-весеннему белые облака.
Упражнение № 157 (предложения №№ 1 — 3, 5 — 6):
— списать БСП, подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схему предложения № 1.
Новая тема. § 24. Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Задание № 1: определите (на слух) количество грамматических основ в следующих БСП.
Упражнение № 156: (а) прочитайте выразительно четверостишие из стихотворения И. Никитина; с какой интонацией вы будете читать этот текст: перечисления или противопоставления? (б) перепишите четверостишие; подчеркните грамматические основы простых предложений в составе БСП; составьте схему; (в) как объединены части этого сложного предложения?
Упражнение № 158 (выполняется на карточке): (а) прочитайте и проанализируйте предложения: объясните, по какому принципу они разделены на 2 группы, подчеркните в них грамматические основы, союзы обведите в овал; (б) ответьте на вопросы №№ 1 и 2 после предложений.
I . 1) Солнце припекало, и земля высыхала. (2) Когда солнце припекало, земля высыхала. (3) Если солнце припекало, земля высыхала. (4) Солнце припекало, так что земля высыхала.
II. Солнце припекало — земля высыхала.
Задание № 2 (выполняется на карточке): (а) расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях; (б) схемы запишите в тетрадь:
(1) Все та же застывшая тишина окружала меня не чувствовалось ни малейшего колебания воздуха. (2) Горы были невысоки их обнаженные вершины поднимались метров на триста. (3) Волны с семикилометровой высоты не были заметны блестящая поверхность воды казалась выпуклой. (4) С треском рухнула срубленная ель за ней повалилась другая. (5) Солнце не показывалось четыре дня ураганный ветер перемешивал соленую водяную пыль с потоками дождя.
Упражнение № 159: (а) перестройте БСП в сложные союзные, запишите полученные предложения; (б) в скобках укажите тип союзного сложного предложения (у СПП укажите вид придаточных), (в) подчеркните грамматические основы, графически обозначьте средства связи простых предложений в составе сложного.
Задание № 3 (выполняется на карточке): из данного перечня (см. презентацию) выпишите номера только бессоюзных сложных предложений (в соответствующей ячейке поставьте «+»; другие ячейки оставьте пустыми):
Источник