Меню

Солнце осени когда написано

Лермонтов М — Солнце осени (стих.чит. В.Бабятинский)

«СОЛНЦЕ ОСЕНИ», стих. раннего Лермонтова (1830—31), медитативный монолог, в центре которого мотив обманутой любви, характерный для интимной лирики поэта.
Б. Эйхенбаум связывает стих. с историей отношений Лермонтова с Н.Ф. Ивановой.

Лермонтов М. Ю. — «Солнце осени»

Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем все жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?

Дата написания: 1830-1831 год

Валерий Константинович Бабятинский (род. 1942) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР
Валерий Бабятинский выступает и как чтец, мастер художественного слова, занимается общественной работой, преподаёт в театральных ВУЗах (профессор кафедры «Сольное академическое пение» ГМПИ им. Ипполитова — Иванова и профессором кафедры устной и сценической речи).

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Источник

Михаил Лермонтов Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда,
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный мертвый луч
На дерево, колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце,
Есть что-то схожее в прощальном взгляде
Великого светила с тайной грустью
Обманутой любви; не холодней
Оно само собою, но природа
И все, что может чувствовать и видеть,
Не могут быть согреты им; так точно
И сердце: в нем все жив огонь, но люди
Его понять однажды не умели,
И он в глазах блеснуть не должен вновь
И до ланит он вечно не коснется.
Зачем вторично сердцу подвергать
Себя насмешкам и словам сомненья?

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2016. Мирра Лохвицкая Я люблю тебя ярче закатного неба о
  • 29.11.2016. Дмитрий Цензор Месяц и поэт
  • 28.11.2016. Александр Федоров Поэзия
  • 27.11.2016. Валерий Брюсов Будущее
  • 26.11.2016. Абдулхак Игебаев О, времени ветер
  • 25.11.2016. Николай Рабочий Спирали
  • 24.11.2016. Николай Рабочий Зеркало заднего вида
  • 23.11.2016. Елена Аксельрод Ах, сизый, ах, шея зеленая
  • 22.11.2016. Николай Рабочий Никто не виноват
  • 21.11.2016. Елена Николаевская Всё позабудется
  • 20.11.2016. Ольга Дьякова Ночной трамвай звенеть не будет всле
  • 19.11.2016. Василий Геронимус Роятся вокруг беспокойные пятна
  • 18.11.2016. Александр Чижевский Восход Луны
  • 17.11.2016. Рамиль Янбек Клокотало всю ночь вдоль всего побере
  • 16.11.2016. Рафаэль Ермолаев-Багатайский Первый день
  • 15.11.2016. Екатерина Полянская Что останется, если отплыл пер
  • 14.11.2016. Алиса Рекунова Взрываясь о камни потоками волн
  • 13.11.2016. Александр Чижевский Музыка
  • 12.11.2016. Светлана Новгородцева Архитектура пустоты
  • 11.11.2016. Василий Геронимус Не я
  • 10.11.2016. Ольга Нацаренус Босиком по асфальту
  • 09.11.2016. Петр Тобуроков Мысли
  • 08.11.2016. Анатолий Гоморев Вечерний звон
  • 07.11.2016. Анатолий Гоморев О, осень, время всех поэтов
  • 06.11.2016. Нина Шейкина Исповедь
  • 05.11.2016. Константин Вегенер Что привезти тебе из сумрачной
  • 04.11.2016. Александр Чижевский Осеннее раздумье
  • 03.11.2016. Михаил Лермонтов Солнце осени
  • 02.11.2016. Анатолий Рыбкин Мы с тобою приуныли попросту
  • 01.11.2016. Александра Кириллова Ноябрь, я боюсь тебя

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Природа в стихах М. Лермонтова: анализ стихотворения «Осень»

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.
История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним Лермонтовым в 1828 году предположительно в имении бабушки поэта. Опубликовано в 1829 году.

Тема – описание прихода осени в природе.

Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы мрачными красками.

Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.

Читайте также:  Лицо дальнобойщика под солнцем

Метафоры – “месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.

Эпитеты – “тусклый месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “поникши ели”.

Олицетворение – “листья …кружатся и летят”.



Темы и настроение

Лермонтов с идеальной точностью с помощью рифмы и средств выразительности смог передать чувство утраты, возникающее у человека при осознании того, что лето ушло. Буйные краски тепла сменяются темными, мрачными цветами осени. Так здесь воплотилась тема природы, которая меняет облачение.

Стихотворение дарит пасмурное настроение, которое заставляет человека потеплее укутаться в свои одежды, вжавшись в кресло. Осень захватывает владения и выгоняет людей с улиц своим холодом. Весь окружающий мир встречает новую владычицу со страхом и дрожью в теле. Мир тихо и медленно умирает, чтобы весной возродиться вновь.


История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Немного незрелое, но талантливое и характерное произведение навеяно душевными переживаниями юного поэта. Скучая в летние месяцы в имении своей бабушки, наблюдая за трудом крестьян, поэт пишет это простое и грустное стихотворение.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом видимо был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Жанр произведения

Многие исследователи соглашаются, что стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели…» является незаконченным — в тетради вырвана следующая страница. Наиболее вероятным кажется, что известный поэт задумывал написать целую осеннюю элегию в духе романтизма, которому присущи печальное и унылое восприятие мира, пессимистическое настроение.

Позже Лермонтов часто подражал немецким и английским романтикам, находясь под сильным влиянием Гете, поэтому «Осень» можно считать одной из первых попыток быть причисленным к сонму лермонтовских романтических кумиров.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи – не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней смерть и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар к наблюдательности, особому поэтическому мышлению, художественному преобразованию окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и даже раздражительность, “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Русская природа многогранна, самобытна и прекрасна в любое время года. Зима торжественна, радует глаз белоснежными шапками, шубами деревьев, иглистым инеем, разноцветными искорками на снегу под ярким солнцем в морозный денек. Весна – время пробуждения, оживления всего живого, появляются первые зеленые листочки, распускаются пестрым ковром цветы, щебечут, предвкушая скорое тепло, птицы. Лето – пора тепла, цветения всех растений, хорошего настроения.

Но самый красивый сезон – это осень. Насыщенной цветовой палитре можно позавидовать. Сентябрь – праздник ярких красок, романтики, терпкого и свежего воздуха. Осень – время подведения итогов, сбора урожая, в том числе эмоционального, философского. Неудивительно, что данный период вдохновил немало поэтов, писателей, художников, музыкантов на создание великих произведений.

М. Ю. Лермонтов особо часто обращался к теме природы в своих ранних стихотворениях. Некоторые исследователи творчества поэта считают, что это было своего рода оттачиванием мастерства стихосложения, так как повзрослев, он перестал уделять внимание пейзажной лирике. И даже говорил, что любование природой – удел юных, романтических натур, еще не успевших встретиться с несправедливостью и разочарованиями в жизни.

Мне же кажется, что лирик искренне выражал свои эмоции в каждом произведении. Окружающий мир не просто фон. Пейзажная поэзия автора примечательна отождествлением природных явлений с эмоциональным состоянием лирического героя. Образный параллелизм – один из любимых приемов Михаила Юрьевича.

Природа предстает полноправной участницей жизни персонажей, своеобразным действующим лицом. У одинокого, замкнутого, меланхоличного поэта осень вызывала особый эмоциональный трепет, чувство единения, родства.

«Осень» – одно из немногих уцелевших ранних стихотворений автора. Написано было в 1828 году. Михаилу тогда было всего 14 лет. Он обучался в пансионе, готовясь к университету. Товарищи отмечали, что Миша всегда был задумчив, приходил с книгой и в перерывах читал. В свободное время писал стихи.

Сохранилась только половина текст стихотворения. Вторая страница из тетради была вырвана. Лермонтов всегда был строг, требователен к себе, а к своему творчеству особенно. Поэтому из, накопленных за десять лет, работ смог выбрать лишь несколько поэм и лирических миниатюр для первого сборника.

Читайте также:  Синтаксический разбор навстречу солнцу медленно

Стихотворение «Осень» написано простым языком. Читатель не встретит здесь скрытых смыслов, замысловатых оборотов, глубоких образов. Здесь нет лирического героя, помимо самой природы и автора, созерцающего ее явления. Присутствуют образы дня и ночи. Темное время суток обжигает своим холодом, напоминая о скором приходе зимы.

Лермонтов рисует природу по-своему, как он ее видит. Стихи обладают высоким уровнем художественности. Стихотворение относится к лирике пейзажной, описательной. Но уже в нем можно заметить ростки неизменной тоски, печали, меланхолии, сопровождавших автора на протяжении жизни, проявлявшихся в более позднем творчестве. Лермонтов совсем еще был юн, но уже успел испытать первые разочарования в жизни. Ранняя лирика была выдержана в стиле романтизма.

Михаил Юрьевич создает тонкий образ межсезонья. Жаркое, веселое, полное счастья, положительных эмоций, лето сменяется тоскливой, щемящей осенью. Здесь на помощь приходит антитеза. Пожелтевшая, яркая листва противопоставляется поникшим елям, которые еще хранят «мрачную зелень».

Произведение построено на перекрестной рифме. Сочетаются первая и третья строчка, а вторая с четвертой – соответственно. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Композиция кольцевая. Первая строчка описывает осень в поле, а последняя ночь, туман, серебристый месяц там же. Возможно, композиционное построение изначально отличалось, так как стихотворение сохранилось не целиком.

Лирик очень точно передал чувство утраты по теплу, лету, прошлой жизни, беззаботному счастью. Вместе с тем, читатель понимает, что герой смирился с этим чувством. Возникает ощущение неизбежности, цикличности событий. Стихотворение вызывает светлую грусть, заставляет задуматься о скоротечности летней радости, тепла. После прочтения хочется укутаться в теплый плед, пить сладкий чай, сидя на веранде, наблюдая за изменениями в природе.

Здесь нет глубоких смыслов, только гармоничная смена сезонов. Вечный круговорот явлений, которой не изменит своего хода после нашего пребывания на планете. Увядание, завершение цикла необходимо для зарождения новой жизни.

Вызывает восхищение красивый, но лаконичный язык автора. Выбраны простые, но меткие, живописные метафоры: «месяц поле серебрит», «ели зелень мрачную хранят».

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, заставляет глубоко окунуться в атмосферу осени.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений. В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Особенности текста

«Осень» принято считать одним из первых известных стихов Лермонтова, в котором его поэтическое творчество уже постепенно приобретает свою индивидуальность. Чтобы проанализировать текст, следует составить план и ориентироваться на него. Вот какой может быть последовательность действий при анализе:

  1. Краткие сведения об истории создания. Где было написано произведение, возраст автора.
  2. Тематика и проблематика текста. Какие приметы осени рисует Лермонтов. Для точности можно выделить и выписать опорные слова.
  3. Композиция и жанр миниатюры.
  4. Использованные тропы с примерами.

Придерживаясь этой структуры, можно разобрать все особенности лирического текста, его настроение.

Меланхоличность, присущая творчеству Лермонтова, пока звучит вполсилы, но мотивы грусти и тоски по чему-то, о чем сложно говорить словами, уже очень явственно слышны в этом раннем произведении. Позднее они перетекут в философскую лирику, в серию элегий, текст которых напоминает пронзительную песню, наполненную душевной болью и страданием.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тусклый месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “поникши ели”. Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.

В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не типичен, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении является сам Лермонтов. Он рисует осень такой, какой она видится ему. Для автора это время года — самая мрачная пора. Образы отважного зверя и пахаря в сюжете усиливают чувство холода и отчужденности при виде осенней природы.

Также присутствуют образы осени и ночи. Время года предстает перед нами порой увядания, страха и печали. Деревья теряют листву, вечно зеленая хвоя создает ощущение траура. Даже зверь теряет самообладание при виде сгущающейся ночи, которая своим ледяным дыханием предвещает зиму.

Лермонтов Михаил — Как солнце зимнее прекрасно

Как солнце зимнее прекрасно, Когда, бродя меж серых туч, На белые снега напрасно Оно кидает слабый луч!

Так точно, дева молодая, Твой образ предо мной блестит; Но взор твой, счастье обещая, Мою ли душу оживит?

Дата написания: 1832 год

читает Вс. Аксенов Заслуженный артист РСФСР Всеволод Николаевич Аксёнов — коренной москвич, дата его рождения — 19 апреля 1902 года. Как профессиональный чтец, на эстраде Аксёнов стал выступать с 1935 года. Со сцены он читал мировую и русскую классику: произведения Блока, Данте, Гейне, Готье, Пушкина, Есенина, советских, зарубежных, а также современных поэтов. Аксёнов внёс большой вклад в развитие советского театрального искусства. Ушёл из жизни в Москве 29 марта 1960 года.

Читайте также:  Место под солнцем загораем
Лермонтов Михаил — Песнь про купца Калашникова

П. Садовский2-й вариант

Лермонтов Михаил — Небо и звезды

Стих. читает И. Кваша

Лермонтов Михаил — Свидание

Стих. читает И. Андронников

Лермонтов Михаил — Два великана
Лермонтов Михаил — Маскарад

Отрывок читает В. Яхонтов

Лермонтов Михаил — Незабудка

Читает В. Аксенов 2-й вариант

Лермонтов Михаил — Печорин
Лермонтов Михаил — Поток

Читает В. Аксенов 2-й вариант

Лермонтов Михаил — Договор

Стих. читает А. Кутепов

Лермонтов Михаил — Валерик

Читает Д. Журавлёв 2-й вариант

Аудиоспектакли

Композиционное и жанровое своеобразие

При анализе стиха Лермонтова «Осень» следует описать композиционную структуру. В ней выделяется 3 четверостишия, объединенные в строфу. Сначала описываются перемены, происходящие осенью с миром флоры, за которыми наблюдает лирический герой. Они не кажутся ему волшебными картинками, а представляются в мрачном свете. Второе четверостишие содержит обращение к миру людей, в нем поэт рисует образ пахаря, для которого осень — время долгожданного отдыха. Жатва и прочие работы на поле завершены, теперь этот честный труженик может насладиться покоем.

Наконец, третье четверостишие описывает, как мир животных готовится к предстоящим холодам — зверь стремится поскорее найти укрытие. Завершает текст еще одна небольшая пейзажная зарисовка с месяцем на фоне бескрайнего черного неба. Кажется, что сама природа стихла, поскольку звуковые образы не используются.

Конечно, текст сохранился не полностью, возможно, на втором листе содержалась философская строфа.

При написании сочинения по произведению нужно отметить и его жанровую специфику. Литературоведы относят «Осень» к элегиям. Нарисованные поэтом осенние картины так и дышат грустью и сожалением о том, что никогда не вернуть. Кажется, что все в природе благополучно, не происходит ничего необычного: листва становится желтой, дикие звери готовятся к зимовке, человек завершает осенние полевые работы. Но от ощущения безысходности и грусти избавиться не удается.

Стихи Лермонтов СОЛНЦЕ. (Солнце*, Солнце осени*, Встреча*, Монолог*)

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.

В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал недвижим я; Глубокая еще дымилась рана, По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их желтые вершины И жгло меня — но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне. Меж юных жен, увенчанных цветами, Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая, Сидела там задумчиво одна, И в грустный сон душа ее младая Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана; Знакомый труп лежал в долине той; В его груди дымясь чернела рана, И кровь лилась хладеющей струёй.

Вчера до самой ночи просидел Я на кладбище, всё смотрел, смотрел Вокруг себя; — полстертые слова Я разбирал. Невольно голова Наполнилась мечтами; — вновь очей Я не был в силах оторвать с камней. Один ушел уж в землю, и на нем Всё стерлося; там крест к кресту челом Нагнулся, будто любит, будто сон Земных страстей узнал в сем месте он… Вкруг тихо, сладко всё, как мысль о ней; Краснеючи волнуется пырей На солнце вечера. Над головой Жужжа со днем прощаются игрой Толпящиеся мошки, как народ Существ с душой, уставших от работ. Стократ велик, кто создал мир! велик. Сих мелких тварей надмогильный крик Творца не больше ль славит иногда, Чем в пепел обращенные стада? Чем человек, сей царь над общим злом, С коварным сердцем, с ложным языком?…

Не уезжай, лезгинец молодой; Зачем спешить на родину свою? Твой конь устал, в горах туман сырой; А здесь тебе и кровля и покой, И я тебя люблю.

Ужели унесла заря одна Воспоминанье райских двух ночей; Нет у меня подарков: я бедна, Но мне душа создателем дана Подобная твоей.

В ненастный день заехал ты сюда; Под мокрой буркой, с горестным лицом; Ужели для меня сей день, когда Так ярко солнце, хочешь навсегда Ты мрачным сделать днем;

Взгляни: вокруг синеют цепи гор, Как великаны, грозною толпой; Лучи зари с кустами — их убор: Мы вольны и добры; — зачем твой взор Летит к стране другой?

Источник

Adblock
detector