Меню

Солнце окружающий мир 4 класс учебник

Планеты Солнечной системы

Познакомимся с планетами

  • Рассмотри схему на предыдущей странице. Что ты можешь рассказать по ней о планетах Солнечной системы? С помощью схемы перечисли планеты: а) в порядке увеличения их размеров; б) в порядке уменьшения их размеров. Проверь себя на «Страничках для самопроверки»(1).

Большинство планет можно увидеть с Земли невооружённым глазом. Они кажутся яркими звёздами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звёзд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.

Земля — сравнительно небольшая планета. Её диаметр равен 12 740 км.

Самая большая планета — Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. И вот ещё что интересно: Юпитер в два с половиной раза тяжелее, чем все остальные планеты, вместе взятые!

Самая маленькая планета — Меркурий. Её диаметр 4 880 км.

У большинства планет есть естественные спутники. Это тоже космические тела Солнечной системы. У Земли один спутник — Луна, у Марса два, а у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа камней и глыб, которые движутся вокруг Сатурна. Подобные кольца, только гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна.

Учёные России и других стран изучают планеты и их спутники с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере и Марсе, а многие планеты они фотографировали с близкого расстояния. В 1959 году первой в мире достигла поверхности Луны созданная в нашей стране автоматическая межпланетная станция «Луна-2». В том же 1959 году советская станция «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны, невидимую с Земли. Через 10 лет, в 1969 году, на Луну впервые ступил человек. Это был американский астронавт Нил Армстронг.

Исследования Луны продолжили советские самоходные аппараты — «Луноходы», управляемые с Земли. Первый из них («Луноход-1») был доставлен на поверхность Луны в 1970 году, второй («Луноход-2») — в 1973 году. И это лишь некоторые страницы истории изучения космоса.

Отчего на земле сменяются
день и ночь и времена года

Проанализируйте схемы. С их помощью попробуйте объяснить причины следующих природных явлений: а) смена дня и ночи; б) смена времён года. Проверьте себя по тексту учебника.

Хорошо знакомые нам явления — смена дня и ночи, смена времён года — связаны с движением Земли в космическом пространстве.

Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии — земной оси. Эту линию мысленно проводят через толщу Земли между Северным и Южным полюсами. Вращается Земля с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за сутки.

Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем, — день. На противоположной, находящейся в тени, — ночь.

Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году.

На схеме хорошо видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космическом пространстве.

Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную свою часть, то южную. Поэтому и происходит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето, а в южной части в это время зима. И наоборот.

Практическая работа

  1. Найди на глобусе основные стороны горизонта; Северный полюс; Южный полюс. С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси.
  2. Пусть какой-нибудь источник света, например лампа, изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности. Постарайся представить себе, как происходит смена дня и ночи на Земле.
  3. Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.

Обсудим

Температура на Меркурии достигает +480°, на Марсе редко поднимается выше 0°, на Юпитере температура близка к -130°, а на Сатурне приближается к -170°. Как вы это объясните?

Проверь себя

  1. Назови планеты по схеме на этой странице. Для самопроверки используй схему на предыдущей стронице. Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.
Читайте также:  Солнце это объяснить для детей

  1. Как движется Земля в космическом пространстве?
  2. Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.
  3. Почему происходит смена времён года на нашей планете?
В состав Солнечной системы входят планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Земля имеет один естественный спутник — Луну. С движением Земли в космическом пространстве связаны такие природные явления, как смена дня и ночи, смена времён года.

Задания для домашней работы

  1. Вылепи из пластилина модели планет. Покажи при этом, что все планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.
  2. Понаблюдайте на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравните результаты наблюдений, сделанных разными способами.
  3. Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников. Приготовься рассказать на уроке о своих впечатлениях.
  4. Постарайся найти в дополнительной литературе, Интернете информацию о новых научных исследованиях планет Солнечной системы. Подготовь сообщение.

На следующем уроке

Узнаем несколько новых созвездий и звёзд. Будем учиться наблюдать звёздное небо.

Вспомни, какие созвездия тебе уже известны. Какие из них ты можешь найти на небе?

Источник

Мир глазами астронома

Узнаем, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы.

Вспомни, какие небесные тела ты знаешь.

Астрономия — это наука о небесных, или космических, телах. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» — звезда и «номос» — закон. Эта наука появилась в древности, но и сейчас она делает всё новые открытия.

  • Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома. Используй для этого слова: небесные тела, звёзды, планеты, Солнце, Земля, Луна. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Вселенная и солнечная система

С точки зрения астронома, мир — это Вселенная, или Космос. Так называют всё необъятное пространство со звёздами, планетами и другими небесными телами. Звёзды — огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет. Планеты — холодные небесные тела, не излучающие собственного света.

Во Вселенной бесчисленное множество звёзд. Одна из них — Солнце. Вокруг Солнца по своим орбитам обращаются восемь планет, среди которых наша планета Земля. Кроме планет, вокруг Солнца движутся другие небесные тела, например кометы. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы представить себе Солнце полностью, а планеты обращающимися вокруг него. Учтите, что планеты движутся по немного вытянутым орбитам.

С помощью схемы перечислите планеты: а) в порядке их удаления от Солнца; б) в порядке их приближения к Солнцу. Используя схему как опору, постройте модель Солнечной системы.

Есть такие загадки: «Что выше леса, краше света, без огня горит?», «Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. ».

О чём эти загадки? Конечно, о Солнце.

Люди с давних пор относятся к Солнцу с любовью и особым уважением. Ведь уже в древности они поняли, что без Солнца не прожить ни человеку, ни зверю, ни растению.

Ты уже знаешь, что Солнце — ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое постоянно излучает свет и тепло.

С Земли Солнце кажется небольшим. На самом же деле оно так велико, что наша планета по сравнению с ним совсем маленькая. Если представить себе Солнце размером с апельсин, то Земля будет с маковое зёрнышко. Учёные-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. А масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли!

Почему же оно кажется нам небольшим? Всё дело в огромном расстоянии между ним и нашей планетой. Это расстояние составляет около 150 миллионов километров!

А какова температура Солнца? Очень-очень высокая. Человеку даже трудно представить. Мы знаем: когда температура нашего тела поднимается выше 37°, у нас бывает жар. При 100° кипит вода, при 1500° плавится сталь. Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов, а в центре Солнца предположительно 15—20 миллионов градусов.

Внимание! Солнце светит очень ярко. Категорически запрещается смотреть на него в бинокль, подзорную трубу, школьный телескоп и просто невооружённым глазом. Это может нарушить зрение. Только через тёмные защитные очки можно смотреть на Солнце, да и то недолго — 1—2 минуты.

Читайте также:  Отечественные крема от солнца

Обсудим

    Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?

Проверь себя

  1. Что изучает астрономия?
  2. Что такое Вселенная?
  3. Что такое Солнечная система?
  4. Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?
  5. Коротко расскажи о Солнце.
  6. Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?
Астрономия — наука о небесных телах. Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему. Земля — одна из планет Солнечной системы.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: астрономия, астроном.
  2. Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовётся именем одной из планет, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте вокруг Солнца так, чтобы правильно передать последовательность планет.

А теперь — в путь вокруг солнышка! Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьётся» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите.

  • Найди в дополнительной литературе, Интернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Солнечной системы — кометах, астероидах. Подготовь сообщение.
  • На следующем уроке

    Узнаем подробнее о планетах Солнечной системы. Научимся объяснять причины смены дня и ночи и времён года.

    Вспомни, что ты уже знаешь о движении Земли в космосе.

    Источник

    Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами астронома стр. 4 – 8

    1. Вспомни, какие небесные тела ты знаешь.

    Существует много небесных тел. Например, планеты, солнце, звёзды, астероиды, чёрные дыры, кометы, галактики, астероиды, метеориты, спутники.

    2. Попробуй рассказать о мире с точки зрения астронома.

    Краткий рассказ о мире с точки зрения астронома для 4 класса

    Мир устроен так: есть Вселенная, и мы всё живём в ней. Она состоит из множества галактик. В каждой галактике есть свои планеты и небесные тела. Одна из таких галактик называется Млечный Путь, а в ней Солнечная система, именно здесь мы и живём. В этой системе есть 8 планет, все они по-разному удалены от Солнца. Мы живём на 3 по счёту от Солнца – на Земле.

    Подробный рассказ о мире с точки зрения астронома для 4 класса

    Наш мир не ограничивается одной только планетой по имени Земля. Он много шире, он бесконечен.

    Совсем рядом с нашей Землёй кружится по орбите наш вечный спутник — Луна. Но его близость обманчива. Космонавтам требуется несколько недель, чтобы долететь до Луны.

    Ещё дальше, но всё так же близко от нас по меркам великого Космоса, находится наша звезда — Солнце. Солнце дарит нам тепло, свет, жизнь. Но тот же свет летит от Солнца восемь минут, преодолевая огромное расстояние.

    Вокруг Солнца вращается не только Земля. В нашу Солнечную систему входят другие планеты и небесные тела — Марс, Венера, Юпитер, кометы и астероиды. А сама Солнечная система одна из многих звёздных систем нашей Галактики.

    Весь мир вокруг нас — это бесконечный великий Космос, наша Вселенная.

    3. Рассмотрите схему. Найдите Солнце и планеты. Мысленно достройте схему так, чтобы представить себе Солнце полностью, а планеты обращающимися вокруг него.

    С помощью схемы перечислите планеты:

    а) в порядке их приближения к Солнцу;

    б) в порядке их удаления от Солнца;

    4. Используя модель как опору, постройте схему Солнечной системы.

    В центре схемы огромная звезда – Солнце. У каждой планеты есть своя орбита – траектория, по которой она вращается. Самая ближняя планета к Солнцу – Меркурий, а самая дальняя – Нептун. Наша планета находится на 3 месте и поэтому там сформировались все необходимые условия для обитания на ней всех живых существ.

    Схему можно выполнить на листе картона, используя шарики разноцветного пластилина.

    5) Часто говорят: «Земля — это наш космический дом, наш космический корабль». Почему о Земле можно так сказать?

    Земля наш дом, потому что мы живём на ней. Но Земля одна из планет Солнечной системы, она космическое небесное тело. А значит мы можем сказать, что Земля — наш космический дом.

    Земля вращается вокруг Солнца, а вместе с Солнечной системой движется вокруг центра Галактики, то есть совершает определённое путешествие в космосе.

    А значит мы можем сказать, что Земля наш космический корабль.

    Проверь себя

    1) Что изучает астрономия?

    Астрономия изучает космос, небесные или космические тела.

    2) Что такое Вселенная?

    Вселенная — это космос, весь окружающий нас мир.

    3) Что такое Солнечная система?

    Солнечная система — это всё небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца.

    4) Как изобразить Солнечную систему с помощью модели?

    Солнечную систему можно изобразить, поместив в центр модели Солнце, а вокруг него показав планеты, в порядке их удаления от солнца. Планеты двигаются по вытянутым орбитам.

    5) Коротко расскажи о Солнце.

    Солнце — самая близкая к нам звезда. Это огромный раскалённый шар, который кажется нам маленьким, потому находится на огромном расстоянии от Земли, около 150 миллионов километров.

    Температура поверхности Солнца примерно 7 тысяч градусов, а в его центре может равняться нескольким миллионам градусов. При таких температурах плавится все материалы и идут ядерные реакции.

    6) Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?

    Нельзя смотреть на солнце через бинокль, очки, или телескоп невооружённым глазом. Оно светит очень ярко, и может испортить зрение. Смотреть на солнце можно только через тёмные очки, и всего несколько минут.

    Задания для домашней работы

    1) Запиши в словарик: астрономия, астроном.

    Астрономия — наука о небесных телах

    Астроном — учёный, изучающий небесные тела

    2) Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы.

    Пример живой модели Солнечной системы для 4 класса

    Поставим в центре живой модели нашу учительницу, Ольгу Николаевну. Она будет изображать Солнце.

    Выберем ребят, которые будут изображать планеты. Ближе всех к солнцу — учительнице, будет быстро бегать Миша, он покажет Меркурий. Чуть дальше будут быстро ходить Венера-Света и Земля-Арина. Потом будет идти вокруг солнца Юрий-Марс. Дальше совсем медленно будут ходить вокруг солнца ребята, изображающие Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран.

    А несколько ребят будут бегать между планет, но вокруг учителя. Они будут показывать кометы и астероиды.

    3) Найди в дополнительной литературе, Ин­тернете новые научные сведения о Солнце или информацию об интересных небесных телах Сол­нечной системы — кометах, астероидах. Подго­товь сообщение.

    Сообщение “Научные сведения о Солнце” для 4 класса

    Солнце — единственная звезда в нашей Солнечной системе. Оно является одной из многих звёзд в Галактике, и астрономы называют Солнце жёлтым карликом.

    Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, а масса больше массы Земли в 333 тысячи раз.

    При этом Солнце состоит в основном из водорода и гелия.

    Источником излучения Солнца являются термоядерные реакции, которые в нём протекают. Солнце нагрето до огромных температур. Температура поверхности 6-7 тысяч градусов, температура короны 1.5 миллиона градусов, а температура ядра солнца оценивается в 15 миллионов градусов.

    При этом на поверхности Солнца можно наблюдать более тёмные пятна — области с пониженной температурой. Когда пятен много, светимость солнца уменьшается, что может отражаться на климате Земли.

    Сообщение “Интересные небесные тела Солнечной системы — кометы и астероиды” для 4 класса

    Помимо планет в Солнечной системе есть и другие небесные тела — кометы и астероиды.

    Это небольшие космические тела, которые движутся по вытянутым орбитам вокруг Солнца.

    Астероиды обладают неправильной формой, маленькими размерами и небольшой массой. При этом у них нет атмосферы, но могут быть более мелкие спутники.

    В настоящее время в Солнечной системе найдены сотни тысяч астероидов, а ещё большее их количество пока не обнаружено.

    Кометы во многом похожи на астероиды, но их главное отличие — образование хвоста из пыли и газа, который возникает по мере приближения кометы к Солнцу. Эти частицы выбиваются с поверхности кометы солнечным ветром, поэтому хвост кометы всегда направлен от солнца, и может располагаться перед кометой по направлению её движения.

    В нашей Солнечной системе обнаружено свыше 6 тысяч комет.

    На следующем уроке

    Вспомни, что ты уже знаешь о движении Земли в космосе.

    Земля в космосе совершает несколько движений. Она вращается вокруг своей оси, вращается вокруг солнца, вместе с Солнечной системой вращается вокруг центра Галактики. Вместе со всей Вселенной куда-то расширяется.

    Источник

    Adblock
    detector