Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 23. Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?Почему Луна бывает разной?
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Что такое солнце?
- Почему днём не видно звёзд?
- Почему луна бывает разной?
Глоссарий по теме:
Спутник — небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.
Астроном – учёный, изучающий небесные объекты, такие, как звёзды, планеты, их спутники и прочее.
Телескоп – это прибор, с помощью которого можно изучать небесные объекты, находящиеся очень далеко.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. Стр.21-23
2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Еще с давних времен люди направляли свой взор к небу. У них было много вопросов: что такое солнце? Почему днём не видно звёзд? Как узнать, где какое созвездие? Солнце дает жизнь всему, что есть на нашей планете: людям, животным, растениям. У жителей Древнего Египта, например, бог Солнца считался главным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы.
Что такое Солнце?
Солнце – это звезда. Как и любая из звёзд, Солнце представляет собой раскалённое небесное тело. Учёные выяснили, что температура на его поверхности очень высокая. Масса Солнца в 333 раза больше Земли. И хотя нам оно кажется маленьким ярким кружочком, Солнце по размеру в соотношении с нашей планетой является великаном. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Именно это огромное расстояние позволяет солнечным лучам не сжигать нашу планету, а только освещать и обогревать её.
Почему днём не видно звёзд?
Звёзды – это небесные тела.Все они находятся на огромных расстояниях от Земли и поэтому не греют. Если присмотреться, звёзды в ночном небе блестят разными цветами. Они мерцают белым, голубым, жёлтым и даже красным цветом. Самые горячие звёзды – белые и голубые. Их температура намного превышает температуру Солнца. Жёлтые звёзды по раскалённости близки к нашему светилу. Ну, а красные звёзды имеют сравнительно с Солнцем низкий градус нагрева. Так же звёзды между собой отличаются и по размерам. В небе наблюдаются красные гиганты, звёзды нормального размера и звёзды-карлики.
Днём, когда Солнце освещает всё пространство земли и неба, блеск других звёзд не заметен. Вот почему мы не можем наблюдать звёзды днём. Но как только Солнце исчезает с небосклона, они начинают проявляться в ночном небе. Конечно, в течение дня звёзды с неба никуда не уходят. Просто из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их блеск. Особенно хорошо видны звёзды в безлунную ночь. Самые яркие и заметные звёзды ещё в древности люди объединили в созвездия. Каждое созвездие имеет своё имя и место среди россыпи остальных звёзд.
Почему Луна бывает разной?
Часто в ночном небе мы можем увидеть ещё одно светило – Луну. Это и не звезда, как Солнце, и не планета, как наша Земля. Это естественный спутник Земли. Естественный спутник, потому что его создала природа. Луна вращается вокруг Земли, а так же вокруг своей оси.
Во все времена людей интересовало то, что находится в небе. Они наблюдали, как у Луны меняется форма, и не могли найти этому объяснение. То она похожа на круглое яблоко, то на серп, который назвали Месяцем. Много сказок, легенд и мифов было придумано о Луне.
На самом деле Луна имеет круглую форму. Сама она не излучает свет, как звёзды, но отражает свет Солнца. И в течение месяца Солнце с разных сторон освещает Луну. Ведь она всё время оборачивается вокруг своей оси. А нам кажется, что форма Луны меняется.Ведь мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. Тёмная, неосвещённая часть Луны нам не видна. Луна находится ближе всех к Земле. Космический корабль летит до Луны 3 дня и 3 ночи.
Изучают и наблюдают за всеми небесными телами учёные, которые имеют для этого специальную подготовку. Их называют астрономами. Для наблюдением за самыми дальними объектами астрономы используют такие приборы, как телескопы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Установите соответствие между картинками и названиями.
Источник
Тест по окружающему миру 1 класс О солнце, звездах и луне
О солнце, звездах и луне
Ближайшая к Земле звезда
Луна Сириус Солнце
Спутник Планета Звезда
Отметь, где только звезды
Солнце, Регул, Альдебаран
Солнце, Сириус, Луна
Луна, Земля, Солнце
Днем не видно звезд (кроме Солнца), потому что
Их загораживают облака
Свет солнца их затмевает
Найди верное утверждение
Луна вращается вокруг Земли
Земля вращается вокруг Луны
Луна вращается вокруг Солнца
Какой автоматический аппарат люди послали на луну
Вездеход Луноход Ракета
Что больше – Луна или Земля?
Какое небесное тело движется вокруг более крупного небесного тела?
Комета Звезда Спутник
Ближайшая к Земле звезда
Луна Сириус Солнце
Спутник Планета Звезда
Отметь, где только звезды
Солнце, Регул, Альдебаран
Солнце, Сириус, Луна
Луна, Земля, Солнце
Днем не видно звезд (кроме Солнца), потому что
Их загораживают облака
Свет солнца их затмевает
Найди верное утверждение
Луна вращается вокруг Земли
Земля вращается вокруг Луны
Луна вращается вокруг Солнца
Какой автоматический аппарат люди послали на луну
Вездеход Луноход Ракета
Что больше – Луна или Земля?
__ Земля _______
Какое небесное тело движется вокруг более крупного небесного тела?
Комета Звезда Спутник
Номер материала: ДБ-617531
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Более 80% студентов при выборе работы на первое место ставят зарплату
Время чтения: 1 минута
В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения планирует организовать форум Учителей года
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 23. Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?Почему Луна бывает разной?
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Что такое солнце?
- Почему днём не видно звёзд?
- Почему луна бывает разной?
Глоссарий по теме:
Спутник — небесное тело, которое движется вокруг более крупного тела.
Астроном – учёный, изучающий небесные объекты, такие, как звёзды, планеты, их спутники и прочее.
Телескоп – это прибор, с помощью которого можно изучать небесные объекты, находящиеся очень далеко.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. в 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. Стр.21-23
2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Еще с давних времен люди направляли свой взор к небу. У них было много вопросов: что такое солнце? Почему днём не видно звёзд? Как узнать, где какое созвездие? Солнце дает жизнь всему, что есть на нашей планете: людям, животным, растениям. У жителей Древнего Египта, например, бог Солнца считался главным богом, ему приносились жертвы и возносились молитвы.
Что такое Солнце?
Солнце – это звезда. Как и любая из звёзд, Солнце представляет собой раскалённое небесное тело. Учёные выяснили, что температура на его поверхности очень высокая. Масса Солнца в 333 раза больше Земли. И хотя нам оно кажется маленьким ярким кружочком, Солнце по размеру в соотношении с нашей планетой является великаном. От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Именно это огромное расстояние позволяет солнечным лучам не сжигать нашу планету, а только освещать и обогревать её.
Почему днём не видно звёзд?
Звёзды – это небесные тела.Все они находятся на огромных расстояниях от Земли и поэтому не греют. Если присмотреться, звёзды в ночном небе блестят разными цветами. Они мерцают белым, голубым, жёлтым и даже красным цветом. Самые горячие звёзды – белые и голубые. Их температура намного превышает температуру Солнца. Жёлтые звёзды по раскалённости близки к нашему светилу. Ну, а красные звёзды имеют сравнительно с Солнцем низкий градус нагрева. Так же звёзды между собой отличаются и по размерам. В небе наблюдаются красные гиганты, звёзды нормального размера и звёзды-карлики.
Днём, когда Солнце освещает всё пространство земли и неба, блеск других звёзд не заметен. Вот почему мы не можем наблюдать звёзды днём. Но как только Солнце исчезает с небосклона, они начинают проявляться в ночном небе. Конечно, в течение дня звёзды с неба никуда не уходят. Просто из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их блеск. Особенно хорошо видны звёзды в безлунную ночь. Самые яркие и заметные звёзды ещё в древности люди объединили в созвездия. Каждое созвездие имеет своё имя и место среди россыпи остальных звёзд.
Почему Луна бывает разной?
Часто в ночном небе мы можем увидеть ещё одно светило – Луну. Это и не звезда, как Солнце, и не планета, как наша Земля. Это естественный спутник Земли. Естественный спутник, потому что его создала природа. Луна вращается вокруг Земли, а так же вокруг своей оси.
Во все времена людей интересовало то, что находится в небе. Они наблюдали, как у Луны меняется форма, и не могли найти этому объяснение. То она похожа на круглое яблоко, то на серп, который назвали Месяцем. Много сказок, легенд и мифов было придумано о Луне.
На самом деле Луна имеет круглую форму. Сама она не излучает свет, как звёзды, но отражает свет Солнца. И в течение месяца Солнце с разных сторон освещает Луну. Ведь она всё время оборачивается вокруг своей оси. А нам кажется, что форма Луны меняется.Ведь мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. Тёмная, неосвещённая часть Луны нам не видна. Луна находится ближе всех к Земле. Космический корабль летит до Луны 3 дня и 3 ночи.
Изучают и наблюдают за всеми небесными телами учёные, которые имеют для этого специальную подготовку. Их называют астрономами. Для наблюдением за самыми дальними объектами астрономы используют такие приборы, как телескопы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Установите соответствие между картинками и названиями.
Источник
Конспект урока с презентацией по окружающему миру на тему «Что у нас над головой»(1 класс)
Выбранный для просмотра документ презентация к уроку.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Какие бывают облака? Кучевые облака Слоистые облака Перистые облака
Созвездие Большая Медведица Ковш Большой Медведицы
звездочёты астрономы подзорная труба телескоп звёзд на небе 200 000 000
Выбранный для просмотра документ распечатка.docx
Выбранный для просмотра документ урок.docx
Урок по окружающему миру
Тема «Что у нас над головой»
1)уточнить знания о дневном и ночном небе, сообщить элементарные сведения о Солнце, облаках, созвездии Большой Медведицы;
2)развивать представления о форме и размерах предметов, развивать речь, внимательность, активность, интерес к предмету ;
3) воспитывать положительное отношение к учению, к урокам окружающего мира .
предметные: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо; познакомятся с созвездием Большой Медведицы.
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;
познавательные: сравнивать, анализировать, выделять нужную информацию, делать выводы;
коммуникативные: принимать другую точку зрения или отстаивать свою позицию, формирование умения работать в паре;
личностные: формирование положительной учебной мотивации.
Оборудование: видеоаппаратура, ноутбуки, запись мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню», учебник, рабочие тетради. На доске: Черепаха в колпаке звездочёта, Муравьишка в беретике, похожем на облачко, солнце, облако, звезда, луна, небо дневное и небо ночное. Дополнительная литература: атлас-определитель «От Земли до неба»
I .Организационный момент. (1 слайд)
— Ребята, встало солнышко давно,
заглянуло к нам оно.
На урок торопит нас —
«Окружающий мир» у нас сейчас.
Самый 1-й шаг к познанию мира – наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Сегодня мы будем работать над развитием этих качеств. И в конце урока посмотрим, кто какие открытия смог сделать
II .Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.
-К нам на урок любопытный Муравьишка пришёл с вопросом: «Что у нас над головой, когда вы находитесь на улице?»
— Вы уже готовы ответить на вопрос Муравьишке? (ответы детей)
-как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
Вышел ранним утром Муравьишка на улицу, потянулся, улыбнулся, взглянул на небо и ахнул… Самого себя увидел. Может ли быть такое?
Самоопределение к деятельности. (3слайд)
— Что вы видите, ребята, на слайде?
— Посмотрите на облака. Что можно сказать про форму облаков? Все ли облака одинаковые?
III .Открытие новых знаний.
1.-Что такое облако, как вы понимаете?
Облако — это множество мелких капель воды, поднятых вверх теплым потоком воздуха. Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму, потому что образуются на разной высоте и при разной температуре. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.
(4 слайд) Одни из них напоминают большие кучи ваты. Найдите их на картинках, это кучевые облака.
Другие облака расположены слоями, найдите их — это слоистые облака.
Третьи напоминают перья, покажите их — это перистые облака.
Итог: Ребята, мог ли Муравьишка увидеть себя над головой?
А вот, ребята, посмотрите( обращаю внимание на слайд)
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез (туча)
(5 слайд) Поверните головы налево и посмотрите в окно. Есть ли облака на небе сегодня? Какую форму имеют облака на небе сегодня? На что они похожи? Откройте тетради, отметьте какие облака сегодня.
-смогли ли вы отметить нужные облака? Почему? ( если небо затянуто тучами, то нужно дать задание детям: понаблюдать до следующего урока за облаками и отметить те облака, какие обучающиеся увидят)
(проверка по Документкамере у 1 уч-ка)
Поднять руки над головой
Подтянуться руками вверх;
плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
Беленькое облако
Поднялось над крышей
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
4. Продолжение работы по теме ( Обращаю внимание на доску. На доске прикреплены два неба: дневное и ночное, солнце, облако, звезда, луна)
— Муравьишка считает, что у нас над головой только Солнце и облака. А Черепаха говорит, что это не так. Кто из них прав, как вы считаете?
Посмотрите на Черепаху, что у нее на голове? Кто в таких колпаках ходит?
*Узнать сколько звезд на небе, люди пытались очень-очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, наблюдая за звездами, так и называли звездочеты . Позднее их стали называть астрономы.
-Мы сейчас говорили с вами об облаках. А на каком небе хорошо просматриваются облака на дневном или ночном?
Поместим облако на какое небо?
Мудрая Черепаха загадывает нам загадки:
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все . (Солнце) На каком небе?
Украшал ночную синь
А прошла неделя только –
От него осталась долька. (Луна) На каком небе?
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Меньше, чем комарики. (Звезды)
— Где это все можно увидеть?
Всё, что мы поместили на очное и дневное небо, это небесные тела. Всё это можно увидеть на небе.
Включаю презентацию (6 слайд)
5. Уточнение представлений о Солнце. Работа на ноутбуках
— Взглянув на Солнце, Муравьишка воскликнул: «Солнце – алый колобок». Вы с ним согласны? Почему? Открываем ноутбуки.
Посмотрите на предметы: куб, тарелка, мяч, яблоко.
С каким из них можно сравнить Солнце? (Солнце имеет форму шара. По форме оно похоже на мяч или колобок).
А какое по размеру Солнце на самом деле? (Солнце – огромный раскалённый шар. Оно во много раз больше Земли.)
— А можем ли мы долететь до Солнца? (Солнце находится далеко. До него долететь не возможно. Солнце очень горячее.)
(7 слайд) — А сейчас я вам включу отрывок из мультфильма, а вы посмотрите внимательно на Мудрую Черепаху. Почему она в тёмных очках?
Фильм (На Солнце нужно смотреть только через тёмные очки.)
— Ребята, давайте поиграем в игру «День-ночь». Если я говорю слово «ночь», вы должны положить голову на парту и закрыть глаза. Если слово «день» — сесть красиво. Мы с Муравьишкой и черепахой посмотрим, как вы умеете играть.
7.Проблемно-поисковая работа. Знакомство с созвездием Большая медведица.
— Ребята, давайте представим, что уже ночь.
— Черепаха предлагает нам полюбоваться красотой ночного неба. (8слайд)
— Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное)
-В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звезды бывают желтого, голубого, белого, оранжевого и красного цвета.
А как вы думаете
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (9слайд. Щёлкаю до изображения ковша)
(10слайд) Что вы видите на слайде? (Медведицу). А в ней наш ковш. Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медведя короткий. Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему? Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку.
Жила-была на белом свете Каллисто и её сын – охотник Аркас. Каллисто была очень красивой. Однажды злая волшебница узнала о её красоте и превратила Каллисто в медведицу. Медведица поселилась в лесу среди диких животных. Однажды сын Аркас отправился на охоту и заметил медведицу, которая его не испугалась. Аркас решил выстрелить. Но случилось чудо. Добрый волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил её в созвездие.
— На небе мы наблюдаем скопления звёзд. Это созвездия. Их очень много. Ещё в древности (много-много лет назад) люди видели на небе фигуры из звёзд, которые они назвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия назвали их именами.
-Созвездий очень много – 88. Но не все из них яркие и заметные. На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже невозможно рассмотреть, о чём говорит название созвездия.
(Этот блок выполняется, если позволяет время на уроке, можно перенести его на следующий урок)
Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).
Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).
Работа в тетрадях. — А теперь посмотрите в тетради задание №2. Вам нужно соединить более крупные точки-звезды и у вас получится ковш. Посмотрите в учебник, где изображен этот ковш. Работайте в парах, помогая друг другу.
Дети выполняют задание.
-Молодцы! Все справились с этим заданием. ______________________________________________________________
IV .Подведение итогов урока.
— Над какой темой работали на уроке?
Продолжите фразу: « Теперь я знаю, что …»
-А где можно найти дополнительные сведения о том, что вы сегодня узнали?
— Какое задание показалось самым интересным?
— Какое задание вызвало затруднение?
— Оцените свою работу. Перед вами лежат солнышко, тучка и звёздочка.
-Если вам на уроке все было понятно и очень понравилось, то поднимите солнышко.
-Если что-то вам было не понятно, то поднимите звездочку.
А если на уроке вам было много непонятно, то поднимите облачко.
Все сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Черепашка и Муравьишка прощаются с вами. Спасибо за урок
Источник