Диктант №1282
Егорушка
Когда он проснулся, уже восходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. Егорушке показалось, что оно было не на своем месте,так как вчера оно восходило сзади за его спиной, а сегодня много левее.
Да и вся местность не подходила на вчерашнюю. Холмов уже не было,а всюду,куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина, кое-где на ней высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи.Далеко впереди белели колокольни и избы какой-то деревни.
В промежутках между каменных изб и за церковью синела река,а за нею туманилась даль. Но ничто не подходило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое,размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги.
Задания
- Определите тему и основную мысль текста
- К какому стилю речи принадлежит текст
Ответы
- Тема – солнечное утро; основная мысль – показать через восприятие литературного героя красоту начинающегося дня, его отличие от вчерашнего.
- Стиль – художественный.
Добавить комментарий Отменить ответ
Блок ссылок
Реклама
Мы в социальных сетях
Самые популярные диктанты
- Диктант №556
(4,12 из 5)
- Диктант №500
(4,19 из 5)
- Диктант №917
(4,18 из 5)
- Диктант №554
(4,24 из 5)
- Диктант №555
(4,14 из 5)
- Диктант №535
(4,38 из 5)
- Диктант №531
(4,28 из 5)
- Диктант №569
(4,34 из 5)
- Диктант №529
(3,96 из 5)
- Диктант №798
(4,02 из 5)
Комментарии
- Саня не вернул отку к записи Диктант №1614
- Николай к записи Диктант №837
- НИКТО к записи Диктант №529
- Алиса к записи Диктант №809
- ИраК к записи Диктант №1764
Полезные ссылки
Внимание!
Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.
Источник
Презентация по русскому языку на тему «Сложные предложения с разными видами связи»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сложные предложения с разными видами связи Подготовил преподаватель русского языка и литературы Белова Татьяна Алексеевна
Синтаксическая разминка «Закончи высказывание» Предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называют. сложноподчинённым
Предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связаны сочинительными союзами, называют. сложносочинённым
Сложные предложения без союзов и союзных слов называют. бессоюзными
Этот знак препинания присутствует там, где повествуется о перечислении предметов, каких-либо фактов, явлений, событий, и помогает читающему легко ориентироваться в тексте, подсказывая, где границы между однородными членами, частями предложений. запятая
Этот знак препинания ставят в сложном предложении тогда, когда внутри частей предложения (или в одной из них) уже имеются запятые. точка с запятой
Этот знак препинания предупреждает читающего, что после наступившей в высказывании многозначительной паузы последует необходимое разъяснение того, о чём было сказано прежде. тире
… что у русской пунктуации «двуединое основание». Чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: смысл + структура = знак препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. В центре нашего внимания — сложные предложения, без которых не обходится практически ни один связной текст.
«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание» К.Г.Паустовский
Задание Вид предложения Пример предложения 1. Простое предложение а)Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи. 2. Бессоюзное сложное предложение б)Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня. 3. Предложение с однородными членами в)Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. 4. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными г)Все хотели знать, как он путешествовал, что видел. 5. Предложение с обращением д)Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать. 6. Сложносочинённое предложение е)Вы должны были, братья, устоять, как стена. 7 ж)Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом.
Проверка: 1 – Б, 2 – В, 3 – Г, 4 – А, 5 – Е, 6 – Д, 7 – Ж
Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом.
(Когда он проснулся), уже всходило солнце; курган заслонял его собою, а оно, стараясь брызнуть светом на мир, напряженно палило свои лучи во все стороны и заливало горизонт золотом. (Когда), [ ] ; [ ], а [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединённых бессоюзной связью; первая часть — сложноподчинённое предложение с придаточным времени (с союзом когда), вторая часть — сложносочинённое предложение с противительным союзом а.
Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
Сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.
Например: 1) [Печален я]: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). [ ]: [ сущ.], (с кем), (кому).
2) [Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов). с. [ ], и [ ], (так что).
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Виды связи Примеры сочинительная и подчинительная Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге. подчинительная и бессоюзная Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою. сочинительная и бессоюзная Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. сочинительная, подчинительная и бессоюзная В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Например: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
Знаки препинания Примеры предложений С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошел тихо задумчиво с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер. Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою. Уже давно село солнце,но еще лес не успел стихнуть:горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье. Лев Толстой увидел сломанный репейник– и вспыхнула молния:появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Вдруг навалился густой туман, как будто стеной отделил он меня от остального мира, и, чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку, которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади. (В. Арсеньев)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной, состоит из трёх частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинительным соединительным союзом и (II и III части); I часть — простое предложение, II часть — простое предложение, III часть — сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (цели и определительным) с параллельным подчинением. Придаточное цели зависит от всего главного предложения, отвечает на вопрос с какой целью?, присоединяется союзом чтобы. Придаточное определительное зависит от существительного тропинку, отвечает на вопрос какую?, присоединяется союзным словом которая. , , и, (чтобы …), , (которая …). [Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади). I II III
1. [ — = ] : [ — = и = ], (если). [ — = ]. [ — = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… ) 2. [ — = ]. [ — = ], (так как… ). [ -.-.-.- , — =, =, = ], и [- = ], (если… ). 3. [ — = ] : [ — = ], (которые… ), (чтобы… ). [ — = ], (что… ). [ — = ], (чем… ), а [ — = ]. Задание 1. Сконструировать предложения по соответствующим схемам
Проверим! 1. [ — = ] : [ — = и = ], (если). [ — = ]. [ — = ], ( что… ), а [ = ук.сл.], ( кто… ) Французская Ассоциация защиты животных установила: присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление, если человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилось и при обследовании шести тысяч жителей США. Американские ученые пришли к выводу, что ежедневное общение с собакой вызывает положительные эмоции и снимает стрессы, а это очень важно для тех, кто испытывает значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
2. [ — = ]. [ — = ], (так как… ). [ -.-.-.- , — =, =, = ], и [- = ], (если… ). Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Ведя здоровый образ жизни, мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки, и доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, если мы его разумно сохраняем и укрепляем.
3. [ — = ] : [ — = ], (которые… ), (чтобы… ). [ — = ], (что… ). [ — = ], (чем… ), а [ — = ]. Существует мнение: курящие подростки — это возбудимые дети, которые используют табак, чтобы успокоиться. Исследования показывают, что регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать у них риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше, чем проявятся физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца, а проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
, и когда? зачем? (когда) (чтобы) Задание 2. Списать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, начертить схему. 1. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.
2. В квартире в это время вспыхнул паркет под ногами пришедших, и в огне, на том месте, где валялся с притворной раной кот, показался все более густея, труп бывшего барона Майгеля с задранным кверху подбородком, со стеклянными глазами. , и (где) каком?
3. Там есть и добрая волшебница, являющаяся у нас иногда в виде щуки, которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне. , а (которая) (которого) какая? какого?
Алгоритм действий 1. Выделить грамматические основы. 2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные. 3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос). 4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!). 5. Особое внимание обратить на то место в предложении, где рядом стоят сочинительный и подчинительный союзы. 6. После придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но, ставится запятая, есть – не ставится 7. Проставить все знаки препинания.
Разбор задания В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 4
Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные. [Люся была мягко настойчива] и [(хотя вспомнить всё было трудно) постепенно старушка рассказала] (как было дело). Таким образом, получаем: Люся была мягко настойчива и постепенностарушка рассказала 2главных несмотря на что?о чем? хотя вспомнить все было труднокак было дело 2неоднородных придаточных
По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми. НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ. Значит, [Люся была мягко настойчива], (1) и , (2) [(хотя вспомнить всё было трудно),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело). Правильный – вариант ответа №2.
Проверим! № зад. 1 2 3 4 5 6 7 8 Ответ 2 2 3 3 1 1 1 3
1. Укажите правильный вариант расстановки запятых. Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5 ) что мост снесло наводнением. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 2) 1, 4, 5, 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 3, 4, 5 2
2.Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 3 2
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь. 1) 1, 2, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 5 3
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 6 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6 3
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать. 1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4 1
6. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла. 1) 1,3, 4, 5 2) 2,3 3) 1, 2 4) 1,2,3 1
7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Об удивительной доброте Ильи Петровича можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось землетрясение в Спитаке (3) он взял на воспитание троих искалеченных детей (4) и всех их буквально вернул с того света своей заботой (5) и любовью. 1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5 1
8. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении? Женщина достала фотографию (1) на которой (2) если приглядеться (3) можно было увидеть её (4) молодую и красивую (5) стоящую рядом с высоким военным. 1) 2, 3, 4 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5 3
Список используемых источников 1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%EE%E6%ED%EE%E5_%EF%F0%E5%E4%EB%EE%E6%E5%ED%E8%E5 2.http://www.traktat.com/language/book/synt/slojn/sl_raz.php 3. http://lib.repetitors.eu/russkiy/49-2009-12-07-07-08-09/3439——-25—— 4.http://www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181362958-ege-po-russkomu-yazyku-bez-oshibok.html (Волкова О.В., Алексеева Я.В. «ЕГЭ по русскому языку без ошибок» Издательство: Deswer) 5.http://school28.tomsk.ru/files/img/elektron_uchebnik/trening25.htm
Номер материала: ДБ-294700
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Участники патриотических проектов смогут получать дополнительные баллы к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Китае из школьных библиотек изымут все книги, «прославляющие ценности Запада»
Время чтения: 1 минута
Абитуриенты смогут поступить в вуз благодаря успехам вне школы
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник