Меню

Солнце опустилось за лес

Солнце опустилось за лес

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 369
  • КНИГИ 641 902
  • СЕРИИ 24 450
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 462

«НАУКА», МОСКВА, 1971.

В этой книге творчество Чехова рассматривается как целостная система.

Автор устанавливает свойства, общие всем уровням чеховской художественной системы, — повествованию, сюжету, сфере идей — те черты, которые и создают мир Чехова, являющий собою новое слово в литературном мышлении XIX в.

На основе тщательного анализа текстов и привлечения обширного материала современной писателю критики уточняются некоторые, ставшие традиционными, оценки и характеристики художественной манеры Чехова.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР академик В. В. ВИНОГРАДОВ.

Александр Павлович Чудаков

Александр Павлович Чудаков

Часть первая. СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ

Глава I. СУБЪЕКТИВНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (РАННИЙ ЧЕХОВ)

Глава II. ОБЪЕКТИВНАЯ МАНЕРА (1888–1894 гг.)

Глава III. ПОВЕСТВОВАНИЕ В 1895–1904 гг.

Часть вторая. ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР

Глава IV. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР

Глава V. ФАБУЛА И СЮЖЕТ

Глава VI. СФЕРА ИДЕЙ

Взгляд на литературное произведение как на некую систему, или структуру, стал в современном литературоведении общепризнанным.

Но такое понимание, чтобы оно не превратилось в простую замену прежних обозначений — типа «органическое единство» и «живая целостность», накладывает известные обязательства. Необходимо выделить основные элементы описываемой системы и установить характер отношений между ними.

Всякую систему можно представить как соотношение нескольких взаимосвязанных уровней, или слоев.

Многослойность словесно-художественной системы разными авторами понимается по-разному. Так, Н. Гартман «представляет эстетический объект в виде слоистой структуры (Schichtenstruktur), в которой в поэтическом произведении на переднем плане — реальная языковая структура . Слой, находящийся на последнем плане, — идейное содержание. Между ними находятся средние слои: ближайший из средних слоев, который включает в себя поведение, поступки, действия персонажей и дальний, заключающий в себе их характеры» [1] . Другие уровни выделяют в произведении Л. Долежел и К. Гаузенблас. «Литературное произведение, — говорится в их докладе на I Международной Варшавской конференции по вопросам поэтики, — это сложная, но целостная эстетическая структура . Путем научного анализа можно эту структурную целостность расчленить на несколько взаимосвязанных и иерархически упорядоченных планов: языковой, композиционный, тематический и идеологический» [2] .

В членении художественной системы на уровни мы исходим из понимания ее как соотношения материала (фактов, событий, отобранных писателем из бесчисленного множества явлений эмпирической действительности) и формы его организации.

Двуаспектность художественной системы определяет двоякий характер членения.

Читайте также:  Древний свиток дракон кровь солнце

В основу первого членения кладется материал. Тогда выделяются уровни: предметный, сюжетно-фабульный и уровень идей.

В каждом уровне, в соответствии с характером принятого членения, исследуется прежде всего материал. Исследовать материал — значит установить принцип его отбора, в любой художественной системе эстетически значимый. Это — первый этап анализа уровня.

Но материал каждого уровня (например, эпизоды, события, составляющие фабулу) не разбросан хаотично. Он определенным образом расположен, организован. Эта организация, композиция целесообразна, направлена на создание нужного автору эффекта. Выяснение законов организации материала (каждый уровень, в соответствии со спецификой материала, обладает своими способами его построения) — второй этап анализа уровня.

Членение, идущее от материала, учитывает форму. Членение, идущее от формы, должно учитывать материал. Таким — вторым — членением является выделение повествовательного уровня.

Изложение всего материала, который содержится в произведении, не может вестись «ниоткуда». Всегда есть некое описывающее лицо. Организация текста относительно «описателя» — повествователя, или рассказчика, и есть повествование. В повествование входит, во-первых, словеснаяорганизация текста и, во-вторых, предметно-пространственная ого организация, то есть расположение относительно рассказчика всего того, что не является словом, — всех реалийпроизведения.

Категория повествования — со своих позиций — охватывает весь материал художественной системы, ибо только через повествование он и может быть явлен читателю.

Таким образом, оба членения учитывают и материал, и форму; на каждом этапе, выражаясь в старых терминах, анализ ведется исходя из единства содержания и формы.

Источник

Диктант №1726

На закате

Солнце уже опускалось за лес. Оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим. Последний луч оставался долго, он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей.

Предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала среди общей тишины. Вот она в последний раз встрепенулась, слабо свистнула, слегка пошевелив листья вокруг себя, и заснула.

Все смолкло. Только кузнечики трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела. Немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Читайте также:  Что может являться примером свободных благ солнце море воздух

Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

По И. Гончарову (145 слов)

Добавить комментарий Отменить ответ

Блок ссылок

Реклама

Мы в социальных сетях

Самые популярные диктанты

  • Диктант №556(4,12 из 5)
  • Диктант №500(4,19 из 5)
  • Диктант №917(4,18 из 5)
  • Диктант №554(4,24 из 5)
  • Диктант №555(4,14 из 5)
  • Диктант №535(4,38 из 5)
  • Диктант №531(4,28 из 5)
  • Диктант №569(4,34 из 5)
  • Диктант №529(3,96 из 5)
  • Диктант №798(4,02 из 5)

Комментарии

  • Саня не вернул отку к записи Диктант №1614
  • Николай к записи Диктант №837
  • НИКТО к записи Диктант №529
  • Алиса к записи Диктант №809
  • ИраК к записи Диктант №1764

Полезные ссылки

Внимание!

Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.

Источник

Контрольная работа «Пунктуация в сложном предложении» (для 9-11 классов)

Текст для диктанта по теме «ССК»

А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя. и заснула.

Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.

Читайте также:  Солнце пигментация кожи рук

Контрольная работа по теме

«Сложные синтаксические конструкции»

А солнце уж опускалось за лес(1) оно бросало несколько(2) чуть-чуть теплых лучей (3) которые прорезывались огненной полосой (4) через весь лес (5) ярко обливая (6) золотом верхушки сосен . Потом лучи (7) гасли один за другим (8) последний луч оставался долго (9) он (10) как тонкая игла (11) вонзился в чащу ветвей (12) но и тот потух.

Предметы (13) теряли свою форму (14) все сливалось сначала в серую (15) потом в темную (16) массу. Пение птиц постепенно ослабевало (17) вскоре (18) они совсем замолкли (19) кроме одной (20) какой-то упрямой (21) которая (22) будто наперекор всем (23) среди общей тишины (24) одна монотонно чирикала (25) с промежутками (26) но все реже (27) и реже (28 ) и та наконец свистнула слабо (29) незвучно (30) в последний раз (31) встрепенулась (32) слегка пошевелив листья (33) вокруг себя (34) и заснула.

Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары (35) и разостлались по лугу (36) и по реке. Река тоже присмирела (37) немного погодя (38) и в ней вдруг кто-то плеснул (39) еще в последний раз (40) и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось все темнее (41) и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ (42) в лесу стало страшно (43) там кто-то вдруг заскрипит (44) точно одно из чудовищ переходит со своего места (45) на другое (46) и сухой сучок (47) кажется (48) хрустит под его ногой.

На небе (49) ярко сверкнула (50) как живой глаз (51) первая звездочка (52) и в окнах дома (53) замелькали (54) огоньки (55)

Гончаров И.А. «Сон Обломова»

Задание к тексту для всех

Прочитай текст. Подумай: нужны ли знаки препинания на месте цифр. Какие знаки препинания необходимо поставить? Поставь необходимый, по твоему мнению, знак препинания в таблицу в столбец соответствующий цифре

(таблица 1 в бланке ответов).

Объясни постановку знаков препинания (таблица 2 в бланке ответов).

*** Произведи синтаксический и пунктуационный разбор выделенного предложения (одного на выбор).

При заполнении бланка ответов не забывайте, что одна клеточка соответствует одной букве, знаку, пробелу.

Источник

Adblock
detector